Общее представление о федеральном бюджете, его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – произвести анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2008-2010 гг. и рассмотреть перспективы дальнейшего развития. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ;
исследовать состав, структуру и динамику доходов и расходов в 2008-2010 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….5
1.1.Общее представление о федеральном бюджете, его функции………………5
1.2.Доходы федерального бюджета………………………………………………8
1.3.Расходы федерального бюджета……………………………………………..14
2.АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА………….17
2.1.Основные параметры федерального бюджета………………………………17
2.2.Анализ динамики доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг………20
2.3.Анализ динамики расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг…….22
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….24
3.1.Изменения в 2011 году……………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….…30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 71.55 Кб (Скачать)

Дефицит федерального бюджета в 2011 г. должен сократиться до 1,934 трлн. руб., или 4% ВВП, а в 2012г. — до 1,611 трлн. руб., или 3% ВВП.

На протяжении последних девяти лет федеральный бюджет исполнялся с профицитом, превышение доходов над расходами обеспечивали высокие мировые цены на энергоносители.

Учитывая большую непредсказуемость  этих доходов, было принято решение  о том, чтобы использовать на расходы  бюджета только разумную часть нефтегазовых доходов, сберегая остальные для  того, чтобы при резком падении  цен на нефть бюджет смог бы продолжать оплачивать возникшие обязательства. Дополнительные доходы бюджета концентрировались  в государственных фондах, сначала  — в Стабилизационном фонде, затем  — в Резервном фонде и Фонде  национального благосостояния. Наступивший  кризис показал правильность и дальновидность такой бюджетной политики.

Сегодня цена нефти намного ниже и экспорт уже не приносит прежних  доходов.

Другой серьёзной причиной снижения цены на нефть является ожидаемое  сокращение прироста потребления нефти. Развитые страны в долгосрочной перспективе будут сокращать прирост потребления нефти и переходить к альтернативным ресурсам.

Еще одним фактором снижения цен  на нефть станут новые технологии, которые увеличат извлекаемость  углеводородов даже из выработанных месторождений, а также облегчат транспортировку нефти и газа из труднодоступных сейчас районов. Поэтому не следует сегодня ждать, что рынок нефти и газа в  ближайшие годы будет снова расти  быстрыми темпами.

Остаются и факторы, которые  будут влиять на рост цены на нефть, в частности инфляция и курс доллара [14, c. 23].

Планируется начать использование резервов Фонда национального благосостояния. Так в 2013-2014 гг. страна может остаться без резервов, но с большими объёмами социальных обязательств и государственного долга. Между тем главная задача федерального бюджета — безусловное выполнение взятых государством обязательств [14, c. 23-24].

Вот почему необходимо, с одной  стороны, максимально эффективно и  экономно расходовать имеющиеся  ресурсы, а с другой — изыскивать новые источники для бюджетных  поступлений.

Дополнительные бюджетные доходы планируется также получить от приватизации государственного имущества. В России слишком много предприятий находится  в государственной собственности, поэтому с 2011 г. активизируется процесс приватизации. Приватизация важных пакетов во многих отраслях будет способствовать развитию конкуренции, улучшению бизнес-среды, привлечению частных инвестиций, которые являются ключевыми в подъёме любой экономики. В посткризисный период стране будут очень нужны инвестиции для роста. Приватизация даст серьёзный толчок новым инвестициям для модернизации в России. Поиски дополнительных бюджетных доходов идут и в других направлениях [14, c. 24].

В 2011 государственный долг составит - 14,6% ВВП, а в 2012 г. - 15,4% ВВП. Хотя это не представляет серьёзной опасности, тем не менее, эти цифры достаточно велики. Поэтому позиция Минфина — обеспечивать долгосрочную сбалансированность бюджета, не наращивать до бесконечности бюджетные расходы, а всемерно повышать эффективность использования бюджетных ресурсов, тщательно определять цели, на достижение которых они будут израсходованы [14, c. 24-25].

Основная задача бюджетной политики на ближайшие годы — не увеличивать  расходы. Контролируя расходы бюджета, можно создать условия для  кредитования банками реального  сектора экономики. Условия кредитования в России должны быть не хуже, чем на иностранных рынках. Кризис подарил России такую возможность в виде снижения инфляции. Если удастся обеспечить возможность для кредитования по низким ставкам, то экономика получит триллионы «длинных» денег. До кризиса Правительству не удалось качественно управлять денежно-кредитной политикой, несмотря на то, что прирост ликвидности в экономике составлял около 50% в год. В результате возникли две проблемы — инфляция и укрепление рубля. Для развития ряда отраслей промышленности были нужны «длинные» кредиты и низкие ставки. При послекризисном восстановлении необходимо избежать возвращения к проблеме избыточной ликвидности в экономике [18, c. 26].

Курс рубля сегодня отвечает текущей конъюнктуре рынка. Он растет вслед за ценами на нефть и благодаря  притоку капитала. Российские власти не проводят политику целенаправленного  укрепления рубля. ЦБ почти не участвует  в интервенциях, интервенции незначительны. Это означает, что рубль сегодня  свободный, т.е. такой, какой и должен быть. Правильнее всего было бы придерживаться свободного курсообразования, но монетарные власти в России в ближайшее время  будут иметь возможность управлять курсом рубля [18, c. 26-27].

Последствия кризиса будут сказываться  еще в течение 1-2 лет. Попытки поддержать спрос в экономике государственными методами, при помощи инструментов ЦБ и Правительства сдерживали проявление более глубоких кризисных явлений [18, c .27].

Основной задачей бюджета РФ в настоящее время является финансирование жестко ограниченного числа направлений, необходимых государству, а не поддержка  спроса в ряде отраслей. Позиция  Минфина России заключается в  том, что стимулирование развития экономики  должно происходить за счет создания условий для кредитования реального  сектора по низким ставкам. Российское правительство больше не предполагает усиливать поддержку предприятий  гражданского сектора.

Несмотря на изменение тренда в  экономике с падения на рост, сохраняются  проблемы балансов банков, проблемы в  отраслях, а также проблемы с занятостью населения. Эти проблемы ни в мире, ни в России еще не разрешены. Поэтому  Россия активно участвует в проведении международной антикризисной политики [18, c.28].

Что нас ожидает в ближайшие год-два? Несмотря на то, что показатели промышленности снижались, общий объём ВВП рос. Это говорит о том, что падение российской экономики закончилось. Скорее всего, нашей экономике удастся избежать нового спада [18, c. 28].

Падение добычи нефти в России в  ближайшие десятилетия маловероятно, если начнётся разработка новых месторождений  в Восточной Сибири, на шельфе, на Каспии. Более актуальной становится проблема переработки нашей нефти  в готовые продукты и для внутреннего  потребления, и на экспорт. На сегодняшний  день предусмотрено серьёзное стимулирование нефтепереработки. Увеличение объёмов  переработки будет происходить  ежегодно. Это — один из приоритетов  Правительства [18, c. 28-29].

Нынешний экономический кризис ещё далёк от завершения, фундаментальные  показатели остаются слабыми, продолжается, хотя и низкий, рост безработицы, международная  торговля падает, плохие долги ещё  остаются и в следующем году не исключены банкротства. Но, несмотря на имеющиеся недостатки, наша экономика  остаётся одной из ведущих в мире. И от нас самих зависит, как  её поднять.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе были достигнуты цели по рассмотрению теоретических основ федерального бюджета; исследованию состава, структуры, динамики доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2008-2010 гг.; рассмотрены перспективы развития федерального бюджета.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Федеральный бюджет, являясь первым уровнем бюджетной системы РФ, наряду с обеспечением государства  денежными ресурсами, необходимыми ему для осуществления своих  функций, выступает в роли экономического инструмента, оказывая влияние на формирование децентрализованных фондов денежных средств  – финансовых ресурсов организаций  и домашних хозяйств, а значит, и  на социально-экономическое развитие страны в целом.

Анализ доходов федерального бюджета 2008-2010 гг. показывает, что часть валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему РФ, с каждым годом начинает постепенно увеличиваться. Это говорит о том, что происходит стабилизация экономики.

В 2008-2010 гг. сокращению дефицита бюджета способствовали высокие цены на энергоносители (главный источник превышения доходов над расходами федерального бюджета, формирования Стабилизационного фонда и, как следствие, уменьшения внешнего долга страны) и проводимая курсовая политика.

Прогнозируется уменьшение цены на энергоносители, поэтому в ближайшие годы нужно найти дополнительные источники доходов бюджета, добиться низких ставок кредитов, для развития ряда отраслей промышленности. Без решения этих задач у нас не сможет начаться модернизация экономики.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17.07.1998 г. (с учетом последующих изменений и дополнений);

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 г. (с учетом последующих изменений и дополнений);

3. Федеральный закон «О Федеральном бюджете РФ на 2007 год» № 238-ФЗ от 19.12.2006.;

4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральном бюджете РФ на 2007 год»» № 267-ФЗ от 23.11.2007 г.;

5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24.07.2007 г.;

6. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»» № 19-ФЗ от 03.03.2008 г.;

7. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» № 204-ФЗ от 24.11.2008 г.;

8. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» № 308-ФЗ от 02.12.2009 г.;

9. Бюджетная классификация Российской Федерации (с учетом изменений и дополнений) от 22.12.2005 № 176-ФЗ;

10. Нешитой А.С. Финансы: Учебник.- 6-е изд., перераб. и доп.– [текст] М.: 2006. – 512с.

11. Финансы: учеб.-3-е изд., перераб. и доп. [текст]/ под ред. проф. В. Г. Князева, проф. В.А. Слепова.-М.:2008.-654 с.

12. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. [текст]/ под ред. В. В. Ковалева. – М.:2006. – 640 с.;

13. Финансы: Учебник [текст] / Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1995.

14. Караваева И. В. Отечественная налоговая политика в условиях бюджетного дефицита [текст] / И. В. Караваева // Финансы.- 2010.- №1.-с. 23-27

15. Кудрин А.Л. Бюджет-2010: выполнение социальных обязательств,

поддержка экономики [текст]/ А. Л. Кудрин// Финансы. – 2009. - №12. – С. 3-8.

16. Кудрин А.Л. Бюджет-основа обеспечения долгосрочной финансовой

устойчивости страны [текст]/ А. Л. Кудрин // Финансы. – 2008. - №12. – С. 3-8.

17. Кукол Е. Бюджет остановился на расходах [текст] / Е. Кукол // Рос. газета.- 2010.- 28 сент.- с. 4

18. Тимохина Е. Анализ устойчивости федерального бюджета России в период кризиса [текст] / Е. Тимохина // Вопросы экономики.- 2011.- №1.- с. 26-38

19. Шкель Т. Дума приняла бюджет [текст] / Т. Шкель // Рос. газета.- 2010.- 25 нояб.- с.2

20. [Электронный ресурс] // http://www.budgetrf.ru

21. [Электронный ресурс] // http://www.minfin.ru

22. [Электронный ресурс] // http://www.finansy.ru

23. [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Таблица 1- Доходы федерального бюджета РФ на 2008-2010 гг. (млн. руб.)

Наименование налогов  и платежей

2008

2009

2010

Налог на прибыль организаций

560 731,3

597 409,0

637 064,9

Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет

426 718,3

483 548,8

546 439,7

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 586 118,5

2 154 448,2

2 450 704,6

Налог на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации

1 468 663,8

2 020 847,8

2 306 058,8

Акцизы по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 

117 454,7

133 600,4

144 645,8

Акцизы на спирт этиловый  из всех видов сырья (в том числе  этиловый спирт-сырец из всех видов  сырья), производимый на территории Российской Федерации

5 576,7

6 082,2

6 606,6

Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации

5 426,1

5 921,4

6 435,6

Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья, за исключением  пищевого, производимый на территории Российской Федерации

150,6

160,8

171,0

Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации

1 160,4

1 184,2

1 207,9

Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации

57 071,7

67 015,4

71 526,5

Акцизы на бензин, производимый на территории Российской Федерации

39 655,4

43 743,7

48 011,3

Акцизы на автомобили легковые  и мотоциклы, производимые на территории Российской Федерации

1 099,9

1 416,6

1 792,4

Акцизы на дизельное топливо, производимое на территории Российской Федерации

12 109,8

13 326,8

14 618,1

Акцизы на моторные масла  для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации

780,8

831,5

883,0

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

882 950,5

1 011 230,5

1 171 694,0

Налог на добавленную стоимость  на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

859 461,4

983 929,8

1 140 299,5

Акцизы по подакцизным  товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации 

23 489,1

27 300,7

31 394,5

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

956 479,8

892 306,0

879 001,6

Налог на добычу полезных ископаемых

927 853,8

862 614,1

850 304,2

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья

920 135,6

854 489,3

841 762,7

Нефть

820 326,9

750 557,1

734 538,6

Газ горючий природный  из всех видов месторождений углеводородного  сырья

92 590,9

95 494,1

97 818,2

Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного  сырья

7 217,8

8 438,1

9 405,9

Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов)

7 718,2

8 124,8

8 541,5

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при  выполнении соглашений о разделе  продукции 

12 450,4

13 516,3

12 521,8

Водный налог

13 843,1

13 843,1

13 843,1

Сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов

2 332,5

2 332,5

2 332,5

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ

27 889,1

28 270,2

28 384,1

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

2 669 980,1

2 627 404,3

2 644 796,5

Ввозные таможенные пошлины

516 651,0

600 102,1

694 135,8

Вывозные таможенные пошлины

1 814 974,0

1 693 660,7

1 615 023,6

Вывозные таможенные пошлины  на нефть сырую

1 164 855,9

1 067 795,2

995 993,3

Вывозные таможенные пошлины  на газ природный

343 482,3

341 699,9

335 404,4

Вывозные таможенные пошлины  на товары, выработанные из нефти

268 395,1

244 381,3

241 188,7

Прочие вывозные таможенные пошлины

38 240,7

39 784,3

42 437,2

Таможенные сборы

20 991,9

22 314,4

24 099,5

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

317 363,2

311 327,1

311 537,6

Целевые отчисления от всероссийских  государственных лотерей

1 288,0

2 140,0

2 140,0

ВСЕГО ДОХОДОВ 

7 112 155,6

7 796 757,0

8 360 225,4

Информация о работе Общее представление о федеральном бюджете, его функции