Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:01, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – произвести анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2008-2010 гг. и рассмотреть перспективы дальнейшего развития. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ;
исследовать состав, структуру и динамику доходов и расходов в 2008-2010 гг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….5
1.1.Общее представление о федеральном бюджете, его функции………………5
1.2.Доходы федерального бюджета………………………………………………8
1.3.Расходы федерального бюджета……………………………………………..14
2.АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА………….17
2.1.Основные параметры федерального бюджета………………………………17
2.2.Анализ динамики доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг………20
2.3.Анализ динамики расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг…….22
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….24
3.1.Изменения в 2011 году……………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….…30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...32
Федеральный бюджет, являясь первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации, представляет собой основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде Федерального закона. Именно он – главное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех российских граждан.
Общими параметрами бюджета называют суммарные цифры ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов.
За последние годы наибольшим
темпом возрастали бюджетные доходы,
связанные с добычей и
В расходах за последние 6 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).
19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд. руб., доходы — 6965,3 млрд. руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0.
23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год», который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд. руб. (на 19,6%), доходы — до 7443,9 млрд. руб. (на 6,9%) [4].
В 2007 году был впервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет [5].
В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:
Параметры бюджета на 2008-2010 гг., млрд. руб.
Год |
Доходы |
Расходы |
2008 |
6644,4 |
6570,3 |
2009 |
7465,4 |
7451,2 |
2010 |
8090,0 |
8090,0 |
3 марта 2008 года был
принят Федеральный закон №
19-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон "О
Измененные параметры бюджета на 2008-2010 гг., млрд. руб.
Год |
Доходы |
Расходы |
2008 |
8056,9 |
6901,6 |
2009 |
8706,1 |
8282,8 |
2010 |
9408,2 |
9034,6 |
24 ноября 2008 года был принят Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры бюджета на 2009 год:
2009
Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.
Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.
2 декабря 2009 года был
принят Федеральный закон №
308-ФЗ «О федеральном бюджете
на 2010 год и на плановый период
2011 и 2012 годов», устанавливающий
параметры бюджетов на
Параметры бюджета на 2010-2012 гг., тыс. руб.
Год |
Доходы |
Расходы |
2010 |
6 950 010 032,5 |
9 886 920 940,1 |
2011 |
7 455 722 139,7 |
9 389 835 706,5 |
2012 |
8 069 646 923,2 |
9 681 000 321,0 |
2.2.Анализ динамики доходов федерального бюджета РФ на 2008-2010 гг.
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Согласно классификации
Налоговые доходы, формирующие основную часть доходов Федерального бюджета РФ – 94,5% (2009 г.), включают:
Налог на прибыль организаций в период 2008-2010 гг. стабильно увеличивающийся, от 560 731,3 млн. руб. до 637 064,9 млн. руб.
Налоги и взносы на социальные нужды (единый социальный налог). Эта группа доходов также возросла, что было связано с отменой с 01.01.2010 г. единого социального налога и возврата к системе страховых взносов: на обязательное медицинское и пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, т.к. размер страховых взносов повысился по отношению к действовавшим тарифам единого социального налога [20].
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги, реализуемые на территории РФ); акцизы). Эта группа имеет наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов, в частности, основная часть поступлений приходится на НДС –93%.Однако характеристика динамики доходов Федерального бюджета РФ 2008-2010 гг. показывает, что ее доля в налоговых доходах с каждым последующим годом увеличивается.
Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ; акцизы). В 2009 г. их процент исполнения составил 91%.
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых; регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции; водный налог; сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов). Прослеживается динамика снижения поступления этих доходов в бюджет [23].
Государственная пошлина. Ее удельный
вес в составе налоговых
Неналоговые доходы составили значительную долю доходов Федерального бюджета РФ 2008-2010 гг.
Доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные и вывозные таможенные пошлины и сборы; и др.). В динамике доходов Федерального бюджета РФ 2008-2010 гг. наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли данной группы доходов [23].
Прочие неналоговые доходы (доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от продажи и нематериальных активов, платежи при пользовании природными ресурсами и др.). Их величина в общем объеме неналоговых поступлений в 2008 г. составила 317 363,2 млн. руб.
Таким образом, приведенная характеристика динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ 2008-2010 гг., показала, что основными источниками доходной части бюджета являются:
единый социальный налог (6-14% от доходов бюджета),
налог на добавленную стоимость (33-39%),
таможенные пошлины (13,9-26,1%),
налог на добычу полезных ископаемых (7,5-14%),
налог на прибыль организаций (5,8-7,6%)
акцизы (2,5-9,6%).
2.3. Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ на 2009-2011 гг.
Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
В 2005 г. в функциональную классификацию были внесены существенные изменения, и теперь она предусматривает 11 разделов (против 30 разделов ранее действовавшей функциональной классификации). Существенной особенностью ее структуры является наличие раздела, объединяющего в себе реализацию функций общегосударственного характера.
Разделы этой классификации предусматривают направление финансовых ресурсов на выполнение следующих основных функций государства (см. таблица 2) [23]:
Общегосударственные вопросы. Их доля в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ в период 2009-2010 гг. имела тенденцию к увеличению. Это свидетельствует об увеличении затрат на финансирование государственного аппарата [23].
Национальная оборона. Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета с каждым годом увеличивается [23].
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность. В динамическом ряде расходной части Федерального бюджета РФ 2009-2010 гг. прослеживалась тенденция к увеличению доли этих затрат в общем объеме расходов – в 2009 г. она составляла 1006,3 млрд. руб., в 2010 г. –1062,4 млрд. руб., а в 2011 г. ожидается снижение –976,4 млрд. руб [23].
Национальная экономика. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. удельный вес этой группы в составе всех расходов Федерального бюджета РФ снизился на 5%.
Жилищно-коммунальное хозяйство. Расходы на ЖКХ в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ незначительны – в 2009-2010 гг. они составили–1%.
Охрана окружающей среды. Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета РФ также небольшой и остается примерно на одном уровне.
Образование. В 2009 г. удельный вес по данному виду расходов в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ составил 4% или 413,1 млрд. руб.
Культура, кинематография и средства массовой информации. В процентах к ВВП доля этих затрат в период 2009-2010 гг. не изменялась и находилась на уровне отметки в 1%.
Здравоохранение и спорт. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. удельный вес этой группы в составе всех расходов Федерального бюджета РФ увеличился на 1%.
Социальная политика. Расходы на ее проведение с 2009 по 2010 г. остались на уровне 3%.
Межбюджетные трансферты. Эта группа имеет наибольший удельный вес в структуре расходов Федерального бюджета РФ - 3544,6 млрд. руб. (2009 г.). Динамика 2009-2010 гг. показала, что с каждым последующим годом доля расходов на межбюджетные трансферты в составе всех расходов увеличивается [23].
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
3.1.Изменения в 2011 году
Если анализировать изменения в бюджете на 2011 год по сравнению с бюджетом 2010 года (см. таблицу 2), то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 5 статей оказались «в плюсе»: национальная экономика(+7,2%), ЖКХ (+5,4%), охрана окружающей среды (+20,5%), образование (14,7%), культура, кинематограф, СМИ(9,2%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная оборона» в объеме -294,5 млрд. руб. (или -23,5%).
Статья межбюджетных трансфертов уменьшилась на 26,8 млрд. руб. Статья «Национальная оборона» оказалась в самом большом минусе — расходы по ней снизились более чем на 294,5 млрд. руб.
Статья «Общегосударственные вопросы» увеличивалась на протяжении 2 лет. Рост планируемых в 2010 году расходов сократился на 55,4 млрд. рублей (на 5%).
Статья «Национальная
Статья «Здравоохранение, физкультура и спорт» сократилась на 3,5% (11,5 млрд. руб.).
Статья «Социальная политика» на 13,4% оказалась в минусе, а межбюджетные трансферты на 0,7%.
Общая картина такова: расходы бюджета-2011 незначительно отличаются от расходов-2010. При этом в структуре бюджета-2011 значительно выросли показатели расходов на национальную экономику, охрану окружающей среды, образование, ЖКХ, культуру, кинематограф и СМИ, а также умеренно снизились расходы на национальную оборону, общегосударственные вопросы, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, социальную политику, межбюджетные трансферты, здравоохранение, физкультуру и спорт.
Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.» расходы федерального бюджета должны составить: в 2011 г. - 9,390 трлн. руб. и в 2012 г. - 9,681 трлн. руб., а доходы бюджета планируется получить в следующих размерах: в 2011 г. — 7,456 трлн. руб. и в 2012 г. — 8,070 трлн. руб. При этом нефтегазовые доходы будут примерно составлять:3,312 трлн. руб. и 3,503 трлн. руб. соответственно.
Информация о работе Общее представление о федеральном бюджете, его функции