Национальный проект "Развитие АПК"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 09:11, доклад

Описание работы

ромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.

В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: в ряде регионов наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными тенденциями, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики.

Работа содержит 1 файл

Агропромышленный комплекс.docx

— 270.87 Кб (Скачать)

     Принимая  решение о развитии ЛПХ необходимо отталкиваться от объективных недостатков  и преимуществ этой формы хозяйствования в сложившихся условиях.

     Основными недостатками ЛПХ являются низкая производительность; недостаточная обеспеченность материально-техническими ресурсами; низкая окупаемость затрат; невысокая информированность (по законодательству, государственным программам, технологиям  и др.). Все перечисленные минусы подсобного хозяйствования обусловлены  главным образом ограниченностью  индивидуального, мелкомасштабного, использования  ресурсов (по производству, сбыту, снабжению  и др.).

     Собственно  сам термин «подсобное хозяйство» свидетельствует  о второстепенном, вспомогательном  характере ЛПХ. Исторически подсобные  хозяйства и появились как  дополнение по отношению к более  крупным формам хозяйства (колхозам и совхозам). Зачастую, по мнению многих руководителей колхозов, ЛПХ мешали коллективному труду, что снижало  его производительность.

     Несмотря  на объективные недостатки, ЛПХ являются значимым элементом современного сельского  хозяйства. Во-первых, в ЛПХ заключён большой потенциал расширения сельскохозяйственных товаров внутреннего производства (продовольственная безопасность, доступные  и качественные продукты питания). Во-вторых, ЛПХ – основа исчезающего сельского  населения, по сути, главный источник его выживания. Не содействовать  развитию ЛПХ сегодня – значит бросить на произвол большое количество сельских жителей. В-третьих, ЛПХ имеет  большое социальное значение в качестве дополнительного источника благ (продукты питания, оздоровление, отдых  и туризм, воспитание детей, культурное преображение и др.) для малообеспеченных слоёв населения.

     ЛПХ, безусловно, не может быть базой, основой  для сельского хозяйства, но оно  в то же время сегодня – его  неотъемлемая часть.

     Более чем вековой мировой опыт свидетельствует  о том, что развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве, к которым относится и ЛПХ, сопряжено с развитием обслуживающих  их кооперативов. Во Франции и США, например, почти 80% фермеров охвачено кооперацией.

     Кооперативные формирования позволяют разрозненным малым хозяйствам объединить свои ресурсы (трудовые, технические, земельные, денежные, транспортные, сбытовые и др.) для  более эффективного использования. В сложившихся на сегодня условиях мелкие сельскохозяйственные производители  практически на всех стадиях ведения  хозяйственной деятельности сталкиваются с монополистами или олигополистами (банки, лизинговые компании, поставщики электроэнергии и техники, перекупщики, транспортные компании, торговые сети и др.). Вести рентабельное хозяйство в такой ситуации возможно только при объединении усилий. Осуществить это позволяет производственная и потребительская (снабженческая, сбытовая, кредитная, перерабатывающая и др.) кооперация.

     Кооперативная хозяйственная форма является более  предпочтительной среди прочих крупных  хозяйственных форм, так как она  лишена многих отрицательных особенностей им присущих. К примеру, альтернативный вариант сочетания мелких форм и  сверхкрупных, корпоративных, который  реализуется сегодня в России, менее продуктивен по ряду причин: повышение доли наёмного труда, ухудшение  социально-экономического состояния  сельских территорий, концентрация земельных  ресурсов у крупных компаний и  др. 

 

     
Цель  программы     Устойчивое  развитие сельского хозяйства и  рыбной отрасли автономного округа, повышение конкурентоспособности  продукции, произведённой на территории автономного округа.
Задачи  программы
  1. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства и рыбной отрасли.
  2. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства, организации и осуществления проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Объемы  и источники финансирования

программы

Источники финансирования мероприятий программы:

Федеральный бюджет:

2011 год – 20500 тыс. рубле,

2012 год – 25900 тыс. рублей,

2013 год – 27700 тыс. рублей.

 Всего 74100 тыс. рублей

Бюджет автономного  округа:

2011 год – 673826 тыс. рубле,

2012 год – 729517 тыс. рублей,

2013 год – 692242 тыс. рублей. 

Всего 2 095 585 тыс. рублей

Привлечённые  средства

2011 год – 242380 тыс. рубле,

2012 год – 293950 тыс. рублей,

2013 год – 130960 тыс. рублей.

Всего  667290 тыс. рублей

Всего по программе:

2011 год – 936706 тыс. рубле,

2012 год – 1049367 тыс. рублей,

2013 год – 850902 тыс. рублей.

Всего  2 836 975тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты

реализации программы (показатели

социально-экономической

эффективности)

Увеличение  удельного веса прибыльных организаций  агропромышленного сектора в общем их числе с 70% до 85%

Увеличение  численности работающих в агропромышленном комплексе на 7,5%

Увеличение  количества созданных сельскохозяйственных производств в сфере малого бизнеса (крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели) – на 40% (с 344 до 480 ед.)

Увеличение  средней заработной платы работающих в агропромышленном комплексе в  два раза

Увеличение  обеспеченности собственной произведённой  продукцией населения автономного  округа от норматива потребления  продукции:

- мясом  и мясопродуктами (в пересчёте  на мясо) до 4,6%

- молоком  и молокопродуктами в пересчёте  на молоко до 7,9%

- рыбой  и рыбопродукцией до 50%.

 

     Модернизация  сельского хозяйства стала стратегической задачей и для окружных властей. Окружное правительство одобрило целевую  программу "Комплексное развитие агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2011-2013 годах". Общая стоимость утвержденной программы — 2,8 млрд. рублей. При этом на агропромышленный комплекс из окружного бюджета будут выделены 2,09 млрд. рублей за три года, а из федерального бюджета — только 74 млн. рублей. Остальные средства, а именно 667 млн. рублей, планируется привлечь из иных источников финансирования, в частности, от предпринимателей.

     Целью документа является устойчивое развитие сельского хозяйства и рыбной отрасли, а также повышение общей  конкурентоспособности региональной продукции аграрного сектора. Реализация программ в сфере АПК позволит повысить в регионе объемы производства различных продуктов сельского хозяйства, которые существуют на территории Югры, внедрить новые технологии в отрасли в целом.

     Природно-климатические  условия и труднодоступность  многих районов Ханты-Мансийского  автономного округа — Югры являются ключевыми факторами, которые определяют особенности и приоритеты поддержки агропромышленного комплекса региона. В данный момент в регионе производятся основные виды продуктов питания, но удовлетворить все потребности региона югорский АПК в настоящее время не в силах.

     Сегодня около 95% продовольственной продукции  в регион завозится из Уральского и Сибирского федеральных округов. Местные производители обеспечивают на 100% потребность региона в картофеле, на 46% - в рыбе, на 6,8% - в молочных продуктах  и на 3,3% - в мясе. Зачастую региону  просто невыгодно завозить продукты ввиду высоких транспортных тарифов. А в самом ХМАО перспективно создание предприятий, выпускающих экологически чистую продукцию, так как большинство территорий округа труднодоступно и находится вдали от промышленных объектов.

     На  данный момент в сельхозпроизводстве  ХМАО лидирует частный сектор. Население  выращивает овощи и картофель, содержит КРС. В таких сферах, как свиноводство и производство мяса и молока, также  лидируют фермеры. Правительством округа планируется поддерживать не крупные  предприятия, а КФХ. На данный момент фермерам оказывают поддержку в  размере 700 млн рублей в год, субсидируют покупку техники, новые технологии, поддерживают строительство животноводческих помещений.

     Трудность состоит в том, что для получения  кредита необходим залог, а у  большинства хозяйств его недостаточно для займа. В связи с этим в  округ необходимо привлекать заемные  средства. Кроме того, в ХМАО слобо развито дорожное сообщение, что вызывает определенные проблемы с поставкой сельхозпродукции на рынок сбыта.

     Помимо  этого, руководство  должно решить земельный  вопрос: примерно 80% сельхозугодий находится  в собственности  предприятий, большинства  из которых уже  просто не существует.

     Главная проблема для развития агропромышленного  комплекса в ХМАО — Югре, по мнению Натальи Комаровой, заключается в недофинансировании хозяйства на сельских территориях. Более 80 процентов финансирования из бюджета Югры направляется на развитие животноводства, птицеводства, растениеводства. Около 16,5 процента средств предназначается на поддержание финансовой устойчивости организаций сельского хозяйства, что позволяет системно поддерживать число безубыточных предприятий в отрасли. А вот на устойчивое развитие сельских территорий направляется всего 3,5 процента средств, выделяемых в целом на развитие сельского хозяйства. В абсолютных цифрах это немного — всего 13,8 миллиона рублей в год, из которых два млн. — федеральные.

     Тем не менее, согласно статистике результатов  развития аграрного сектора за 2010 г. можно отметить положительную  динамику в ряде отраслей. Увеличивается  поголовье сельскохозяйственных животных, создаются новые предприятия, действуют  сельхозкооперативы. Немалую роль играют и перерабатывающие предприятия  автономного округа, которые расширяют  свой ассортимент и совершенствуют производство молочной, мясной и птицеводческой продукции.

 

       Развитие АПК на территории города в 2011 году осуществляется в соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.12.2010 228-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства»,  долгосрочной целевой программой «Реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса на территории города Нижневартовска на 2008-2012 годы.

        Финансирование мероприятий в  сфере агропромышленного комплекса  в 2011 году осуществляется из 2-х  источников.

       Из бюджета автономного округа доведен лимит субвенций на поддержку сельского хозяйства и рыбной отрасли на 2011 год в сумме 46433,4 тыс. рублей,  из них поступили в город в 1 полугодии субвенции в сумме 18 930,861 тыс. рублей.

        В бюджете города на 2011 год  на реализацию программных мероприятий  запланировано 2000,0 тыс. рублей, из  них на оказание финансовой  поддержки сельскохозяйственных  товаропроизводителей - 1600,0 тыс. руб.; на организацию и проведение  городского конкурса "Лучшее сельскохозяйственное  предприятие" среди хозяйств всех категорий - 400,0 тыс. руб.

       В I полугодии 2011 года расходование  из средств городского бюджета  не производилось ввиду отсутствия  заявок от сельскохозяйственных  товаропроизводителей на получение  субсидий из средств бюджета  города.

        В 2011 году сельхозтоваропроизводителями города продолжена работа по развитию материально-технической базы хозяйств.

     На 01.07.2011   поголовье крупного рогатого скота увеличилось по отношению  на 20% к аналогичному периоду прошлого году (с 213 до 255 голов), коров - 6,5% (с 76 до 81 головы), поголовье свиней сохранилось  на уровне 2010 года при росте объемов  производства мяса свиней на 32,9% к уровню аналогичного периода прошлого года.

       За 1 полугодие 2011 года произведено  мяса всех видов 195,95 тонн, молока 151,1 тонн, яйца 6530,86 тыс. штук. Реализовано  населению города продукции на  общую сумму 37 357,3 тыс. рублей, из них: мясо всех видов - 190,3 тонн на сумму 14206,2 тыс. рублей, молоко - 125,9 тонн на 2363,1 тыс. рублей, яиц - 5883,8 тыс. штук на 18311,5 тыс.  рублей.

Информация о работе Национальный проект "Развитие АПК"