Экономическая сущность и роль государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение
государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от
административно-командных методов управления в условиях рынка
государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно
ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких
глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования
рыночного механизма в целом.

Содержание

Введение 3


Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5

1.1 Государственный бюджет как экономическая категория 5

1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода 10

1.3 Функции бюджета 13


Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности
государственного бюджета 14

2.1 Дефицит бюджета 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и
бюджетной политики 16
2.3 Государственный долг 18
2.4 Избыток бюджета 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 20


Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики
Казахстан 22

3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета 22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета 25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство 27

3.4 Бюджетный процесс 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета 33


Заключение 35
Список используемой литературы 36

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 109.30 Кб (Скачать)

границы на безвозвратной  основе (гранты).

  Категория  погашение  кредитов,  выданных  из  бюджета  представляет  собой

поступления  денежных  средств  со  стороны  государственных   хозяйствующих

субъектов по бюджетным  кредитам  (предоставленным  на  возвратной  основе  -

кредитования в  предыдущие периоды (годы).

  Во второй  части - расходы отражаются расходы   по  основным  функциональным

группам: государственные  услуги  общего  характера;  оборона;  общественный

порядок   и   безопасность;   образование;    здравоохранение;    социальное

обеспечение и  социальная помощь; жилищно-коммунальное  хозяйство;  культура;

спорт и информационное  пространство;  отрасли  экономики:  прочие  расходы;

обслуживание долга; официальные трансферты нижестоящим  бюджетам.

  Расходы   по   обслуживанию   государственного   долга   проводятся    по

функциональной  группе – «обслуживание долга»  с  выделением  государственных

учреждений  администраторов  бюджетных  программ   -   аппарата   акимов   и

Министерства финансов по подпрограммам - выплата вознаграждений  (интересов)

по займам и  выплаты комиссионных за размещение займов.

  Средства, предназначенные  для кредитования других  экономических   единиц,

подлежащие в  последующем возврату в бюджет в  виде погашений, показываются  в

соответствующей части - кредитовании, являющейся  функциональной группой.

  Шестая часть  - дефицит бюджета - представляет  собой отрицательную разницу

между  поступлениями  и  расходами,  включая   кредитование:   положительная

разница между  этими величинами означает профицит бюджета.

  Седьмая   часть  (и  одновременно  функциональная  группа)  финансирование

дефицита (использование  профицита) бюджета  отражает  расходы  на  погашение

внутреннего  и  внешнего   государственного   долга.   Она   имеет   двойное

назначение:

  1) в случае  дефицита - привлечение средств из  внутренних  источников  (от

Национального  банка,  коммерческих  банков,  реализации  ценных  бумаг,  по

зачету, остатки  бюджетных средств назначало  года,  обращаемые  на  покрытие

расходов) и от внешних займов;

  2) при профиците  -  использование  сверхплановых   поступлений,  в  первую

очередь  на  погашение  государственных  обязательств   или   дополнительное

финансирование  первоочередных бюджетных программ.

  Подробный   перечень  и  группировка   доходов  и   расходов   определяются

бюджетной классификацией. Бюджетная классификация - это  систематизированная

группировка доходов  и расходов бюджета по однородным  признакам,  заложенная

в основу всей бюджетной  деятельности финансовых органов государства.

  Бюджетная  классификация обеспечивает  тесную  связь  бюджета  с  планами,

прогнозами и  программами экономического и социального  развития  государства,

с финансовыми  планами министерств  и  ведомств,  организаций  и  учреждений;

позволяет объединить индивидуальные  сметы  и  финансовые  планы  в  сводные

сметы и планы,  обеспечивает  увязку  между  сводными  планами  и  бюджетной

росписью.

  До  1996  г.  бюджетная  классификация   содержала  следующие  структурные

подразделения: раздел, параграф, статью, главу.

  Однако  применяемая   долгое  время   классификация   перестала   отвечать

современным  требованиям  прогнозирования,  учета   и   контроля   бюджетных

средств, а также  осуществления бюджетного процесса.

  Поэтому с  1996г. она заменена  на  новую,  соответствующую  международным

стандартам.   Поступления   в    бюджет    классифицируются    по    четырем

подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика.  Категории  включают:

налоговые  поступления;  доходы  от   операций   с   капиталом;   полученные

официальные трансферты;  погашение  кредитов,  выданных  из  бюджета;  общее

финансирование; движение остатков бюджетных средств.

  Остальные   подразделения  характеризуют   доходы  в  порядке  все   большей

детализации доходных источников. Например, в  налоговых  поступлениях  класс

означает налоговую  группу, подкласс – вид налога,  специфика  -  конкретного

плательщика или  объекта налога.

  В расходах  предусмотрена функциональная,  экономическая  и  ведомственная

классификации.

  Согласно функциональной  классификации   расходы  подразделяются  на  пять

разделов: функциональная группа, подфункция,  государственное  учреждение  -

администратор  программ,  программа,   подпрограмма.   Сочетание   названных

уровней образует код функциональной классификации  расходов.

  Функциональная  классификация  представляет  развернутую   характеристику

видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных  отношений.

  Экономическая  классификация расходов  распределяет  их  по  экономическим

признакам  по  четырем  разделам:  категория,  класс,  подкласс,  специфики.

Категория включает: текущие  расходы,  капитальные  расходы,  предоставление

кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение  и

характер расходов, например, в текущих расходах: расходы  на товары и  услуги

- заработная  плата   рабочих  и  служащих  -  основная  заработная  плата   и

служащих.

  При   исполнении   бюджет   используется   сочетание   функциональной   и

экономической классификаций  в виде  перекрестной  классификации,  включающей

основные подразделения  обеих классификаций.

  Исполнение  расходов и кредитование бюджета  по ведомственной классификации

означают  группировку  по  администраторам  бюджетных   программ,   например

Администрация  Президента  Республики  Казахстан,  хозяйственное  управление

Парламента, Канцелярия Премьер-министра, акимы областей и  городов  Алматы  и

Астаны,  министерства,  комитеты,  агентства,  другие  ведомства  и   службы

Республики Казахстан.

  Бюджетная   классификация   позволяет   всесторонне   четко   и   адресно

систематизировать   поступления   и   расходы   для    достижения    высокой

оперативности управления с применением средств автоматизации.

  В  ряде  государств  применяется  практика  разделения  расходной   части

государственного  бюджета на бюджет текущих расходов  и  бюджет  развития.  В

бюджет развития включаются ассигнования на финансирование  инвестиционной  и

инновационной  деятельности  и  другие  затраты,  связанные  с   расширенным

воспроизводством. В текущем бюджете сконцентрированы  все  расходы,  которые

вытекают   из   действующих   норм   и   сложившегося   уровня    социальной

обеспеченности.  Он  полностью  сбалансирован  за  счет  прироста   денежных

накоплений и  поступлений от населения, аккумулируемых в бюджете.  В  бюджете

развития  объединяются  затраты,  связанные  с  потребностями   расширенного

воспроизводства,   централизованным   финансированием    новых    социально-

экономических  мероприятий;  анализ  составных   частей   бюджета   развития

предоставляет возможность  более взвешенно и осмотрительно  подойти  к  новым

дополнительным   расходам   государства.   Здесь   должен    последовательно

осуществляться  принцип:  финансировать  потребности   строго   в   пределах

фактически получаемых источников,  собственных  и  заемных.  Предусмотренные

расходы бюджета  развития не  должны  носить  обязательного  характера  и  их

следует рассматривать, как верхний предел, то есть если  в  ходе  исполнения

бюджета не удастся  получить больше доходов, то  придется  сократить  расходы

бюджета развития.

                    3.2 Баланс бюджета и дефицит  бюджета. 

  В  каждом  бюджете  желательно  уравновесить,  то  есть   сбалансировать,

доходную и расходную  части. Баланс  -  это  равновесие,  и  при  составлении

бюджета основным вопросом  является  достижение  такого  состояния  денежных

поступлении  и  расходов  государства.  Превышение  доходов  над   расходами

образует  бюджетный  излишек  -  профицит.  Он  направляется  на   погашение

государственного  долга  или  может  составить  свободные  остатки  бюджетных

средств (в республиканском  и местных бюджетах). Свободные  остатки  бюджетных

средств,  образовавшиеся  на  конец  бюджетного  периода   по   завершенному

бюджетному году, зачисляются на специальные счета  правительства  и  местных

исполнительных  органов  и  используются  на  прирост   оборотной   кассовой

наличности и  на  покрытие  государственного  долга  соответствующего  органа

власти. При отсутствии такой необходимости решения  об  использовании  данных

средств принимаются  соответствующими  администрациями.  Превышение  расходов

над   доходами   вызывает   дефицит   государственного   бюджета.    Наличие

значительного  и  постоянного  дефицита  характеризует  кризисное  состояние

финансов. Допустимым уровнем дефицита считается 2-3%  от  величины  валового

внутреннего  продукта  страны.  В   таких   случаях   дефицит   может   быть

сравнительно легко  покрыт  с  помощью  выпуска  государственных  займов  или

эмиссии бумажных денег. При  значительном  и  хроническом  дефиците  бюджета

займы  не  покрывают  потребностей   государства,   которые   обеспечиваются

дополнительной (то есть сверх потребностей  товарооборота)  эмиссией  денег,

что ведет  к  развитию  инфляции,  нарушению  законов  денежного  обращения,

обесценению денег, снижению реальных доходов  и  падению  жизненного  уровня

населения.

  Бюджетный  дефицит отражает состояние экономики,  а его наличие  вызывается

следующими причинами:

  1) общим спадом  производства в экономике страны;

  2) ростом издержек  общественного производства;

  3) чрезмерным  выпуском  в  обращение  денег,  не  покрываемых  товарными

массами;

  4) преобладанием  в расходах бюджета значительных  социальных расходов,  не

соответствующих уровню развития экономики;

  5) большими  объемами финансирования военных  расходов на содержание военно-

Информация о работе Экономическая сущность и роль государственного бюджета