Казначейская система исполнения бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Значимость исполнения бюджета определяется тем, что на этой стадии бюджетного процесса осуществляются реальное поступление администрируемых доходов и финансирование расходов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств.

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ПОСЛЕДНИЙ2.docx

— 74.52 Кб (Скачать)

          Применение казначейской системы исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока  денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, доходный и расходный – на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования .

 

Таблица 1.1

Недостатки  банковской и преимущества казначейской схем               исполнения бюджетов [4, с.200]

 

 

Банковская схема исполнения бюджетов

 

Казначейская схема исполнения бюджетов

 

Возможно нецелевое использование  бюджетных средств

 

Нецелевое использование бюджетных  средств невозможно

 

Выделенные средства могут не дойти  до получателя, поступить с задержкой  в пути

 

Выделенные средства поступают  получателям напдамую в минимальные  банковские сроки

 

Косвенный контроль за использованием бюджетных средств осуществляется после прохождения платежей

 

Прямой контроль за использованием бюджетных средств осуществляется до платежей, нецелевые расходы блокируются

 

Контроль проводится на основании  отчетов бюджетополучателей

 

Контроль проводится на основании  первичных платежных документов

 

Информация об исполнении бюджетов формируется на основании квартальных  отчетов, сведения поступают по операциям  трехмесячной давности

 

Информация об исполнении бюджетов поступает в режиме реального  времени

 

Бюджетные средства «размыты» по счетам бюджетополучателей, «замороженные» остатки  не могут эффективно использоваться

 

Все бюджетные средства сконцентрированы на одном бюджетном счете


 

В целом, на наш взгляд, к особенностям банковской системы исполнения бюджета можно отнести:

- доходные счета бюджета и счета бюджетных учреждений открыты в коммерческих банках;

- бюджетное финансирование перечисляется по цепочке: на счета главных распорядителей, распорядителей, бюджетных учреждений;

- авансовое финансирование;

- бюджетные учреждения самостоятельны в заключении договоров;

- финансовый контроль осуществляется после окончания отчетного периода.

Таким образом, качество управления финансами при банковской системе исполнения бюджета зависит от того, насколько эффективно работает банковская система страны, а также насколько полно и четко сформулированы условия договора на обслуживание бюджетных счетов. При определенных условиях этот метод может работать, однако в период российских экономических реформ он оказался неэффективен.

 

  1. Характеристика  казначейской системы исполнения бюджетов России

 

Рассмотрим сущность понятия «казначейское исполнение бюджета». В современной научной литературе встречаются различные трактовки данного понятия. По данному вопросу нам более близко мнение С.Е. Прокофьева, который понятие «казначейское исполнение бюджета» рассматривает как «…организационно-финансовую категорию управления государственными финансами и бюджетным процессом, как способ организации государственной казны, кассового исполнения бюджета по расходам и доходам и осуществления бюджетно-финансового контроля» [14, с. 11–12]. 

Важнейшая роль казначейства – претворить в жизнь утвержденный федеральный  бюджет и проконтролировать расходование средств.

Структура органов федерального казначейства, созданная в соответствии с Указом №1556 «О Федеральном казначействе», представлена тремя уровнями:

 – Центральный аппарат  Федерального казначейства;

 – Управления Федерального  казначейства по субъектам федерации; 

 – Отделения управлений  Федерального казначейства по  субъектам федерации;

 – Отделения Федерального  казначейства;

Перед каждым уровенем структуры  органов  федерального казначейства поставлены задачи.

К задачам Центрального аппарата Федерального казначейства:

- обеспечение исполнения  федерального бюджета;

- кассовое обслуживание  исполнения бюджетов бюджетной  системы;

- методическое и методологическое  обеспечение казначейской системы  исполнения бюджета;

- контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств.

К задачам Управлений Федерального казначейства:

- кассовое обслуживание  исполнения федерального бюджета  на территории субъекта;

- кассовое обслуживание  исполнения бюджета субъекта  и бюджетов муниципальных образований  в субъекте;

К задачам отделений Федерального казначейства:

- кассовое обслуживание  исполнения федерального бюджета;

- кассовое обслуживание  исполнения бюджета субъекта, бюджета  муниципального образования;

К участникам исполнения федерального бюджета относятся:

- Правительство РФ;

- Минестерство Финансов  РФ;

- Федеральное Казначейство;

- органы, осуществляющие  сбор доходов (администраторы  доходов);

- Центральный Банк РФ;

- Счетная палата РФ;

- Федеральная служба  финансово-бюджетного надзора;

- Государственные внебюджетные  фонды;

- главные распорядители  бюджетных средств, распорядители  бюджетных средств, получатели бюджетных средств;

- иные органы, на которые  законодательством РФ возложены  бюджетные, налоговые и иные полномочия;

К участникам исполнения бюджета  субъекта РФ относятся:

- Правительство (администрация)  субъекта;

- финансовый орган субъекта;

- управление и отделения  ФК по субъекту;

- региональное казначейство (при наличии);

- органы, осуществляющие  сбор доходов бюджета (администраторы  доходов);

- региональные отделения  Банка России;

- счет палата субъекта

- территориальные Государственные  внебюджетные фонды;

- главные распорядители  бюджетных средств, распорядители  бюджетных средств, получатели бюджетных средств;

- иные органы, на которые  законодательством РФ возложены  бюджетные, налоговые и иные полномочия;

К участникам исполнения местного бюджета относятся:

- администрация местного  самоуправления;

- финансовый орган;

- территориальное отделение  управления ФК;

- территориальное отделение  регионального казначейства (при  наличии);

- администраторы доходов;

- отделение ЦБ РФ (РКЦ);

- контрольно-счетные органы  муниципального образования;

- главные распорядители,  распорядители, получатели бюджетных  средств;

- иные органы, на которые  законодательством РФ возложены  бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Правительство РФ, администрации  субъекта, муниципального образования осуществляют подготовку и принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих исполнение бюджета, так же обеспечивают текущий контроль за исполнением бюджета.

Финансовые органы выполняют  следующие функции:

- осуществляют методологическое  руководство в обсласти исполнения  бюджета;

- составляют и ведут  сводную бюджетную роспись и  представляют ее казначейству;

- определяют лимиты бюджных  обязательств по ГРБС, РБС, ПБС;

- ведут долговую книгу;

- осуществляют управлениеие  долгом;

- составляют и представляют  отчет об исполнении  бюджета  в Правительство (администрацию);

- принимают нормативные  акты в установленой сфере  деятельности;

- осуществляют предварительный,  текущий и последующий контроль за исполнением бюджета;

- Минестерство Финансов  РФ осуществляет методологическое  руководство по бухгалтерскому учету и отчетности, устанавливает единый план счетов, единую методологию учета и отчетности, единую бюджетную классификацию, единую форму отчетности; регистрирует эмиссию займов субъекта РФ, муниципальных образований.

Главный распорядитель  средств бюджета — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств [1, ст.6]:

- обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

- формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

- ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

- осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

- другие полномочия.

Распорядитель бюджетных  средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Он обладает полномочиями:

- осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;

- распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителями (или) получателям бюджетных средств;

- вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;

- в случае и порядке, установленных главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета. В его полномочия входят:

- составляет и исполняет бюджетную смету;

- принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

- обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

- вносит главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи.

Так же важным участником, при исполнении бюджета бюджетной системы Российской Федерации является администратор доходов бюджета. Администратор доходов бюджета – это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К их полномочиям относится:

- осуществление начисления, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней, штрафов;

- осуществление взыскания задолженности по платежам;

- принимает решение о возврате излишне уплаченных платежей, пеней, штрафов, а так же процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов и предоставляет поручение в орган федерального казначейства;

- принимает решение о зачете платежей и предоставляет уведомление в органы федерального казначейства;

- формирует и предоставляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность;

Информация о работе Казначейская система исполнения бюджета