Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:37, курсовая работа
Целью работы является изучение процесса исполнения федерального бюджета по доходам и его анализ.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность исполнения бюджета ;
Введение …………………………………………………………………....4
1 исполнениЕ федерального бюджета как стадия бюджетного процесса……………………………………………………6
1.1. Понятие и сущность исполнения бюджета…………………………...…6
1.2 Казначейское исполнение бюджета и его особенности……………….11
1.3 Механизм исполнения федерального бюджета по доходам ………….19
2 Анализ доходой части ФЕДЕРАЛЬНОГО бюджета Российской Федерации за 2010-2011года………………………….23
2.1 Динамика формирования доходов федерального бюджета…………...23
2.2 Анализ показателей исполнения федерального бюджета
по доходам……………………………………………………………………27
2.3 Пути совершенствования исполнения доходной части федерального бюджета..…………………………………………………………………………30
Заключение …………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………..36
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы
2.2 Анализ показателей
исполнения федерального
Организация исполнения федерального бюджета возлагается на Министерство финансов РФ. В России федеральный бюджет переведен на казначейское исполнение бюджета. При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ.
В расчетах доходов Бюджетной системы РФ, в частности, Федерального бюджета РФ, учитываются:
1) Изменение налогового и бюджетного законодательства;
2) Изменение макроэкономических
показателей (изменение
3) Прочие факторы.
Проведём анализ исполнения
налоговых и неналоговых
Таблица 2.3 - Анализ исполнения налоговых и неналоговых доходов
Виды доходов |
Назначено в соответствии с ФЗ |
Фактически исполнено |
Уровень исполнения, % |
Объем доходов |
6 950 010 032,5 |
8 305 414 366 750,86 |
11,950219 |
В т.ч |
|||
Объем расходов |
9 886 920 940,1 |
9 231 074 529 300,00 |
9,336652 |
Нормативная величина Резервного фонда |
4 318 700 000,0 |
52 109 780 879,67 |
0,1206608 |
Дефицит федерального бюджета |
2 936 910 907,6 |
2 426 592 702 400,00 |
8,2623980 |
Данные таблицы показывают, что объём доходов, был фактически исполнен на 8 305 414 366 750,86 тыс.руб., уровень исполнения равен 11,95 %, это обусловлено не только изменением распределения доходов между уровнями бюджетной системы, но и отменой некоторых видов налогов, а также относительным снижением налоговой нагрузки на налогоплательщиков, а объем расходов на 9 231 074 529 300,00 тыс. руб., уровень исполнения равен 9,33 %. Нормативная величина Резервного фонда фактически была исполнена на 0,12 %, а дефицит федерального бюджета на 8,26%.
При формировании параметров доходов Федерального бюджета РФ учтены такие факторы, как изменение основных макроэкономических показателей, налогового и бюджетного законодательства и прочие факторы.
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов характеризуется ожидаемой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 31-32%% ВВП, снижением общего объема расходов с 41,3% до 34,1% ВВП и дефицита с 9,6% до 3,2% ВВП (таблица 2.4):
Таблица 2.4-Основные характеристики бюджетной системы Российской Федерации
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Доходы, всего |
12 363,9 |
13 652,1 |
15 404,9 |
16 556,8 |
%% к ВВП |
31,7 |
31,6 |
32,0 |
30,8 |
Федеральный бюджет |
6 713,8 |
6 950,0 |
7 455,7 |
8 069,6 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 411,6 |
4 794,7 |
5 541,0 |
6 057,4 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
1 324,3 |
2 176,4 |
3 279,4 |
3 577,9 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
5 686,0 |
5 505,3 |
5 634,4 |
5 735,1 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
4 211,8 |
4 382,2 |
4 642,2 |
4 850,1 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
479,1 |
502,8 |
558,2 |
617,7 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
114,0 |
143,5 |
27,6 |
59,2 |
Расходы, всего |
16 101,7 |
16 946,4 |
17 588,4 |
18 289,3 |
%% к ВВП |
41,3 |
39,2 |
36,6 |
34,1 |
Федеральный бюджет |
9 931,4 |
9 886,9 |
9 389,8 |
9 681,0 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
6 386,7 |
6 167,6 |
6 159,1 |
6 341,1 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 508,9 |
4 828,0 |
5 536,5 |
6 048,8 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
3 397,8 |
4 717,6 |
5 268,4 |
5 751,3 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 109,1 |
5 829,4 |
5 888,3 |
5 864,8 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
5 838,1 |
5 558,4 |
5 602,7 |
5 579,2 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
479,1 |
502,8 |
558,2 |
617,7 |
Дефицит, профицит, всего |
-3 737,8 |
-3 294,3 |
-2 183,5 |
-1 732,5 |
%% к ВВП |
-9,6 |
-7,6 |
-4,5 |
-3,2 |
Структура доходов и
расходов бюджетной системы Российской
Федерации отражает законодательно
установленное разграничение
2.3 Пути совершенствования
исполнения доходной части
Бюджетная и налоговая
политика в 2010-2012 годах в соответствии
с Бюджетным посланием
Органы Федерального казначейства осуществляют полный комплекс мероприятий по учету и распределению поступлений между бюджетами различных уровней: от получения выписки со счета органа ФК от Банка России, оформления платежных поручений на перечисление поступлений в соответствующие бюджеты до формирования и направления информации о поступлениях для администраторов доходов бюджетов и соответствующих органов.
Задачи и методы совершенствования исполнения доходной части федерального бюджета вытекают из необходимости преодоления существовавших в этом процессе недостатков. До недавнего времени аккумуляция доходов в федеральный бюджет осуществлялась на бюджетных счетах, владельцами которых являлись налоговые органы. Они осуществляли регулирование федеральных налогов по уровням бюджетной системы и возвраты излишне зачисленных средств в доход федерального бюджета. Все регулирующие налоги налогоплательщиками зачислялись отдельными платежными поручениями на счета бюджетов разных уровней. А их учет осуществлялся Центральным банком Российской Федерации, который четыре раза в месяц информировал Министерство финансов о суммах, поступивших доходов на счета доходов федерального бюджета, открытых в системе Центрального банка, а также в коммерческих банках.
Данные сводок Государственной налоговой службы о налогах и платежах, поступивших в доход федерального бюджета, составлявшихся два раза в месяц не совпадали с отчетностью Центрального банка из-за неточности учета отдельных видов и сумм доходов (от внешнеэкономической деятельности и доходы, поступившие через ОПЕРУ Центрального банка), а также в виду отсутствия выверки данных об уточненных налогоплательщиками и фактически зачисленных сумм налогов на региональном и локальном уровнях .
Главным недостатком старой системы аккумуляции и учета доходов федерального бюджета являлась ее неоперативность, так как между датой сбора и предоставления информации и реальным зачислением сумм поступивших налогов и платежей проходило 2-4 рабочих дня, а отчетность в разрезе видов доходов поступала лишь в конце месяца, следующего за отчетным . Таким образом, действовавшая система учета доходов не позволяла своевременно получать информацию об объеме поступающих доходов, что отрицательно сказывалось на точности краткосрочных прогнозов о поступлении налогов и платежей в бюджет, установлении реальных лимитов по расходам, предусмотренных в бюджете. Поэтому с созданием и развитием единой системы казначейства стал осуществляться постепенный переход на новый механизм исполнения федерального бюджета по доходам.
Сегодня процесс перехода на новый порядок исполнения бюджета большинством территориальных органов казначейства уже завершен. В тех же регионах, где органы казначейства созданы недавно, этот процесс продолжается. Он осуществляется во всех регионах примерно по одной схеме в несколько этапов. Рассмотрим его в общем виде применительно к Пермской области. На первом этапе проделывается большая подготовительная работа. Запрашиваются и получаются:
а) от администрации области, городов и районов: - постановления об утверждении соответствующих бюджетов на текущий год; постановления о предоставлении в текущем году льгот предприятиям и организациям в соответствующие бюджеты;
б) от финансовых органов: номера текущих счетов бюджета области, городских и районных бюджетов; решения о предоставлении отсрочек предприятиям и организациям по платежам в соответствующие бюджеты; сведения о предоставлении инвестиционных налоговых кредитов по видам налогов в разрезе предприятий с указанием их расчетного счета;
в) от налоговых органов: уточненные списки налогоплательщиков с указанием их расчетных счетов и других реквизитов; суммы произведенного взаимозачета между предприятиями и местными бюджетами и инвестиционного налогового кредита; суммы отсрочки, с указанием сроков по штрафам и пеням, положенных налоговыми органами и др.
Составляются списки налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет с указанием ставок налогов, нормативов отчислений и их удельных весов по разным уровням бюджетов. А также проводятся другие подготовительные операции. Одновременно на этом же этапе в целях отработки отдельных функций по исполнению доходной части федерального бюджета территориальные органы казначейства до передачи им доходных счетов начинают осуществлять совместно с налоговыми органами параллельный учет доходов, их прогнозирование и полный контроль за формированием доходной базы федерального бюджета.
Главное управление федерального казначейства доводит порядок организации работы по ведению учета доходов федерального бюджета и распределения регулирующих налогов между бюджетами различных уровней и другие необходимые методические указания, а также специально разработанные компьютерные программы, необходимые для работы. Продолжительность реализации данного этапа организации исполнения бюджета по доходам в каждом регионе зависит, главным образом, от оперативного создания организационной структуры и технического обеспечения территориальных органов казначейства.
По окончании каждого месяца территориальные органы казначейства на основании своих данных по учету доходов федерального бюджета составляют месячные отчеты об исполнении федерального бюджета в разрезе разделов, подразделов, видов налогов и платежей бюджетной классификации нарастающим итогом сначала года и представляются в установленный срок вышестоящим органам казначейства.
Заключение
В данной курсовой работе были достигнуты цели по рассмотрению теоретических основ исполнения федерального бюджета РФ и принципов ее построения; исследованию состава, структуры, динамики доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2009- 2011 гг.; и выявлению путей совершенствования исполнения части доходов.
Федеральный бюджет, являясь первым уровнем бюджетной системы РФ, наряду с обеспечением государства денежными ресурсами, необходимыми ему для осуществления своих функций, оказывает влияние на формирование децентрализованных фондов денежных средств - финансовых ресурсов организаций и домашних хозяйств, а значит, и на социально-экономическое развитие страны в целом.
Доходы с каждым годом увеличивались и по состоянию на 2011 год составили 255 026 142 361,15 тыс. рублей
Создание казначейской
системы привело к тому, что
средства, выделяемые из федерального
бюджета на нужды отраслевых министерств
и ведомств, находятся на счетах
казначейства, а их движение производится
территориальным аппаратом
Это достигнуто максимально целесообразным приближением органов Федерального казначейства к бюджетным организациям и распорядителям средств федерального бюджета. Централизация казначейской системы обеспечивает реализацию принципа “единства кассы” в отношении федеральных финансовых ресурсов. Такая схема охватывает учет движения денежных средств на всех этапах поступления, в результате чего достигается:
Информация о работе Исполнение федерального бюджета как стадия бюджетного процесса