Экономическое содержание доходов бюджета, дискуссионные вопросы, роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 02:06, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель работы рассмотреть текущие доходы бюджета РФ и проблемы его исполнения.
Достижение поставленной цели обеспечивается с помощью ряда взаимосвязанных задач, определяющих логику и структуру работы:
- рассмотрение правовых аспектов формирования доходов бюджета;
- проведение анализа доходов бюджета;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность и функции бюджета, взаимосвязь с государственными доходами…………………………………………………………………...6
Дискуссионные вопросы сущности и функций доходов бюджета…...12
Роль бюджетных доходов в социально-экономическом развитии государства……………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение………………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ доходы.docx

— 63.46 Кб (Скачать)

Доходы бюджета отражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями  и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда.

Расходы бюджета представляют экономические  отношения, которые возникают между  государством с одной стороны  и предприятиями, организациями  и гражданами - с другой в процессе распределения и использования  по различным направлениям средств  бюджетного фонда.

Названные экономические категории  оказывают воздействие на формирование стоимостных пропорций в целях  удовлетворения общегосударственных  потребностей, но различны по своим  функциональным характеристикам. Изъятие  части стоимости в бюджет ведет  к уменьшению материальных возможностей субъектов хозяйствования и населения  для удовлетворения своих потребностей. Бюджетные расходы, напротив, на базе общегосударственных ресурсов увеличивают  эти возможности, а в отдельных  случаях даже полностью удовлетворяют  некоторые из них.

Обе рассматриваемые формы механизма  бюджетного воздействия связаны  как между собой, так и с  экономикой в целом, что проявляется  в их тесном взаимовлиянии друг на друга. Объем расходов бюджета, в  конечном счете, ограничен рамками  поступающих бюджетных доходов, зависящих, в свою очередь, от количественных показателей развития экономики.

С другой стороны, через бюджетные  расходы оказывается обратное воздействие  на экономические возможности производства на базе содействия росту его эффективности  и ускорению научно-технического прогресса, что, конечно же, влияет и на объемы доходов самого основного централизованного фонда денежных средств.7

Таким образом, при правильном подходе  бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально  влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование  материально-технической базы общественного  производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету  свойств, его использование в  качестве инструмента распределения  и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит  свое выражение в создаваемом  государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач.

 

  1. Дискуссионные вопросы сущности и функций доходов бюджета.

Несмотря на длительную историю  существования финансов как научного понятия, их сущность до конца не раскрыта. Задача более полного познания сущности финансов осложняется тем, что она  глубоко скрыта за внешними формами  ее проявления, в которых различные  финансовые явления предстают на поверхности общественной жизни.

При изучении сущности финансов первостепенное значение имеет правильное понимание  фундаментальных теоретических  проблем и категорий.

Исследованию проблем сущности финансов уделяли внимание такие  ученые и экономисты как Дьяченко В. П., Александров А. М., Вознесенский Э. А. В период перехода России к рыночной экономике исследованиями теоретических  проблем в области финансов занимаются такие ученые и экономисты как  Родионова В. М., Дробозина Л. А., Романовский  М. В.

Изучение и правильное понимание  важнейших финансовых категорий  затрудняется наличием в финансово-экономической  литературе множества различных, иногда противоположных точек зрения по вопросам их необходимости, сущности, содержания и назначения.

В теории финансов одним из проблемных вопросов является вопрос о необходимости  финансов вообще. Изучением финансов занимались очень мало и поверхностно. Имел место упрощенный, формальный подход к решению этой проблемы. Так профессоры Вознесенский Э. А. и  Бирман А. М. считали, что основным условием возникновения и функционирования финансов является государство.8

Большинство экономистов обуславливали  объективную необходимость финансов наличием государства и товарно-денежных отношений без основательного обоснования  этого положения применительно  к категории финансы.

«Вне государства финансы не существуют»9

Но это слишком упрощенный подход к такой категории как финансы. Профессор Родионова В. М. считает, что обусловленность части финансовых отношений фактором существования  государства не дает основание для  того, чтобы считать его деятельность причиной, порождающей финансы. По ее мнению обязательным условием функционирования финансов, является наличие денег, а  причиной, порождающей их появление, можно считать потребности субъектов  хозяйствования и государства в  ресурсах, обеспечивающих их деятельность. [6]

Однако есть еще один фактор, без  которого финансы не могут функционировать. Это общественное воспроизводство, с его непрерывно повторяющимися и взаимосвязанными циклами. В настоящее  время практически все ученые-экономисты признают необходимость финансов и  их важную роль в выполнении государством своих функций.

Однако до конца остается не выясненным вопрос сущности финансов и границы  их распространения.

Некоторые экономисты финансами считали  совокупность денежных ресурсов или  фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий. В  пятидесятых годах утвердилось  понимание финансов как денежных отношений, обеспечивающих распределение  совокупного общественного продукта, национального дохода. Оно сохраняется  до нашего времени.

Переход к рыночной экономике происходит в условиях функционирования многообразных  объективных стоимостных категорий  и денежных отношений, которые пронизывают  все стороны жизни, денежные отношения  опосредствуют куплю-продажу, оплату труда, сферу приложения свободных  денежных средств, разнообразные отношения  с зарубежными странами.

Здесь возникает вопрос - все ли денежные отношения являются финансами  или существуют, какая - то граница  их распространения?

Экономисты Александров А. М., Вознесенский Э. А. и другие исходили из того, что  финансы и кредит, имея денежную форму и обеспечивая в общественном воспроизводстве распределительный  процесс, представляют единую категорию  «финансы в широком смысле слова». Академик Чантландзе понимал финансы  еще в более расширенном смысле, включая в их состав банки, цены на товары, фондовые биржи, денежные рынки, золото, банкноты, векселя, ценные бумаги. А в узком смысле к финансам он относил лишь бюджетные средства.10

Большинство же ученых-экономистов  считают, что финансы представляют особую область и лишь часть денежных отношений, имеющих свои определенные признаки. Главными признаками, определяющими  категорию финансы, следует считать:

1. Денежный характер финансовых  отношений

2. Распределительный характер финансовых  отношений

3. Финансовые отношения всегда  связанны с формированием денежных  фондов принимающих вид финансовых  ресурсов

4. Безэквивалентность отношений  распределения (Это отличает финансы  от отношений купли-продажи)

5. Безвозвратность и бесплатность (Это отличает финансы от кредита) 

Опираясь на данные признаки можно  увидеть, что финансы возникают  и функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса - на стадии распределения и перераспределении  стоимости общественного продукта. Из этого следует, что расширительная трактовка сущности финансов вызывает сомнение. Распределение и обмен - это разные стадии воспроизводственного процесса, имеющие свои, особые экономические  формы выражения. Поэтому нелогично относить разные по характеру денежные отношения, возникающие на разных стадиях воспроизводства, к одной и той же категории - финансам. Ограничение места финансов распределительной и перераспределительной стадией воспроизводства вводит жесткие границы функционирования финансов, но это не означает, что финансы ограничивают свое действие на этой стадии воспроизводства. Финансы активно влияют на все стадии воспроизводственного процесса посредством косвенных факторов.

К числу дискуссионных относится  вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической  категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в  определение финансов такой их признак  как императивность. Причем термин ”императивность” трактуется учеными  по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации  финансовых отношений, другие причину, порождающую функционирование финансов.

Если под императивностью понимается практическая деятельность государства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку форм их проявления и использования, то такое употребление термина не вызывает возражений, но ничего не добавляет к характеристике сущности финансов.

Однако в некоторых публикациях  императивность трактуется как сущностная черта финансовых отношений. Подчеркивается, что при характеристике категории  финансов без данной черты не обойтись, поскольку именно государство создает  новые распределительные финансовые отношения, что непосредственной причиной возникновения и развития финансов является деятельность государства  и его органов. Подобные утверждения  неправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные потребности  общественного развития вызывают существование  финансов.

К числу дискуссионных относится  также вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы  выполняют две функции - распределительную  и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что  финансам, помимо этих двух функций, присущи  и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом, об их роли в общественном воспроизводстве, так как это  разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с  их помощью может стимулироваться  эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные  пропорции, обеспечиваться условия  для проведения режима экономии и  т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Некоторые авторы не признают распределительной  функции финансов, считая, что она  не выражает их специфику, поскольку  процессы стоимостного распределения  обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной  функции отнюдь не считают, что она  порождена самим фактом функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают  ее со специфическим общественным назначением  финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы.

Некоторые экономисты считают, что  финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование  денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает  необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования  данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики  и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль бюджетных доходов в социально-экономическом развитии государства.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование  централизованного фонда денежных средств как обязательного условия  функционирования любого государства.

Государственный бюджет обеспечивает для органов  государственного управления возможность  выполнения ими своих функций, включая  воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в  секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной  внутренней и внешней политики. С  помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и  межтерриториальное перераспределение  ВВП, государственное регулирование  и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с  плательщиками налоговых и неналоговых  средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения  государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и  расходования бюджетных средств.

Аккумуляция средств в бюджете позволяет  государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку  семей с низкими доходами, решение  жилищной проблемы.

Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность  корректировать действие саморегулирующегося  рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и  государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные  нужды, которые не могут быть удовлетворены  за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, отраслями, социальными группами и территориями является важным рычагом реструктуризации экономики, реализации целевых и научно-технических программ.12

Информация о работе Экономическое содержание доходов бюджета, дискуссионные вопросы, роль в рыночной экономике