Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа
Значимость исполнения бюджета определяется тем, что на этой стадии бюджетного процесса осуществляются реальное поступление администрируемых доходов и финансирование расходов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств.
Применение казначейской системы исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, доходный и расходный – на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования .
Таблица 1.1
Недостатки банковской и преимущества казначейской схем исполнения бюджетов [4, с.200]
Банковская схема исполнения бюджетов |
Казначейская схема исполнения бюджетов |
Возможно нецелевое |
Нецелевое использование бюджетных средств невозможно |
Выделенные средства могут не дойти до получателя, поступить с задержкой в пути |
Выделенные средства поступают получателям напдамую в минимальные банковские сроки |
Косвенный контроль за использованием бюджетных средств осуществляется после прохождения платежей |
Прямой контроль за использованием бюджетных средств осуществляется до платежей, нецелевые расходы блокируются |
Контроль проводится на основании отчетов бюджетополучателей |
Контроль проводится на основании первичных платежных документов |
Информация об исполнении бюджетов формируется на основании квартальных отчетов, сведения поступают по операциям трехмесячной давности |
Информация об исполнении бюджетов поступает в режиме реального времени |
Бюджетные средства «размыты» по счетам бюджетополучателей, «замороженные» остатки не могут эффективно использоваться |
Все бюджетные средства сконцентрированы на одном бюджетном счете |
В целом, на наш взгляд, к особенностям банковской системы исполнения бюджета можно отнести:
- доходные счета бюджета и счета бюджетных учреждений открыты в коммерческих банках;
- бюджетное финансирование перечисляется по цепочке: на счета главных распорядителей, распорядителей, бюджетных учреждений;
- авансовое финансирование;
- бюджетные учреждения самостоятельны в заключении договоров;
- финансовый контроль осуществляется после окончания отчетного периода.
Таким образом, качество управления финансами при банковской системе исполнения бюджета зависит от того, насколько эффективно работает банковская система страны, а также насколько полно и четко сформулированы условия договора на обслуживание бюджетных счетов. При определенных условиях этот метод может работать, однако в период российских экономических реформ он оказался неэффективен.
Рассмотрим сущность понятия «казначейское исполнение бюджета». В современной научной литературе встречаются различные трактовки данного понятия. По данному вопросу нам более близко мнение С.Е. Прокофьева, который понятие «казначейское исполнение бюджета» рассматривает как «…организационно-финансовую категорию управления государственными финансами и бюджетным процессом, как способ организации государственной казны, кассового исполнения бюджета по расходам и доходам и осуществления бюджетно-финансового контроля» [14, с. 11–12].
Важнейшая роль казначейства – претворить
в жизнь утвержденный федеральный
бюджет и проконтролировать
Структура органов федерального казначейства, созданная в соответствии с Указом №1556 «О Федеральном казначействе», представлена тремя уровнями:
– Центральный аппарат Федерального казначейства;
– Управления Федерального
казначейства по субъектам
– Отделения управлений Федерального казначейства по субъектам федерации;
– Отделения Федерального казначейства;
Перед каждым уровенем структуры органов федерального казначейства поставлены задачи.
К задачам Центрального аппарата Федерального казначейства:
- обеспечение исполнения федерального бюджета;
- кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы;
- методическое и
- контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств.
К задачам Управлений Федерального казначейства:
- кассовое обслуживание
исполнения федерального
- кассовое обслуживание
исполнения бюджета субъекта
и бюджетов муниципальных
К задачам отделений Федерального казначейства:
- кассовое обслуживание
исполнения федерального
- кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта, бюджета муниципального образования;
К участникам исполнения федерального бюджета относятся:
- Правительство РФ;
- Минестерство Финансов РФ;
- Федеральное Казначейство;
- органы, осуществляющие сбор доходов (администраторы доходов);
- Центральный Банк РФ;
- Счетная палата РФ;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- Государственные внебюджетные фонды;
- главные распорядители
бюджетных средств,
- иные органы, на которые
законодательством РФ
К участникам исполнения бюджета субъекта РФ относятся:
- Правительство (администрация) субъекта;
- финансовый орган субъекта;
- управление и отделения ФК по субъекту;
- региональное казначейство (при наличии);
- органы, осуществляющие
сбор доходов бюджета (
- региональные отделения Банка России;
- счет палата субъекта
- территориальные
- главные распорядители
бюджетных средств,
- иные органы, на которые
законодательством РФ
К участникам исполнения местного бюджета относятся:
- администрация местного самоуправления;
- финансовый орган;
- территориальное отделение управления ФК;
- территориальное отделение регионального казначейства (при наличии);
- администраторы доходов;
- отделение ЦБ РФ (РКЦ);
- контрольно-счетные органы муниципального образования;
- главные распорядители,
распорядители, получатели
- иные органы, на которые
законодательством РФ
Правительство РФ, администрации субъекта, муниципального образования осуществляют подготовку и принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих исполнение бюджета, так же обеспечивают текущий контроль за исполнением бюджета.
Финансовые органы выполняют следующие функции:
- осуществляют методологическое
руководство в обсласти
- составляют и ведут сводную бюджетную роспись и представляют ее казначейству;
- определяют лимиты бюджных обязательств по ГРБС, РБС, ПБС;
- ведут долговую книгу;
- осуществляют управлениеие долгом;
- составляют и представляют отчет об исполнении бюджета в Правительство (администрацию);
- принимают нормативные акты в установленой сфере деятельности;
- осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета;
- Минестерство Финансов
РФ осуществляет
Главный распорядитель средств бюджета — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств [1, ст.6]:
- обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
- формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
- ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
- осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
- другие полномочия.
Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Он обладает полномочиями:
- осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;
- распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителями (или) получателям бюджетных средств;
- вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;
- в случае и порядке, установленных главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета. В его полномочия входят:
- составляет и исполняет бюджетную смету;
- принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
- обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
- вносит главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи.
Так же важным участником, при исполнении бюджета бюджетной системы Российской Федерации является администратор доходов бюджета. Администратор доходов бюджета – это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К их полномочиям относится:
- осуществление начисления, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней, штрафов;
- осуществление взыскания задолженности по платежам;
- принимает решение о возврате излишне уплаченных платежей, пеней, штрафов, а так же процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов и предоставляет поручение в орган федерального казначейства;
- принимает решение о зачете платежей и предоставляет уведомление в органы федерального казначейства;
- формирует и предоставляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность;