Национальный проект "Развитие АПК"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 09:11, доклад

Описание работы

ромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.

В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: в ряде регионов наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными тенденциями, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики.

Работа содержит 1 файл

Агропромышленный комплекс.docx

— 270.87 Кб (Скачать)

     В 2010 г. улучшили жилищные условия 16,3 тыс. сельских семей, в том числе 8,6 тыс. молодых семей, молодых специалистов.  

 

Рис. 2. Десять лучших и худших субъектов Российской Федерации

по  выполнению плана  строительства (приобретения) жилья

для сельских граждан, %: 

       
      Лучшие
        Худшие
          Красноярский  край

          Тюменская  область

          Ямало-Ненецкий  а.о.

          Тульская  область

          Волгоградская  область

          Республика  Марий Эл

          Астраханская  область

          Республика  Коми

          Самарская  область

          Курганская  область

             Сахалинская область

           Ханты-Мансийский а.о.

           Амурская область

           Республика Бурятия

           Новгородская область

           Ивановская область

           Хабаровский край

           Псковская область

           Ставропольский край

          Республика Калмыкия

     Успешно реализовывали мероприятия в  области улучшения жилищных условий  сельского населения Красноярский край, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Тульская область, где плановые задания по строительству  и приобретению жилья перевыполнены  более, чем вдвое.

     Наихудшая ситуация с вводом жилья в рамках Программы сложилась в Сахалинской  области (10,5% к плану), Ханты-Мансийском автономном округе (54,4%), Амурской области (70,1%), Республике Бурятия (73,6%).

     Следующий раздел «Создание общих условий функционирования сельского хозяйства», включает программы информационного обеспечения, развития информационно-консультационных служб. Новой здесь является программа привлечения союзов и ассоциаций производителей к выработке, оценке и реализации отдельных мероприятий агропродовольственной политики, что должно содействовать повышению эффективности и открытости агропродовольственной политики государства.

      В 2010 г., как и предусматривалось Государственной программой, было создано 64 региональных центра по оказанию консультационной помощи. В настоящее время системы сельскохозяйственного консультирования действуют в 64 (в 2009 г. в 60) субъектах Российской Федерации. В системе сельскохозяйственного консультирования в 2010 г. занято 3155 чел. В 2010 г. количество оказанных в системе сельскохозяйственного консультирования услуг выросло по сравнению с 2009 г. в 1,5 раза.

     С 46 союзами заключены соглашения о взаимодействии по реализации Государственной программы, в которых намечены конкретные мероприятия по участию отраслевых союзов в решении актуальных вопросов развития сельскохозяйственного производства. Среди них Национальный союз производителей молока (СОЮЗМОЛОКО), Национальную ассоциацию поставщиков, производителей и потребителей мяса и мясопродуктов,  Союз сахаропроизводителей России (Союзроссахар).

     В системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей  и специалистов агропромышленного  комплекса в 2010 г. прошли обучение 93150 чел.: 5451 руководитель сельскохозяйственных организаций; 3780 специалистов инженерных служб; 1914 экономистов; 3652 бухгалтера; 4498 агрономов; 4764 зоотехников; 6562 ветеринарных врача. 

     Задачей третьего раздела - развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства - является поддержка тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутреннем или мировом рынке, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере реализовать этот потенциал. Меры государственной поддержки в 2008 - 2012 годах направлены на стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных, а также поголовья в отраслях животноводства - оленеводстве, табунном коневодстве, овцеводстве и козоводстве. Их развитие позволит не только увеличить производство отдельных видов мяса, но и поддержать сохранение традиционного уклада жизни и занятости народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

     По  итогам 2010 г. самые высокие темпы наращивания производства продолжают сохраняться в птицеводстве - прирост производства птицы на убой составил 375 тыс.т. или 10,8%. За три года реализации Госпрограммы производство птицы возросло на 45,3%.  В программе предусмотрено довести объем производства птицы в 2012 году – до 4,5 млн. тонн в живой массе. Это позволит в полном объеме обеспечить потребление мяса птицы на российском рынке собственным производством.

     Наиболее  сложной в 2010 г. оставалось ситуация в скотоводстве. Из-за аномальных погодных условий связанных с засухой во многих регионах наблюдался дефицит кормов, снижение продуктивности и численности поголовья крупного рогатого скота.

     В растениеводстве основные программные  мероприятия были направлены на реализацию потенциальных возможностей при  производстве основных видов продукции  и созданию кормовой базы для развития животноводческих отраслей.  

 
 
 
 
Рис. 3. Динамика производства и урожайности основных культур растениеводства

     Сокращение  производства отдельных видов продукции  произошло за счет снижения урожайности  культур с 1 га из-за засухи. Засушливые условия в 2010 году сложились на  территории Приволжского, Уральского, части Южного и Центрального федеральных округов.

     По  итогам проведенной Минсельхозом России экспертизы гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади 13,3 млн. га. Подтвержденные прямые затраты  по результатам экспертизы составили 41,8 млрд. рублей . В целях поддержки сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от засухи, Правительство Российской Федерации приняло решение о выделении 35 млрд. руб., что составляет более 80 % от ущерба, нанесенного засухой 2010 года.

     В целом положение в растениеводстве  остается сложным из-за ухудшения  природно-климатических условий  за последние два года, а также  низких темпов технического обновления, продолжающегося снижения плодородия почвы из-за низкого уровня внесения удобрений и требует дополнительных мер со стороны федеральных органов  и большинства субъектов федерации  в развитии приоритетных направлений  отрасли. 

     На осуществление  мероприятий по разделу «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства» в 2010 году из федерального бюджета было израсходовано 73,0 млрд. руб. Кроме того, в связи с чрезвычайной ситуацией – засухой 2010 г., для поддержания финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей дополнительно было выделено 35 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета, 11 млрд. рублей - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

     На  цели субсидирования процентных ставок по кредитам за счет средств федерального бюджета в 2010 году профинансировано 69,5 млрд. руб., что на 26% больше значения, предусмотренного Государственной  программой, и на 8,6 % больше, чем в 2009 году.

     В Государственной программе поставлена задача стабилизации финансового положения  в сельском хозяйстве. Основными  показателями, характеризующими финансовое состояние сельскохозяйственных организаций, являются уровень рентабельности, доля убыточных хозяйств в общем числе хозяйств, сумма просроченной задолженности.

     В 2010 году, по данным отчетности выручка от реализации продукции, работ, услуг  возросла на 12,4% к  уровню 2009г. и составила 1090 млрд.рублей. Сельскохозяйственными организациями получена прибыль до налогообложения 82,2 млрд. рублей (в 2009 г. 83,6 млрд.руб.).

     Удельный  вес прибыльных хозяйств в общей численности  сельскохозяйственных организаций в 2010 году составил 71% (в  2009 г. он составил 72,1 %).

     Совокупная  рентабельность сельскохозяйственного  производства (с учетом субсидирования из бюджетов всех уровней) в 2010 году сложилась на уровне 8,3% (в 2009 г. – 9,4%).

     Сумма просроченной кредиторской задолженности на конец 2010 г. составила 28,2 млрд.руб., что на 1,3 млрд.руб. меньше, чем на конец 2009 года.

     В августе 2010 г. состоялось заседание Федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, на котором были рассмотрены итоги реализации Федерального закона и одобрено предложение территориальных комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на финансовую поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе по:

     предоставлению  участникам программ финансового оздоровления отсрочки на срок не менее семи лет;

     предоставлению  возможности участия в программах финансового оздоровления сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от засухи, ранее принимавшим участие  в программе финансового оздоровления.

     Кроме того, территориальным комиссиям  по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей субъектов Российской Федерации, пострадавших от засухи, рекомендовано  активизировать работу по включению  сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих кредиторскую задолженность  в программы финансового оздоровления, обратив особое внимание на малые  формы хозяйствования.  

 

     Краткосрочные кредиты (займы) остаются остро востребованными. В целом по Российской Федерации  в 2010 г. субсидировалось таких кредитов более чем в 2 раза, чем изначально планировалось.

      90% всех кредитных ресурсов, выдаваемых на кредитование организаций агропромышленного комплекса приходится на ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Сбербанк России».

     Кредиты и займы, привлечённые малыми формами  хозяйствования на селе в 2010 г., составили 9,6% от общих кредитов и займов, направленных на развитие сельскохозяйственного производства (в 2009 г. - 13,8%).

     По  данным банков, объём кредитов и  займов, полученных малыми формами  хозяйствования в 2010 г. в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, составил 50,8 млрд. руб. что на 22 % больше, чем в предыдущем году (41,8 млрд. руб.).

      В настоящий момент малыми формами хозяйствования производится более  половины всей отечественной  сельскохозяйственной продукции, в том  числе 23% зерновых культур, 90% картофеля, 83% овощей, 42% скота и птицы  на убой, 55% молока.

Таблица 2.

     Объём кредитов (займов), полученных малыми формами хозяйствования в 2010 г., млн. руб. 

Наименование  мероприятия Объем кредитов (займов)
Поступило кредитных средств (займов) в 2010 г. в том числе по кредитным  организациям
ОАО Россель хозбанк Сбер- банк России прочие  банки кредит-ные коопе-ративы
Кредиты (займы), полученные на развитие малых  форм хозяйствования 50 771,1 37 275,0 9 697,0 717,8 3 081,3
       В т.ч.    ЛПХ 28 389,9 20 833,8 5 903,8 132,3 1 519,9
                     КФХ  17 887,2 12 865,0 3 440,8 500,3 1 081,1
                     СПоК 3 008,8 2 388,7 265,1 46,5 308,5
                     СКПК 1 485,2 1 187,4 87,3 38,7 171,8
на  развитие промышлен- ного рыбоводства 605,6 515,0 49,2 41,4 0

Информация о работе Национальный проект "Развитие АПК"