Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 04:12, дипломная работа
Цель дипломной работы – оценить влияние реформы межбюджетных отношений на социально-экономическое развитие муниципального образования и найти вероятные решения проблемы формирования местных бюджетов за счет налоговых поступлений.
Для достижения поставленной цели необходимо определить и решить следующие задачи:
Изучить теоретические и нормативные основы формирования местного бюджета.
Проанализировать структуру и динамику налоговых поступлений в местный бюджет.
Оценить социально-экономическое положение города Саяногорска.
Найти вероятные решениям проблемы самостоятельности местного бюджета и развития муниципального образования.
Введение
1 Методологические основы формирования бюджетов разных уровней бюджетной системы
Сущность и функции формирования бюджетов разных уровней бюджетной системы
Местные бюджеты: состав и структура доходов
Система формирования налоговых поступлений в местные бюджеты
2 Анализ влияния налоговых поступлений на доходы местного бюджета на примере города Саяногорска Республики Хакасия
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в местный бюджет
2.2 Анализ доходов местного бюджета
2.3 Оценка социально-экономического положения города Саяногорска
3 Совершенствование системы пополнения бюджетов муниципальных образований
3.1 Пути увеличения налогооблагаемой базы муниципальных образований
3.2 Приоритетные направления увеличения налоговых поступлений в доходную часть местного бюджета
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Исполнение плана по доходам бюджета муниципального образования
Приложение Б Объем продукции, произведенной и реализованной предприятиями города Саяногорска (по налоговым отчетам)
Приложение В Динамика отчислений налогов в бюджеты разных уровней (тысячи рублей)
Приложение Г Задолженности по налоговым платежам за 2003-2005 года
В подведение итогов проведенного анализа можно отметить следующее.
Основными, значимыми статьями доходов местного бюджета города Саяногорска являются налоговые поступления по налогу на прибыль предприятий и налогу на доходы физических лиц, также велика доля межбюджетных трансфертов в бюджет муниципального образования. Данные регулирующие и собственные налоговые поступления образуют значительную часть доходов бюджета города. Это связано с тем, что город Саяногорск насчитывает более 1000 предприятий промышленности, энергетики, среди которых есть и сверх крупные: ОАО «САЗ», ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС», ЗАО «Саянстрой», ОАО «Саянал». В отчете об исполнении бюджета, бюджет муниципального образования город Саяногорск более чем на ¾ пополняется за счет налоговых поступлений от данных предприятий.
На требование местного бюджета города Саяногорска предоставить ему большую автономность в бюджетном планировании и в системе местных финансов вышестоящий бюджет Республики Хакасия отвечает усилением системы контроля местного бюджета посредством управления регулирующими доходами и системой трансфертов.
По большому счету такая тенденция характерна для всего государства на сегодняшнем этапе его развития: многие аналитики, политики, специалисты говорят о реформе и упрощении системы местных финансов, предоставлении местным бюджетам большей самостоятельности, но на практике как видно происходит все наоборот. Вышестоящие органы управления за счет законодательно закрепленных полномочий регулирования налогового бремени полностью стараются подчинить себе местный бюджет.
Одним из важных направлений проводимой налоговой политики муниципального образования город Саяногорск является мобилизация собственных доходов бюджета на основе экономического роста и развития налогового потенциала [13].
В результате реализации комплекса мероприятий, направленных на увеличение доходной части бюджета муниципального г. Саяногорск, общий объем доходов бюджета в 2007 году возрос по сравнению с уровнем 2005 года [14].
При формировании бюджета муниципального образования г. Саяногорск были приняты нормативные правовые акты о введении на территории муниципального образования г. Саяногорск земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости земельных участков, налога на имущество физических лиц и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также утверждена методика расчета годовой арендной платы за пользование объектами муниципальной собственности муниципального образования г. Саяногорск и принят порядок перечисления муниципальными унитарными предприятиями, расположенными на территории муниципального образования г. Саяногорск части прибыли в местный бюджет.
На увеличение доходов бюджета муниципального образования город Саяногорск существенно повлияла совместная работа администрации города Саяногорска и налоговых органов.
Установление на долговременной основе единых для всех муниципальных образований Республики Хакасия нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, позволило осуществлять перспективное планирование доходных источников бюджета муниципального образования город Саяногорск, повысило заинтересованность в увеличении уровня собираемости налогов и сборов, развитии налогового потенциала.
В целях эффективного
использования муниципальной
Развитие налоговой базы будет способствовать формированию положительного имиджа муниципального образования город Саяногорск. Посредством повышения прозрачности налогового и бюджетного процесса должно усилиться и позитивное восприятие общественным мнением деятельности органов местного самоуправления, что будет способствовать укреплению социальной и экономической стабильности в муниципальном образовании город Саяногорск.
2.3 Оценка социально-экономического положения города Саяногорска
Социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, приводящим к улучшению условий жизни населения и не ухудшающим состояние окружающей среды. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития муниципального образования г. Саяногорск – постоянное повышение качества жизни населения.
Основой стабильного качества жизни населения в городе, бесспорно, может быть лишь эффективная, мобильная, развитая многоотраслевая экономика, в которой постоянное повышение производительности труда сопровождается расширением рынков сбыта и возникновением новых продуктов и услуг, позволяя сохранять стабильно высокую занятость населения.
Саяногорск – самый молодой и быстрорастущий город в Хакасии. Он образован на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР на базе рабочего поселка Означенное, обладает статусом города областного подчинения с 6 ноября 1975 года. В настоящее время входит в состав Республики Хакасия и является городом республиканского значения [15].
Муниципальное образование г.Саяногорск на протяжении многих лет занимает особые позиции в экономике Республики Хакасия и ее социальной сфере.
На долю города Саяногорска приходится 58,7% объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по Республике Хакасия, 59,4% объема инвестиций в основной капитал, 10,5% объема розничной торговли республики, 29,2% оборота общественного питания, 13,1% предоставляемых населению платных услуг, 22,3% объема бытовых услуг населению и 77,9 % прибыли крупных и средних организаций.
В муниципальном образовании г.Саяногорск по итогам за 2007 года темпы роста индекса промышленного производства сложились выше, чем в аналогичном периоде 2006 года. Индекс промышленного производства за 2007 год по полному кругу организаций муниципального образования г.Саяногорск составил 104,5 по сравнению с 2006 г. (в целом по Республике Хакасия индекс промышленного производства за 2007 г. составил 101,4).
Значительно увеличились: объем отгруженных товаров, работ и услуг, строительство жилых домов, оборот розничной торговли, оборот общественного питания, реализация платных услуг населению. В отчетном периоде снизился объем инвестиций в основной капитал.
Сегодня промышленность Саяногорска представлена такими крупными предприятиями, как ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С.Непорожнего», ОАО «РУСАЛ САЗ», ОАО «Хакасский Алюминиевый Завод», ОАО РУСАЛ «Саянал», ОАО «МКК – Саянмрамор», ЗАО «Саянстрой».
За 2007 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятий и организаций (по крупным и средним организациям) муниципального образования г. Саяногорск достиг 39597,15 миллионов рублей и увеличился на 8637,39 миллионов рублей (или на 27,9%) по сравнению с 2006 годом, в том числе объем промышленного производства составил 33014,1 миллионов рублей (увеличился на 4355,22 миллионов рублей или на 15,3%). Динамика объема отгруженных товаров представлена в таблице 3.12.
Таблица 3.12 – Динамика
объема отгруженных товаров
Наименование |
2006 г. |
2007 г. |
Рост, снижение | |||
млн.руб. |
Доля, % |
млн.руб. |
Доля, % |
млн.руб. |
% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Объем отгруженных товаров (по крупным и средним организациям согласно статистике): |
30 959,76 |
100,00 |
39 597,15 |
100,00 |
8 637,39 |
27,90 |
Из них: |
||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
2,40 |
0,01 |
2,78 |
0,01 |
0,38 |
15,67 |
рыболовство и рыбоводство |
13,14 |
0,04 |
8,46 |
0,02 |
-4,68 |
-35,65 |
добыча полезных ископаемых |
29,18 |
0,09 |
36,41 |
0,09 |
7,23 |
24,78 |
Окончание табл. 3.12 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
обрабатывающие производства |
24 067,02 |
77,74 |
28 029,32 |
70,79 |
3 962,30 |
16,46 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
4 216,16 |
13,62 |
4 581,85 |
11,57 |
365,70 |
8,67 |
строительство |
1 415,26 |
4,57 |
854,11 |
2,16 |
-561,15 |
-39,65 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
36,26 |
0,12 |
5,67 |
0,01 |
-30,59 |
-84,37 |
гостиницы и рестораны |
40,32 |
0,13 |
52,19 |
0,13 |
11,88 |
29,46 |
транспорт и связь |
361,91 |
1,17 |
423,12 |
1,07 |
61,21 |
16,91 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
540,51 |
1,75 |
5 315,43 |
13,42 |
4 774,92 |
883,42 |
государственное управление
и обеспечение военной |
63,60 |
0,21 |
75,22 |
0,19 |
11,62 |
18,28 |
образование |
59,72 |
0,19 |
76,28 |
0,19 |
16,56 |
27,74 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
52,82 |
0,17 |
55,82 |
0,14 |
3,00 |
5,68 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
61,48 |
0,20 |
80,50 |
0,20 |
19,02 |
30,94 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятий и организаций (по крупным и средним организациям) города Саяногорск по виду экономической деятельности – «Обрабатывающие производства» в 2007 году составил 28029,32 миллионов рублей и увеличился на 3962,30 миллионов рублей (или на 16,5%) по сравнению с 2006 годом.
По итогам 2007 года на территории города Саяногорска объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования (по полному кругу предприятий) составил 9901,7 миллион рублей и снизился на 30,4% по сравнению с 2006 годом.
Появилась тенденция увеличения доли инвестиций в вид экономической деятельности – промышленность. Из них 89,2% - обрабатывающие производства, 7,8% - производство электроэнергии. Однако доля инвестиций в непроизводственные виды экономической деятельности остаётся значительно ниже.
Финансовый результат деятельности крупных и средних организаций муниципального образования г.Саяногорск на 1 января 2008 года составил 6105 миллионов рублей и увеличился на 569,39 миллионов рублей (или на 10,3%) по сравнению с предыдущим годом.
Прибыль прибыльных организаций, изображенная на рисунке 3.9, составила 6327,4 миллионов рублей и увеличилась на 739,8 миллионов рублей (или на 13,2%) по сравнению с 2006 годом.
Убыток организаций составил 222,4 миллиона рублей и увеличился на 170,4 миллионов рублей (или в 4 раза) по сравнению с 2006 годом.
Рисунок 3.9 – Сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий города Саяногорска за 2006-2007 гг.
Фонд заработной платы 2005 года составил 3018,5 миллионов рублей, тогда как в 2006 году данный показатель был равен 3801 миллион рублей; темп роста 126%. Фонд заработной платы 2007 года составил 4541 миллион рублей, темп роста 119%.
Средняя численность работающих в промышленности в 2005 году составляет 10352 человека, в 2006 году - 10178 человека, в 2007 году – 10522 человека. Из этого следует, что ежегодно происходит рост численности работающих в промышленности в среднем на 1,6%.
Для оценки позиции города
в республике необходимо проанализировать
поступление налогов в
Таблица 3.13 - Динамика поступления налогов в консолидированный бюджет по основным отраслям экономики
Наименование отрасли |
2005г. |
2006г. |
2007г. | |||
Всего, млн. руб. |
Доля, % |
Всего, млн. руб. |
Доля, % |
Всего, млн. руб. |
Доля, % | |
ВСЕГО |
2169 |
100,0 |
1556 |
100,0 |
2449 |
100,0 |
в том числе: |
||||||
Промышленность - всего |
1160 |
53,5 |
402 |
25,8 |
923,0 |
37,7 |
Электроэнергетика |
1067 |
49,2 |
1309 |
84,1 |
1347 |
55,0 |
Топливная промышленность |
119 |
5,5 |
123 |
7,9 |
132 |
5,4 |
из неё: угольная промышленность |
119 |
5,5 |
123 |
7,9 |
132 |
5,4 |
Черная и цветная металлургия |
-140 |
-6,5 |
-1184 |
-76,1 |
-720 |
-29,4 |
Лесная, деревообрабатывающая промышленность |
6 |
0,3 |
10 |
0,6 |
11 |
0,4 |
Промышленность строительных материалов |
13 |
0,6 |
6 |
0,4 |
12 |
0,5 |
Пищевая промышленность |
5 |
0,2 |
6 |
0,4 |
8 |
0,3 |
Другие отрасли промышленности |
88 |
4,1 |
132 |
8,5 |
145 |
5,5 |
Транспорт |
90 |
4,1 |
45 |
2,9 |
51 |
2,1 |
Строительство |
304 |
14,0 |
389 |
25,0 |
425 |
17,4 |
Торговля и питание |
30 |
1,4 |
59 |
3,8 |
63 |
2,6 |
ЖКХ |
14 |
0,6 |
13 |
0,8 |
14 |
0,6 |
Сельское хозяйство |
25 |
1,2 |
26 |
1,7 |
26 |
1,1 |
Снижение поступления налогов в консолидированный бюджет в 2006 году (темп роста 71%) связано с возмещением налога на добавленную стоимость. Возмещение произошло по причине того, что крупным предприятиям города предоставлен в 2006 году вычет, заявленный в декларациях по НДС, в связи с возросшими объемами строительно-монтажных работ и вводом в эксплуатацию новых объектов.
Тенденция снижения отчисления налогов в консолидированный бюджет в 2006 году нашла своё отражение и в расчете налоговой нагрузки. В таблице 3.14 представлена налоговая нагрузка на рубль произведенной и реализованной продукции по основным отраслям промышленности.
Таблица 3.14 - Налоговая нагрузка на рубль произведенной и реализованной продукции по основным отраслям промышленности
Наименование отрасли |
2005 год |
2006 год |
2007 год | |||
Налоговая нагрузка на рубль произведенной продукции, руб. |
Налоговая нагрузка на рубль реализованной продукции, руб. |
Налоговая нагрузка на рубль произведенной продукции, руб. |
Налоговая нагрузка на рубль реализованной продукции, руб. |
Налоговая нагрузка на рубль произведенной продукции, руб. |
Налоговая нагрузка на рубль реализованной продукции, руб. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ВСЕГО |
0,11 |
0,12 |
0,08 |
0,09 |
0,12 |
0,14 |
в том числе: |
||||||
Промышленность - всего |
0,06 |
0,07 |
0,03 |
0,03 |
0,05 |
0,07 |
Электроэнергетика |
0,44 |
0,37 |
0,54 |
0,60 |
0,55 |
0,59 |
Топливная промышленность |
0,25 |
0,24 |
0,25 |
0,28 |
0,27 |
0,30 |
из неё: угольная промышленность |
0,25 |
0,24 |
0,25 |
0,28 |
0,27 |
0,30 |
Черная и цветная металлургия |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
0,05 |
0,07 |
0,10 |
0,11 |
0,14 |
0,12 |
Окончание табл. 3.14 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Промышленность строительных материалов |
0,13 |
0,13 |
0,06 |
0,06 |
0,12 |
0,12 |
Пищевая промышленность |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,03 |
0,02 |
0,03 |