Экономическая сущность и роль государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение
государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от
административно-командных методов управления в условиях рынка
государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно
ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких
глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования
рыночного механизма в целом.

Содержание

Введение 3


Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5

1.1 Государственный бюджет как экономическая категория 5

1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода 10

1.3 Функции бюджета 13


Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности
государственного бюджета 14

2.1 Дефицит бюджета 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и
бюджетной политики 16
2.3 Государственный долг 18
2.4 Избыток бюджета 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 20


Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики
Казахстан 22

3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета 22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета 25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство 27

3.4 Бюджетный процесс 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета 33


Заключение 35
Список используемой литературы 36

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 109.30 Кб (Скачать)

принципа обязательности и равномерности социальных выплат на территории

всей страны. 

   Другим  моментом децентрализации является  предоставление права местным

исполнительным  органам осуществлять заимствование. В 1999 году местными

исполнительными органами привлечено в виде займов 4,2 млрд. тенге и эти

деньги нужно  вовремя отдать, не допуская просроченных долгов. Избежать

местных дефолтов поможет система инвентаризации и мониторинга

задолженности, оценка эффективности региональных инвестиционных программ и

прогнозирование денежных потоков. 

   По планированию  бюджета.   Бюджетная комиссия  образована Указом

Президента Республики Казахстан в марте 2000 года. Она  интенсивно работает

над закреплением финансовой стабильности в стране, расширением

финансирования  социальной сферы, соблюдением бюджетного рационализма в

планируемых расходах. 

   В основу  разработки бюджета на 2001 год  заложен принцип среднесрочного

бюджетного планирования, основные параметры государственного бюджета

определяются на основе Индикативного плана социально-экономического

развития Казахстана на предстоящий среднесрочный период. 

   Правительством  определены следующие приоритеты  расходов и кредитования: 

   1) в части  обеспечения национальной безопасности: выполнение

обязательств Республики Казахстан по обслуживанию и погашению

правительственного  долга, направление средств на оборонные  расходы в объеме

не менее одного процента от прогнозного объема ВВП  на 2001 год, а также

направление средств  на борьбу с терроризмом, наркоманией  и наркобизнесом; 

   2) в части  социального развития: направление  средств на выплату пенсий  и

государственных социальных пособий; на информатизацию, учебники, подготовку

кадров; централизованный закуп противодиабетических, противотуберкулезных

препаратов и  других необходимых медицинских  препаратов. 

   3) в части  обеспечения экономического роста:  направление средств на

погашение кредиторской задолженности республиканского бюджета, по итогам

предыдущих финансовых лет; на инвестиционные проекты; на

сельскохозяйственные  нужды. 

   4) в части  инфраструктуры, транспорта и связи  – направление средств на

строительство и  обеспечение функционирования автомобильных  дорог; 

   5) в части  формирования профессионального  Правительства – направление

средств на административные расходы центральных государственных  органов 

Заключение 
 

    Решение  проблем бюджетных  расходов   в  условиях  переходного   периода

связано,  прежде  всего,  с  последовательным  сокращением  прямого  участия

государства в  сфере производства. Передача соответствующих  функций  частному

сектору позволит существенно сократить  текущие  расходы  бюджета,  а  также

создаст предпосылки  для увеличения будущих доходов  в  результате  повышения

эффективности  работы приватизированных хозяйственных  объектов. 
 

    Важным  инструментом  стабилизации   становится   проведение   политики

жесткого  ограничения   бюджетных   расходов   и   повышения   эффективности

использования  государственных  средств.  Для  этого  необходимо  перейти  к

системе бюджетного планирования, в рамках которой каждой группе  (программе)

государственных расходов будет выделяться определенная часть  в  виде  квоты

расходов в процентах  от ВВП. Задачей Министерства Финансов и  его  бюджетных

органов в такой  системе  становится  поиск  наиболее  эффективных  вариантов

использования выделенных ассигнований. 
 

    В   целях  постоянного  контроля  за  размерами   бюджетного   дефицита,

источниками его  финансирования и видами  финансируемых  за  счет  бюджетного

дефицита  расходов  целесообразно   бюджет   разделить   на   регулярный   и

чрезвычайный.  Регулярный  охватывал  бы,  в  основном,   текущие   расходы,

финансируемые за счет стабильных текущих доходов, а  чрезвычайный включал  бы

инвестиционные  расходы,  финансирование   которых   допускается   за   счет

государственной   задолженности.   Важным    условием    решения    проблемы

эффективного  управления  бюджетным  дефицитом   должно   стать   разделение

кредитной и бюджетной  системы страны  и  соответствующее  изменение  функций

Министерства Финансов и  Национального  Банка,  направленное  на  исключение

возможностей  автоматического  кредитования  государственных   расходов.   В

случае  же  нехватки  бюджетных  средств  могут  допускаться   краткосрочные

кассовые кредиты  для финансирования сезонного колебания  доходов. 
 
 

Список используемой литературы: 
 

   1. Закон  Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года N 357-1 «О  бюджетной

      системе» (с изменениями, внесенными  в соответствии с  Законами  РК  от

      16.07.99 г. N 440-1; от 26.07.99 г. N 463-1; от  4.11.99  г.  N  472-1

      (вступили в действие с 1.01.2000); от 22.11.99 г. N  485-1  (действуют

      до 31.12.2002 г.); от 29.11.99 г. N 487-1); 

   2. Закон  Республики Казахстан «О налогах  и других обязательных платежах  в

      бюджет» от 24.04.95 г. с изменениями  и дополнениями  по  состоянию   на

      01.01.2000 г.;

   3. «Финансы»  Мельников В. Д., Ильясов К. К., Алматы 2001; 

   4. «Общая  теория финансов» Учебник, Дробозина  Л.А.; 
 

   5. «Финансы, денежное обращение, кредит» Под  ред.  Дробозиной Л.А.; 
 

   6. «Курс   экономической  теории»  Учебник,  под  общей  ред.  проф.  М.Н.

      Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров:  Издательство «АСА», 1997; 
 

   7.  «Государственные  финансы в новых условиях»  Лушин  С.И.,  издательство

      Финансы, Москва, 1998; 
 

   8. «Финансы»  Учебное пособие,  Ковалева А.М., Баранникова Н.П.,  Богачева

      В.Д., под ред. проф. Ковалевой А.М.,  Москва,  Финансы  и  статистика,

      1997; 
 

   9. «Экономическая  теория» Учебное пособие, Борисов  Е.Ф., «ЮРАЙТ», Москва,

      1998; 
 

  10. "Казахстанская  правда" от 24 июня 2000 года.

Информация о работе Экономическая сущность и роль государственного бюджета