Экономическое содержание доходов бюджета, дискуссионные вопросы, роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 02:06, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель работы рассмотреть текущие доходы бюджета РФ и проблемы его исполнения.
Достижение поставленной цели обеспечивается с помощью ряда взаимосвязанных задач, определяющих логику и структуру работы:
- рассмотрение правовых аспектов формирования доходов бюджета;
- проведение анализа доходов бюджета;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность и функции бюджета, взаимосвязь с государственными доходами…………………………………………………………………...6
Дискуссионные вопросы сущности и функций доходов бюджета…...12
Роль бюджетных доходов в социально-экономическом развитии государства……………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение………………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ доходы.docx

— 63.46 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

 

 

 

Кафедра «Финансы»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Доходы бюджета»

 

на тему:

 

«Экономическое содержание доходов бюджета,

дискуссионные вопросы, роль в рыночной экономике»

 

 

 

Выполнил:

студент (ка) __курса ФФ                                     Фамилия И.О.

гр.№ ________________

 

 

Научный руководитель:

(уч. звание, должность)                      Фамилия И.О.

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012 год

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Сущность и функции бюджета, взаимосвязь с государственными доходами…………………………………………………………………...6
  2. Дискуссионные вопросы сущности и функций доходов бюджета…...12
  3. Роль бюджетных доходов в социально-экономическом развитии государства……………………………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы…………………………………………...34

Приложение………………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Вступление  в третье тысячелетие стало периодом серьезных изменений в организации  бюджетного процесса в России, направленных на оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной  системы.

Реформирование  бюджетного процесса характеризуется, в частности, стремительным ростом накопленных объемов неиспользованных средств федерального бюджета, изменение  которых является одним из источников внутреннего финансирования бюджетного дефицита. За период с 1 января 2000 года по 31 декабря 2006 года абсолютные величины накопленных объемов неиспользованных средств федерального бюджета возросли более чем в 40 раз, или более  чем на 3,0 трлн. рублей. Наличие значительных объемов неиспользованных средств влияет на качество бюджетного процесса и эффективность использования бюджетных средств. С увеличением объемов неиспользованных средств федерального бюджета возрастает и их влияние на основные макроэкономические показатели, прежде всего на уровень инфляции.

В настоящее  время первостепенное значение приобретает:

- обеспечение  выполнения расходных обязательств  бюджетов Российской Федерации  и создание условий, в том  числе нормативно-методологических  основ для оптимизации действующих  и вновь принимаемых расходных  обязательств;

- поддержание  макроэкономической и финансовой  стабильности как основы для  устойчивого социально-экономического  развития страны;

- создание  условий для эффективного выполнения  полномочий органов государственной  власти;

- оптимизация  управления финансовыми активами  государства;

- обеспечение  надежности и прозрачности государственной  финансовой системы.

Современное видение неиспользованных средств  федерального бюджета вследствие непрерывного роста их накопленных объемов  и повышения их значимости предопределяет необходимость формулирования дефиниции  накопленных объемов неиспользованных средств федерального бюджета и  обоснования их сущности, причин образования, их величины на стадии планирования, а  также их всестороннего учета, анализа  и контроля при исполнении федерального бюджета.

В условиях глобализации экономики совершенствование  управления накопленными объемами неиспользованных средств федерального бюджета рассматривается  как шаг на пути повышения эффективности  использования государственных  ресурсов, создания условий для общей  финансовой стабильности и безопасности государства и устойчивого экономического роста.

Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный  бюджет или ещё его называют федеральный  бюджет - это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий  финансовый год. В соответствии со статьёй 6 БК РФ «Бюджет - это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления».1

Аккумулируя с помощью государственного бюджета  денежные средства, государство через  финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом  политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач  и т.д.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть  показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Цель  и задачи исследования. Цель работы рассмотреть текущие доходы бюджета РФ и проблемы его исполнения.

Достижение  поставленной цели обеспечивается с  помощью ряда взаимосвязанных задач, определяющих логику и структуру  работы:

- рассмотрение  правовых аспектов формирования доходов бюджета;

- проведение  анализа доходов бюджета;

- выявление  проблем формирования доходов  бюджета.

Объектом  исследования данной курсовой работы является бюджет РФ. Теоретической  основой выполнения работы явились  нормативные документы, статьи, нормативно-справочные материалы. Структура работы состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы. В  первой главе описаны сущность и  функции бюджета, взаимосвязь с  государственными доходами. Во второй главе проведен анализ Дискуссионных вопросов сущности и функций доходов бюджета РФ. В третьей - рассмотрена Роль бюджетных доходов в социально-экономическом развитии государства.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и функции бюджета, взаимосвязь с государственными доходами.

Бюджет необходим каждому государству  для удовлетворения его объективных  потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет - это  центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов.

При рассмотрении термина «бюджет» чаще всего упоминается английское происхождение этого слова, означающего  «чемодан мешок с деньгами». Имеется  также версия, что термин «бедже» (кожаный мешок, в котором хранилась  казна дожей), трансформировавшийся в общеупотребительный сегодня  «бюджет», впервые стал употребляться  в Венеции.2

«Бюджетом» не следует называть документ, так как для последнего уже с давних пор использовали термины «роспись государственных  доходов и расходов», «государственная роспись», «смета доходов и расходов государства», «баланс доходов и  расходов». Правильнее было бы называть документ бюджетным планом, в котором  бюджет как система денежных отношений  выражен количественно (суммарно). В  процессе исполнения бюджетного плана  образуется и используется бюджетный  фонд - основной государственный централизованный денежный фонд.3

Бюджетный фонд выступает как форма  материализации и проявления общественного  характера бюджетных отношений, как форма выражения их денежной природы. Совокупность денежных отношений  государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных  с образованием и использованием на общественные потребности основного  централизованного фонда, формирует  внутреннюю структуру этого фонда или, что равнозначно, экономическое содержание бюджетных отношений.

Как экономической категории бюджету  присущи признаки, свойственные всем понятиям, которые объединяет более  общая категория - финансы. Однако бюджетные  отношения обладают специфическими чертами, которыми являются объект бюджетного перераспределения, специфика общественного  предназначения бюджета и степень  проявления у бюджетных отношений  признака императивности.

Бюджетными называются отношения  по поводу перераспределения национального  дохода.

При этом не исключена возможность  перераспределения через бюджет и части фонда возмещения, а  иногда и национального богатства. Бюджетные отношения складываются в процессе образования и использования  основного централизованного государственного фонда денежных средств, необходимого для удовлетворения наиболее важных совокупных потребностей общественного  воспроизводства - развития ключевых сфер экономики, образования, науки, культуры, осуществления социальной политики, обеспечения обороны страны и  управления обществом. Следовательно, пропорции бюджетного перераспределения  стоимости в большей мере, чем  в других сферах финансовых отношений, определяются потребностями воспроизводства  и общества в целом. Наконец, бюджет в отличие от других финансовых категорий  выражает целостную систему императивных денежных отношений. Именно в бюджете  признак императивности находит  свое наибольшее проявление.4

Сущность бюджета, как и любой  другой экономической категории  проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.5

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.

Вторая – контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

Для осуществления функций бюджета государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется       посредством       маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.

Бюджет как экономическая категория  выражает систему императивных денежных отношений между государством и  другими субъектами воспроизводства  по поводу перераспределения части  стоимости общественного продукта (главным образом, национального  дохода) в процессе образования основного  общегосударственного фонда денежных средств и его использования  для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

Как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором  в количественном выражении отражается процесс получения и распределения  государством денежных ресурсов, необходимых  для выполнения его основных функций.

Составление и контроль за исполнением  бюджета как финансового документа  государства находятся в сфере  исключительной компетенции политической надстройки. Соответственно в данном контексте бюджетными могут быть названы процессуальные отношения, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета  как основного финансового плана  государства.6

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения, ими своих  функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и  услуг, финансовых рынков и распределение  доходов в секторах экономики.

Бюджет является инструментом мобилизации  средств всех секторов экономики  для проведения внутренней и внешней  государственной политики. С помощью  бюджета осуществляются межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение валового внутреннего  продукта (ВВП), государственное регулирование  и стимулирование экономики, а также  финансирование социальной политики с  учетом долгосрочных интересов страны.

Аккумуляция средств в бюджете  позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими  доходами, решение жилищной проблемы.

Благоприятное воздействие бюджета  на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования  доходов и расходования бюджетных  ресурсов в отношении экономики  в целом на основе рационального налогообложения населения и предприятий, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, надежного контроля за сменой стадий экономических циклов, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.

Информация о работе Экономическое содержание доходов бюджета, дискуссионные вопросы, роль в рыночной экономике