Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 09:11, доклад
ромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.
В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: в ряде регионов наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными тенденциями, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики.
В
2010 г. улучшили жилищные условия 16,3 тыс.
сельских семей, в том числе 8,6 тыс. молодых
семей, молодых специалистов.
Рис. 2. Десять лучших и худших субъектов Российской Федерации
по выполнению плана строительства (приобретения) жилья
для
сельских граждан, %:
Лучшие |
Худшие | |
Красноярский
край
Тюменская область Ямало-Ненецкий а.о. Тульская область Волгоградская область Республика Марий Эл Астраханская область Республика Коми Самарская область Курганская область |
Сахалинская область
Ханты-Мансийский а.о. Амурская область Республика Бурятия Новгородская область Ивановская область Хабаровский край Псковская область Ставропольский край Республика Калмыкия |
Успешно
реализовывали мероприятия в
области улучшения жилищных условий
сельского населения
Наихудшая
ситуация с вводом жилья в рамках
Программы сложилась в
Следующий раздел «Создание общих условий функционирования сельского хозяйства», включает программы информационного обеспечения, развития информационно-консультационных служб. Новой здесь является программа привлечения союзов и ассоциаций производителей к выработке, оценке и реализации отдельных мероприятий агропродовольственной политики, что должно содействовать повышению эффективности и открытости агропродовольственной политики государства.
В 2010 г., как и предусматривалось Государственной программой, было создано 64 региональных центра по оказанию консультационной помощи. В настоящее время системы сельскохозяйственного консультирования действуют в 64 (в 2009 г. в 60) субъектах Российской Федерации. В системе сельскохозяйственного консультирования в 2010 г. занято 3155 чел. В 2010 г. количество оказанных в системе сельскохозяйственного консультирования услуг выросло по сравнению с 2009 г. в 1,5 раза.
С 46 союзами заключены соглашения о взаимодействии по реализации Государственной программы, в которых намечены конкретные мероприятия по участию отраслевых союзов в решении актуальных вопросов развития сельскохозяйственного производства. Среди них Национальный союз производителей молока (СОЮЗМОЛОКО), Национальную ассоциацию поставщиков, производителей и потребителей мяса и мясопродуктов, Союз сахаропроизводителей России (Союзроссахар).
В
системе профессиональной переподготовки
и повышения квалификации руководителей
и специалистов агропромышленного
комплекса в 2010 г. прошли обучение
93150 чел.: 5451 руководитель сельскохозяйственных
организаций; 3780 специалистов инженерных
служб; 1914 экономистов; 3652 бухгалтера;
4498 агрономов; 4764 зоотехников; 6562 ветеринарных
врача.
Задачей третьего раздела - развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства - является поддержка тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутреннем или мировом рынке, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере реализовать этот потенциал. Меры государственной поддержки в 2008 - 2012 годах направлены на стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных, а также поголовья в отраслях животноводства - оленеводстве, табунном коневодстве, овцеводстве и козоводстве. Их развитие позволит не только увеличить производство отдельных видов мяса, но и поддержать сохранение традиционного уклада жизни и занятости народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
По итогам 2010 г. самые высокие темпы наращивания производства продолжают сохраняться в птицеводстве - прирост производства птицы на убой составил 375 тыс.т. или 10,8%. За три года реализации Госпрограммы производство птицы возросло на 45,3%. В программе предусмотрено довести объем производства птицы в 2012 году – до 4,5 млн. тонн в живой массе. Это позволит в полном объеме обеспечить потребление мяса птицы на российском рынке собственным производством.
Наиболее сложной в 2010 г. оставалось ситуация в скотоводстве. Из-за аномальных погодных условий связанных с засухой во многих регионах наблюдался дефицит кормов, снижение продуктивности и численности поголовья крупного рогатого скота.
В
растениеводстве основные программные
мероприятия были направлены на реализацию
потенциальных возможностей при
производстве основных видов продукции
и созданию кормовой базы для развития
животноводческих отраслей.
Рис. 3. Динамика производства и урожайности основных культур растениеводства |
Сокращение производства отдельных видов продукции произошло за счет снижения урожайности культур с 1 га из-за засухи. Засушливые условия в 2010 году сложились на территории Приволжского, Уральского, части Южного и Центрального федеральных округов.
По итогам проведенной Минсельхозом России экспертизы гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади 13,3 млн. га. Подтвержденные прямые затраты по результатам экспертизы составили 41,8 млрд. рублей . В целях поддержки сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от засухи, Правительство Российской Федерации приняло решение о выделении 35 млрд. руб., что составляет более 80 % от ущерба, нанесенного засухой 2010 года.
В
целом положение в
На осуществление мероприятий по разделу «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства» в 2010 году из федерального бюджета было израсходовано 73,0 млрд. руб. Кроме того, в связи с чрезвычайной ситуацией – засухой 2010 г., для поддержания финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей дополнительно было выделено 35 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета, 11 млрд. рублей - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
На цели субсидирования процентных ставок по кредитам за счет средств федерального бюджета в 2010 году профинансировано 69,5 млрд. руб., что на 26% больше значения, предусмотренного Государственной программой, и на 8,6 % больше, чем в 2009 году.
В
Государственной программе
В 2010 году, по данным отчетности выручка от реализации продукции, работ, услуг возросла на 12,4% к уровню 2009г. и составила 1090 млрд.рублей. Сельскохозяйственными организациями получена прибыль до налогообложения 82,2 млрд. рублей (в 2009 г. 83,6 млрд.руб.).
Удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций в 2010 году составил 71% (в 2009 г. он составил 72,1 %).
Совокупная рентабельность сельскохозяйственного производства (с учетом субсидирования из бюджетов всех уровней) в 2010 году сложилась на уровне 8,3% (в 2009 г. – 9,4%).
Сумма просроченной кредиторской задолженности на конец 2010 г. составила 28,2 млрд.руб., что на 1,3 млрд.руб. меньше, чем на конец 2009 года.
В августе 2010 г. состоялось заседание Федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, на котором были рассмотрены итоги реализации Федерального закона и одобрено предложение территориальных комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на финансовую поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе по:
предоставлению участникам программ финансового оздоровления отсрочки на срок не менее семи лет;
предоставлению
возможности участия в
Кроме
того, территориальным комиссиям
по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных
товаропроизводителей субъектов Российской
Федерации, пострадавших от засухи, рекомендовано
активизировать работу по включению
сельскохозяйственных товаропроизводителей,
имеющих кредиторскую задолженность
в программы финансового
Краткосрочные кредиты (займы) остаются остро востребованными. В целом по Российской Федерации в 2010 г. субсидировалось таких кредитов более чем в 2 раза, чем изначально планировалось.
90% всех кредитных ресурсов, выдаваемых на кредитование организаций агропромышленного комплекса приходится на ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Сбербанк России».
Кредиты и займы, привлечённые малыми формами хозяйствования на селе в 2010 г., составили 9,6% от общих кредитов и займов, направленных на развитие сельскохозяйственного производства (в 2009 г. - 13,8%).
По данным банков, объём кредитов и займов, полученных малыми формами хозяйствования в 2010 г. в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, составил 50,8 млрд. руб. что на 22 % больше, чем в предыдущем году (41,8 млрд. руб.).
В настоящий момент малыми формами хозяйствования производится более половины всей отечественной сельскохозяйственной продукции, в том числе 23% зерновых культур, 90% картофеля, 83% овощей, 42% скота и птицы на убой, 55% молока.
Объём
кредитов (займов), полученных
малыми формами хозяйствования
в 2010 г., млн. руб.
Наименование мероприятия | Объем кредитов (займов) | ||||
Поступило кредитных средств (займов) в 2010 г. | в том числе по кредитным организациям | ||||
ОАО Россель хозбанк | Сбер- банк России | прочие банки | кредит-ные коопе-ративы | ||
Кредиты (займы), полученные на развитие малых форм хозяйствования | 50 771,1 | 37 275,0 | 9 697,0 | 717,8 | 3 081,3 |
В т.ч. ЛПХ | 28 389,9 | 20 833,8 | 5 903,8 | 132,3 | 1 519,9 |
КФХ | 17 887,2 | 12 865,0 | 3 440,8 | 500,3 | 1 081,1 |
СПоК | 3 008,8 | 2 388,7 | 265,1 | 46,5 | 308,5 |
СКПК | 1 485,2 | 1 187,4 | 87,3 | 38,7 | 171,8 |
на развитие промышлен- ного рыбоводства | 605,6 | 515,0 | 49,2 | 41,4 | 0 |