Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:27, реферат
Избирательное право зарубежных стран - это важнейшее конституционное право, относящееся к политическим правам граждан. На практике проведение выборов является главным средством обеспечения состязательности и реальности политического процесса, дозволенной и узаконенной формой политической борьбы, которая в процессе ее реализации не должна выходить за рамки конституционных установлений.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, источники и основные принципы избирательного права зарубежных стран………………………………………………………………....6
2. Федерализм США……………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемой литературы……………………………………………...49
При
необязательной регистрации многие
избиратели не регистрируются, но они
и не учитываются в итогах голосования.
Учитываются лишь зарегистрированные
избиратели, независимо от того, какая
система избирательных списков
существует. Вовсе не все избиратели,
чьи фамилии содержатся в списках,
приходят голосовать. Лишь в странах
тоталитарного социализма публикуются
данные чуть ли не о стопроцентной
явке. В таких странах никаких
наказаний в случае неявки не предусматривалось,
но применялись разные формы идеологического
давления. Такие методы и сейчас
используются в этой группе стран. Для
привлечения избирателей к
Избирательная система понимается в двух смыслах: широком и узком. Избирательная система в широком смысле - это совокупность общественных отношений как урегулированных, так и неурегулированных нормами права, посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Избирательная система в узком смысле - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.14 Избирательные системы различаются, прежде всего, по способам определения результатов выборов. Первый подсчёт голосов проводится на избирательных участках, где в час, указанный в законе о выборах, вскрываются избирательные урны, и участковая избирательная комиссия суммирует данные бюллетеней. Эти данные фиксируются в протоколе, который посылается в вышестоящую избирательную комиссию. Все такие комиссии, кроме участковых, суммирует данные протоколов и определяет результат выборов по избирательному округу или в целом по стране. Контроль за ходом подсчёта голосов осуществляют кандидаты, их представители, уполномоченные общественных организаций, пресса, представители других средств СМИ. Процедура определения победителей зависит от той избирательной системы, которая принимается в данной стране. В зависимости от деталей различают множество избирательных систем. Но если исходить из принципиальных различий, то всё это многообразие можно свести к двум главным системам: мажоритарной и пропорциональной, а также смешанной.
Название этой системы происходит от французского слова «мажорите», что значит «большинство». То есть, в её основе лежит принцип большинства: избранным является кандидат или несколько кандидатов, принадлежащих к одному и тому же списку партии, получившей в округе большинство голосов избирателей по сравнению с другими партиями (партийными списками). Эта система проста, но часто несправедлива: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Различают три вида мажоритарной системы: относительного большинства, абсолютного большинства, квалифицированного большинства.15
При
мажоритарной системе относительно
большинства избранным
При мажоритарной системе абсолютного большинства для избрания требуется абсолютное большинство поданных за кандидата голосов (50% +1). Эта система критикуется за нерезультативность (Франция). При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. При данной системе также бывает второй тур в его двух вариантах: на повторное голосование выносятся либо две кандидатуры, набравшие наибольшее количество голосов; либо все кандидатуры, получившие установленный законом процент голосов. В обоих случаях избранным считается кандидат, который получит относительное большинство голосов по сравнению с другими.
При
мажоритарной системе квалифицированного
большинства избранным
Наряду
с этими тремя системами
Пропорциональная избирательная система строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоёванными мандатами. Она может быть применена в многомандатных и общегосударственных избирательных округах. В одномандатном округе её применить нельзя, поскольку одно место нельзя разделить между различными кандидатами или партийными системами. Главное в пропорциональной системе - не установление большинства голосов, хотя, конечно подсчёт голосов необходим, а вычисление избирательной квоты (избирательного метра). Избирательная квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного кандидата. Способы: естественная квота и искусственная квота. Самый простой метод вычисления квоты - определение так называемой естественной квоты, вычисление квоты по методу Хэйра. Данный способ применяется в настоящее время в Румынии, Эстонии. При котором общее количество поданных по округу голосов делятся на число депутатских мест по данному округу. В некоторых странах система вычисления квоты усовершенствована: к делителю (числу мандатов) прибавляют единицу или даже две, в результате чего квота получается меньше, а возможность распределить сразу больше мест увеличивается. Результат, который получается при этом, называется искусственной квотой, а способ вычисления - системой Хагенбаха - Бишоффа.18
Наряду
с вычислением естественной и
искусственной квоты
При пропорциональной избирательной системе также может быть иногда два тура. В этом случае ко второму туру допускаются только партии, собравшие определённый процент голосов (например, не менее 17% в Греции). Расчёт избирательной квоты для второго тура производится уже по-новому: исходя из числа оставшихся незамещенных мест. При смешанной системе избиратель имеет два голоса. Один он подаёт за конкретного кандидата по округу, второй - за ту или иную партию по общегосударственному списку. Первые голоса подсчитываются по мажоритарной системе, вторые - по пропорциональной.
Дополнительные правила распределения мандатов при пропорциональной системе: их несколько, но иногда их комбинируют. Первое правило - правило наибольшего остатка, при котором нераспределённые по квоте места получают по очереди партии, у которых наибольшие остатки голосов. Второе - правило наибольшего избирательного числа, по нему места нераспределённые по квоте, передаются по очереди в виде премии тем партиям, которые собрали наибольшее число голосов. Следующее правило - правило суммирования - суммируются все остатки голосов партий по отдельным взятым округам и нераспределённое число мест в целом по стране, и затем вычисляется новая квота для страны в целом и по этой квоте распределяются между партиями оставшиеся места.
Правило
преодоления заградительного
Но искажать пропорциональную систему могут различные приёмы:
Приём панашаж, т.е право избирателя проголосовать за кандидатов из разных партийных списков, ориентируясь не на партийную принадлежность, а на личные качества того или иного кандидата, либо вписывать в списки новых кандидатов (Бельгия).
Следующий приём - это приём соединения списков или блокирование - когда партии блока выступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют это количество между собой.
Приём заградительного пункта - (заградительного барьера) - установленный в законе минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить партии в целом по стране, чтобы иметь доступ к депутатским мандатам. Он используется для создания в парламенте крупных партийных фракций, и избежания засилья в нём мелких группировок.
Разновидностью
пропорциональной системы является
система единственного
Пропорциональная
система представительства
2.
Федерализм США
Основные моменты истории американской Конституции хорошо известны. После Гражданской войны бывшие колонии стали независимыми государствами. Согласно статьям Конфедерации, они учредили центральное правительство. Это правительство было весьма слабым, ведь реальная власть оставалась в штатах. У большинства людей возникло ощущение, что эксперимент не удался; появилась боязнь анархии, то есть того, что по любым пустякам между отдельными, никем не управляемыми штатами могут возникнуть весьма серьезные конфликты, не сдерживаемые сильной рукой центра.19
Американский народ решил попробовать еще раз. Был созван Конвент и разработан новый план — Конституция 1787 года. Она передавала уже гораздо больше власти в руки центрального правительства. Очевидно, что разработчики имели в виду передать реальную власть центру, не умаляя властного суверенитета штатов. Они предлагали четко разграничить властные полномочия обоих уровней управления путем однозначного определения того, что могло делать общенациональное правительство, а что оставалось на долю штатов. Некоторые властные полномочия, конечно, должны были быть поделены. Но, несмотря на все приложенные усилия, часть демаркационных линий так и осталась весьма неопределенной.20
Центр
обладал властью решать вопросы
о войне и мире, о внешней
политике: имел возможность собирать
налоги, управлять почтовой службой
и чеканить деньги. Он также обладал
и некоторой законодательной
властью — правом выпускать «единообразные»
законы по натурализации и «
Конституция
также создавала и отдельную
судебную систему для центрального
правительства. Во главе ее стоял (федеральный)
Верховный суд, затем низшие суды,
которые Конгресс мог время от
времени удостоверять и учреждать.
Под юрисдикцию этих судов подпадали
вопросы федерального права и
дела адмиралтейства. Дела адмиралтейства
были связаны с морскими вопросами
— о происшествиях на морских
просторах или о морской
Конституция также содержала перечень некоторых бренных аспектов деятельности, запрещенных для штатов. Они не могли печатать свои деньги или устанавливать какие-либо пошлины на импорт или экспорт (за исключением налогов, которые могли бы быть абсолютно необходимы для выполнения лицензионных законов). Торговля между штатами должна была осуществляться свободно, без каких-либо барьеров и пошлин. Штаты также не допускались к решению вопросов внешней политики: они не могли «...вступать в Договор, Союз или Конфедерацию...» или любое «...Соглашение... с иностранными властями». Они не могли вести войну, кроме как по решению Конгресса. Иностранные дела полностью находились в ведении центрального правительства.