Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:01, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – произвести анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2008-2010 гг. и рассмотреть перспективы дальнейшего развития. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ;
исследовать состав, структуру и динамику доходов и расходов в 2008-2010 гг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….5
1.1.Общее представление о федеральном бюджете, его функции………………5
1.2.Доходы федерального бюджета………………………………………………8
1.3.Расходы федерального бюджета……………………………………………..14
2.АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА………….17
2.1.Основные параметры федерального бюджета………………………………17
2.2.Анализ динамики доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг………20
2.3.Анализ динамики расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг…….22
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….24
3.1.Изменения в 2011 году……………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….…30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….5
1.1.Общее представление о федеральном бюджете, его функции………………5
1.2.Доходы федерального бюджета………………………………………………8
1.3.Расходы федерального бюджета……………………………………………..14
2.АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА………….17
2.1.Основные параметры
федерального бюджета…………………………
2.2.Анализ динамики доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг………20
2.3.Анализ динамики расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг…….22
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….24
3.1.Изменения в 2011 году……………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой – бюджетная система, представленная совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.
Федеральный бюджет, будучи экономической
категорией, выражает экономические
отношения в обществе – отношения
между социальными слоями и группами
и государством. В этой связи важно,
чтобы налоговые и неналоговые
поступления, зачисляемые в федеральный
бюджет, были не слишком обременительны
для населения и хозяйствующих
субъектов и наряду с этим обеспечивали
государство оптимальным
Актуальность данной темы обусловлена сложившейся в России экономической ситуацией, когда одним из наиболее важных вопросов является повышение эффективности функционирования и регулирующего воздействия федерального бюджета, что связано в основном с нестабильностью налоговых поступлений и недавно прошедшим кризисом.
Предметом исследования данной курсовой работы являются федеральный бюджет, как экономический инструмент, а объектом выступают доходы и расходы федерального бюджета.
Цель данной курсовой работы –
произвести анализ динамики и структуры
доходов и расходов Федерального
бюджета РФ в период 2008-2010 гг. и
рассмотреть перспективы
рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ;
исследовать состав, структуру и динамику доходов и расходов в 2008-2010 гг.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1.1.Общее представление о федеральном бюджете
Федеральный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на определенный период, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. С юридической точки зрения он является главным финансовым планом государства, имеющим силу закона после его утверждения Федеральным Собранием РФ [10, с. 254].
По экономической сущности федеральный бюджет представляет собой наиболее крупный централизованный фонд денежных средств в бюджетной системе РФ, в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов национального хозяйства, осуществляется их перераспределение на социально-экономическое развитие страны в соответствии с приоритетами государственной политики. Перераспределение финансовых ресурсов через федеральный бюджет оказывает решающее воздействие на формирование воспроизводственных пропорций (валового потребления и накопления) на всей территории страны, определяет финансовое благополучие регионов и, следовательно, обеспечивает устойчивый экономический рост и высокий уровень жизни населения. Федеральный бюджет формирует значительную часть конечного спроса в экономике, а также заметную долю доходов населения. Таким образом, он является инструментом экономической политики и поэтому именно федеральному бюджету принадлежит важнейшая роль в регулировании макроэкономических процессов [10, с.255].
Федеральный бюджет занимает центральное место в бюджетной системе страны. Как координирующий центр, он оказывает финансовую поддержку региональным и местным бюджетам в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий и обеспечивает их сбалансированность [11, с.340].
Федеральный бюджет воплощает в себе государственную казну, служит финансовой базой для реализации государственных функций на территории всей страны. Этим объясняется высокая степень централизации денежных ресурсов в государственном бюджете федерального уровня [11, с.342].
Сущность федерального бюджета проявляется в его функциях:
Контрольная функция. Бюджет
позволяет осуществлять контроль за
действиями исполнительной власти, который
может осуществляться в различных
формах — со стороны специализированных
органов, наделенных контрольными полномочиями
(например, Счетная палата), со стороны
вышестоящей организации. В странах
с развитыми демократическими традициями
важное значение имеет общественный
контроль, для развития которого принимаются
специальные программы
Информационная функция.
Бюджет — это индикатор текущего
состояния экономики страны, социальной
сферы, политической ситуации. Структура
его доходной и расходной части
позволяет судить о приоритетах
государственной политики, масштабах
влияния на нее отдельных групп
интересов. Более того, поскольку
закон о бюджете составляется
как плановый документ, он выступает
как прогноз будущей
Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей [12, с.123-124].
Данная функция бюджета
в разных странах реализуется
по-разному. Она зависит от того,
насколько развиты процедуры
участия граждан и их представителей
в разработке закона о бюджете
и контроле за его исполнением. Важное
значение имеет установленный порядок
бюджетного процесса, степень реального
участия в нем органов
Регулирующая функция. В
условиях рыночной экономики основным
инструментом государственного регулирования
является финансовая система, центральным
звеном которой является бюджет. Любые
значимые решения в области
Осуществляя расходы на здравоохранение,
образование, социальное обеспечение,
государство регулирует социальное
развитие и уровень жизни населения
страны. С помощью расходов на поддержку
отдельных отраслей экономики обеспечивается
производство общественно-значимых товаров
и услуг, которое с точки зрения
рынка может быть неэффективным.
Бюджет является инструментом региональной
политики, поскольку за счет средств
регионов-доноров
Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.
Названные функции бюджета
носят объективный характер и
имеют место в любой стране
мира, независимо от уровня развития демократических
институтов и характера государственной
экономической политики. Некоторые
из них могут противоречить друг
другу. Например, для успешной реализации
контрольной и информационной функции
бюджет должен быть стабильным, а регулирующая
функция, наоборот, предполагает его
изменение в зависимости от текущих
условий социально-
Федеральный бюджет является важнейшим инструментом регулирующего воздействия государства на экономическое и социальное развитие, на состояние отдельных звеньев финансовой системы. Он формирует базовые финансовые и экономические показатели, к которым относятся: уровень бюджетных инвестиций или государственных капиталовложений, уровень оплаты труда в бюджетной сфере, объем доходов социальных групп населения, объем государственного долга, степень централизации бюджетной системы и уровень налоговой нагрузки на экономику, степень государственного вмешательства в экономику [12, с.135].
Важнейшими характеристиками федерального бюджета выступают его доходы и расходы.
1.2.Доходы федерального бюджета
Федеральный бюджет как фонд денежных средств и финансовый план государства представляет собой роспись основных источников ресурсов, за счет которых происходит финансирование основных функций, возложенных на органы власти. Объем этих функций должен соотноситься с ресурсной базой государства. Чем богаче страна, тем больше доходов у государства. Однако взимание доходов в бюджет - неоднозначный процесс. Он не просто обеспечивает финансовые потребности государства, но и оказывает существенное влияние на состояние производства, на социальную атмосферу в стране, во многом определяет отношения между членами общества и государством [12, с.135-136].
Обеспечение доходной базы государства происходит в результате реализации распределительной функции бюджета, и, следовательно, тесно связано с проблемой социальной справедливости. Хотя невозможно добиться того, чтобы все граждане были довольны распределительными процессами в государстве, необходимо стремиться к минимизации социального неравенства. Поэтому разностороннее воздействие процесса формирования доходов бюджета на экономику и общество предполагает четкое обоснование всех действий организаций и лиц, уполномоченных на сбор этих доходов. Обоснованием должны служить, прежде всего, нормы права, законы, в которых зафиксированы решения законодательной и исполнительной власти по данному вопросу. Сбор доходов бюджета требует соответствующей организации, и во всех странах имеются специальные ведомства, занятые этим важным делом. В России, например, за поступление бюджетных доходов отвечают Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Министерство природных ресурсов РФ и ряд других федеральных ведомств, являющиеся главными администраторами бюджетных доходов [12, с.136].
Доходы федерального бюджета - денежные средства, зачисляемые в бюджет на налоговой и неналоговой основах за счет безвозвратных поступлений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Доходы федерального бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами. Они имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет. Эти платежи поступают в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой - выступают объектом дальнейшего перераспределения [12, с. 136-137].
Информация о работе Общее представление о федеральном бюджете, его функции