Автор: a******@rambler.ru, 24 Ноября 2011 в 16:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы провести анализ путей совершенствования организации оплаты труда в бюджетном учреждении.
Задачи исследования:
Рассмотреть особенности действия единой тарифной сетки.
Проанализировать проблемы Единой тарифной сетки и необходимость проведения реформ.
Определить сущность реформы по совершенствованию организации оплаты труда в бюджетной организации.
Обосновать недостатки введения новых систем оплаты труда.
Введение 3
Глава 1. Развитие системы оплаты труда в бюджетной сфере 5
1.1. Особенности оплаты труда работников бюджетной сферы 5
1.2. Сущность тарифная система оплаты труда 8
1.3. Проблемы Единой тарифной сетки и необходимость проведения реформ в Российской Федерации 12
1.4. Сущность реформы 16
Глава 2. Развитие новой системы оплаты труда в бюджетной сфере 20
2.1. Переход на новую систему оплаты труда 20
2.2. Введение новой системы оплаты труда в Пермском крае 24
Глава 3. Проблемы новой системы оплаты труда в бюджетной сфере и пути их решения 27
3.1. Трудности внедрения новой системы оплаты труда 27
3.2. Условия успешного внедрения новой системы оплаты труда 31
Заключение 32
Список литературы 34
Приложения 37
Размер тарифной ставки первого разряда устанавливался Правительством Российской Федерации и не мог быть ниже минимальной оплаты труда. При повышении минимального размера оплаты труда Правительство Российской Федерации издавало соответствующее постановление о повышении тарифных ставок Единой тарифной сетки.
Каждому разряду сетки соответствовал тарифный коэффициент, который показывает, во сколько раз тарифные ставки рабочих второго и последующих разрядов выше ставки рабочих первого разряда.
Разряды оплаты труда в Единой тарифной сетки отражали сложность выполняемых работ. Зависимость заработной платы от условий труда обеспечивалась различного рода доплатами и компенсациями (за работу с тяжелыми или вредными условиями труда в тяжелых климатических условиях, в ночное время и прочие).
Единая тарифная сетка устанавливала тарифно-квалификационные характеристики рабочих профессий в виде характеристики работ и необходимых знаний работника.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих был утвержден постановлением Министерства труда Российской Федерации от 21 августа 1998 года № 37 «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих». Данный квалификационный справочник содержал три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». В разделе «Должностные обязанности» перечислялись трудовые функции, которые должно выполнять лицо, занимающее данную должность. Раздел «Должен знать» включал в себя требования, предъявляемые к знаниям, необходимым работнику для выполнения своих должностных обязанностей. Раздел «Требования к квалификации» предусматривал минимальный уровень общей и специальной подготовки, необходимой для выполнения данной работы (уровень и профиль образования, стаж работы). [4]
С ростом квалификации работника увеличивались и его тарифная ставка. Присвоение разрядов работникам бюджетной сферы осуществлялось по результатам аттестации. Аттестация работников бюджетной сферы производится в соответствии с Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации и Министерство юстиций Российской Федерации от 23 октября 1992 года № 27, 8/196 «Об утверждении основных положений о порядке аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании». В соответствии с этими Основными положениями на каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее, чем за две недели до начала ее проведения его непосредственным руководителем подготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку: соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты его труда; его профессиональной компетентности; отношения к работе и выполнению должностных обязанностей; показателей; показателей результатов работы за прошедший период. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленными материалами. В состав аттестационной комиссии включаются председатель, секретарь и члены комиссии. В аттестационную комиссию включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, представители профсоюзных организаций. [5]
Аттестационная
комиссия рассматривает представление,
заслушивает аттестуемого и руководителя
подразделения, в котором он работает.
Руководители учреждений, организаций,
предприятий проходят аттестацию в комиссиях,
организуемых вышестоящими органами по
подчиненности. Оценка деятельности работника
и рекомендации комиссии принимаются
открытым голосованием большинством голосов.
Руководитель организации с учетом рекомендаций
аттестационной комиссии в месячный срок
принимает решение об установлении работникам
соответствующих разрядов оплаты труда.
Результаты аттестации после их утверждения
руководителем вносятся в трудовую книжку
работника с указанием разряда оплаты
по Единой тарифной сетки.
Применение системы оплаты труда на основе Единой тарифной сетки не позволяло в полной мере учитывать особенности и различия деятельности отдельных категорий работников различных отраслей бюджетной сферы.
Для достижения целей в совершенствовании системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения, расширения прав субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в выработке обоснованной политики по установлению уровня оплаты труда и порядка его индексации необходимо внесение принципиальных изменений в регулирование труда работников в организациях бюджетной сферы.
Единая тарифная сетка не обеспечивала объективности в сфере исчисления заработной платы, хотя Правительство Российской Федерации неоднократно её видоизменяло. Диапазон коэффициентов Единой тарифной сетки трижды менялся в сторону сокращения. Предпоследнее реформирование Единой тарифной сетки с математической точки зрения являлось наиболее продуманным. Однако с экономической точки зрения нельзя считать оправданным то, что первый и последний разряды Единой тарифной сетки стали отличатся только в 4,5 раза вместо 10 раз, как это было при введении Единой тарифной сетки. Принципиальные недостатки Единой тарифной сетки были заложены не в самом принципе её построения, а в недостаточном количестве разрядов, низких тарифных коэффициентах и крайне низкой величине тарифной ставки первого разряда. [9, с. 84.]
Другой
важнейшей проблемой
Тарифные ставки (оклады), утвержденные на основе Единой тарифной сетки, должны были стать гарантией минимальных уровней оплаты труда на всей территории Российской Федерации для конкретных профессионально квалифицированных групп работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, при соблюдении работниками согласно трудовому законодательству продолжительности рабочего времени и при выполнении ими трудовых обязанностей (норм труда). [10, с. 129.]
Вопрос повышения заработной платы работников бюджетной сферы мог быть решён и при действующей на то время Единой тарифной сетки. Так, при условии приближения ставки первого разряда к прожиточному минимуму, что предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, была возможна дифференциация размеров тарифных ставок даже в рамках одного разряда Единой тарифной сетки.
Вместе
с тем, отказ от Единой тарифной сетки
сам по себе не сможет изменить уровень
материального обеспечения
В настоящее время осуществляется работа по переходу на новые системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, которые приходят на смену Единой тарифной сетки, действовавшей с 1992 года.
Российской
трехсторонней комиссией в
Целями перехода на новые условия труда являются:
Правительством
Российской Федерации принято
В
настоящее время
Наиболее
существенными условиями
В
декабре 2008 года все федеральные
бюджетные организации
В целях оказания помощи членским организациям Федерации Независимых Профсоюзов России были подготовлены и направлены рекомендации по действиям в условиях введения новых систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.
Для совершенствования организации заработной платы работников бюджетных организаций, обеспечения более тесной увязки уровня труда с его качеством и результатами, сокращения дифференциации в оплате труда работников в бюджетном и внебюджетном секторах экономики в рамках социального партнерства планировалась разработка и установление Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Однако установить базовые оклады и ставки заработной платы на первом этапе введения новых систем оплаты труда Правительство Российской Федерации не смогло из-за неготовности Министерства здравоохранения и социального развития России своевременно подготовить эти предложения, что представители Правительства Российской Федерации объясняют отсутствием объективных статистических данных о фактической численности персонала по всем категориям работников бюджетных учреждений, а также значительными различиями в объемах ассигнований на оплату труда в федеральных бюджетных учреждениях по видам экономической деятельности. [12 , С. 131.].
Решением Российской трехсторонней комиссией (июль 2008 года) Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложено до 1 января 2010 года обобщить предложения федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений, являющихся главными распорядителями средств федерального бюджета, по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, исходя из практики реализации новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений в 2009 году, и внести их в Правительство Российской Федерации.