Экономическое содержание доходов бюджета, дискуссионные вопросы, роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 02:06, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель работы рассмотреть текущие доходы бюджета РФ и проблемы его исполнения.
Достижение поставленной цели обеспечивается с помощью ряда взаимосвязанных задач, определяющих логику и структуру работы:
- рассмотрение правовых аспектов формирования доходов бюджета;
- проведение анализа доходов бюджета;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность и функции бюджета, взаимосвязь с государственными доходами…………………………………………………………………...6
Дискуссионные вопросы сущности и функций доходов бюджета…...12
Роль бюджетных доходов в социально-экономическом развитии государства……………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение………………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ доходы.docx

— 63.46 Кб (Скачать)

Проведем  сравнительный анализ доходной части  федерального бюджета на 2008 год и  на плановый период 2009 и 2010 годов. Рассмотрим рис. 1.19

В связи с произошедшими изменениями  в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части  их распределения на нефтегазовые и  ненефтегазовые доходы. При формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года.

Нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87% , на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составит на 2008 год 2 383,11 млрд. руб., к 2010 году прогнозируется уменьшение на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.20

Необходимость регулирования этого  показателя заключается в специальном  режиме управления ими, направленного  на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.

Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

1. Налог на прибыль  организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли .

2. Налоги и взносы  на социальные нужды. Из данных таблиц№1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2008 году прогнозируется в размере 435,79 млрд.руб., в 2010 году увеличится в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ, а так же достоверной информации о з/п.

3. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию  РФ. Доля этого раздела составляет 21,13% в 2008 году, в 2009 году составит 25,64%. К 2010 году увеличится на 1,64%. Прогнозируется, что в 2010 году сумма показателя возрастет на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2008 году. В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.

4. Налоги на товары, ввозимые  на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составит 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя вырастит от 888,97 - 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит 14,62% увеличившись на 1,24% к 2008 году. Что характерно этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.

5. Налоги, сборы и регулярные  платежи за пользование природными  ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в сумме 36,57млрд. руб., на 2009 и 2010 год 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов. Т.к. это самостоятельно мною были подсчитаны результаты, возможно, есть небольшая погрешность этого показателя. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.

6. Государственная пошлина. При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Прогнозируется на 2008 год поступлений в сумме 32,24 млрд. руб., на 2010 год 36,56 млрд. руб..

7. Неналоговые доходы. Прогнозируется, что сумма доходов этого раздела на 2008 году составят 291,61 млрд. руб., на 2009 год на 5,39 млрд. руб. больше, а на 2010 год ещё на 4,73 млрд. руб.

8. Прочие доходы. В связи с тем, что в прогнозе поступлений доходов федерального бюджета на 2008-2010 годы не были указаны остальные статьи раздела и прогнозирование данные этих показателей (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей). Я объединила их в группу - прочие доходы. А разница между указанными разделами и всего доходов, вписала в этот раздел, а также возможные изменения, которые не были разнесены по всем разделам доходов федерального бюджета. Этот показатель является обобщенным, поэтому нет смысла его анализировать.

Федеральный бюджет на 2008 год и период до 2010 года соответствует этому требованию, обеспечивая:

- достойную  жизнь для граждан, достижение  которой будет проявляться в:

- сокращении  доли населения с доходами  ниже прожиточного минимума с  16 до 10,7%;

- повышении  соотношения средней заработной  платой в бюджетной сфере и  прожиточным минимумом трудоспособного  населения с 1,7 до 2,6;

- повышении  соотношения между трудовой пенсией  и прожиточным минимумом пенсионера  с 1,01 до 1,32;

- увеличении  объема вводимого жилья с 50,8 до 80,0 млн. кв. метров в год устойчивый  рост для экономики, характеризующийся:

- сохранением  темпов экономического роста  на уровне 6% ВВП;

- снижением  уровня инфляции до 5,0 - 6,0%;

- увеличением  инвестиций в основной капитал  более чем в два раза;

- ростом  прямых иностранных инвестиций  в долларовом выражении в полтора  раза;

Уверенность в будущем для страны, выражающуюся в:

- увеличении  средней ожидаемой продолжительности  жизни при рождении до 68,5 лет;

- повышении  коэффициента рождаемости с 10,4 до 11,6 на тысячу человек в год;

- снижении  смертности с 15,2 до 12,6-12,8 на тысячу  человек;

- поддержании  высокого научного потенциала  и развитии приоритетных отраслей  науки и технологий;

- диверсификации  промышленности и повышении доли  инновационной продукции в объеме  экспорта и продаж на внутреннем  рынке;

- обеспечении национальной безопасности  и готовности к отражению внешних  и внутренних угроз.21

Таким образом, бюджет, объединяя в  себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Из всего выше сказанного можно  сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений  и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях  выполнения функций, задач государства  и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями  общественного развития. Государство  может, учитывая объективную необходимость  финансовых отношений разрабатывать  различные формы их использования: вводить или отменять различные  виды платежей, изменять формы использования  финансовых ресурсов и т.д. Государство  не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного  развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших  экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру  экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Были рассмотрены функции финансов, а именно: распределительная и  контрольная - эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций  есть и другие: регулирующая функция - она связана с вмешательством государства через финансы в  процесс воспроизводства, стабилизационная функция - обеспечивает для всех хозяйствующих  субъектов и граждан стабильные условия в экономических и  социальных отношениях.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает  необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности финансов. Более глубокое знание экономической  природы финансов, присущих им свойств  позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование финансовых взаимосвязей в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с доп. и изм.).
  2. Сабанти Б.М. «Теория финансов».  Менеджер. 2008 год.№9. – С. 52-56.
  3. Чантландзе М. Э. «Вопросы теории финансов». Тбилиси, 2009 год. № 3. - С. 69-74.
  4. Бирман А. М.; Финансы в системе стоимостных категорий; журнал «Вопросы экономики». 2007 г. №10. – С. 20-26.
  5. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и К, 2006. - 326 с.
  6. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы / Колл. авторов; под ред. Афанасьева О.И.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006. - 289 с.
  7. Архипов А.И., Погосов И.А., Караваева И.В. Финансы: Учебник.- М.: Велби, 2007. - 314 с.
  8. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В.Врублевская и др.; Под ред. О.В.Врублевской, М.В. Романовского. - 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 319 с.
  9. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского. М.: ЮНИТИ, 2007. - 456 с.
  10. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 489 с.
  11. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 387 с.
  12. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и зарубежных странах.- М.: Высшее образование, 2008. - 298 с.
  13. Иванов A.M. Бюджеты субъектов федерации и приоритеты социальной политики. // Финансы. - 2006. - №8. - с. 21-26
  14. Кадочников П., Синельников-Мурылев С., Трунин И., Четвериков С. Перераспределение региональных доходов в рамках системы межбюджетных отношений в России / Вопросы экономики - 2006 г. - №10. - с. 25-29
  15. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию. // «Вопросы экономики». - 2009. - №2. - с. 41-59.
  16. Организация денежно-кредитного регулирования: Учеб.-метод. пособие/Кочетков С.В., Муравецкий А.Н., Под. общ. ред. Кочеткова С.В.-Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 387 с.
  17. Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Дж.Э. и др. Бюджетная система России. - М.: Эксмо-Пресс, 2006. - 397 с.
  18. Поляк Г.Б. Бюджетная система России - М.: Финансы и статистика, 2007. - 514 с.
  19. Пшенникова Е.И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2007. - 288 с.
  20. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. Финансы.-2-е изд.- М.: Юрайт, 2006. - 544 с.
  21. Селезнева А.З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр, 2007. - 397 с.

Информация о работе Экономическое содержание доходов бюджета, дискуссионные вопросы, роль в рыночной экономике