Общее представление о федеральном бюджете, его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – произвести анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2008-2010 гг. и рассмотреть перспективы дальнейшего развития. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ;
исследовать состав, структуру и динамику доходов и расходов в 2008-2010 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….5
1.1.Общее представление о федеральном бюджете, его функции………………5
1.2.Доходы федерального бюджета………………………………………………8
1.3.Расходы федерального бюджета……………………………………………..14
2.АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА………….17
2.1.Основные параметры федерального бюджета………………………………17
2.2.Анализ динамики доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг………20
2.3.Анализ динамики расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг…….22
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….24
3.1.Изменения в 2011 году……………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….…30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 71.55 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….5

1.1.Общее представление  о федеральном бюджете, его  функции………………5

1.2.Доходы федерального  бюджета………………………………………………8

1.3.Расходы федерального  бюджета……………………………………………..14

2.АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА………….17

2.1.Основные параметры  федерального бюджета………………………………17

2.2.Анализ динамики доходов  федерального бюджета на 2008-2010 гг………20

2.3.Анализ динамики расходов  федерального бюджета на 2009-2011 гг…….22

3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….24

3.1.Изменения в 2011 году……………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….…30

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...32

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества ведущую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью политики. Одним  из наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое  и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено  которой – бюджетная система, представленная совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов государственных  внебюджетных фондов. Центральное место  в бюджетной системе любого государства  занимает федеральный бюджет – имеющий  силу закона финансовый план государства  на текущий финансовый год. Именно в  нем аккумулируется основная масса  налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия  на экономическое развитие страны и  реализации социальной политики на всей ее территории.

Федеральный бюджет, будучи экономической  категорией, выражает экономические  отношения в обществе – отношения  между социальными слоями и группами и государством. В этой связи важно, чтобы налоговые и неналоговые  поступления, зачисляемые в федеральный  бюджет, были не слишком обременительны для населения и хозяйствующих  субъектов и наряду с этим обеспечивали государство оптимальным объемом  денежных ресурсов, необходимых ему  для решения экономических, политических и социальных задач. Поэтому в  целях преодоления негативных последствий  воздействия налогов и других платежей на развитие экономики страны нужно, чтобы анализ структуры и  динамики доходов федерального бюджета  предшествовал принятию взвешенных решений в указанной сфере.

Актуальность данной темы обусловлена  сложившейся в России экономической ситуацией, когда одним из наиболее важных вопросов является повышение эффективности функционирования и регулирующего воздействия федерального бюджета, что связано в основном с нестабильностью налоговых поступлений и недавно прошедшим кризисом.

Предметом исследования данной курсовой работы являются федеральный бюджет, как экономический инструмент, а объектом выступают доходы и расходы федерального бюджета.

Цель данной курсовой работы –  произвести анализ динамики и структуры  доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2008-2010 гг. и  рассмотреть перспективы дальнейшего  развития. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:

рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ;

исследовать состав, структуру и динамику доходов и расходов в 2008-2010 гг.

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 

1.1.Общее представление о федеральном бюджете

 

Федеральный бюджет представляет собой форму образования и  расходования денежных средств в  расчете на определенный период, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. С юридической точки зрения он является главным финансовым планом государства, имеющим силу закона после его утверждения Федеральным Собранием РФ [10, с. 254].

По экономической сущности федеральный бюджет представляет собой  наиболее крупный централизованный фонд денежных средств в бюджетной  системе РФ, в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов национального хозяйства, осуществляется их перераспределение на социально-экономическое развитие страны в соответствии с приоритетами государственной политики. Перераспределение финансовых ресурсов через федеральный бюджет оказывает решающее воздействие на формирование воспроизводственных пропорций (валового потребления и накопления) на всей территории страны, определяет финансовое благополучие регионов и, следовательно, обеспечивает устойчивый экономический рост и высокий уровень жизни населения. Федеральный бюджет формирует значительную часть конечного спроса в экономике, а также заметную долю доходов населения. Таким образом, он является инструментом экономической политики и поэтому именно федеральному бюджету принадлежит важнейшая роль в регулировании макроэкономических процессов [10, с.255].

Федеральный бюджет занимает центральное место в бюджетной  системе страны. Как координирующий центр, он оказывает финансовую поддержку  региональным и местным бюджетам в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий и обеспечивает их сбалансированность [11, с.340].

Федеральный бюджет воплощает  в себе государственную казну, служит финансовой базой для реализации государственных функций на территории всей страны. Этим объясняется высокая степень централизации денежных ресурсов в государственном бюджете федерального уровня [11, с.342].

Сущность федерального бюджета  проявляется в его функциях:

Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который  может осуществляться в различных  формах — со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны  вышестоящей организации. В странах  с развитыми демократическими традициями важное значение имеет общественный контроль, для развития которого принимаются  специальные программы повышения  прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем  самым накладывает ограничения  на действия правительства. В нем  законодательно закреплены лимиты отдельных  статей доходов и расходов, которые  государство должно четко соблюдать  при проведении социально-экономической  политики [10, с.264].

Информационная функция. Бюджет — это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура  его доходной и расходной части  позволяет судить о приоритетах  государственной политики, масштабах  влияния на нее отдельных групп  интересов. Более того, поскольку  закон о бюджете составляется как плановый документ, он выступает  как прогноз будущей экономической  ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые  ориентируются не только государственные  учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые  граждане. Закладываемые в закон  о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как  позитивными, так и негативными [12, с.123].

Институционализация общественных предпочтений. В демократических  государствах принятию закона о бюджете  обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в  составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной  политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются  в конкретных цифрах доходных или  расходных статей [12, с.123-124].

Данная функция бюджета  в разных странах реализуется  по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры  участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете  и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок  бюджетного процесса, степень реального  участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей  за действиями выборных органов [12, с. 125].

Регулирующая функция. В  условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования  является финансовая система, центральным  звеном которой является бюджет. Любые  значимые решения в области экономической  политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения  страны. С помощью расходов на поддержку  отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно-значимых товаров  и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств  регионов-доноров осуществляется поддержка  депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический  потенциал или испытывающих последствия  чрезвычайных ситуаций [12, с. 134].

Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики  и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают  не только бюджетные расходы, но и  налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или  сфер деятельности.

Названные функции бюджета  носят объективный характер и  имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических  институтов и характера государственной  экономической политики. Некоторые  из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции  бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его  изменение в зависимости от текущих  условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью  или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями.

Федеральный бюджет является важнейшим инструментом регулирующего  воздействия государства на экономическое  и социальное развитие, на состояние  отдельных звеньев финансовой системы. Он формирует базовые финансовые и экономические показатели, к  которым относятся: уровень бюджетных  инвестиций или государственных  капиталовложений, уровень оплаты труда  в бюджетной сфере, объем доходов  социальных групп населения, объем государственного долга, степень централизации бюджетной системы и уровень налоговой нагрузки на экономику, степень государственного вмешательства в экономику [12, с.135].

Важнейшими характеристиками федерального бюджета выступают  его доходы и расходы.

 

1.2.Доходы федерального бюджета

 

Федеральный бюджет как фонд денежных средств и финансовый план государства представляет собой роспись основных источников ресурсов, за счет которых происходит финансирование основных функций, возложенных на органы власти. Объем этих функций должен соотноситься с ресурсной базой государства. Чем богаче страна, тем больше доходов у государства. Однако взимание доходов в бюджет - неоднозначный процесс. Он не просто обеспечивает финансовые потребности государства, но и оказывает существенное влияние на состояние производства, на социальную атмосферу в стране, во многом определяет отношения между членами общества и государством [12, с.135-136].

Обеспечение доходной базы государства происходит в результате реализации распределительной функции  бюджета, и, следовательно, тесно связано  с проблемой социальной справедливости. Хотя невозможно добиться того, чтобы  все граждане были довольны распределительными процессами в государстве, необходимо стремиться к минимизации социального неравенства. Поэтому разностороннее воздействие процесса формирования доходов бюджета на экономику и общество предполагает четкое обоснование всех действий организаций и лиц, уполномоченных на сбор этих доходов. Обоснованием должны служить, прежде всего, нормы права, законы, в которых зафиксированы решения законодательной и исполнительной власти по данному вопросу. Сбор доходов бюджета требует соответствующей организации, и во всех странах имеются специальные ведомства, занятые этим важным делом. В России, например, за поступление бюджетных доходов отвечают Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Министерство природных ресурсов РФ и ряд других федеральных ведомств, являющиеся главными администраторами бюджетных доходов [12, с.136].

Доходы федерального бюджета - денежные средства, зачисляемые в бюджет на налоговой и неналоговой основах за счет безвозвратных поступлений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Доходы федерального бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами. Они имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет. Эти платежи поступают в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой - выступают объектом дальнейшего перераспределения [12, с. 136-137].

Информация о работе Общее представление о федеральном бюджете, его функции