При рассмотрении
государственных финансов необходимо
иметь в виду, что функция сектора
государственного управления отлична
от функций других секторов экономики
и заключается в оказании нерыночных
услуг населению, обществу в целом
и перераспределении доходов
и собственности. Сектор государственного
управления отличается от других секторов
экономики также по способам финансирования
затрат - с помощью налогов и иных обязательных
платежей других секторов экономики.
Рыночные
условия хозяйствования предполагают
свободное движение капиталов и
товаров, стихийное формирование отношений
между участниками воспроизводственного
процесса, натуральных и стоимостных
пропорций. При этом частный капитал
не в состоянии решить многие проблемы
социально-экономического развития. В
этой связи государство осуществляет
прямое (с помощью законодательных
и иных нормативных актов) и косвенное
социально-экономическое регулирование.
Косвенное регулирование осуществляется
через финансовую и кредитную
политику, в реализации которой центральную
роль играет государственный бюджет.
Рычагами государственного воздействия
при налогообложении являются налоговые
ставки и льготы, оказывающие влияние
на объем производства, предложение
и спрос на отдельные виды товаров
и услуг. При расходовании средств
государство осуществляет финансирование
государственных программ, направленных
на содействие развитию тех или иных
отраслей и производств, изменение
структуры производства, субсидирует
отдельные отрасли и предприятия. Рычагами
государственного воздействия являются
также льготные и беспроцентные кредиты
и гарантии по банковским ссудам.
Благоприятное
воздействие бюджета на экономику
предполагает формирование эффективного
механизма образования доходов
на основе рационального налогообложения
населения и предприятий, объема
и структуры государственных
расходов, обеспечивающих условия для
экономического роста, надежного контроля
за сменой стадий экономических циклов,
стабильности производства и повышения
материального уровня и условий
жизни населения.
Государство
использует различные экономические,
финансовые, кредитно-денежные и административные
методы воздействия на экономику. Одним
из них является фискальная политика.
Под фискальной политикой государства
понимается совокупность мер в области
налогообложения и правительственных
расходов, направленных на изменение
реального объема производства, контроль
над инфляцией и увеличение занятости.
Крупным
направлением бюджетной политики и
соответственно функций бюджета
является использование бюджетных
средств для экономической и
социальной стабильности, создания условий
экономического роста, сглаживания
последствий экономических и
финансовых кризисов. При этом все
большее внимание уделяется проблемам
долгосрочного характера, связанным
с научно-техническим прогрессом,
структурной перестройкой экономики,
накоплением капитала, эффективным
экономическим ростом. Государственные
инвестиции составляют от 20 до 40% общего
объема инвестиций.13
Государственные
финансы и их сердцевина - бюджет страны
оказывают воздействие на основные экономические
показатели в силу того, что сектор государственного
управления является сектором экономики,
участвующим в общем кругообороте доходов,
расходов и выпуска продукции. Его расходы
наряду с инвестиционным и потребительским
спросом являются составной частью совокупного
спроса, а чистые налоги характеризуют
реальное уменьшение сумм частного сектора,
которые могут быть использованы для расходов.
Изменения этих величин оказывают существенное
влияние на экономическую ситуацию в стране.
В США государственный сектор закупает
около 1/5 выпускаемой в стране продукции,
а чистые налоги составляют около 20% ВНП.14
В отношении
воздействия государственных финансов
общепризнанными являются два основных
положения. Согласно первому увеличение
государственных расходов ведет
к росту совокупного спроса в
экономике и соответственно к
росту выпуска продукции и
занятости. Влияние изменения государственных
расходов в некоторой мере аналогично
воздействию инвестиционного спроса.
Согласно второму положению увеличение
налогообложения (чистых налогов, т. е.
сумм, взимаемых государством, за минусом
социальных трансфертов и т. п.) ведет
к сокращению личных располагаемых
доходов домашних хозяйств, сокращению
расходов, выпуска продукции и занятости.15
Фискальная
политика государства, определяемая его
действиями в области получения
доходов, объема и направлений государственных
расходов, может быть нацелена на стабилизацию,
экономический рост или ограничение
деловой активности. Политика стабилизации
предполагает использование фискальных
и кредитно-денежных мер для максимального
приближения ВВП к его потенциальному
уровню, обеспечения полной занятости
и стабильного уровня цен. Под
политикой экономического роста
понимают реализацию мер для увеличения
ВВП, а под политикой ограничения
деловой активности - осуществление мер
по уменьшению ВВП по сравнению с потенциальным
уровнем.
При экономическом
спаде может осуществляться стимулирующая
фискальная политика, основанная на росте
государственных расходов, снижении
налогов и соответственно увеличении
дефицита бюджета, а в условиях инфляции,
вызванной избыточным спросом, может
проводиться ограничительная фискальная
политика, нацеленная на уменьшение государственных
расходов, увеличение налогов с ориентацией
на уменьшение дефицита бюджета или
его положительное сальдо. Поскольку
стимулирующее или ограничивающее
воздействие фискальной политики сопряжено
с изменениями бюджетного дефицита
и профицита, то это воздействие
зависит от методов финансирования
дефицита и направлений использования
бюджетного излишка.16
Покрытие
дефицита бюджета может осуществляться
путем займов или денежной эмиссии.
Займы, осуществляемые путем выпуска
государственных ценных бумаг, увеличивают
существующий спрос на деньги и ведут
к повышению равновесной величины
процентной ставки. Поскольку величина
инвестиций с ростом процентных ставок
уменьшается, конкуренция государственных
ценных бумаг на денежном рынке ведет
к сокращению инвестиций.
Выпуск
новых денег для покрытия дефицита
бюджета не сопряжен с уменьшением
инвестиций и в этом смысле оказывает
более существенное воздействие
на совокупный спрос, чем увеличение
государственных займов.
В случае
вызванной избыточным спросом инфляции
правительство может нацелить свои
усилия на образование бюджетного излишка.
Антиинфляционное воздействие этого
излишка зависит от того, будет
ли он использован на погашение государственной
задолженности или соответствующие
денежные средства будут изъяты из
обращения. Используя профицит бюджета
на погашение задолженности, правительство
вновь направляет денежные средства
в обращение, увеличивая денежную массу,
и снижает антиинфляционное воздействие
бюджетного излишка. Однако побочным следствием
является стимулирование снижения процентных
ставок и соответственно увеличения инвестиций.
В случае, если правительство изымет излишек
доходов бюджета из обращения, оно добьется
более существенного антиинфляционного
эффекта по сравнению с вариантом использования
излишка для погашения государственного
долга, так как в этом случае деньги не
возвращаются в оборот.
Изменение
чистых налогов также может быть
использовано государством для воздействия
на объем производства. Рост налогообложения
ведет к сокращению выпуска продукции,
так как уменьшает величину располагаемых
доходов и потребительских расходов.
Величина воздействия зависит от
масштаба изменения налогов и
мультипликатора, отражающего влияние
предельной склонности к потреблению.
Снижение налогов увеличивает совокупные
потребительские расходы и одновременно
сбережения.
Величина
взимаемых налогов и социальных
выплат зависит от уровня доходов
в стране. В периоды роста ВВП
размеры взимаемых налогов, ставки
которых в значительной мере пропорциональны
получаемым доходам, возрастают, а социальные
выплаты, в составе которых значительную
долю составляют пособия по безработице,
сокращаются. В результате вместе с
ростом доходов увеличивается величина
чистых налогов, а рост располагаемого
дохода и соответственно потребительского
спроса отстает от роста ВВП. В
периоды экономического спада чистые
налоги уменьшаются, что способствует
увеличению совокупного спроса.17
Роль
государственного бюджета, прежде всего,
состоит в том, что бюджет создает
финансовую базу, необходимую для
финансового обеспечения деятельности
государственных органов и органов
местного самоуправления.
Государственный
бюджет является важным инструментом
претворения в жизнь экономической
политики государства. Он обеспечивает
централизацию средств, необходимых
для решения основных направлений
научно-технического прогресса, образования
резервов в общенациональном масштабе.
Таким образом,
сконцентрированные в государственном
бюджете денежные средства предназначаются
для осуществления социально-экономической
политики, обеспечения обороны и
безопасности государства. С помощью
бюджета реализуются общегосударственные
и региональные программы народнохозяйственного
и социально-экономического характера.
Роль
государственного бюджета в социально-экономическом
развитии общества заключается в
следующем:
1. Государственный
бюджет является инструментом
воздействия на развитие экономики.
С помощью государственного бюджета
государство осуществляет перераспределение
национального дохода и тем
самым изменяет структуру общественного
производства, влияет на социальные
преобразования. В условиях хозяйственных
реформ государство усиливает
свои позиции в экономике путем
изменения методов бюджетного
воздействия на общественное
производство, используя бюджет. Государство
применяет формы прямого и
косвенного воздействия на экономику
предоставляет организациям и
предприятиям субсидии, государственные
инвестиции, осуществляет бюджетное
финансирование отраслей, определяющих
научно-технический прогресс, добиваясь
в конечном итоге изменения
народнохозяйственных пропорций.
Использование бюджетного механизма
для регулирования экономики
осуществляется посредством маневрирования
поступающими в распоряжение
государства денежными средствами.
Оно позволяет целенаправленно
влиять на темпы и пропорции
развития общественного производства.
2. Государственный
бюджет играет важную роль
в решении социальных проблем.
Путем улучшения бюджетного финансирования
учреждений социальной сферы просвещения,
здравоохранения, социального обеспечения,
жилищного строительства. В перспективе
роль государственного бюджета в социальных
процессах будет усиливаться. Обусловлено
это тем, что бюджетные средства в совокупности
с внебюджетными фондами являются финансовой
базой осуществления социальных преобразований,
перехода на более высокий уровень социального
обслуживания населения страны. Кроме
того, государственный бюджет обеспечивает
нивелирование социальных последствий
расслоения граждан по их материальному
положению.
3. На
современном этапе развития экономики
государственный бюджет становится
одним из основных инструментов
государства в проведении экономической
и социальной политики. Планируя
бюджетные доходы и расходы,
государство концентрирует в
своих руках денежные средства
на проведение экономической
и социальной политики, преодоление
экономического кризиса.
4. Государственный
бюджет играет важную роль
в выравнивании экономического
развития регионов страны путем
бюджетного финансирования объектов.
Бюджетное финансирование может
осуществляться на возвратной
и безвозвратной основе. На возвратной
основе бюджетные средства предоставляются
в виде кредита на капитальные
вложения. Эти средства играют
важную роль в строительстве
объектов (предприятий) культурно-бытового
назначения магазинов, предприятий
общественного питания, бытового
обслуживания, школ, больниц, жилья,
театров и других предприятий.
5. Основная
роль бюджета состоит в том,
что он ежегодно мобилизует
и концентрирует денежные накопления
предприятий, организаций и населения
в централизованном государственном
фонде для финансирования народного
хозяйства, социально-культурных
мероприятий, укрепления обороноспособности
страны, на содержание органов
государственной власти и образования
резервов. Роль государственного
бюджета далее заключается в
том, что он служит важным рычагом воздействия
на развитие производительных сил общества,
ускорение научно-технического прогресса
при умелом использовании его средств.
Государственный бюджет играет важную
роль в реализации экономической политики
государства, направленной на повышение
жизненного уровня населения страны.
6. Государственный
(федеральный) бюджет это ведущее
звено бюджетной системы. Он
играет важную роль в финансировании
народного хозяйства, общереспубликанских
программ социально-культурных мероприятий,
фундаментальных научных исследований.
Для финансирования этих общереспубликанских
мероприятий в руках центральной
государственной власти ежегодно
должна концентрироваться значительная
доля национального дохода.18
Государственный
бюджет и сконцентрированные в нем
денежные средства дают возможности
маневрирования при распределении
бюджетных средств с учетом приоритетности
финансирования государственных программ.
Основная
задача бюджетной политики на 2009 год
и период до 2012 года - сохраняя макроэкономическую
стабильность, сбалансированность и
устойчивость бюджетной системы, обеспечить
максимально эффективное и прозрачное
использование средств для достижения
конечных, измеримых, общественно значимых
результатов, которые, в свою очередь,
ведут к дальнейшему увеличению
финансовых возможностей государства.