Казначейская система исполнения бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Значимость исполнения бюджета определяется тем, что на этой стадии бюджетного процесса осуществляются реальное поступление администрируемых доходов и финансирование расходов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств.

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ПОСЛЕДНИЙ2.docx

— 74.52 Кб (Скачать)

Введение

 

Значимость исполнения бюджета определяется тем, что на этой стадии бюджетного процесса осуществляются реальное поступление администрируемых доходов и финансирование расходов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств.

Для общества не безразлично, как быстро и эффективно формируются и используются средства, объемы которых ограничены рамками закона, достаточна ли ликвидность счетов средств отдельных бюджетов.

Экскурс в историю  исполнения бюджета России и современная система исполнения бюджетов в Российской Федерации свидетельствует в пользу казначейской системы, так как нецелевое использование бюджетных средств может быть сведено до минимума. Выделенные средства доходят до получателей в минимальные сроки, прямой контроль за использованием бюджетных средств ведется до осуществления платежей, нецелевые расходы блокируются, контроль движения бюджетных средств основан на первичных документах, информация об исполнении бюджетов поступает в реальном режиме времени; бюджетные средства сконцентрированы на едином счете бюджета.

Синтез преимуществ казначейской системы исполнения бюджета в  современной России обеспечивается нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации Казначейством (федеральной службой) Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с четко установленными правилами открытия и ведения лицевых счетов распорядителей и получателей средств федерального бюджета, учета и распределения поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, исполнения федерального бюджета по доходам и расходам, составления отчетности об исполнении и контроля исполнения федерального бюджета, т.е. ведением казначейского дела.

Объектом исследования данной курсовой работы является казначейская система исполнения бюджета.

Предмет курсовой работы – принципы и особенности организации казначейской системы исполнения бюджета.

Цель курсовой работы - дать характеристику казначейской системы исполнения бюджетов России и исследовать ее особенности.

Задачи курсовой работы:

а) исследовать виды систем исполнения бюджета;

б) расскрыть сущность казначейской системы исполнения бюджета;

в) рассмотреть перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов России.

Структура работы состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Системы исполнения бюджета, их виды, преимущества и          недостатки

 

Исполнение бюджета - это  процесс, который обеспечивает полное своевременное поступление доходов  в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах, утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов:

- казначейская, при которой на казначейство возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений;

- банковская, когда функцию организации исполнения бюджетов вы-полняет центральный банк (возможен вариант участия и коммерческих банков);

- смешанная, для которой  характерно обслуживание бюджетных  счетов как казначейством, так и центральным банком.

Банковская система исполнения бюджетов в России действовала с 1918г. Эта система посредством  Государственного банка обеспечивала кассовое исполнение бюджетов, включающее сбор и учет доходов бюджетов, межбюджетное перераспределение доходов, открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, организацию учета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами.

При банковской системе  исполнения федерального бюджета по доходам основными участниками этого процесса были: налогоплательщики, банки, налоговые органы, Центральный банк РФ и Минфин РФ.

Средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых  органов, открытых в Центральном  банке РФ или коммерческих банках. Один раз в пять дней банки отчитывались перед Центральным банком о суммах поступивших доходов федерального бюджета, обобщенная информация в эти же сроки поступала в Минфин РФ.

В отчетности Центрального банка РФ не была предусмотрена детализация доходов в соответствии с бюджетной классификацией, в ней выделялись лишь основные доходные источники.

Функция налоговых органов  в исполнении бюджета по доходам  состояла в распределении регулирующих сумм и учете поступлений доходов в бюджет. Государственная налоговая служба два раза в месяц осуществляла сбор информации о поступивших налогах и иных сборах на территории РФ, обобщала ее и представляла в Министерство финансов.

Действовавшая система  учета доходов не позволяла своевременно получать информацию об объемах поступивших доходов, что отрицательно сказывалось на точности краткосрочных прогнозов о налогах и платежах, установлении реальных лимитов по расходам, предусмотренным в бюджете, а следовательно, и на своевременности финансирования.

Кроме того, не была обеспечена идентичность данных отчетности Госналогслужбы РФ и Центробанка РФ вследствие неполноты учета доходов органами налоговой службы и отсутствия сверки.

Исполнение бюджета по расходам при банковской системе  осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств. При этом фиксировались лишь две стадии бюджетного финансирования: первая – выделение объемов бюджетных назначений и вторая – осуществление кассовых расходов бюджетополучателям.

Доведение бюджетных средств  до бюджетополучателей осуществля-лось в основном через коммерческие банки, что давало возможность последним «прокручивать» эти средства, участвовать на рынке ценных бумаг, пополнять кредитные ресурсы за счет этих средств.

С выходом экономики  из рамок централизованного планирования стала изменяться банковская система.

Образование коммерческих банков и переориентация функций  Центрального банка РФ привели к тому, что был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств.

Как результат, возникли задержки в перечислении бюджетных средств, допускалось их нецелевое использование.

Кроме того, существенным недостатком  банковского исполнения бюджета стало наращивание инфляционных процессов, так как кредитование дефицита бюджета осуществлялось автоматически и носило эмиссионный характер.

Суммы бюджетного финансирования поступали на счета главных распорядителей, т.е. министерств и ведомств, и перераспределялись далее с помощью коммерческих банков.

Банковская система многоступенчата, что замедляло скорость прохождения средств. В известной степени Минфин РФ, как главный распорядитель бюджетных ассигнований, был лишен возможности контролировать прохождение и целевое использование этих средств. [4, c. 232]

Если говорить об исполнении доходной части федерального бюджета, то выход налоговых органов из подчинения Минфину РФ привел к ведомственному разрыву в передаче информации, необходимой для оперативного управления процессом исполнения федерального бюджета.

По каналам Государственной  налоговой службы РФ стали проходить  главным образом сведения о начисленных  суммах налоговых платежей; в то же время Минфин РФ лишился возможности  своевременно получать от своих территориальных органов достоверную информацию о фактически перечисляемых в доход федерального бюджета суммах, что приводило к задержке реального финансирования. [10, c. 12]

Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике и  дефицита бюджетных средств использование банковской схемы исполнения бюджета привело к следующим негативным последствиям:

-наблюдалась низкая  оперативность в зачислении доходов,  а отсутствие единой методики распределения регулирующих налогов лишало эффективности процесс управления бюджетными ресурсами;

-отсутствовала оперативная  информация о полученных доходах  и проведенных расходах. Как следствие, было затруднено точное определение потребности в заемных средствах;

-в ходе исполнения  бюджета фиксировались лишь два  показателя: объемы бюджетных назначений и суммы фактического платежа, что исключало возможность разумного маневра средствами федерального бюджета;

-усложнился контроль за целевым использованием бюджетных средств распорядителями кредитов, существовала возможность нецелевого использования и злоупотреблений;

-«пробег» бюджетных  средств до конечных получателей  был недопустимо долог, следствием этого являлся срыв сроков выплаты заработной платы и социально значимых выплат, что приводило к росту социальной напряженности;

-сложился высокий уровень  остатков бюджетных средств на  счетах коммерческих банков.

К середине 1992 года процесс  исполнения бюджета Российской Федерации практически вышел из-под контроля Правительства РФ.

Анализ результатов исполнения бюджета показывал, что в начале 90-х годов в России назрела  необходимость более четкой реализации функций, связанных с пополнением  государственной казны и обеспечением подконтрольности расходования ее ресурсов.

На этапе перехода к  рыночной системе отношений государству  необ-ходимо найти новые формы управления финансовыми потоками, в том числе бюджетными. 

Решением  Правительства «О мерах по ускорению  перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» № 1082от 28 августа 1997 г. была установлена плата в размере 0,5 средневзвешенной доходности по государственным краткосрочным облигациям со сроком погашения от 30 до 60 дней за использование коммерческими банками ресурсов на счетах по учету доходов и средств федерального бюджета. Указанные обстоятельства привели к отказу от банковской системы исполнения бюджетов и возврату к прежней, казначейской.

Казначейское исполнение бюджета в Российской Федерации  основывается на принципе единства кассы, предусматривающем зачисление на счета казначейства всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и выплату всех предусмотренных бюджетом выплат. [9, с.139].

Казначейская система  исполнения  бюджета позволяет:

- повысить эффективность  использования бюджетных средств в части обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их расходования;

- снизить стоимость обслуживания  внутреннего долга путем увеличе-ния точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля;

- ускорить оборачиваемость  бюджетных средств за счет  сокращения пробега средств от  распорядителя до конечных получателей.

В исполнении бюджетов принимают  участие все органы государственной власти и местного самоуправления, организации, учреждения  которые являются плательщиками или получателями бюджетных средств [4, c.110].

В систему органов, обладающих полномочиями по исполнению бюд-жетов, входят финансовые органы,  Центральный банк  РФ, органы государственного финансового контроля.

При казначейской системе  процесс исполнения бюджета гораздо  более детализирован. Он позволяет  четко контролировать следующие  показатели:

- объем бюджетных назначений;

- гарантированные лимиты  финансирования (исходя из степени  реальной обеспеченности расходов источниками финансирования, в пределах которых бюджетная единица приобретает право принимать на себя финансовые обязательства);

- объемы фактически заключенных  соглашений (в пределах предоставленных прав по финансовым обязательствам);

- объемы произведенных  авансовых платежей по заключенным  договорам;

- суммы счетов, предъявляемых  к оплате, и объемы других необходимых выплат;

- сумму средств, причитающихся  к выплате после проверки обоснованности предъявленных счетов-фактур, подтверждения товарно-материальных ценностей и объемов выполненных работ, начисления заработной платы и других видов денежного содержания;

- сумму фактического  перечисления бюджетных средств  со счета.

Переход России на казначейскую систему исполнения бюджета можно  отнести  к положительным сторонам, так как банковская система исполнения бюджета является “рисковой”: коммерческие банки разоряются, и деньги застревают в неплатежеспособном банке. Так же положительным моментом является  законодательное закрепление принципа единства кассы.

Органы казначейства представляют руководству страны достоверную  информацию о состоянии федерального бюджета на конкретную дату и в  принципе обладают информацией о  финансовом состоянии государства, что способствует сосредоточению внимания руководства страны на коренных проблемах  развития государства, помогают в принятии важнейших управленческих решений.

Используя институт казначейства, государства  все активнее начинают оказывать  влияние на те сферы финансов и экономики, в которых изначально основную роль играли частные компании.

Информация о работе Казначейская система исполнения бюджета