Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:59, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение
государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от
административно-командных методов управления в условиях рынка
государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно
ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких
глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования
рыночного механизма в целом.
Введение 3
Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория 5
1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода 10
1.3 Функции бюджета 13
Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности
государственного бюджета 14
2.1 Дефицит бюджета 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и
бюджетной политики 16
2.3 Государственный долг 18
2.4 Избыток бюджета 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 20
Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики
Казахстан 22
3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета 22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета 25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство 27
3.4 Бюджетный процесс 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета 33
Заключение 35
Список используемой литературы 36
увеличение государственных расходов, приводящие к дефициту бюджета, в
период спада производства может привести к стабилизации экономики. Но и
сейчас многие экономисты считают рост государственного дефицита и долга
недопустимым при любых условиях.
2.4 Избыток бюджета.
Избыток бюджета – это превышение доходов федерального правительства
над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный
избыток и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный избыток и
бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся
расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И
государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только
непосредственное воздействие на бюджетный избыток, но и косвенное
воздействие, влияя на объем производства и доходы.
[pic], где
BS – бюджетный избыток
t – налоговая ставка
Y – выпуск (производство, доход)
G – государственные закупки
TR
– трансфертные платежи
Из этой формулы мы видим, что увеличение государственных расходов
сокращает бюджетный избыток на сумму расходов, но оно часто компенсирует
это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах,
вызванного увеличением в совокупном спросе.
Хотя вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей
государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить бюджетный
избыток, возможно, что конечный результат будет гораздо меньшим, чем
первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет
к снижению уровня доходов.
Избыток бюджета при допущении полной занятости – это такой избыток
бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится в
состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления
фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет бюджетного
избытка и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности.
Бюджетный избыток при допущении полной занятости предусматривает средства
оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой
активности. Применяя такой подход, вырабатывающие политику могут оценивать
уровень избытка или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях
полной занятости. Формула для избытка бюджета при допущении полной
занятости имеет следующий вид:
[pic], где
BS*
- это избыток бюджета в
Y* - доход
при полной занятости
Разница
между фактическим бюджетным
избытком и бюджетным
полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на
присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной
занятости, бюджетный избыток при полной занятости будет превышать
фактический избыток (возможно также, что при объемах производства ниже
уровня полной
занятости будет иметь место
дефицит бюджета).
2.5 Мультипликатор
сбалансированного бюджета.
Многие
экономисты изучали вопрос, каков
мог бы быть результат
эффектов увеличения налогов и увеличения государственных расходов. Первый
и, как кажется, наиболее очевидный ответ состоит в том, что равный по
величине прирост и государственных закупок и налогов не должен оказать
какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является
ошибочным. Почему?
Предположим,
что объем государственных
100 и на такую же величину возрастают налоги. Инвестиции равны 250, а
показатель MPC составляет 0,75. Прирост правительственных расходов почти
сразу вызывает увеличение совокупного спроса на 100 единиц. И одновременно
прирост налогов сокращает величину располагаемого дохода на 100 единиц.
Однако – и этот пункт является здесь ключевым – сокращение располагаемого
дохода на 100 единиц уменьшает совокупный спрос только на 75 (0,75 * 100),
т.е. на величину равную произведению MRC и суммы сокращения располагаемого
дохода. Таким образом, спрос на товары при первоначальном равновесном
уровне доходов вырос на 100 единиц (из-за увеличения государственных
закупок) и одновременно снизился на 75 (из-за увеличения налогов). Итак,
при исходном уровне доходов равном 1000, совокупный спрос показывает чистый
прирост в 25 единиц. Следовательно, выпуск продукции увеличился. И этот
прирост равновесного выпуска продукции равен величине мультипликатора 4,
помноженной на сумму прироста спроса при исходном уровне выпуска продукции
в 1000 единиц.
На рисунке показано, как влияние со стороны возросших государственных
расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает
кривую АД вверх, в положение АД1
[pic]
Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100
единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов.
Новая кривая совокупного спроса АД1 пересекает биссектрису системы
координат в точке Е1. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь
выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и
налогообложения.
Новый равновесный уровень
Наши рассуждения предполагают, что величина прироста равновесного уровня
доходов может
быть вычислима с помощью
мультипликатор – прирост расходов при исходном, первоначальном уровне
доходов.
Данный
пример является хорошей
политики: фискального расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги
и правительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину. В этом
случае мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора
сбалансированного бюджета.
Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост
правительственных расходов, сопровождаемый равными по величине приростом
налогов – имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.
Причина
того, почему объем выпуска
чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост государственных
расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на
величину этого прироста, в то время как прирост налогов, как только что
могли видеть в приведенном примере, сокращает уровень потребительского
спроса на гораздо меньшую величину. Эти два эффекта взятые вместе,
действительно приводят к увеличению совокупного спроса и, следовательно,
являются причиной роста выпуска продукции.
При неизменном
данном уровне инвестицией
мультипликатора
сбалансированного бюджета
предполагалось в приведенном выше примере, величина мультипликатора
сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это
означает, что объем
выпуска продукции будет
прироста правительственных расходов.
Глава
III. Современное состояние
3.1 Состав доходов и расходов
государственного бюджета
Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием
централизованного фонда денежных средств государства, происходит
посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они
выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории
объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное
назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными
средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с
общегосударственными
потребностями.
Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений
осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемой в
конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом
государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы
формирования доходов и осуществления расходов.
Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные
им. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики
Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и
поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера.
Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной
классификации и включает семь частей:
I. Доходы.
II. Полученные официальные трансферты (гранты).
III. Погашение кредитов, выданных из бюджета.
IV. Расходы.
V. Кредитование.
VI. Дефицита (профицита) бюджета.
VII. Финансирование (дефицита (использование профицита) бюджета).
В спою очередь доходы подразделяются на:
. налоговые поступления;
. неналоговые поступления;
. доходы от операции с капиталом.
Эти три основные категории бюджетных поступлений дополняются частью (и
одновременно категорией) полученные официальные трансферты, то есть
средств, полученных как от нижестоящих органов государственного управления
(текущие и капитальные),
субвенции и бюджетные изъятия,
Информация о работе Экономическая сущность и роль государственного бюджета