Общее представление о федеральном бюджете, его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – произвести анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2008-2010 гг. и рассмотреть перспективы дальнейшего развития. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ;
исследовать состав, структуру и динамику доходов и расходов в 2008-2010 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….5
1.1.Общее представление о федеральном бюджете, его функции………………5
1.2.Доходы федерального бюджета………………………………………………8
1.3.Расходы федерального бюджета……………………………………………..14
2.АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА………….17
2.1.Основные параметры федерального бюджета………………………………17
2.2.Анализ динамики доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг………20
2.3.Анализ динамики расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг…….22
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………….24
3.1.Изменения в 2011 году……………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….…30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 71.55 Кб (Скачать)

 

Федеральный бюджет, являясь  первым уровнем бюджетной системы  Российской Федерации, представляет собой  основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным  Собранием в виде Федерального закона. Именно он – главное средство перераспределения  национального дохода и валового внутреннего продукта в рамках всего  государства. Доходы федерального бюджета  собираются по всей территории Федерации  по единым нормативам, а расходы  осуществляются в интересах и  на благо всех российских граждан.

Общими параметрами бюджета  называют суммарные цифры ожидаемых  доходов и расходов государства, а также такие показатели, как  инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих  доходов и расходов.

За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом  полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины  на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми  доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей  массе поступлений).

В расходах за последние 6 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд. руб., доходы — 6965,3 млрд. руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0.

23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год», который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд. руб. (на 19,6%), доходы — до 7443,9 млрд. руб. (на 6,9%) [4].

В 2007 году был впервые  сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был  подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год  и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет [5].

В частности, в законе указывались  следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

Параметры бюджета на 2008-2010 гг., млрд. руб.

Год

Доходы

Расходы

2008

6644,4

6570,3

2009

7465,4

7451,2

2010

8090,0

8090,0


 

3 марта 2008 года был  принят Федеральный закон №  19-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон "О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"», изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:

Измененные параметры бюджета на 2008-2010 гг., млрд. руб.

Год

Доходы

Расходы

2008

8056,9

6901,6

2009

8706,1

8282,8

2010

9408,2

9034,6


 

24 ноября 2008 года был принят  Федеральный закон № 204-ФЗ «О  федеральном бюджете на 2009 год  и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры  бюджета на 2009 год:

2009

Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.

Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.

2 декабря 2009 года был  принят Федеральный закон №  308-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий  параметры бюджетов на следующие  три года:

Параметры бюджета на 2010-2012 гг., тыс. руб.

Год

Доходы

Расходы

2010

6 950 010 032,5

9 886 920 940,1

2011

7 455 722 139,7

9 389 835 706,5

2012

8 069 646 923,2

9 681 000 321,0


 

 

2.2.Анализ динамики доходов федерального бюджета РФ на 2008-2010 гг.

 

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном  порядке в соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, ее субъектов и органов  местного самоуправления.

Согласно классификации доходов  бюджетов Федеральный бюджет РФ формируется  за счет налоговых и неналоговых  доходов и безвозмездных перечислений (см. таблица 1) [23] .

Налоговые доходы, формирующие основную часть доходов Федерального бюджета  РФ – 94,5% (2009 г.), включают:

Налог на прибыль организаций в  период 2008-2010 гг. стабильно увеличивающийся, от 560 731,3 млн. руб. до 637 064,9 млн. руб. 

Налоги и взносы на социальные нужды (единый социальный налог). Эта группа доходов также возросла, что было связано с отменой с 01.01.2010 г. единого социального налога и возврата к системе страховых взносов: на обязательное медицинское и пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, т.к.  размер страховых взносов повысился по отношению к действовавшим тарифам единого социального налога [20].

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги, реализуемые на территории РФ); акцизы). Эта группа имеет наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов, в частности, основная часть поступлений приходится на НДС –93%.Однако характеристика динамики доходов Федерального бюджета РФ 2008-2010 гг. показывает, что ее доля в налоговых доходах с каждым последующим годом увеличивается.

Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ (налог на добавленную  стоимость на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ; акцизы). В 2009 г. их процент исполнения составил 91%.

Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых; регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции; водный налог; сборы за пользование  объектами водных биологических ресурсов). Прослеживается динамика снижения поступления этих доходов в бюджет [23].

Государственная пошлина. Ее удельный вес в составе налоговых доходов  Федерального бюджета РФ незначителен [23].

Неналоговые доходы составили значительную долю доходов Федерального бюджета  РФ 2008-2010 гг.

Доходы от внешнеэкономической  деятельности (ввозные и вывозные таможенные пошлины и сборы; и др.). В динамике доходов Федерального бюджета РФ 2008-2010 гг. наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли данной группы доходов [23].

Прочие неналоговые доходы (доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от продажи и нематериальных активов, платежи при пользовании природными ресурсами и др.). Их величина в общем объеме неналоговых поступлений в 2008 г. составила 317 363,2 млн. руб.

Таким образом, приведенная характеристика динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ 2008-2010 гг., показала, что основными источниками доходной части бюджета являются:

единый социальный налог (6-14% от доходов бюджета),

налог на добавленную стоимость (33-39%),

таможенные пошлины (13,9-26,1%),

налог на добычу полезных ископаемых (7,5-14%),

налог на прибыль организаций (5,8-7,6%)

акцизы (2,5-9,6%).

 

2.3. Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ на 2009-2011 гг.

 

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач и функций государства  и местного самоуправления.

В 2005 г. в функциональную классификацию были внесены существенные изменения, и теперь она предусматривает 11 разделов (против 30 разделов ранее действовавшей функциональной классификации). Существенной особенностью ее структуры является наличие раздела, объединяющего в себе реализацию функций общегосударственного характера.

Разделы этой классификации предусматривают  направление финансовых ресурсов на выполнение следующих основных функций государства (см. таблица 2) [23]:

Общегосударственные вопросы. Их доля в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ в период 2009-2010 гг. имела тенденцию к увеличению. Это свидетельствует об увеличении затрат на финансирование государственного аппарата [23].

Национальная оборона. Удельный вес  этой группы расходов в общей массе  расходов федерального бюджета с  каждым годом увеличивается [23].

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность. В динамическом ряде расходной части Федерального бюджета  РФ 2009-2010 гг. прослеживалась тенденция  к увеличению доли этих затрат в  общем объеме расходов – в 2009 г. она  составляла 1006,3 млрд. руб., в 2010 г. –1062,4 млрд. руб., а в 2011 г. ожидается снижение –976,4 млрд. руб [23].

Национальная экономика. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. удельный вес этой группы в составе всех расходов Федерального бюджета РФ снизился на 5%.

Жилищно-коммунальное хозяйство. Расходы на ЖКХ в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ незначительны – в 2009-2010 гг. они составили–1%.

Охрана окружающей среды. Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета РФ также небольшой и остается примерно на одном уровне.

Образование. В 2009 г. удельный вес по данному виду расходов в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ составил 4% или 413,1 млрд. руб.

Культура, кинематография и средства массовой информации. В процентах к ВВП доля этих затрат в период 2009-2010 гг. не изменялась и находилась на уровне отметки в 1%.

Здравоохранение и спорт. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. удельный вес этой группы в составе всех расходов Федерального бюджета РФ увеличился на 1%.

Социальная политика. Расходы на ее проведение с 2009 по 2010 г. остались на уровне 3%.

Межбюджетные трансферты. Эта группа имеет наибольший удельный вес в структуре расходов Федерального бюджета РФ - 3544,6 млрд. руб. (2009 г.). Динамика 2009-2010 гг. показала, что с каждым последующим годом доля расходов на межбюджетные трансферты в составе всех расходов увеличивается [23].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО  БЮДЖЕТА РФ

 

3.1.Изменения в 2011 году

 

Если анализировать изменения в бюджете на 2011 год по сравнению с бюджетом 2010 года (см. таблицу 2), то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 5 статей оказались «в плюсе»: национальная экономика(+7,2%), ЖКХ (+5,4%), охрана окружающей среды (+20,5%), образование (14,7%), культура, кинематограф, СМИ(9,2%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная оборона» в объеме -294,5 млрд. руб. (или -23,5%).

Статья межбюджетных трансфертов уменьшилась на 26,8 млрд. руб. Статья «Национальная оборона» оказалась в самом большом минусе — расходы по ней снизились более чем на 294,5 млрд. руб.

Статья «Общегосударственные вопросы» увеличивалась на протяжении  2 лет. Рост планируемых в 2010 году расходов сократился на 55,4 млрд. рублей (на 5%).

Статья «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»  уменьшилась на 86 млрд. руб. или на 8,1%

Статья «Здравоохранение, физкультура  и спорт» сократилась на 3,5% (11,5 млрд. руб.).

Статья «Социальная политика»  на 13,4% оказалась в минусе, а межбюджетные трансферты на 0,7%.

Общая картина такова: расходы бюджета-2011 незначительно отличаются от расходов-2010. При этом в структуре бюджета-2011 значительно выросли показатели расходов на национальную экономику, охрану окружающей среды, образование, ЖКХ, культуру, кинематограф и СМИ, а также умеренно снизились расходы на национальную оборону, общегосударственные вопросы, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, социальную политику, межбюджетные трансферты, здравоохранение, физкультуру и спорт.

Согласно федеральному закону «О федеральном  бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.» расходы федерального бюджета должны составить: в 2011 г. - 9,390 трлн. руб. и в 2012 г. - 9,681 трлн. руб., а доходы бюджета планируется получить в следующих размерах: в 2011 г. — 7,456 трлн. руб. и в 2012 г. — 8,070 трлн. руб. При этом нефтегазовые доходы будут примерно составлять:3,312 трлн. руб. и 3,503 трлн. руб. соответственно.

Информация о работе Общее представление о федеральном бюджете, его функции