Исполнение федерального бюджета как стадия бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение процесса исполнения федерального бюджета по доходам и его анализ.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность исполнения бюджета ;

Содержание

Введение …………………………………………………………………....4
1 исполнениЕ федерального бюджета как стадия бюджетного процесса……………………………………………………6
1.1. Понятие и сущность исполнения бюджета…………………………...…6
1.2 Казначейское исполнение бюджета и его особенности……………….11
1.3 Механизм исполнения федерального бюджета по доходам ………….19
2 Анализ доходой части ФЕДЕРАЛЬНОГО бюджета Российской Федерации за 2010-2011года………………………….23
2.1 Динамика формирования доходов федерального бюджета…………...23
2.2 Анализ показателей исполнения федерального бюджета
по доходам……………………………………………………………………27
2.3 Пути совершенствования исполнения доходной части федерального бюджета..…………………………………………………………………………30
Заключение …………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………..36

Работа содержит 1 файл

Содержани1.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы

 

2.2 Анализ показателей  исполнения федерального бюджета  по доходам

 

Организация исполнения федерального бюджета возлагается на Министерство финансов РФ. В России федеральный бюджет переведен на казначейское исполнение бюджета. При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

В расчетах доходов Бюджетной системы РФ, в частности, Федерального бюджета РФ, учитываются:

1) Изменение налогового  и бюджетного законодательства;

2) Изменение макроэкономических  показателей (изменение структуры  налогооблагаемой базы, изменение  мировых цен на нефть и газ);

3) Прочие факторы.

Проведём анализ исполнения налоговых и неналоговых доходов, в таблице 2.3:

Таблица 2.3 -  Анализ исполнения налоговых и неналоговых доходов

Виды доходов

Назначено в соответствии с ФЗ

Фактически исполнено

Уровень исполнения, %

Объем доходов 

6 950 010 032,5

8 305 414 366 750,86

11,950219

В т.ч

     

Объем расходов

9 886 920 940,1

9 231 074 529 300,00

9,336652

Нормативная величина Резервного фонда

4 318 700 000,0

52 109 780 879,67

0,1206608

Дефицит федерального бюджета

2 936 910 907,6

2 426 592 702 400,00

8,2623980


 

Данные таблицы показывают, что объём доходов, был фактически исполнен на  8 305 414 366 750,86 тыс.руб., уровень исполнения равен 11,95 %, это обусловлено не только изменением распределения доходов между уровнями бюджетной системы, но и отменой некоторых видов налогов, а также относительным снижением налоговой нагрузки на налогоплательщиков, а объем расходов на  9 231 074 529 300,00 тыс. руб., уровень исполнения равен 9,33 %.  Нормативная величина Резервного фонда фактически была исполнена на 0,12 %, а дефицит федерального бюджета на 8,26%.

При формировании параметров доходов Федерального бюджета РФ учтены такие факторы, как изменение  основных макроэкономических показателей, налогового и бюджетного законодательства и прочие факторы.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов характеризуется ожидаемой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 31-32%% ВВП, снижением общего объема расходов с 41,3% до 34,1% ВВП и дефицита с 9,6% до 3,2% ВВП (таблица 2.4):

Таблица 2.4-Основные характеристики бюджетной системы Российской Федерации

 

Показатели

2009

2010

2011

2012

Доходы, всего

12 363,9

13 652,1

15 404,9

16 556,8

%% к ВВП

31,7

31,6

32,0

30,8

Федеральный бюджет

6 713,8

6 950,0

7 455,7

8 069,6

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

3 411,6

4 794,7

5 541,0

6 057,4

- в том числе доходы без  учета межбюджетных трансфертов

1 324,3

2 176,4

3 279,4

3 577,9

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

5 686,0

5 505,3

5 634,4

5 735,1

- в том числе доходы без  учета межбюджетных трансфертов

4 211,8

4 382,2

4 642,2

4 850,1

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования

479,1

502,8

558,2

617,7

- в том числе доходы без  учета межбюджетных трансфертов

114,0

143,5

27,6

59,2

Расходы, всего

16 101,7

16 946,4

17 588,4

18 289,3

%% к ВВП

41,3

39,2

36,6

34,1

Федеральный бюджет

9 931,4

9 886,9

9 389,8

9 681,0

- в том числе расходы без  учета межбюджетных трансфертов

6 386,7

6 167,6

6 159,1

6 341,1

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

3 508,9

4 828,0

5 536,5

6 048,8

- в том числе расходы без  учета межбюджетных трансфертов

3 397,8

4 717,6

5 268,4

5 751,3

Консолидированные бюджеты субъектов  РФ

6 109,1

5 829,4

5 888,3

5 864,8

- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов

5 838,1

5 558,4

5 602,7

5 579,2

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования

479,1

502,8

558,2

617,7

Дефицит, профицит, всего

-3 737,8

-3 294,3

-2 183,5

-1 732,5

%% к ВВП

-9,6

-7,6

-4,5

-3,2


 

Структура доходов и  расходов бюджетной системы Российской Федерации отражает законодательно установленное разграничение предметов  ведения и полномочий публично-правовых образований, при осуществлении  которых принимаются расходные  обязательства, исполняемые за счет соответствующих бюджетов.

 

2.3 Пути совершенствования  исполнения доходной части федерального  бюджета

Бюджетная и налоговая  политика в 2010-2012 годах в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации будет направлена на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и создание  предпосылок для устойчивого социально-экономического развития  страны в посткризисный  период, обеспечивая исполнения социальных обязательств государства, формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, поддержку реального сектора экономики и финансовой системы, создания стимулов для внедрения и развития современных технологий, повышения эффективности экономики и производительности труда[4].

Органы Федерального казначейства осуществляют полный комплекс мероприятий по учету и распределению поступлений между бюджетами различных уровней: от получения выписки со счета органа ФК от Банка России, оформления платежных поручений на перечисление поступлений в соответствующие бюджеты до формирования и направления информации о поступлениях для администраторов доходов бюджетов и соответствующих органов.

Задачи и методы совершенствования  исполнения доходной части федерального бюджета вытекают из необходимости  преодоления существовавших в этом процессе недостатков. До недавнего времени аккумуляция доходов в федеральный бюджет осуществлялась на бюджетных счетах, владельцами которых являлись налоговые органы. Они осуществляли регулирование федеральных налогов по уровням бюджетной системы и возвраты излишне зачисленных средств в доход федерального бюджета. Все регулирующие налоги налогоплательщиками зачислялись отдельными платежными поручениями на счета бюджетов разных уровней. А их учет осуществлялся Центральным банком Российской Федерации, который четыре раза в месяц информировал Министерство финансов о суммах, поступивших доходов на счета доходов федерального бюджета, открытых в системе Центрального банка, а также в коммерческих банках.

Данные сводок Государственной  налоговой службы о налогах и  платежах, поступивших в доход федерального бюджета, составлявшихся два раза в месяц не совпадали с отчетностью Центрального банка из-за неточности учета отдельных видов и сумм доходов (от внешнеэкономической деятельности и доходы, поступившие через ОПЕРУ Центрального банка), а также в виду отсутствия выверки данных об уточненных налогоплательщиками и фактически зачисленных сумм налогов на региональном и локальном уровнях .

Главным недостатком  старой системы аккумуляции и  учета доходов федерального бюджета  являлась ее неоперативность, так как между датой сбора и предоставления информации и реальным зачислением сумм поступивших налогов и платежей проходило 2-4 рабочих дня, а отчетность в разрезе видов доходов поступала лишь в конце месяца, следующего за отчетным . Таким образом, действовавшая система учета доходов не позволяла своевременно получать информацию об объеме поступающих доходов, что отрицательно сказывалось на точности краткосрочных прогнозов о поступлении налогов и платежей в бюджет, установлении реальных лимитов по расходам, предусмотренных в бюджете. Поэтому с созданием и развитием единой системы казначейства стал осуществляться постепенный переход на новый механизм исполнения федерального бюджета по доходам.

Сегодня процесс перехода на новый порядок исполнения бюджета большинством территориальных органов казначейства уже завершен. В тех же регионах, где органы казначейства созданы недавно, этот процесс продолжается. Он осуществляется во всех регионах примерно по одной схеме в несколько этапов. Рассмотрим его в общем виде применительно к Пермской области. На первом этапе проделывается большая подготовительная работа. Запрашиваются и получаются:

а) от администрации области, городов и районов: - постановления  об утверждении соответствующих  бюджетов на текущий год; постановления о предоставлении в текущем году льгот предприятиям и организациям в соответствующие бюджеты;

б) от финансовых органов: номера текущих счетов бюджета области, городских и районных бюджетов; решения  о предоставлении отсрочек предприятиям и организациям по платежам в соответствующие бюджеты; сведения о предоставлении инвестиционных налоговых кредитов по видам налогов в разрезе предприятий с указанием их расчетного счета;

в) от налоговых органов: уточненные списки налогоплательщиков с указанием их расчетных счетов и других реквизитов; суммы произведенного взаимозачета между предприятиями и местными бюджетами и инвестиционного налогового кредита; суммы отсрочки, с указанием сроков по штрафам и пеням, положенных налоговыми органами и др.

Составляются списки налогов, уплачиваемых в федеральный  бюджет с указанием ставок налогов, нормативов отчислений и их удельных весов по разным уровням бюджетов. А также проводятся другие подготовительные операции. Одновременно на этом же этапе  в целях отработки отдельных функций по исполнению доходной части федерального бюджета территориальные органы казначейства до передачи им доходных счетов начинают осуществлять совместно с налоговыми органами параллельный учет доходов, их прогнозирование и полный контроль за формированием доходной базы федерального бюджета.

Главное управление федерального казначейства доводит порядок организации  работы по ведению учета доходов  федерального бюджета и распределения  регулирующих налогов между бюджетами  различных уровней и другие необходимые методические указания, а также специально разработанные компьютерные программы, необходимые для работы. Продолжительность реализации данного этапа организации исполнения бюджета по доходам в каждом регионе зависит, главным образом, от оперативного создания организационной структуры и технического обеспечения территориальных органов казначейства.

По окончании каждого  месяца территориальные органы казначейства на основании своих данных по учету  доходов федерального бюджета составляют месячные отчеты об исполнении федерального бюджета в разрезе разделов, подразделов, видов налогов и платежей бюджетной классификации нарастающим итогом сначала года и представляются в установленный срок вышестоящим органам казначейства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе были достигнуты цели по рассмотрению теоретических основ исполнения  федерального бюджета РФ и принципов ее построения; исследованию состава, структуры, динамики доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2009- 2011 гг.; и выявлению путей совершенствования исполнения части доходов.

Федеральный бюджет, являясь  первым уровнем бюджетной системы  РФ, наряду с обеспечением государства  денежными ресурсами, необходимыми ему для осуществления своих  функций, оказывает влияние на формирование децентрализованных фондов денежных средств - финансовых ресурсов организаций и домашних хозяйств, а значит, и на социально-экономическое развитие страны в целом.

Доходы с каждым годом  увеличивались и по состоянию  на 2011 год составили  255 026 142 361,15 тыс. рублей

Создание казначейской системы привело к тому, что  средства, выделяемые из федерального бюджета на нужды отраслевых министерств  и ведомств, находятся на счетах казначейства, а их движение производится территориальным аппаратом Федерального казначейства, незаинтересованным в их нецелевом, неэффективном или нерациональном использовании.

Это достигнуто максимально  целесообразным приближением органов  Федерального казначейства к бюджетным  организациям и распорядителям средств  федерального бюджета. Централизация казначейской системы обеспечивает реализацию принципа “единства кассы” в отношении федеральных финансовых ресурсов. Такая схема охватывает учет движения денежных средств на всех этапах поступления, в результате чего достигается:

Информация о работе Исполнение федерального бюджета как стадия бюджетного процесса