Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа
Значимость исполнения бюджета определяется тем, что на этой стадии бюджетного процесса осуществляются реальное поступление администрируемых доходов и финансирование расходов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств.
Значимость исполнения бюджета определяется тем, что на этой стадии бюджетного процесса осуществляются реальное поступление администрируемых доходов и финансирование расходов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств.
Для общества не безразлично, как быстро и эффективно формируются и используются средства, объемы которых ограничены рамками закона, достаточна ли ликвидность счетов средств отдельных бюджетов.
Экскурс в историю исполнения бюджета России и современная система исполнения бюджетов в Российской Федерации свидетельствует в пользу казначейской системы, так как нецелевое использование бюджетных средств может быть сведено до минимума. Выделенные средства доходят до получателей в минимальные сроки, прямой контроль за использованием бюджетных средств ведется до осуществления платежей, нецелевые расходы блокируются, контроль движения бюджетных средств основан на первичных документах, информация об исполнении бюджетов поступает в реальном режиме времени; бюджетные средства сконцентрированы на едином счете бюджета.
Синтез преимуществ
Объектом исследования данной курсовой работы является казначейская система исполнения бюджета.
Предмет курсовой работы – принципы и особенности организации казначейской системы исполнения бюджета.
Цель курсовой работы - дать характеристику казначейской системы исполнения бюджетов России и исследовать ее особенности.
Задачи курсовой работы:
а) исследовать виды систем исполнения бюджета;
б) расскрыть сущность казначейской системы исполнения бюджета;
в) рассмотреть перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов России.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Исполнение бюджета - это
процесс, который обеспечивает полное
своевременное поступление
В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов:
- казначейская, при которой на казначейство возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений;
- банковская, когда функцию организации исполнения бюджетов вы-полняет центральный банк (возможен вариант участия и коммерческих банков);
- смешанная, для которой
характерно обслуживание
Банковская система исполнения бюджетов в России действовала с 1918г. Эта система посредством Государственного банка обеспечивала кассовое исполнение бюджетов, включающее сбор и учет доходов бюджетов, межбюджетное перераспределение доходов, открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, организацию учета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами.
При банковской системе исполнения федерального бюджета по доходам основными участниками этого процесса были: налогоплательщики, банки, налоговые органы, Центральный банк РФ и Минфин РФ.
Средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов, открытых в Центральном банке РФ или коммерческих банках. Один раз в пять дней банки отчитывались перед Центральным банком о суммах поступивших доходов федерального бюджета, обобщенная информация в эти же сроки поступала в Минфин РФ.
В отчетности Центрального банка РФ не была предусмотрена детализация доходов в соответствии с бюджетной классификацией, в ней выделялись лишь основные доходные источники.
Функция налоговых органов в исполнении бюджета по доходам состояла в распределении регулирующих сумм и учете поступлений доходов в бюджет. Государственная налоговая служба два раза в месяц осуществляла сбор информации о поступивших налогах и иных сборах на территории РФ, обобщала ее и представляла в Министерство финансов.
Действовавшая система учета доходов не позволяла своевременно получать информацию об объемах поступивших доходов, что отрицательно сказывалось на точности краткосрочных прогнозов о налогах и платежах, установлении реальных лимитов по расходам, предусмотренным в бюджете, а следовательно, и на своевременности финансирования.
Кроме того, не была обеспечена идентичность данных отчетности Госналогслужбы РФ и Центробанка РФ вследствие неполноты учета доходов органами налоговой службы и отсутствия сверки.
Исполнение бюджета по расходам при банковской системе осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств. При этом фиксировались лишь две стадии бюджетного финансирования: первая – выделение объемов бюджетных назначений и вторая – осуществление кассовых расходов бюджетополучателям.
Доведение бюджетных средств до бюджетополучателей осуществля-лось в основном через коммерческие банки, что давало возможность последним «прокручивать» эти средства, участвовать на рынке ценных бумаг, пополнять кредитные ресурсы за счет этих средств.
С выходом экономики
из рамок централизованного
Образование коммерческих банков и переориентация функций Центрального банка РФ привели к тому, что был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств.
Как результат, возникли задержки в перечислении бюджетных средств, допускалось их нецелевое использование.
Кроме того, существенным недостатком банковского исполнения бюджета стало наращивание инфляционных процессов, так как кредитование дефицита бюджета осуществлялось автоматически и носило эмиссионный характер.
Суммы бюджетного финансирования поступали на счета главных распорядителей, т.е. министерств и ведомств, и перераспределялись далее с помощью коммерческих банков.
Банковская система
Если говорить об исполнении доходной части федерального бюджета, то выход налоговых органов из подчинения Минфину РФ привел к ведомственному разрыву в передаче информации, необходимой для оперативного управления процессом исполнения федерального бюджета.
По каналам Государственной налоговой службы РФ стали проходить главным образом сведения о начисленных суммах налоговых платежей; в то же время Минфин РФ лишился возможности своевременно получать от своих территориальных органов достоверную информацию о фактически перечисляемых в доход федерального бюджета суммах, что приводило к задержке реального финансирования. [10, c. 12]
Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике и дефицита бюджетных средств использование банковской схемы исполнения бюджета привело к следующим негативным последствиям:
-наблюдалась низкая
оперативность в зачислении
-отсутствовала оперативная
информация о полученных
-в ходе исполнения
бюджета фиксировались лишь
-усложнился контроль за целевым использованием бюджетных средств распорядителями кредитов, существовала возможность нецелевого использования и злоупотреблений;
-«пробег» бюджетных
средств до конечных
-сложился высокий уровень остатков бюджетных средств на счетах коммерческих банков.
К середине 1992 года процесс исполнения бюджета Российской Федерации практически вышел из-под контроля Правительства РФ.
Анализ результатов исполнения
бюджета показывал, что в начале
90-х годов в России назрела
необходимость более четкой реализации
функций, связанных с пополнением
государственной казны и
На этапе перехода к рыночной системе отношений государству необ-ходимо найти новые формы управления финансовыми потоками, в том числе бюджетными.
Решением Правительства «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» № 1082от 28 августа 1997 г. была установлена плата в размере 0,5 средневзвешенной доходности по государственным краткосрочным облигациям со сроком погашения от 30 до 60 дней за использование коммерческими банками ресурсов на счетах по учету доходов и средств федерального бюджета. Указанные обстоятельства привели к отказу от банковской системы исполнения бюджетов и возврату к прежней, казначейской.
Казначейское исполнение бюджета в Российской Федерации основывается на принципе единства кассы, предусматривающем зачисление на счета казначейства всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и выплату всех предусмотренных бюджетом выплат. [9, с.139].
Казначейская система исполнения бюджета позволяет:
- повысить эффективность
использования бюджетных
- снизить стоимость
- ускорить оборачиваемость
бюджетных средств за счет
сокращения пробега средств от
распорядителя до конечных
В исполнении бюджетов принимают участие все органы государственной власти и местного самоуправления, организации, учреждения которые являются плательщиками или получателями бюджетных средств [4, c.110].
В систему органов, обладающих полномочиями по исполнению бюд-жетов, входят финансовые органы, Центральный банк РФ, органы государственного финансового контроля.
При казначейской системе процесс исполнения бюджета гораздо более детализирован. Он позволяет четко контролировать следующие показатели:
- объем бюджетных назначений;
- гарантированные лимиты финансирования (исходя из степени реальной обеспеченности расходов источниками финансирования, в пределах которых бюджетная единица приобретает право принимать на себя финансовые обязательства);
- объемы фактически заключенных соглашений (в пределах предоставленных прав по финансовым обязательствам);
- объемы произведенных
авансовых платежей по
- суммы счетов, предъявляемых к оплате, и объемы других необходимых выплат;
- сумму средств, причитающихся
к выплате после проверки
- сумму фактического
перечисления бюджетных
Переход России на казначейскую систему исполнения бюджета можно отнести к положительным сторонам, так как банковская система исполнения бюджета является “рисковой”: коммерческие банки разоряются, и деньги застревают в неплатежеспособном банке. Так же положительным моментом является законодательное закрепление принципа единства кассы.
Органы казначейства представляют руководству страны достоверную информацию о состоянии федерального бюджета на конкретную дату и в принципе обладают информацией о финансовом состоянии государства, что способствует сосредоточению внимания руководства страны на коренных проблемах развития государства, помогают в принятии важнейших управленческих решений.
Используя институт казначейства, государства все активнее начинают оказывать влияние на те сферы финансов и экономики, в которых изначально основную роль играли частные компании.