Местный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 04:12, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – оценить влияние реформы межбюджетных отношений на социально-экономическое развитие муниципального образования и найти вероятные решения проблемы формирования местных бюджетов за счет налоговых поступлений.
Для достижения поставленной цели необходимо определить и решить следующие задачи:
Изучить теоретические и нормативные основы формирования местного бюджета.
Проанализировать структуру и динамику налоговых поступлений в местный бюджет.
Оценить социально-экономическое положение города Саяногорска.
Найти вероятные решениям проблемы самостоятельности местного бюджета и развития муниципального образования.

Содержание

Введение
1 Методологические основы формирования бюджетов разных уровней бюджетной системы
Сущность и функции формирования бюджетов разных уровней бюджетной системы
Местные бюджеты: состав и структура доходов
Система формирования налоговых поступлений в местные бюджеты
2 Анализ влияния налоговых поступлений на доходы местного бюджета на примере города Саяногорска Республики Хакасия
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в местный бюджет
2.2 Анализ доходов местного бюджета
2.3 Оценка социально-экономического положения города Саяногорска
3 Совершенствование системы пополнения бюджетов муниципальных образований
3.1 Пути увеличения налогооблагаемой базы муниципальных образований
3.2 Приоритетные направления увеличения налоговых поступлений в доходную часть местного бюджета
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Исполнение плана по доходам бюджета муниципального образования
Приложение Б Объем продукции, произведенной и реализованной предприятиями города Саяногорска (по налоговым отчетам)
Приложение В Динамика отчислений налогов в бюджеты разных уровней (тысячи рублей)
Приложение Г Задолженности по налоговым платежам за 2003-2005 года

Работа содержит 1 файл

анализ.doc

— 935.50 Кб (Скачать)

Год

Сумма налога, тыс.руб.

Доля в общем объеме налоговых поступлений, %

Рост поступлений (по отношению к предыдущему году)

2005

162 859

60,03

-

2006

97 485

28,22

0,60

2007

22 090

5,45

0,23

2008 (по плану)

20 480

4,85

0,93


 

Поступления по налогам  на имущество ежегодно сокращаются. Если в 2006 году сумма поступлений  составила 60% в сравнении с предыдущие годом, то уже в 2007 году поступления по налогам на имущества сократились значительнее и составили 23% в сравнении с 2006 годом. Графически это показано на рисунке 3.4.

Рисунок 3.4 – Динамика поступлений по налогам на имущество

 

В целях выявления  причины столько резких сокращений доходов бюджета по налогам на имущество целесообразно рассмотреть поступления в структуре. Необходимо отметить, что в период с 2003 по 2005 год наибольшие поступления по налогам на имущество обеспечивали платежи по налогу на имущество организаций (в среднем более 50% от общей суммы поступлений). Основными плательщиками налога на имущество в тот период являлись ОАО «САЗ», ОАО «СШГЭС» и ОАО «Хакасэнерго». В 2006 и 2007 году зачисления в местный бюджет поступлений по налогу на имущество организаций не производилось. Данные представлены в таблице 3.9.

 

Таблица 3.9 – Структура  поступлений по налогам на имущество

Показатель

2005

2006

2007

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Рост поступлений

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Рост поступлений

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Рост поступлений

Налог на имущество организаций

65 968

40,5

-

-

 

-

-

-

 

Налог на имущество физических лиц

1 649

1,02

-

2 886

2,96

1,75

2 800

12,67

0,97

Земельный налог

92 355

56,7

-

88 553

90,84

0,96

13 893

62,9

0,16

Налог на игорный бизнес

2 886

1,78

-

6 046

6,2

2,09

5 397

24,43

0,89

Итого

162 859

100

-

97 485

100

0,60

22 090

100

0,23


 

Структура поступлений  налогов на имущество графически представлена на рисунке 3.5.

 

Рисунок 3.5 – Поступления налогов на имущество в стоимостном выражении

 

Значительное поступление в 2006 году налога на имущество физических лиц, скорее всего, было вызвано желанием местных органов власти таким  образом частично компенсировать выпавшие суммы доходов по налогу на прибыль – ведь с 2005 года налога на прибыль перестали зачислять в местные бюджеты. Частичное снижение поступлений по налогу в 2007 году на 3 % произошло из-за применения режима исключений из объектов и льгот.

В 2006 году поступления по налогу на игорный бизнес в местный бюджет возросли более чем в 2 раза, это произошло вследствие резкого увеличения числа налогоплательщиков. Уменьшение поступления налога в 2007 году на 11% по сравнению с 2006 годом совершилось по причине закрытия игровых залов из-за несоответствия требованиям Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В 2005 году земельного налога поступило в бюджет города Саяногорска  в сумме 92 335 тысяч рублей, доля среди налогов на имущество составляет 56,7%. В 2006 году поступление в местный бюджет сократилось на 4%, но при этом в указанном году земельный налог составил 90,84% от общего поступления налогов на имущество. Ухудшение налоговой дисциплины среди населения города Саяногорска, исключения из объектов налогообложения и налоговые льготы привели к тому, что в 2007 году поступления по земельному налогу составили 13 893 тысячи рублей, то есть сократились на 84% по сравнению с предыдущим годом.

Налоговые поступления играют главную роль в формировании доходов местного бюджета. Далее рассмотрено, каким образом динамика поступления налогов повлияла на доходы бюджета муниципального образования город Саяногорск.

 

2.2 Анализ доходов местного бюджета

 

Согласно Уставу города Саяногорска [12] и Федеральному законодательству доходная часть городского бюджета состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, может включать финансовую помощь в различных формах (дотаций и субвенций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам [5].

Обязательный компонент  демократического государственного строя  – местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, представительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных  органов власти является местные  бюджеты. Доходную часть бюджета муниципального образования город Саяногорск за 2005-2007 гг. характеризуют данные таблицы 3.10.

 

Таблица 3.10 – Доходы бюджета  муниципального образования (миллион рублей)

Показатели

2005

2006

2007

1. Доходы, всего

543,9

611,4

733,7

Собственные доходы

412,3

468,1

444,1

Налоги на прибыль, доходы

121,6

286,1

329,8

Налоги на совокупный доход

15,2

32,4

38,1

Налоги на имущество

162,9

97,5

22,1

Доходы от использования  имущества, находящегося в муниципальной  собственности 

23,9

23,6

21,5

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

0,2

6,8

 

Прочие налоги и сборы

88,5

21,7

32,6

Межбюджетные трансферты

111,3

112,8

241,7

Рыночные продажи товаров  и услуг

20,3

30,5

47,9


 

В местный бюджет муниципального образования после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

Далее рассмотрено в таблице 3.11, каким образом изменялась структура доходов бюджета города Саяногорска в течение исследуемого периода 2005-2007 гг.

 

 

Таблица 3.11 – Структура доходов  бюджета города (процент)

Показатели

2005

2006

2007

1. Доходы, всего

100

100

100

Собственные доходы

75,8

76,6

60,5

Налоги на прибыль

22,4

46,8

45,0

Налоги на совокупный доход

2,8

5,3

5,2

Налоги на имущество

30,0

15,9

3,0

Доходы от использования  имущества, находящегося в муниципальной  собственности

4,4

3,9

2,9

Доходы от продажи  материальных и нематериальных активов

0

1,1

0

Прочие налоги и сборы

16,3

3,5

4,4

Межбюджетные трансферты

20,5

18,4

32,9

Рыночные продажи товаров  и услуг

3,7

5,0

6,5


 

Рассматривая структуру  доходной части бюджета города Саяногорск можно отметить, что доля собственных доходов в 2007 году сократилась с 75,8% до 60,5%. Такие изменения были вызваны тем, что снизилась доля поступлений налогов на имущество с 30% в 2005 году до 3% в 2007 году. Однако увеличились поступления налога на прибыль с 22,4% в 2005 году до 45% в 2007 году. Кроме того, обращает на себя внимание то, что произошло значительное увеличение доли межбюджетных трансфертов – с 20,5% в 2005 году до 32,9% в 2007 году. Также выросла роль поступлений от рыночных продаж с 3,7% в 2005 году до 6,5% в 2007 году. Графически изменения структуры доходов муниципального образования представлены на рисунке 3.6.

 

Рисунок 3.6 – Структура доходов бюджета города Саяногорска в динамике

 

Целесообразно проанализировать выполнение плановых заданий по исполнению доходной части бюджета города. Для этого составляется аналитическая таблица, которая представлена в приложении А.

В целом план по доходам  в 2005 году выполнен на 98,89%, план по собственным  доходам выполнен на 79,29%, по остальным составляющим доходной части бюджета выполнение плана в среднем составило 99%. Исполнение плана по доходам в 2006 году составило 94,06%, причем снизилось исполнение плана по сбору налога на имущество и его исполнение составило 87,5%. По таким налогам как налог на прибыль и налог на доходы исполнение плана составило 99,6% и 98,66% соответственно. В 2007 году план по доходам бюджета города выполнен на 97,21%. Причем если по практически всем составляющим исполнение плана составило 99%, то по такой статье доходов как доходы от использования имущества выполнение плана составило 107,5%. Для наглядности исполнение плана по доходам бюджета муниципального образования город Саяногорск представлено на рисунке 3.7.

 

Рисунок 3.7 – Исполнение плана по доходам бюджета города Саяногорска

 

Доходная часть бюджета  муниципального образования г. Саяногорск в 2006 году составила 611,4 миллион рублей, темп роста к 2005 году составил 12,4% или 67,5 миллионов рублей. Рост доходов связан с увеличением поступлений от налогов на прибыль, налогов на совокупный доход на 181,7 миллион рублей. Графически динамика доходов бюджета города Саяногорска изображена на рисунке 3.8.

 

Рисунок 3.8 – Динамика доходов бюджета города Саяногорска

 

Собственные доходы в 2006 году составили 468,1 миллионов рублей, темп прироста к 2005 году составил 13,5% или 55,8 миллионов рублей.

Рост собственных доходов  обусловлено изменениями в федеральном  и республиканском законодательстве и в 2006 году составили за счет:

  • налога на прибыль, доходы – 286,1 миллионов рублей (увеличение относительно к 2005 году на 164,5 миллиона рублей);
  • налога на совокупный доход – 32,4 миллиона рублей (увеличение относительно к 2005 году на 17,2 миллионов рублей);
  • налога на имущество – 97,5 миллионов рублей (снижение относительно к 2005 году на 65,4 миллионов рублей);
  • доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, – 23,6 миллиона рублей (снижение относительно к 2005 году на 0,3 миллион рублей);
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 6,8 миллион рублей (увеличение относительно к 2005 году на 6,6 миллионов рублей).

Удельный вес собственных  доходов в общей сумме доходов  местного бюджета муниципального образования города Саяногорск в 2006 году составил 76,6%, удельный вес финансовой помощи от бюджетов других уровней – 18,4%.

Удельный вес основных доходных источников местного бюджета  муниципального образования город  Саяногорск в 2006 году выражен следующим  образом:

  • Налоги на прибыль – 46,8% (в том числе налог на доходы физических лиц – 31,5%).
  • Налог на совокупный доход – 5,3%.
  • Налог на имущество – 15,9% (в том числе налог на имущество физических лиц – 0,5%, налог на игорный бизнес – 1%, земельный налог – 14,5%).

Доходы бюджета муниципального образования город Саяногорск по предварительным оценкам на 2008 год составят 787,5 миллионов рублей.

В 2007 год собственные  доходы уменьшились на 24,0 миллиона рублей или на 5,1% по сравнению с 2006 годом. По предварительной оценке в 2008 году собственные доходы увеличатся на 126 миллионов рублей или на 28% относительно 2007 года.

Удельный вес собственных  доходов в общей сумме доходов  бюджета города составил в 2007 году 60,5%, в 2008 году составит 72,4%.

Удельный вес финансовой помощи от бюджетов других уровней в общей сумме доходов бюджета муниципального образования город Саяногорск составил в 2007 году – 32,9%, в 2008 году – 27,6%. Снижение объясняется отсутствием в проекте Закона Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» сумм субвенций на предоставление субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, субвенций на выполнение государственных полномочий по выплате компенсаций части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования.

Информация о работе Местный бюджет