Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:01, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – произвести анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2008-2010 гг. и рассмотреть перспективы дальнейшего развития. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ;
исследовать состав, структуру и динамику доходов и расходов в 2008-2010 гг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….5
1.1.Общее представление о федеральном бюджете, его функции………………5
1.2.Доходы федерального бюджета………………………………………………8
1.3.Расходы федерального бюджета……………………………………………..14
2.АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА………….17
2.1.Основные параметры федерального бюджета………………………………17
2.2.Анализ динамики доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг………20
2.3.Анализ динамики расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг…….22
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….24
3.1.Изменения в 2011 году……………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….…30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...32
Большое разнообразие экономических отношений порождает множественность видов доходов в хозяйстве. Доходы федерального бюджета существенно различаются по объектам получения, способам взимания, социальной и экономической значимости. В настоящее время в России сложились две основные группы бюджетных доходов: налоговые и неналоговые доходы [12, с. 137].
По своему экономическому
значению основными являются налоговые
доходы. Они представляют собой установленный
бюджетным и налоговым
Итак, главный источник доходов государства - это налоги. Они многочисленны и весьма разнообразны. Их можно классифицировать по способу взимания, объекту обложения, уровню управления, субъекту уплаты.
Наиболее наглядно деление
налогов по способу взимания: непосредственно
у источника взимаются прямые
налоги, а налоги, включаемые в цену
товара, работ, услуг и оплачиваемые
конечными их потребителями,- косвенные
налоги. Регулирующее воздействие прямых
налогов оказывается более
По объекту обложения налог устанавливается либо непосредственно на уже полученный доход, либо на операцию продажи товара или услуги, либо на конкретное имущество, собственник которого и должен платить налог.
Наиболее существенным признаком классификации налогов является принадлежность их к уровням власти и управления. Отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Федеральными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налоги на совокупный налог и др. Региональными признаются налоги и сборы, введенные в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Это налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Местными налогами признаются налоги и сборы, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам относятся налог на имущество физических лиц и земельный налог.
Непосредственно в составе
доходов федерального бюджета РФ
предусматриваются следующие
- налоги на прибыль (доходы), прирост капитала, куда включаются налоги на прибыль организаций и налог на доходы в форме дивидендов;
- налоги на товары и услуги, куда включаются НДС, акцизы по товарам, производимым в России, и по товарам, ввозимым в Россию;
- налоги и взносы на
социальные нужды по
- платежи за пользование
природными ресурсами. Эта
- государственная пошлина [12, с.138-139].
Основной объем налоговых доходов федерального бюджета приходится на НДС, налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль (доход) организаций, взносы по фондам. Их доля в совокупных доходах федерального бюджета составляет около 60%. На остальные источники налоговых доходов, куда включаются акцизы, водный налог, государственная пошлина, приходится чуть более 3%. Доля всех налоговых доходов федерального бюджета РФ в общих доходах составляет 63-64% [12, с.139].
Следующей группой доходов федерального бюджета являются неналоговые доходы. Неналоговые доходы представляют собой возмездные невозвратные поступления, зачисляемые в доходную часть бюджета целевым образом в форме обязательных или добровольных платежей, не имеющих фискального характера. В отличие от налоговых доходов, неналоговые источники являются результатом экономической и административной деятельности органов федеральной власти при осуществлении ими полномочий по управлению имуществом, при оказании платных услуг и внешнеэкономической деятельности [12, с.140].
Важнейшей группой неналоговых
доходов бюджета являются доходы
от внешнеэкономической
Другим источником неналоговых
доходов федерального бюджета выступают
доходы от использования имущества,
находящегося в государственной
собственности. Это доходы, связанные
с деятельностью государства
как экономического агента, формирующего
и использующего
Система доходов федерального
бюджета формируется
1.3.Расходы федерального бюджета
Расходы федерального бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, направляемые на финансирование полномочий органов федерального управления. Они имеют форму платежей, не подлежащих возврату, не создающих и не погашающих каких- либо финансовых требований.
По своей экономической
сущности расходы бюджета отражают
отношения, возникающие в процессе
распределения
Расходы бюджета непосредственно связаны с функциями государства по управлению общественным развитием. Именно через них оказывается регулирующее воздействие на экономическое и социальное состояние общества. Поэтому структура расходов федерального бюджета отражает приоритеты в финансировании общественных потребностей. Основными являются расходы на:
- общегосударственное управление (расходы на государственное и местное самоуправление, в т.ч. на содержание органов законодательной и исполнительной власти РФ, судебную систему, международную деятельность, фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу, проведение выборов и референдумов, обслуживание государственного долга и др.);
- национальную оборону
(расходы на содержание
- национальную безопасность
и правоохранительную
- национальную экономику
(расходы на промышленность, строительство,
энергетику, транспорт и дорожное
строительство, сельское
- охрану окружающей среды
(расходы на экологический
- образование (расходы
на дошкольное, общее, профессиональное
образование, переподготовку
- культуру, искусство, кинематографию, средства массовой информации (расходы на содержание, восстановление и пополнение объектов культурного наследия, телевидение и радиовещание, кинематографию, периодическую печать);
- здравоохранение, физическую культуру и спорт;
- социальную политику (расходы
на пенсионное обеспечение,
- межбюджетные трансферты
(расходы по предоставлению
С точки зрения воздействия
на общественное развитие эти расходы
федерального бюджета не являются равноценными.
Большая часть из них прямо
содействует поступательному
Большую роль для уровня жизни населения играют социальные расходы федерального бюджета. Они включают в себя расходы на образование, здравоохранение, дотации в сфере ЖКХ, пенсионное и социальное обслуживание населения и др.
Особой группой расходов в федеральном бюджете являются расходы на обслуживание государственного долга. Эти расходы называются процентными, так как они связаны с выплатой текущих процентных платежей по совокупным долговым обязательствам органов федеральной власти. Характеристика этих расходов непосредственно связана с их долей в бюджете. Чем она больше, тем меньше средств остается у органа власти для решения поставленных задач и выполнения своих функций. Высокая доля этих расходов в бюджете свидетельствует о наличии значительного объема государственного долга и высокой стоимости его обслуживания [13, с. 107].
Увеличение государственных расходов до определенного уровня положительно влияет на экономический рост. Однако постоянное увеличение государственных расходов начинает сдерживать экономический рост. Расширение государственного вмешательства в экономику приводит к разрастанию государственного аппарата управления, росту расходов на его содержание, тормозит стимулирование частной инициативы и предпринимательства, т.е. уровень доходов зависит от стадии экономического развития [13, с.107].
2.АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
2.1. Основные параметры федерального бюджета
Информация о работе Общее представление о федеральном бюджете, его функции