Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 04:12, дипломная работа
Цель дипломной работы – оценить влияние реформы межбюджетных отношений на социально-экономическое развитие муниципального образования и найти вероятные решения проблемы формирования местных бюджетов за счет налоговых поступлений.
Для достижения поставленной цели необходимо определить и решить следующие задачи:
Изучить теоретические и нормативные основы формирования местного бюджета.
Проанализировать структуру и динамику налоговых поступлений в местный бюджет.
Оценить социально-экономическое положение города Саяногорска.
Найти вероятные решениям проблемы самостоятельности местного бюджета и развития муниципального образования.
Введение
1 Методологические основы формирования бюджетов разных уровней бюджетной системы
Сущность и функции формирования бюджетов разных уровней бюджетной системы
Местные бюджеты: состав и структура доходов
Система формирования налоговых поступлений в местные бюджеты
2 Анализ влияния налоговых поступлений на доходы местного бюджета на примере города Саяногорска Республики Хакасия
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в местный бюджет
2.2 Анализ доходов местного бюджета
2.3 Оценка социально-экономического положения города Саяногорска
3 Совершенствование системы пополнения бюджетов муниципальных образований
3.1 Пути увеличения налогооблагаемой базы муниципальных образований
3.2 Приоритетные направления увеличения налоговых поступлений в доходную часть местного бюджета
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Исполнение плана по доходам бюджета муниципального образования
Приложение Б Объем продукции, произведенной и реализованной предприятиями города Саяногорска (по налоговым отчетам)
Приложение В Динамика отчислений налогов в бюджеты разных уровней (тысячи рублей)
Приложение Г Задолженности по налоговым платежам за 2003-2005 года
Попытки местных бюджетов самостоятельно решить проблему увеличения налоговых поступлений сводятся лишь, чтобы бороться с неплатежами и неплательщиками, применяя штрафные санкции или обращаясь в Арбитражные суды. Но все это не сможет помочь значительно увеличить доходную часть местных бюджетов и сделать муниципальные образования более самостоятельными. Для этого необходимо внести изменения в межбюджетные отношения и налоговое законодательство Российской Федерации.
При совершенствовании межбюджетных отношений органами публичной власти необходимо исходить из того, что максимально эффективным стимулом для развития собственного налогового потенциала территории является стабильность закрепления налоговых доходов, а так же отсутствие прямой зависимости между фактическими и прогнозируемыми доходами и расходами бюджета и объемом получаемых дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
В целом осуществление мер по увеличению налоговых поступлений в доходную часть бюджета муниципального образования город Саяногорск позволит:
При осуществлении
В настоящее время объективно назрела необходимость пересмотреть закрепленные за местными бюджетами доходные источники, перераспределить некоторые из них между местными бюджетами, усовершенствовать технологии межбюджетного регулирования с целью повышения уровня самодостаточности местных бюджетов, обеспечения равномерности поступлений собственных их доходов.
Для повышения эффективности формирования доходной части бюджета в городе Саяногорске необходимо, прежде всего, формирование эффективной политики применительно к формам собственности, различным имущественным категориям населения. Необходимо совершенствование бюджетного механизма. Для этого необходим постоянный, на пять – десять лет, порядок составления бюджетов-прогнозов.
Особенно большие требования предъявляются к исполнительным органам власти. Необходимо чтобы законы о бюджете были: научно обоснованными; четкими и ясными; стабильными. Основными путями улучшения рассмотрения и утверждения бюджетов являются следующие.
Формирование четкого,
стабильного законодательства. Соответствие
бюджетных законодательств
Для совершенствования организации бюджетного процесса необходимо последовательное соблюдение органами государственной власти действующего бюджетного законодательства. Особое внимание должно быть уделено тщательным просчетам инфляции, размерам поступлений бюджета, формам обслуживания муниципальных займов и другим вопросам.
Основными направлениями совершенствования собираемости налоговых платежей служат: разработка четкого, стабильного налогового законодательства; повышение эффективности работы персонала налоговых инспекций.
Совершенствование бюджетного процесса способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.
(справочное)
Таблица А.1 - Исполнение плана по доходам бюджета муниципального образования
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 | ||||||
План, млн. руб. |
Факт, млн. руб. |
Процент исполнения плана |
План, млн. руб. |
Факт, млн. руб. |
Процент исполнения плана |
План, млн. руб. |
Факт, млн. руб. |
Процент исполнения плана | |
Доходы, всего |
550,0 |
543,9 |
98,89 |
650,0 |
611,4 |
94,06 |
754,8 |
733,7 |
97,21 |
Собственные доходы |
520,0 |
412,3 |
79,29 |
470,0 |
468,1 |
99,6 |
450,0 |
444,1 |
98,69 |
Налоги на прибыль |
122,8 |
121,6 |
99,01 |
290,0 |
286,1 |
98,66 |
330,0 |
329,8 |
99,93 |
Налоги на совокупный доход |
16,6 |
15,2 |
91,82 |
34,2 |
32,4 |
94,86 |
39,1 |
38,1 |
97,43 |
Налоги на имущество |
166,0 |
162,9 |
98,14 |
111,4 |
97,5 |
87,5 |
25,0 |
22,1 |
88,4 |
Доходы от использования имущества |
25,0 |
23,9 |
95,6 |
25,0 |
23,6 |
94,4 |
20,0 |
21,5 |
107,5 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
0,2 |
0,2 |
100 |
7,0 |
6,8 |
97,14 |
1,0 |
0 | |
Прочие налоги и сборы |
90,3 |
88,5 |
98 |
22,6 |
21,7 |
96 |
34,0 |
32,6 |
96 |
Межбюджетные трансферты |
111,5 |
111,3 |
99,85 |
114,6 |
112,8 |
98,4 |
250,0 |
241,7 |
96,68 |
Рыночные продажи товаров и услуг |
20,5 |
20,3 |
99,02 |
25,0 |
30,5 |
122 |
50,0 |
47,9 |
95,8 |
(справочное)
Наименование отрасли |
2005г. |
2006г. |
2007г. | |||
Объем произведенной продукции, млн. руб. |
Объем реализованной продукции, млн. руб. |
Объем произведенной продукции, млн. руб. |
Объем реализованной продукции, млн. руб. |
Объем произведенной продукции, млн. руб. |
Объем реализованной продукции, млн. руб. | |
ВСЕГО |
19437 |
18432 |
19631 |
17550 |
19826 |
17668 |
в том числе: |
||||||
Промышленность - всего |
18043 |
17095 |
15024 |
14219 |
17209 |
13283 |
Электроэнергетика |
2417 |
2851 |
2441 |
2173 |
2465 |
2294 |
Топливная промышленность |
483 |
492 |
487 |
434 |
492 |
435 |
из неё: угольная промышленность |
483 |
492 |
487 |
434 |
492 |
435 |
Черная и цветная металлургия |
13426 |
14021 |
13560 |
12068 |
13694 |
10116 |
Лесная, деревообрабатывающая промышленность |
120 |
91 |
98 |
87 |
76 |
84 |
Промышленность строительных материалов |
101 |
100 |
102 |
101 |
103 |
102 |
Пищевая промышленность |
260 |
319 |
263 |
234 |
378 |
252 |
(справочное)
Таблица В.1 - Динамика отчислений налогов в бюджеты разных уровней (тысячи рублей)
Налоги |
2005 год |
2006 год |
2007 год | ||||||
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет | |
Налог на прибыль |
200233 |
783171 |
204912 |
985569 |
93549 |
195411 |
1548490 |
145288 | |
ЕСН (федеральный бюджет) |
187243 |
207613 |
235264 |
||||||
НДС |
402211 |
-687278 |
-190886 |
||||||
НДФЛ |
309721 |
121629 |
498053 |
192601 |
788357 |
184511 | |||
Акцизы |
11051 |
36 |
87 |
||||||
Природные ресурсы, всего |
330798 |
35324 |
338587 |
42205 |
324722 |
50831 |
|||
Водный налог |
308013 |
0 |
312509 |
0 |
311796 |
||||
НДПИ |
22783 |
35256 |
26077 |
41966 |
12926 |
50777 |
|||
сбор за польз объкт.жив.мира |
2 |
68 |
1 |
239 |
54 |
||||
Налог на имущество |
247820 |
162858 |
340707 |
97485 |
597119 |
22090 | |||
налог на имущество организаций |
230119 |
65968 |
324596 |
562777 |
|||||
транспортный налог |
13458 |
8896 |
19386 |
||||||
налог на игорный бизнес |
4243 |
2886 |
7215 |
6046 |
14956 |
5397 | |||
налог на имущество физ лиц |
1649 |
2886 |
2800 | ||||||
земельный налог |
92355 |
88553 |
13893 | ||||||
Налоги со специальным налоговым режимом |
35769 |
15255 |
15804 |
32406 |
23857 |
38125 | |||
УСН |
35563 |
15804 |
8560 |
23857 |
12381 | ||||
ЕНВД |
15255 |
23197 |
25720 | ||||||
ЕСХН |
206 |
649 |
24 | ||||||
Прочие налоги |
1480 |
10780 |
-28449 |
1540 |
191231 |
-70562 |
1140 |
10907 |
15532 |
ИТОГО |
1121965 |
1433636 |
271293 |
65374 |
2073605 |
345479 |
565651 |
3019648 |
405546 |