Экономическая сущность и роль государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение
государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от
административно-командных методов управления в условиях рынка
государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно
ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких
глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования
рыночного механизма в целом.

Содержание

Введение 3


Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5

1.1 Государственный бюджет как экономическая категория 5

1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода 10

1.3 Функции бюджета 13


Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности
государственного бюджета 14

2.1 Дефицит бюджета 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и
бюджетной политики 16
2.3 Государственный долг 18
2.4 Избыток бюджета 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 20


Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики
Казахстан 22

3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета 22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета 25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство 27

3.4 Бюджетный процесс 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета 33


Заключение 35
Список используемой литературы 36

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 109.30 Кб (Скачать)

принимаются  нормативные  правовые   акты,   в   соответствии   с   которыми

увеличиваются расходы  либо уменьшаются  доходы  нижестоящих  бюджетов,  этим

бюджетам возмещаются  средства из вышестоящих бюджетов. Нормативные  правовые

акты Правительства  и центральных исполнительных органов,  в  соответствии  с

которыми увеличиваются  расходы бюджетов областей, городов  Астаны  и  Алматы.

принимаются  с  установлением  вступления  их  в  силу  не  ранее  следующею

финансовою года.

  Свободные  остатки бюджетных средств,  полученные  на  начало  финансового

года,  не  подлежат  изъятию  в  вышестоящий  бюджет.  Они  используются  на

погашение  основного  долга  местного  исполнительного   органа,   погашение

кредиторской задолженности  местного бюджета, а при отсутствии таковых  -  на

финансирование  местных бюджетных программ.

  Применяется  порядок изменения расходов бюджета,  состоящий  в  следующем:

при  превышении  установленною  уровня  дефицита   бюджета   либо   снижении

поступлений  доходных  источников  в  ходе  его  исполнения,  Правительством

Республики Казахстан, а также местными исполнительными  органами  принимается

решение о сокращении расходов бюджета по каждой программе, но не  более  чем

на 10% от утвержденных сумм: а свыше 10% - путем внесения изменений в  Закон

о республиканском  бюджете и в соответствующие  решения маслихатов  о  местных

бюджетах.

  Перечень   программ,   не   подлежащих   секвестированию,    определяется

Парламентом Республики Казахстан и  местными  представительными  органами  в

законе и решениях о бюджетах на соответствующий год.

  Операции республиканского  и  местных  бюджетов  отражаются  на  кассовой

основе  через  Единый  Казначейский  счет;  при  отражении   расходов   счет

дебетуется, доходов - кредитуется. Операции по  поступлениям  и  налогам  за

счет государственных  внешних займов и грантов отражаются на основе  месячных

отчетов по поступлениям и расходованию этих средств  в  национальной  валюте

по курсу, установленному Национальным Банком на  дату  совершения  операций.

Натуральные гранты в операции республиканского бюджета  не включаются.

  Для  функции   расходов,  не  обеспеченных  финансированием   в   истекшем

финансовом году по утвержденным суммам, а  также  по  зачислению  в  бюджеты

официальных трансфертов,  установлен  срок,  в  течение  которою  проводятся

заключительные  операции, не включаемые в новый  финансовый  год   -  счетный

период, продолжительностью до 1 апреля текущего бюджетного года.  Финансовый

год — бюджетно-учетный  период, начинающийся 1 января  и  заканчивающийся  31

декабря календарного года.

  Годовой   отчет  об  исполнении  республиканского   бюджета   представляет

Правительство  Республики  Казахстан  Парламенту  и  Счетному  комитету   по

контролю за исполнением  республиканского бюджета не  позднее  1  июля  года,

следующего  за  отчетным.  Министерство  финансов  представляет  в   Счетный

комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета  месячные  отчеты

об  исполнении  республиканского  бюджета  на  уровне  подпрограмм.  Местные

исполнительные  органы ежемесячно представляют отчеты об исполнении  бюджетов

вышестоящему исполнительному  органу  и  соответствующему  представительному

органу - маслихату. Областные  исполнительные  органы  и  городов  Астаны  и

Алматы представляют ежемесячные отчеты Министерству  финансов.  Министерство

финансов ежемесячно составляет сводный отчет об исполнении  республиканского

и местных бюджетов за отчетный период нарастающим итогом и представляет  его

Правительству Республики Казахстан.

  Контроль  за  правильностью  исполнения  и   утверждения   смет   расходов

государственных учреждений, финансируемых  из  республиканского  бюджета,  а

также за использованием бюджетных средств  в  соответствии  с  казначейскими

разрешениями, осуществляется Министерством финансов и  его  территориальными

подразделениями, а  государственных  учреждений,  финансируемых  из  местных

бюджетов, а также  за  использованием  бюджетных  средств  в  соответствии  с

финансовыми разрешениями, осуществляется местными исполнительными  органами. 

    Контроль  за исполнением республиканского  бюджета осуществляется Счетным

комитетом по контролю за исполнением  республиканского  бюджета,  а  местных

бюджетов    -    ревизионными    комиссиями     представительных     органов

соответствующего  уровня,  а   также   Министерством   финансов   Республики

Казахстан и его  территориальными  органами  с  обязательным  информированием

соответствующих местных исполнительных и представительных органов 
 

                                      . 

         3.5 Пути совершенствования и развития  государственного бюджета 
 
 

   Относительно  арендной платы за использование  космодрома Байконур. В

соответствии с  Соглашением от 8 октября 1998 года между  Казахстаном и

Россией об урегулировании взаимных финансовых вопросов оплата арендной

платы за использование  Российской Федерацией комплекса "Байконур" в 1999

году была предусмотрена  в размере 115 млн. долл. США, из них: 65 млн. долл.

США – поставками товаров, 50 млн. долл. США – в денежной форме, которые

своевременно поступили  в бюджет. 

   Недопоступление  связано с тем, что указанные  выше поставки товаров на

сумму 65 млн. долл. США в 1999 году не производились. В  настоящее время

соответствующие государственные органы определяют и согласовывают с

российской стороной перечень товаров. 

   По вопросу  недополучения доходов от операций  с капиталом.   В

соответствии с  проектом Концепции управления государственным  имуществом и

приватизации в  Республике Казахстан, внесенной на рассмотрение

Правительства Республики Казахстан, необходимо смещение акцента  с

приватизации государственного имущества на обеспечение его  эффективного

управления с  целью улучшения финансово-экономических  показателей

государственных предприятий. 

   Приоритетом  при обеспечении эффективного  управления государственного

имущества будет  являться классификация объектов государственной

собственности по признакам, определяющим специфику  управления и определение

цели государственного управления по каждому объекту управления (или группе

объектов). 

   Отмечаемое  автором невыполнение плана по  приватизации (составившего за

шесть месяцев 15,3% к намеченному на полугодие объему) связано с тем, что

из десяти объектов, относящимся к так называемым "голубым фишкам", четыре

объекта выведены из программы в соответствии с  решениями Правительства:

"ССГПО", "Алюминий  Казахстана", "ТНК Казхром", "Корпорация Казахмыс". Из

предполагаемых  госпакетов продан госпакет акций, соответствующий 16,7%

уставного капитала ОАО "Народный Сберегательный Банк Казахстана". Кроме

того, из пяти оставшихся объектов реальна (учитывая заинтересованность

инвесторов) продажа  только пакетов акций двух объектов – ОАО

"Мангистаумунайгаз"  и ОАО "Казахтелеком". 

   По вопросу  расширения доходной базы местных  бюджетов. Во внесенных

Правительством  на рассмотрение Парламента Республики Казахстан предложениях

о внесении некоторых  изменений и дополнений в Закон  Республики Казахстан "О

бюджетной системе" уже учтены упоминаемые автором  предложения по расширению

перечня поступлений, включаемых в местный бюджет, путем  передачи им

некоторых источников поступлений. Это очень широкий  перечень, начиная от

сборов за проезд по платным государственным автомобильным  дорогам местного

значения заканчивая поступлениями изъятых доходов, полученных от

безлицензионной деятельности казино, тотализаторов  и игорного бизнеса. 

   По децентрализации  бюджетной системы. Одним из  показателей

децентрализации государственных функций является отношение расходов

республиканского  бюджета к расходам местных бюджетов. Анализ расходов

государственного  бюджета с 1998 года по первое полугодие 2000 года

свидетельствует, о том, что отношение расходов республиканского бюджета к

расходам местных  бюджетов сократилось с 1,98 в 1998 году до 1,56 по

состоянию на 1 июня 2000 года. 

   Вышеназванной  децентрализации предшествовала  реализация следующих

мероприятий. В  рамках подготовки проекта Закона Республики Казахстан "О

республиканском бюджете на 1999 год" был проведен функциональный анализ

расходов государственного сектора Республики Казахстан. 

   С целью  рационализации функций государственных  органов и исключения

дублирующих функций  в процессе административной реформы  государственного

управления была осуществлена попытка устранения излишних уровней и звеньев

управления путем  передачи подведомственных организаций  государственных

органов, выполняющих  функции управления, надзора и  контроля государственных

органов в состав государственных органов. В рамках реформирования

административной  и бюджетной системы были определены государственные

органы, ответственные  за выполнение вышеперечисленных государственных

функций. 

   Роль государственного  сектора в настоящее время  ограничивается только

теми видами деятельности, которые не могут эффективно реализовываться

частным сектором. Учитывая, что виды деятельности, относящиеся  к частному

сектору, все еще  будут осуществляться государственными предприятиями,

существует необходимость  дальнейшая работа по определению границы  бюджетной

сферы для разделения государственного и частного секторов. 

   Функция  выплаты пенсий по солидарной  системе и государственным

социальным пособиям, по инвалидности, потере кормильца  и по возрасту

принята на республиканский  бюджет. При этом Правительство исходило из

Информация о работе Экономическая сущность и роль государственного бюджета