Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:01, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – произвести анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2008-2010 гг. и рассмотреть перспективы дальнейшего развития. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ;
исследовать состав, структуру и динамику доходов и расходов в 2008-2010 гг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….5
1.1.Общее представление о федеральном бюджете, его функции………………5
1.2.Доходы федерального бюджета………………………………………………8
1.3.Расходы федерального бюджета……………………………………………..14
2.АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА………….17
2.1.Основные параметры федерального бюджета………………………………17
2.2.Анализ динамики доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг………20
2.3.Анализ динамики расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг…….22
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….24
3.1.Изменения в 2011 году……………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….…30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...32
Дефицит федерального бюджета в 2011 г. должен сократиться до 1,934 трлн. руб., или 4% ВВП, а в 2012г. — до 1,611 трлн. руб., или 3% ВВП.
На протяжении последних девяти лет федеральный бюджет исполнялся с профицитом, превышение доходов над расходами обеспечивали высокие мировые цены на энергоносители.
Учитывая большую
Сегодня цена нефти намного ниже и экспорт уже не приносит прежних доходов.
Другой серьёзной причиной снижения цены на нефть является ожидаемое сокращение прироста потребления нефти. Развитые страны в долгосрочной перспективе будут сокращать прирост потребления нефти и переходить к альтернативным ресурсам.
Еще одним фактором снижения цен на нефть станут новые технологии, которые увеличат извлекаемость углеводородов даже из выработанных месторождений, а также облегчат транспортировку нефти и газа из труднодоступных сейчас районов. Поэтому не следует сегодня ждать, что рынок нефти и газа в ближайшие годы будет снова расти быстрыми темпами.
Остаются и факторы, которые будут влиять на рост цены на нефть, в частности инфляция и курс доллара [14, c. 23].
Планируется начать использование резервов Фонда национального благосостояния. Так в 2013-2014 гг. страна может остаться без резервов, но с большими объёмами социальных обязательств и государственного долга. Между тем главная задача федерального бюджета — безусловное выполнение взятых государством обязательств [14, c. 23-24].
Вот почему необходимо, с одной стороны, максимально эффективно и экономно расходовать имеющиеся ресурсы, а с другой — изыскивать новые источники для бюджетных поступлений.
Дополнительные бюджетные
В 2011 государственный долг составит - 14,6% ВВП, а в 2012 г. - 15,4% ВВП. Хотя это не представляет серьёзной опасности, тем не менее, эти цифры достаточно велики. Поэтому позиция Минфина — обеспечивать долгосрочную сбалансированность бюджета, не наращивать до бесконечности бюджетные расходы, а всемерно повышать эффективность использования бюджетных ресурсов, тщательно определять цели, на достижение которых они будут израсходованы [14, c. 24-25].
Основная задача бюджетной политики на ближайшие годы — не увеличивать расходы. Контролируя расходы бюджета, можно создать условия для кредитования банками реального сектора экономики. Условия кредитования в России должны быть не хуже, чем на иностранных рынках. Кризис подарил России такую возможность в виде снижения инфляции. Если удастся обеспечить возможность для кредитования по низким ставкам, то экономика получит триллионы «длинных» денег. До кризиса Правительству не удалось качественно управлять денежно-кредитной политикой, несмотря на то, что прирост ликвидности в экономике составлял около 50% в год. В результате возникли две проблемы — инфляция и укрепление рубля. Для развития ряда отраслей промышленности были нужны «длинные» кредиты и низкие ставки. При послекризисном восстановлении необходимо избежать возвращения к проблеме избыточной ликвидности в экономике [18, c. 26].
Курс рубля сегодня отвечает текущей конъюнктуре рынка. Он растет вслед за ценами на нефть и благодаря притоку капитала. Российские власти не проводят политику целенаправленного укрепления рубля. ЦБ почти не участвует в интервенциях, интервенции незначительны. Это означает, что рубль сегодня свободный, т.е. такой, какой и должен быть. Правильнее всего было бы придерживаться свободного курсообразования, но монетарные власти в России в ближайшее время будут иметь возможность управлять курсом рубля [18, c. 26-27].
Последствия кризиса будут сказываться
еще в течение 1-2 лет. Попытки поддержать
спрос в экономике
Основной задачей бюджета РФ
в настоящее время является финансирование
жестко ограниченного числа
Несмотря на изменение тренда в
экономике с падения на рост, сохраняются
проблемы балансов банков, проблемы в
отраслях, а также проблемы с занятостью
населения. Эти проблемы ни в мире,
ни в России еще не разрешены. Поэтому
Россия активно участвует в проведении
международной антикризисной
Что нас ожидает в ближайшие год-два? Несмотря на то, что показатели промышленности снижались, общий объём ВВП рос. Это говорит о том, что падение российской экономики закончилось. Скорее всего, нашей экономике удастся избежать нового спада [18, c. 28].
Падение добычи нефти в России в
ближайшие десятилетия
Нынешний экономический кризис ещё далёк от завершения, фундаментальные показатели остаются слабыми, продолжается, хотя и низкий, рост безработицы, международная торговля падает, плохие долги ещё остаются и в следующем году не исключены банкротства. Но, несмотря на имеющиеся недостатки, наша экономика остаётся одной из ведущих в мире. И от нас самих зависит, как её поднять.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были достигнуты цели по рассмотрению теоретических основ федерального бюджета; исследованию состава, структуры, динамики доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2008-2010 гг.; рассмотрены перспективы развития федерального бюджета.
На основании проделанной
Федеральный бюджет, являясь первым
уровнем бюджетной системы РФ,
наряду с обеспечением государства
денежными ресурсами, необходимыми
ему для осуществления своих
функций, выступает в роли экономического
инструмента, оказывая влияние на формирование
децентрализованных фондов денежных средств
– финансовых ресурсов организаций
и домашних хозяйств, а значит, и
на социально-экономическое
Анализ доходов федерального бюджета 2008-2010 гг. показывает, что часть валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему РФ, с каждым годом начинает постепенно увеличиваться. Это говорит о том, что происходит стабилизация экономики.
В 2008-2010 гг. сокращению дефицита бюджета способствовали высокие цены на энергоносители (главный источник превышения доходов над расходами федерального бюджета, формирования Стабилизационного фонда и, как следствие, уменьшения внешнего долга страны) и проводимая курсовая политика.
Прогнозируется уменьшение цены на энергоносители, поэтому в ближайшие годы нужно найти дополнительные источники доходов бюджета, добиться низких ставок кредитов, для развития ряда отраслей промышленности. Без решения этих задач у нас не сможет начаться модернизация экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17.07.1998 г. (с учетом последующих изменений и дополнений);
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 г. (с учетом последующих изменений и дополнений);
3. Федеральный закон «О Федеральном бюджете РФ на 2007 год» № 238-ФЗ от 19.12.2006.;
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральном бюджете РФ на 2007 год»» № 267-ФЗ от 23.11.2007 г.;
5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24.07.2007 г.;
6. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»» № 19-ФЗ от 03.03.2008 г.;
7. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» № 204-ФЗ от 24.11.2008 г.;
8. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» № 308-ФЗ от 02.12.2009 г.;
9. Бюджетная классификация Российской Федерации (с учетом изменений и дополнений) от 22.12.2005 № 176-ФЗ;
10. Нешитой А.С. Финансы: Учебник.- 6-е изд., перераб. и доп.– [текст] М.: 2006. – 512с.
11. Финансы: учеб.-3-е изд., перераб. и доп. [текст]/ под ред. проф. В. Г. Князева, проф. В.А. Слепова.-М.:2008.-654 с.
12. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. [текст]/ под ред. В. В. Ковалева. – М.:2006. – 640 с.;
13. Финансы: Учебник [текст] / Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1995.
14. Караваева И. В. Отечественная налоговая политика в условиях бюджетного дефицита [текст] / И. В. Караваева // Финансы.- 2010.- №1.-с. 23-27
15. Кудрин А.Л. Бюджет-2010: выполнение социальных обязательств,
поддержка экономики [текст]/ А. Л. Кудрин// Финансы. – 2009. - №12. – С. 3-8.
16. Кудрин А.Л. Бюджет-основа обеспечения долгосрочной финансовой
устойчивости страны [текст]/ А. Л. Кудрин // Финансы. – 2008. - №12. – С. 3-8.
17. Кукол Е. Бюджет остановился на расходах [текст] / Е. Кукол // Рос. газета.- 2010.- 28 сент.- с. 4
18. Тимохина Е. Анализ устойчивости федерального бюджета России в период кризиса [текст] / Е. Тимохина // Вопросы экономики.- 2011.- №1.- с. 26-38
19. Шкель Т. Дума приняла бюджет [текст] / Т. Шкель // Рос. газета.- 2010.- 25 нояб.- с.2
20. [Электронный ресурс] // http://www.budgetrf.ru
21. [Электронный ресурс] // http://www.minfin.ru
22. [Электронный ресурс] // http://www.finansy.ru
23. [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1- Доходы федерального бюджета РФ на 2008-2010 гг. (млн. руб.) | ||||
Наименование налогов и платежей |
2008 |
2009 |
2010 | |
Налог на прибыль организаций |
560 731,3 |
597 409,0 |
637 064,9 | |
Единый социальный налог,
зачисляемый в федеральный |
426 718,3 |
483 548,8 |
546 439,7 | |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
1 586 118,5 |
2 154 448,2 |
2 450 704,6 | |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1 468 663,8 |
2 020 847,8 |
2 306 058,8 | |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
117 454,7 |
133 600,4 |
144 645,8 | |
Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), производимый на территории Российской Федерации |
5 576,7 |
6 082,2 |
6 606,6 | |
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации |
5 426,1 |
5 921,4 |
6 435,6 | |
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья, за исключением пищевого, производимый на территории Российской Федерации |
150,6 |
160,8 |
171,0 | |
Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации |
1 160,4 |
1 184,2 |
1 207,9 | |
Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации |
57 071,7 |
67 015,4 |
71 526,5 | |
Акцизы на бензин, производимый на территории Российской Федерации |
39 655,4 |
43 743,7 |
48 011,3 | |
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, производимые на территории Российской Федерации |
1 099,9 |
1 416,6 |
1 792,4 | |
Акцизы на дизельное топливо, производимое на территории Российской Федерации |
12 109,8 |
13 326,8 |
14 618,1 | |
Акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации |
780,8 |
831,5 |
883,0 | |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
882 950,5 |
1 011 230,5 |
1 171 694,0 | |
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
859 461,4 |
983 929,8 |
1 140 299,5 | |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации |
23 489,1 |
27 300,7 |
31 394,5 | |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
956 479,8 |
892 306,0 |
879 001,6 | |
Налог на добычу полезных ископаемых |
927 853,8 |
862 614,1 |
850 304,2 | |
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья |
920 135,6 |
854 489,3 |
841 762,7 | |
Нефть |
820 326,9 |
750 557,1 |
734 538,6 | |
Газ горючий природный
из всех видов месторождений |
92 590,9 |
95 494,1 |
97 818,2 | |
Газовый конденсат из всех
видов месторождений |
7 217,8 |
8 438,1 |
9 405,9 | |
Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) |
7 718,2 |
8 124,8 |
8 541,5 | |
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции |
12 450,4 |
13 516,3 |
12 521,8 | |
Водный налог |
13 843,1 |
13 843,1 |
13 843,1 | |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
2 332,5 |
2 332,5 |
2 332,5 | |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ |
27 889,1 |
28 270,2 |
28 384,1 | |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
2 669 980,1 |
2 627 404,3 |
2 644 796,5 | |
Ввозные таможенные пошлины |
516 651,0 |
600 102,1 |
694 135,8 | |
Вывозные таможенные пошлины |
1 814 974,0 |
1 693 660,7 |
1 615 023,6 | |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую |
1 164 855,9 |
1 067 795,2 |
995 993,3 | |
Вывозные таможенные пошлины на газ природный |
343 482,3 |
341 699,9 |
335 404,4 | |
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти |
268 395,1 |
244 381,3 |
241 188,7 | |
Прочие вывозные таможенные пошлины |
38 240,7 |
39 784,3 |
42 437,2 | |
Таможенные сборы |
20 991,9 |
22 314,4 |
24 099,5 | |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
317 363,2 |
311 327,1 |
311 537,6 | |
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей |
1 288,0 |
2 140,0 |
2 140,0 | |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
7 112 155,6 |
7 796 757,0 |
8 360 225,4 |
Информация о работе Общее представление о федеральном бюджете, его функции