Конституционное право зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:27, реферат

Описание работы

Избирательное право зарубежных стран - это важнейшее конституционное право, относящееся к политическим правам граждан. На практике проведение выборов является главным средством обеспечения состязательности и реальности политического процесса, дозволенной и узаконенной формой политической борьбы, которая в процессе ее реализации не должна выходить за рамки конституционных установлений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, источники и основные принципы избирательного права зарубежных стран………………………………………………………………....6
2. Федерализм США……………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемой литературы……………………………………………...49

Работа содержит 1 файл

К - Конституционное право зарубежных стран.docx

— 83.02 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

     Конституционное право зарубежных стран 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие, источники и основные принципы избирательного права зарубежных стран………………………………………………………………....6

2. Федерализм  США……………………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………………….47

Список  используемой литературы……………………………………………...49 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Избирательное право зарубежных стран - это важнейшее  конституционное право, относящееся  к политическим правам граждан. На практике проведение выборов является главным  средством обеспечения состязательности и реальности политического процесса, дозволенной и узаконенной формой политической борьбы, которая в процессе ее реализации не должна выходить за рамки  конституционных установлений. В  демократических государствах проведение выборов является основной формой и  способом мирной борьбы за обладание  государственной властью или  формой участия в контроле за ее осуществлением.

     Избирательное право - один из важнейших институтов конституционного права, а сами выборы в большинстве развитых демократических  стран представляют собой арену  острой политической борьбы, хотя и  ограниченной рамками действующего законодательства и сложившейся  политической практикой. Поэтому под  избирательным правом следует понимать один из основных институтов конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в  выборах и способ формирования представительных органов власти. В понятие избирательной  системы входят методы установления результатов голосования, подсчет  поданных и признанных действительными, а также недействительными, голосов  избирателей и выявление победителей  на выборах.

     Основным  и главным источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, является конституция государства.

     Одной отличительной, вполне очевидной особенностью американской правовой системы является тот факт, что она организована на федеральной основе. Федеральная  система — это такая форма  организации правительственной  и правовой систем, при которой  центральное общенациональное правительство распределяет власть между штатами, областями или отдельными землями, каждая из которых в определенной степени является суверенной в своих правах. В мире существует некоторое количество стран, организованных на федеральной основе. В качестве наиболее типичного примера можно привести северного соседа США — Канаду. Австралию также можно отнести к федеральной республике. То же будет верно и для Швейцарии. Многие другие страны являются федеративными только на бумаге, формально: Советский Союз тоже являлся федерацией, состоящей из отдельных республик. Теоретически каждая советская республика даже имела право на отделение. В действительности же заказывала музыку Москва, и республики практически ничего не решали в своей судьбе, в политике и даже в организации своих судов. На другом полюсе находятся такие свободные содружества, как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В этом случае права центрального правительства весьма ограничены, а отдельные страны (Франция, Италия. Германия и все остальные) имеют практически не ограниченный контроль над своим законодательством и политикой. Но с течением времени ситуация может измениться; и действительно, центральное правительство ЕЭС уже стало обладать гораздо большими полномочиями, чем многие люди когда-либо могли предположить.

     Соединенные Штаты являются одним из наиболее ярких примеров стран с реальной федеративной структурой. Общенациональное правительство заседает в Вашингтоне, но правительства пятидесяти штатов, составляющих федерацию, отнюдь не являются его тенью. Каждый штат имеет свое правительство, ответственное за свое население и территорию. Внутри своих  сфер они являются вполне суверенными  — то есть имеют возможность осуществлять полный контроль.

     Во  многом штаты повторяют структуру  федерального управления. Все они  имеют свои собственные конституции. Они имеют и законодательные  собрания (хотя их и не называют Конгрессом), и главу исполнительной власти (хотя он и именуется губернатором, а не президентом). Каждый штат имеет также и свою собственную судебную систему. Каждый имеет кабинет министров, персонал чиновников и массу административных учреждений. Конечно, суверенитет штатов имеет и свои, четко очерченные границы. Общенациональное (федеральное) правительство более могущественно, на него работает гораздо большее количество людей, оно получает в свой бюджет большие суммы в виде налогов и большее количество этих денег тратит. Только Вашингтон обладает правом посылать и принимать послов, чеканить деньги, только ему принадлежат ракеты и авианосцы, только он может заставить экономику «звучать нефальшиво». С другой стороны, федеральное правительство не имеет права на арест за превышение скорости движения, не дает разводов, не заверяет завещаний; оно не принимает местные законы; оно не может лишить права выкупа закладных и не привлекает к судебной ответственности за ограбление бензоколонки. Оно не выполняет большую часть обычной, повседневной работы права.

     Федерализм  в США на нынешней ступени своей  эволюции является достаточно сложной  и интересной системой. Он представляет собой хороший пример взаимодействия между структурой и нашей правовой культурой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие, источники и основные принципы избирательного права зарубежных стран 

     Выборы  осуществляются на разных уровнях общества: в общественных организациях избирается их руководство, в акционерных обществах - совет директоров или иной орган, в кооперативах - правления и т.д. Многие государственные органы также  избираются в центре (парламенты, президенты), на местах избираются органы местного самоуправления - советы, мэры и т.д. Большинство органов, избираемых гражданами, называются представительными. Выборы в различного рода центральные и местные представительные учреждения - это один из элементов демократии.

     Выборы - важнейший элемент легитимности государственной власти, они обеспечивают отбор политической элиты, это одна из определяющих характеристик государственной  жизни. Вообще, выборы - это процедура  формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования  управомоченных лиц. Выборы государственных органов и должностных лиц государства бывают: всеобщими (на всей территории государства), региональными, прямыми (граждане голосуют непосредственно за кандидатов), косвенными и многостепенными, полными и частичными (дополнительными), очередными (в установленный срок) и внеочередными, повторными (если выборы признаны несостоявшимися) и т.д.1

     Порядок выборов регулируется многими нормами, которые в своей совокупности составляют институт выборов - систему  норм, регулирующих процесс избрания кандидатов в представительные органы и на выборные государственные должности. Эти нормы устанавливают принципы избирательного права, требования, относящиеся  к кандидатам и избирателя, порядок  организации и проведения выборов, создание избирательных единиц, статус избирателей и избирательных  объединений, коллегий, процедуры предвыборной агитации и голосования, порядок определения результатов, способы обжалования результатов выборов.

     Само  избирательное право понимается в двух значениях: объективное избирательное  право, т.е. система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов  государства и местного самоуправления; и субъективное избирательное право, т.е. гарантированная государством возможность гражданина участвовать  в выборах в органы государственной  власти и местного самоуправления. Характерные черты выборов: выборы легитимируют власть, они служат барометром политической жизни, и являются средством  селекции политических руководителей.

     Принципы  избирательного права: всеобщность, т.е. избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами, но это всеобщее избирательное право ограничено рядом требований к потенциальному избирателю. Выделяют общие и дополнительные требования. Общие требования, которые регламентируют активное избирательное право - право избирать, состоят из таких цензов: возрастной (установленное законом требование, при котором участие в выборах наступает по достижению определённого возраста); ценз оседлости (требование, по которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности определённое время); ценз пола (долгое время избирательное право зарубежных стран было только мужским); имущественный ценз (в неприкрытой форме встречается редко); профессиональный ценз (лишение избирательных прав военнослужащих и представителей некоторых других профессий); «моральный ценз» (например, в Италии предусматривает возможность лишения права на голосование «в случае совершения недостойных поступков»); расовый ценз (лишение избирательных прав некоторых национальных меньшинств). К дополнительным требованиям, которые относятся к пассивному избирательному праву - т.е. праву быть избранными, относят: более высокий возрастной ценз (25-35 лет - в нижнюю палату, 30-40 - в верхнюю); значительно чаще применяется ценз оседлости и носит более жёсткий характер; неизбираемость - возможность для определённых должностных лиц выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста; несовместимость (запрещается одновременно занимать выборную и иную другую государственную должность); образовательный ценз (умение читать и писать на государственном языке, владеть государственным языком); избирательный залог (пассивным избирательным правом может в полной мере обладать лишь тот кандидат, кто внёс залог); кандидаты должны исповедовать определённую религию.2 Второй принцип избирательного права - это свободное участие в выборах, т.е. избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Неучастие в выборах называется абсентеизмом, и оно может быть как аполитичным - болезнь, отъезд, отсутствие интереса; так и политическим - своеобразная демонстрация против неугодных кандидатов. В некоторых странах предусмотрен обязательный вотум, т.е. юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании - Греция, Турция, Италия и др. Следующий принцип - это равное избирательное право, законом установлены равные права, возможности принимать участие и влиять на результаты выборов и одинаковые возможность быть избранными в соответствии с условиями закона. Нарушением этого принципа называют плюральный вотум, когда большинство избирателей имеют один голос, а некоторые - несколько голосов.3 Равенство нарушается также вследствие куриальных выборов, когда население делится на группы с неравным представительством, избирательной географии (при использовании этого приёма, администрация, стоящая у власти, нарезает избирательные округа таким образом, чтобы победить хотя бы с минимальным перевесом в большинстве округов, а электорат другой или других партий сосредоточить с самым крупным перевесом в меньшинстве округов), когда избирательные округа нарезаются с неравным количеством населения. Существуют прямы е непрямые выборы. Прямое, т.е. непосредственное право избирать и избираться непосредственно в выборный орган или выборную должность, косвенное, т.е. многостепенное - означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем избирает выборный орган. Косвенные выборы - посредством их производится отбор кандидатов в состав выборного органа. Такой принцип как тайное голосование, когда исключается внешнее наблюдение и контроль за волеизъявлением избирателя. Как правило, нарушение этого принципа карается законом.

     Совокупность  лиц, имеющих избирательные права, называется избирательным корпусом.

     Сущность  выборов - это определение партий и должностных лиц, которые в  течение определённого срока  будут управлять государством, государственным  образованием или административно-государственной  единицей. Это средство реализации народного суверенитета, способ выражения  общественного мнения, форма непосредственной демократии.4

     В большинстве стран свободные, честные, без фальсификации, регулярные выборы рассматриваются как один из важнейших  принципов демократии. Во многих странах  выборы положили конец военным и  авторитарным режимам, например, в Бразилии, Аргентине и т.д. Но и нередко  выборы проходят в условиях авторитарных режимов. Даже иногда тоталитарные режимы практикуют регулярные выборы, которые  так обставлены, что противникам  тоталитаризма одержать победу невозможно.

     А с точки зрения мусульманского права, выборы как институт не заслуживают  высокой оценки, хотя и используются в большинстве мусульманских  стран. Даже сторонники ислама, стремящиеся  следовать средневековому халифату времён Мухаммеда, утверждают, что использование этого института не может гарантировать избрание самых достойных. Поэтому они предпочитают институт аш-шура, т.е. совещание особо авторитетных лиц при правительстве государства, эти лица не избираются, а выделяются среди населения, становятся заметными благодаря их уму, военному опыту, и приглашаются правителем в свой совет. Единогласное мнение совета имеет особую силу, оно становится важнейшим источником права.5

     Что же касается принципа выборности в  условиях военных режимов, то он не отвергается, а военный, революционный  совет, его лидер обещают провести выборы, как только наведётся порядок  в стране. Эти выборы обычно отодвигаются на неопределённое время, и выборы не проводятся в течение десяти, а  то и больше лет. Правда, иногда там  проводятся местные

     Выборы, но выборы президента или парламента связываются с переходом к  гражданскому правлению, обычно первым гражданским президентом бывает прежний лидер военного режима.

     В странах тоталитарного социализма выборы проводятся регулярно. Но при  однопартийной системе или при  руководящей роли одной партии, при  единственном кандидате на одно место  или при двух-трёх кандидатах на одно место, но от одной партии выборов, по существу не было. В Заире и  других некоторых африканских странах  выборы иногда проходили так, что  список кандидатов в парламент зачитывался  на собраниях граждан крупных  городов их мэрами и восклицания  одобрения считались избранием.

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран