Общее представление о федеральном бюджете, его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – произвести анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2008-2010 гг. и рассмотреть перспективы дальнейшего развития. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ;
исследовать состав, структуру и динамику доходов и расходов в 2008-2010 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….5
1.1.Общее представление о федеральном бюджете, его функции………………5
1.2.Доходы федерального бюджета………………………………………………8
1.3.Расходы федерального бюджета……………………………………………..14
2.АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА………….17
2.1.Основные параметры федерального бюджета………………………………17
2.2.Анализ динамики доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг………20
2.3.Анализ динамики расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг…….22
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….24
3.1.Изменения в 2011 году……………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….…30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 71.55 Кб (Скачать)

Большое разнообразие экономических  отношений порождает множественность видов доходов в хозяйстве. Доходы федерального бюджета существенно различаются по объектам получения, способам взимания, социальной и экономической значимости. В настоящее время в России сложились две основные группы бюджетных доходов: налоговые и неналоговые доходы [12, с. 137].

По своему экономическому значению основными являются налоговые  доходы. Они представляют собой установленный  бюджетным и налоговым законодательством  перечень налогов и приравненных к ним платежей и сборов, которые  подлежат обязательному зачислению в доходную часть соответствующего бюджета на безвозмездной основе. В федеральных бюджетах экономически развитых государств доля налогов в суммарных доходах составляет от 85% до 92%. Высокая доля налоговых поступлений в доходах федерального бюджета - особенность государств с рыночными принципами развития экономики. Именно налогам как важнейшему финансовому инструменту регулирования принадлежит не только фискальная (аккумулирующая) функция, но и стимулирующее воздействие на деловую активность общества. С помощью налогов на практике формируются финансовые ресурсы государства, обеспечивается устойчивость доходной базы бюджетов всех уровней. Вместе с тем государство через налоговую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. Через систему налоговых льгот и налоговых санкций регулируется производственная и социальная активность [12, с.138].

Итак, главный источник доходов  государства - это налоги. Они многочисленны и весьма разнообразны. Их можно классифицировать по способу взимания, объекту обложения, уровню управления, субъекту уплаты.

Наиболее наглядно деление  налогов по способу взимания: непосредственно  у источника взимаются прямые налоги, а налоги, включаемые в цену товара, работ, услуг и оплачиваемые конечными их потребителями,- косвенные  налоги. Регулирующее воздействие прямых налогов оказывается более сильным, так как они отражают прямые денежные отношения между органами власти и налогоплательщиком. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов. К прямым налогам относятся все поимущественные налоги, налоги на доходы и прибыль, природные ресурсы и др. Косвенные налоги являются налогами на товары и услуги, так как отражают процесс распределения новой стоимости в момент реализации товаров и услуг. Рост косвенных налогов является прямым фактором общего роста цен. Они существуют в форме налога на добавленную стоимость или налога с продаж, акцизов, а также некоторых фискальных монопольных налогов [12, с. 138].

По объекту обложения  налог устанавливается либо непосредственно на уже полученный доход, либо на операцию продажи товара или услуги, либо на конкретное имущество, собственник которого и должен платить налог.

Наиболее существенным признаком  классификации налогов является принадлежность их к уровням власти и управления. Отнесение налога к  тому или иному уровню осуществляется в соответствии с действующим  законодательством. Федеральными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налоги на совокупный налог и др. Региональными признаются налоги и сборы, введенные в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Это налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Местными налогами признаются налоги и сборы, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам относятся налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Непосредственно в составе  доходов федерального бюджета РФ предусматриваются следующие группы налогов:

- налоги на прибыль  (доходы), прирост капитала, куда  включаются налоги на прибыль  организаций и налог на доходы  в форме дивидендов;

- налоги на товары и  услуги, куда включаются НДС, акцизы  по товарам, производимым в  России, и по товарам, ввозимым  в Россию;

- налоги и взносы на  социальные нужды по установленной  ставке;

- платежи за пользование  природными ресурсами. Эта группа  содержит очень много платежей, относящихся к различным природным ресурсам (недра, континентальный шельф, лесной фонд, водные объекты), сюда же включаются экологические платежи и платежи за право пользования биологическими ресурсами. Основным из них является налог на добычу полезных ископаемых;

- государственная пошлина [12, с.138-139].

Основной объем налоговых  доходов федерального бюджета приходится на НДС, налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль (доход) организаций, взносы по фондам. Их доля в совокупных доходах федерального бюджета составляет около 60%. На остальные источники налоговых доходов, куда включаются акцизы, водный налог, государственная пошлина, приходится чуть более 3%. Доля всех налоговых доходов федерального бюджета РФ в общих доходах составляет 63-64% [12, с.139].

Следующей группой доходов  федерального бюджета являются неналоговые  доходы. Неналоговые доходы представляют собой возмездные невозвратные поступления, зачисляемые в доходную часть  бюджета целевым образом в  форме обязательных или добровольных платежей, не имеющих фискального  характера. В отличие от налоговых  доходов, неналоговые источники  являются результатом экономической  и административной деятельности органов  федеральной власти при осуществлении ими полномочий по управлению имуществом, при оказании платных услуг и внешнеэкономической деятельности [12, с.140].

Важнейшей группой неналоговых  доходов бюджета являются доходы от внешнеэкономической деятельности, куда включаются таможенные сборы и  пошлины, доходы от реализации на экспорт  урана и продукции особого  назначения, прочие поступления от внешнеэкономической деятельности. Основным источником здесь являются таможенные пошлины, удельный вес которых в общих доходах федерального бюджета составляет более трети. Их динамика определяется объемами экспорта природных ресурсов за рубеж, а также объемами ввозимых в страну товаров. Здесь речь идет о таких источниках, как ввозные и вывозные таможенные пошлины, учитывая экспортную ориентированность российской экономики. В перспективе по мере сокращения объемов добычи природного газа и сырой нефти доля этих источников будет постепенно снижаться [12, с.140-141].

Другим источником неналоговых  доходов федерального бюджета выступают  доходы от использования имущества, находящегося в государственной  собственности. Это доходы, связанные  с деятельностью государства  как экономического агента, формирующего и использующего государственное имущество в строго определенных целях, а также с деятельностью государственного аппарата и государственных организаций. Их доля определяется эффективностью текущей эксплуатации государственного имущества и его управлением, процессами приватизации государственного имущества и деятельностью органов власти [12, с.141].

Система доходов федерального бюджета формируется исторически. Она должна быть достаточно стабильной, чтобы иметь возможность опираться на уже сложившиеся традиции. Вместе с тем она подвижна с учетом существенных изменений в экономике и в обществе.

 

1.3.Расходы федерального бюджета

 

Расходы федерального бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, направляемые на финансирование полномочий органов федерального управления. Они имеют форму платежей, не подлежащих возврату, не создающих и не погашающих каких- либо финансовых требований.

По своей экономической  сущности расходы бюджета отражают отношения, возникающие в процессе распределения централизованного  фонда денежных средств государства  и его использования по различным назначениям. Их объем и структура определяются типом проводимой государственной политики, стадией экономического цикла, внешней и внутренней конъюнктурой, размером государственного сектора экономики, уровнем благосостояния населения [13, с.105].

Расходы бюджета непосредственно связаны с функциями государства по управлению общественным развитием. Именно через них оказывается регулирующее воздействие на экономическое и социальное состояние общества. Поэтому структура расходов федерального бюджета отражает приоритеты в финансировании общественных потребностей. Основными являются расходы на:

- общегосударственное управление (расходы на государственное и местное самоуправление, в т.ч. на содержание органов законодательной и исполнительной власти РФ, судебную систему, международную деятельность, фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу, проведение выборов и референдумов, обслуживание государственного долга и др.);

- национальную оборону  (расходы на содержание вооруженных  сил, повышение их технического  оснащения и мобильности, проведение  прикладных военных исследований, восстановление разрушенного в ходе военных действий хозяйства и др.);

- национальную безопасность  и правоохранительную деятельность (расходы на содержание органов  прокуратуры, юстиции, внутренних  дел и внутренних войск, пограничных  войск, предупреждение и ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций  и стихийных бедствий, гражданскую  оборону и др.);

- национальную экономику  (расходы на промышленность, строительство,  энергетику, транспорт и дорожное  строительство, сельское хозяйство,  воспроизводство минерально-сырьевой базы, исследование космического пространства);

- охрану окружающей среды  (расходы на экологический контроль  и охрану растительных и животных  видов и среды их обитания);

- образование (расходы  на дошкольное, общее, профессиональное  образование, переподготовку кадров, молодежную политику);

-  культуру, искусство,  кинематографию, средства массовой  информации (расходы на содержание, восстановление и пополнение  объектов культурного наследия, телевидение и радиовещание, кинематографию, периодическую печать);

- здравоохранение, физическую  культуру и спорт;

- социальную политику (расходы  на пенсионное обеспечение, социальное  обслуживание и социальное обеспечение  населения, опеку и попечительство, борьбу с беспризорностью проч.);

- межбюджетные трансферты (расходы по предоставлению различных  форм финансовой помощи) [13, с.106].

С точки зрения воздействия  на общественное развитие эти расходы  федерального бюджета не являются равноценными. Большая часть из них прямо  содействует поступательному развитию экономики (национальная экономика, фундаментальные исследования), повышению уровня благосостояния населения и здоровья нации (социальная политика, образование, здравоохранение, в какой-то мере - ЖКХ и охрана окружающей среды). Другие расходы, отражая финансирование общественных потребностей (расходы на национальную оборону и безопасность, управление) сокращают, а не увеличивают потенциал общественного роста, хотя в силу реальной действительности  они необходимы с точки зрения обеспечения внутренней и внешней безопасности и в этом смысле полезны [13, с.106-107].

Большую роль для уровня жизни населения играют социальные расходы федерального бюджета. Они  включают в себя расходы на образование, здравоохранение, дотации в сфере  ЖКХ, пенсионное и социальное обслуживание населения и др.

Особой группой расходов в федеральном бюджете являются расходы на обслуживание государственного долга. Эти расходы называются процентными, так как они связаны с выплатой текущих процентных платежей по совокупным долговым обязательствам органов федеральной власти. Характеристика этих расходов непосредственно связана с их долей в бюджете. Чем она больше, тем меньше средств остается у органа власти для решения поставленных задач и выполнения своих функций. Высокая доля этих расходов в бюджете свидетельствует о наличии значительного объема государственного долга и высокой стоимости его обслуживания [13, с. 107].

Увеличение государственных  расходов до определенного уровня положительно влияет на экономический рост. Однако постоянное увеличение государственных расходов начинает сдерживать экономический рост. Расширение государственного вмешательства в экономику приводит к разрастанию государственного аппарата управления, росту расходов на его содержание, тормозит стимулирование частной инициативы и предпринимательства, т.е. уровень доходов зависит от стадии экономического развития [13, с.107].

 

2.АНАЛИТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО  БЮДЖЕТА

 

2.1. Основные параметры федерального бюджета

Информация о работе Общее представление о федеральном бюджете, его функции