Конституционное право зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:27, реферат

Описание работы

Избирательное право зарубежных стран - это важнейшее конституционное право, относящееся к политическим правам граждан. На практике проведение выборов является главным средством обеспечения состязательности и реальности политического процесса, дозволенной и узаконенной формой политической борьбы, которая в процессе ее реализации не должна выходить за рамки конституционных установлений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, источники и основные принципы избирательного права зарубежных стран………………………………………………………………....6
2. Федерализм США……………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемой литературы……………………………………………...49

Работа содержит 1 файл

К - Конституционное право зарубежных стран.docx

— 83.02 Кб (Скачать)

     Различают активное и пассивное избирательное  право. Активное избирательное право - это право избирать, голосовать за какую-либо кандидатуру или против всех предложенных кандидатур. Пассивное  избирательное право - это право  быть избранным, например, в парламент, на должность президента, в орган  местного самоуправления. Лицо может  иметь активное избирательное право, но не обладать пассивным. Так, например, гражданин США, достигший 18 лет, вправе участвовать в выборах президента США, но быть избранным не может, так как для этого необходимо достичь 35- летнего возраста. Обратное соотношение активного и пассивного избирательного права не встречается: если гражданин обладает пассивным избирательным правом, то он имеет и активное.6

     Вообще, избирательный процесс - это урегулированная  законом и другими социальными  нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные  и самоуправленческие органы. В зарубежных странах выборы проводятся в установленные  законом сроки, например: в президентских  республиках - через строго определённые промежутки времени (в США - в первый вторник ноября каждого чётного  года); в парламентских республиках  и парламентских монархиях - по истечении  срока полномочий представительного  органа, т.е. происходят очередные выборы, а в случае досрочного роспуска парламента главой государства - внеочередные выборы, в случае отстранения, отставки, смерти депутата - дополнительные выборы. Сам  избирательный процесс включает несколько стадий, одна из них назначение выборов.7

     Началом официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. Дата выборов может быть установлена  конституцией, например, в Коста-Рике выборы президента осуществляются раз  в четыре года в первое воскресенье  февраля. Также дата выборов установлена  конституцией в таких странах, как  США, Латвия, Мексика. В конституциях может быть определена не дата, а  условия выборов: они проводятся после истечения срока полномочий данного органа или должностного лица (в Болгарии, Польше, Чехии), а  после роспуска представительного  органа, например, в Великобритании через двадцать дней. Но и при  этих условиях издаётся соответствующий  акт о точной дате выборов. Обычно выборы объявляются указом главы государства и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампания, которая завершается к моменту окончания голосования. Например, в Болгарии выбора президента назначаются парламентом, а выборы в парламент - президентом.

     Далее избирательная кампания проходит множество  стадий, это и создание избирательных  округов и избирательных участков, составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий, предвыборная агитация и т.д.

     Выборы  проводятся по избирательным округам. Избирательный округ - это наиболее распространённая разновидность избирательных единиц (при многостепенных выборах такими единицами могут стать ниже стоящие представительные органы, при косвенных - избирательные коллегии). Избирательный округ объединяет избирателей определённой территории или коллектива для выборов одного или нескольких депутатов. Число и нарезка избирательных округов по выборам в парламент обычно определяется законом, иногда правительством, специальными комиссиями, а по выборам в органы местного самоуправления - актами этих органов.8

     В зависимости от характера представительства  избирательные округа бывают территориальными и производственными. Первые объединяют избирателей по месту жительства, вторые - по месту работы. Производственные округа создавались в своё время  в Польше и некоторых других странах, в настоящее время они существуют в Китае. Но только производственных округов не бывает, они всегда сочетаются в масштабе страны или административно-территориальной  единицы с территориальными округами. В отдельных странах округа создаются  по этническому признаку, например, в Сингапуре, Фиджи. Существует три  вида территориальных округов: одномандатные, многомандатные, общегосударственные. Общегосударственные округа в зарубежных странах обычно называют национальными  округами. От одномандатного округа избирается один депутат в парламент или  местный представительный орган, число  выдвинутых кандидатов может быть различным. От многомандатного округа избираются два и более депутата, иногда даже более десяти. А национальный округ может включать всех депутатов парламента, так было в своё время в Конго, когда избирателям предлагался список кандидатов от единственной партии, соответствующий числу мест, но может создаваться и для избрания части депутатов, как, например, в Венгрии. Остальные избираются по одномандатным и многомандатным округам.

     Избирательный округ подразделяется обычно на избирательные  участки, представляющие территориальный  единицы, обслуживаемые одним пунктом  для голосования. Избирательный  участок - это пункт голосования, куда приходят избирателя, чтобы выразить свою волю, и где производится первичный  подсчёт поданных голосов. Избирательный  участок охватывает, обычно, небольшое  число жителей (на выборах в парламент  не более нескольких тысяч человек), в больницах, на судах, находящиеся  в плавании, в гористых местностях могут создаваться и более  мелкие избирательные участки. Как  правило, избирательный участок  меньше избирательного округа, на территории округа располагается несколько, а  иногда и много избирательных  участок. Однако в больших населённых пунктах при выборах органов  местного самоуправления участок может  охватывать несколько избирательных  округов, которые включают кандидатов, выдвинутых группами домов или улиц. По избирательным участкам проводятся регистрация избирателей, они же являются основной ячейкой, в пределах которой соответствующие органы политических партий проводят непосредственную обработку избирателей.

     Далее формируются избирательные органы - это обычно избирательные комиссии, в некоторых странах избирательные  трибуналы, избирательные советы, гражданский  регистр, т.е. орган, который ведёт  списки избирателей. Эти органы ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов. Избирательные органы могут формироваться судами, например, в Коста-Рике, парламентом - в Узбекистане, правительством - в Австрии, органами местного самоуправления (местные избирательные комиссии на Украине), вышестоящими избирательными комиссиями (если не созданы другими органами). Члены этих комиссий рассматриваются как должностные лица.

     Избирательные комиссии могут быть: общегосударственными, территориальными, окружными, участковыми. Полномочия общегосударственной комиссии распространяется на всю страну, в  федеративных государствах свои комиссии создаются в субъектах федерации. Территориальные избирательные  комиссии образуются в административно-территориальных  единицах. Окружные избирательные комиссии образуются в избирательных округах, участковые - на пунктах голосования (участках). Окружные комиссии регистрируют кандидатов в депутаты по своему округу, определяют победителя по итогам голосования. Главные задачи участковой избирательной  комиссии - составление полного списка избирателей, проведение голосования, подсчёт голосов. Победителя они  не определяют, для этого свои протоколы  они предоставляют в вышестоящую  избирательную комиссию. Также все  эти комиссии выполняют и другие функции, такие как контроль за соблюдением законности выборов, организация избирательной кампании и т.д.9

     Избирательные комиссии и другие избирательные  органы бывают постоянными (Испания), временными, создаваемыми лишь на период выборов (Италия). Центральные комиссии иногда, в странах  тоталитарного социализма, бывают временными, образуемыми только на период выборов, после подсчёта голосов, определения  победителей и выдачи документов об избрании прекращают свою работу. Окружные и участковые комиссии, как правило, имеют временный характер. Территориальные  комиссии бывают и постоянными, и  временными. Центральная избирательная  комиссия создаётся указами президента, постановлениями парламента, правительства, реже - верховным судом. Во многих странах центральная избирательная комиссия в качестве специального органа не создаётся, её роль выполняет министерство внутренних дел.

     Помимо  регистрации кандидатов, распределения  выделенных бюджетных средств, подведения итогов выборов, центральная избирательная  комиссия издаёт инструкции, разъяснения  и иные акты, которые могут иметь  нормативное значение для местных  избирательных комиссий при проведении избирательной кампании.

     Участковые  избирательные комиссии тоже формируются  по-разному. Они могут состоять из служащих органов местного самоуправления или формироваться исполнительными  комитетами местных представительных органов (страны тоталитарного социализма). Во многих странах англосаксонского права нет участковых избирательный комиссий.

     По  общему правилу, голосовать могут только лица, включённые в список избирателей. Лица, имеющие временные удостоверения  на право голосования, например, в  связи с командировкой, заносятся  в дополнительный список избирателей  и только после этого получают бюллетень. Лишь в отдельных странах  нет списка избирателей, достаточно предъявить удостоверение личности, в котором делается отметка, что  избиратель проголосовал. В некоторых  других странах, где велика неграмотность, избиратель ставит свой отпечаток большого пальца, который окрашивается специальной  краской.

     При составлении списков, их проверке и  уточнении участковыми избирательными комиссиями, чиновниками-регистраторами и другими органами используются два способа: обязательная регистрация  и необязательная. Обязанность или  отсутствие обязанности регистрации  относится не к избирателю, а к  комиссии или чиновнику-регистратору. При необязательной регистрации  чиновник не включает автоматически  избирателя в список, он делает это  только по инициативе последнего. Избиратель сам должен обратиться с соответствующим  заявлением, если хочет быть включённым в список избирателей. При обязательной регистрации избиратель автоматически включается в список, регистратор обязан разыскать всех лиц, имеющих избирательные права, и включить их в этот список. Таким лицам, потом выдаётся специальная карточка избирателя. Списки бывают либо постоянными, либо периодическими. Избиратель, включённый в список, может в некоторых ситуациях получить удостоверенение на право голосования, чтобы в случае отъезда проголосовать в другом избирательном участке.

     Обычно  о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов, но официальное  их выдвижение и регистрация начинаются только со дня назначения выборов, указанного в акте о назначении выборов или  в избирательном законе. Способы выдвижения кандидатов: самовыдвижение, т.е. подача в надлежащий орган заявления кандидата, иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей (Вьетнам, Франция); партийное выдвижение, т.е. официальное представление от имени партии или путём подачи петиции, подписанной определённым числом избирателей (Австрия, Португалия, Египет). Частный случай - праймериз (первичные выборы в США, Турции); выдвижение общественным объединением (Белоруссия, Украина); выдвижение избирателями или группой избирателей (Индия, Канада, Нидерланды).10 Эти способы во многих странах комбинируются. Кандидат может быть выдвинут и партией, и группой избирателей, и объединением граждан и т.д. При выдвижении партиями тем из них, которые признаны национальными, даются некоторые преимущества: они, в частности, не должны представлять подписи избирателей в поддержку кандидатов. Во многих странах закон не разрешает, чтобы на одно место баллотировался один кандидат, в таком случае нет выбора.

     После регистрации кандидата ему разрешается  вести предвыборную агитацию, он получает финансовую поддержку, в том числе  в большинстве стран со стороны государства. Кандидатами выдвигаются лица, обладающие пассивным избирательным правом, в соответствии с требованиями, предусмотренными для данной должности или депутатского мандата.

     Она начинается в большинстве стран  после регистрации кандидата  или опубликования их списка, и  им официально разрешается вести  предвыборную агитацию. Только в отдельных  странах (Румыния) это разрешается  со дня объявления даты голосования  или с определённой даты до дня  голосования. Законодательство зарубежных стран по-разному регулирует условия  такой агитации, в одних странах  довольно жёстко, в других - мягче, но всегда закон определяет допустимые методы агитации, запрещая все другие. Также закон регулирует начало и  время окончания предвыборной агитации, в некоторых странах даже определяется место расклейки афиш. Наиболее детально регулируются вопросы использования  СМИ, финансирования выборов. В целях  обеспечения равенства шансов кандидатов запрещается участие в предвыборной агитации определённых должностных  лиц, органов местного самоуправления. Это самая дорогостоящая стадия избирательного процесса. Обычно запрещается  агитация в воинских частях, в общественном транспорте, она не должна мешать деятельности государственных органов, запрещается  вторгаться в личную жизнь граждан  и кандидатов. Закон устанавливает  предел финансовых затрат на ведение  избирательной кампании. Нередко  государство выделяет из бюджета  определённую сумму кандидатам или  выдвигающим их партиям на избирательные  расходы. Эта сумма может быть выдана в равном размере всем кандидатам, но чаще она зависит от числа собранных  партией голосов и выдаётся партиям  после выборов в качестве возмещения избирательных расходов.11

     Голосование - подача голосов за выдвинутых кандидатов (обычно осуществляется лично, но в  некоторых случаях допускается  голосование по почте (Великобритания, Германия), по доверенности (Германия, Франция), а также голосование представителей за неграмотных и больных). Голосование может быть очным, когда сам избиратель является в избирательную комиссию и получает бюллетень, и заочным, когда его волю реализуют другие лица. В большинстве стран голосуют бюллетенями. Они бывают официальными (изготовлены государством) и неофициальными (печатаются партиями - Франция, Швеция). В некоторых странах избиратели используют для голосования специальные избирательные машины (США, Нидерланды, Индия). В очень редких случаях признаётся действительным и обычный лист бумаги, куда избиратель вписал фамилии кандидатов собственноручно. Голосуя, избиратель может вычёркивать нежелательных кандидатов, но такой способ используется редко. Обычно избиратель делает определённый знак в квадрате против фамилии кандидата, за которого голосует.12

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран