Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:37, курсовая работа
Целью работы является изучение процесса исполнения федерального бюджета по доходам и его анализ.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность исполнения бюджета ;
Введение …………………………………………………………………....4
1 исполнениЕ федерального бюджета как стадия бюджетного процесса……………………………………………………6
1.1. Понятие и сущность исполнения бюджета…………………………...…6
1.2 Казначейское исполнение бюджета и его особенности……………….11
1.3 Механизм исполнения федерального бюджета по доходам ………….19
2 Анализ доходой части ФЕДЕРАЛЬНОГО бюджета Российской Федерации за 2010-2011года………………………….23
2.1 Динамика формирования доходов федерального бюджета…………...23
2.2 Анализ показателей исполнения федерального бюджета
по доходам……………………………………………………………………27
2.3 Пути совершенствования исполнения доходной части федерального бюджета..…………………………………………………………………………30
Заключение …………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………..36
Введение …………………………………………………………………....4
1 исполнениЕ федерального бюджета как стадия бюджетного процесса……………………………………………………6
1.1. Понятие и сущность исполнения бюджета…………………………...…6
1.2 Казначейское исполнение бюджета и
его особенности……………….11
1.3 Механизм исполнения федерального бюджета
по доходам ………….19
2 Анализ доходой части ФЕДЕРАЛЬНОГО бюджета Российской Федерации за 2010-2011года………………………….23
2.1 Динамика формирования доходов федерального бюджета…………...23
2.2 Анализ показателей исполнения федерального бюджета
по доходам……………………………………………………
2.3 Пути совершенствования
исполнения доходной части
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы……………………………..36
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет характеризует денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Исполнение бюджета – процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а так же финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. Оно обеспечивается полное по объемам и своевременное по срокам выполнение поступлений, предусмотренных доходов бюджета в целом и по каждому источнику и полное финансирование предприятий, учреждений, организаций и мероприятий в соответствии принятым бюджетом РФ.
Исполнение бюджета в Российской Федерации, формирование его доходов и финансирование расходов из него возложено на единую систему органов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
Важнейшими условиями успешного исполнения федерального бюджета являются увеличение его доходной части, целевое и рациональное расходование бюджетных средств. Механизм исполнения федерального бюджета при этом должен оказывать существенное влияние на всю систему функционирования государственных финансов. Все это обусловило выбор темы курсовой работы.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время исполнение бюджета является неотъемлемой частью бюджетного процесса, одной из его стадий, без которой теряют смысл иные стадии: разработка проекта бюджета, его утверждение и составление отчета о его исполнении.
Целью работы является изучение процесса исполнения федерального бюджета по доходам и его анализ.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность исполнения бюджета ;
- изучить казначейское исполнение бюджета;
-рассмотреть механизм исполнения федерального бюджета по доходам;
- проанализировать доходную
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались теоретико-методологические и методические разработки. Нормативно-правовой базой при написании курсовой работы послужили законодательные акты РФ, постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ, приказы Министерства финансов РФ, отчеты об исполнении бюджетов.
Структура работы включает введение, 2 главы, заключение и список используемой литературы.
1 исполнениЕ федерального бюджета как стадия бюджетного процесса
1.1. Понятие и сущность исполнения бюджета
Исполнение бюджета является заключительной стадией бюджетного процесса и представляет собой совокупность процедур по прогнозированию и учету поступлений доходов, межбюджетного их распределения, осуществлению санкционирования, финансирование расходов, кассовому планированию бюджетных средств, обслуживанию государственного долга, предоставлению бюджетных кредитов и осуществлению их возврата, ведению учета и отчетности, осуществлению предварительного, текущего и последующего контроля.
В соответствии с бюджетным
законодательством исполнение бюджета
относится к функции
В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов:
- казначейская, при которой на специальные органы министерства финансов (казначейства) возложены организация и исполнение бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Казначейство является кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетный учреждений.
- банковская, когда функцию организации исполнения бюджета выполняет центральный банк (коммерческие банки).
- смешанная, для которой характерно обслуживание бюджетных счетов как казначейством, так и центральным банком[5, с. 72].
Следует отметить, что для совершенствования бюджетного процесса в РФ был осуществлен переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета Это связано с тем, что при банковской системе для государства был затруднен контроль за правильностью и эффективностью использования бюджетных средств. При казначейской системе уменьшается количество звеньев, участвующих в работе с бюджетными средствами, что позволяет усилить контроль за их целевым использованием.
Участниками процесса исполнения бюджета являются главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств, бюджетные учреждения, финансовые и банковские учреждения. Рассмотрим каждого из них более подробно.
Главный распорядитель бюджетных средств (министерства, ведомства) – орган государственной власти Российской Федерации или иной прямой получатель средств федерального бюджета, определенный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов по направлениям, установленным этим федеральным законом, по распорядителям и получателям средств федерального бюджета, находящимся в его ведении. Выступает в суде от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями должностных лиц и органов по ведомственной принадлежности, по искам подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти Российской Федерации или организация, находящаяся в ведении главного распорядителя средств, получающая ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов федерального бюджета от главного (вышестоящего) распорядителя средств федерального бюджета для их распределения между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, находящимися в его ведении.
Получатель бюджетных средств – орган государственной власти Российской Федерации или организация, находящаяся в ведении главного распорядителя или распорядителя средств, имеющие право на получение бюджетных ассигнований и принятие денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств федерального бюджета.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами власти. Эта стадия бюджетного процесса ставит задачу выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной классификации расходов по каждому направлению использования бюджетных средств[8, с. 96]..
Задачи исполнения бюджета:
– обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а так же доходов в целом и по каждому источнику.
– финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
– правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляющегося по бюджетной росписи доходов и расходов.
Бюджетная роспись составляется и утверждается в установленном порядке и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.
Одновременно с утверждением бюджета на год устанавливается размер оборотной кассовой наличности на начало следующего года. Т.е. сумма резерва, предназначенного для покрытия временных кассовых разрывов, подлежащая восстановлению к началу нового года.
Бюджетный кодекс РФ определяет принципы исполнения бюджета:
1. Финансирование осуществляется с единого счета бюджета (все средства бюджетополучателей находятся на едином счете) – принцип единства кассы. Единство кассы состоит в едином расчетном счете хранения данного типа бюджетных средств, с которого перечисляются средства поставщикам ТРУ. Положительные стороны:
- появляется возможность предварительного и текущего контроля целевого расходования средств. При банковской системе исполнения бюджета такая возможность отсутствовала и финансовые органы могли проводить только последующий контроль, когда средства уже были использованы. Предварительный контроль – контроль над составлением сметы доходов и расходов бюджетного учреждения. Текущий контроль расходов осуществляется через процедуру подтверждения платежных обязательств. Бюджетные средства можно использовать только после проверки соответствия платежных и иных документов требованиям БК РФ, утвержденным сметам и лимитам бюджетных обязательств.
- минимизируется прохождение средств по расчетным счетам из-за отсутствия операций движения средств между бюджетными учреждениями и органами казначейства.
- появляется возможность перераспределения средств, т.к. средства находятся на счете бюджета в распоряжении органа, исполняющего бюджет. Это позволяет планировать остатки на расчетных счетах при планировании и текущем финансировании, перераспределять и использовать их для финансирования текущих расходов.
2. Учет финансирования ведется в разрезе лицевых счетов, открытых распорядителям и получателям бюджетных средств.
Исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых на едином учетном регистре казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. На лицевом счете отражаются бюджетные средства, которыми вправе распоряжаться владелец счета.
3. Планирование и исполнение бюджета ведется в разрезе детальной бюджетной классификации РФ – принцип прозрачности бюджета.
Для действенного контроля за исполнением бюджета необходимо сделать прозрачным, подконтрольным весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Т.е. все уровни бюджета должны быть более подробными и выполняться гласно по каждому направлению. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. В РФ доходы и расходы всех уровней бюджетов рассматриваются в разрезе единой бюджетной классификации (функциональная, экономическая, ведомственная классификация, и т.д.).
4. Принятие бюджетными учреждениями денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей возможно лишь в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств.
Бюджетное обязательство – признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью.
Цель использования лимитов (могут утверждаться помесячно или поквартально):
- корректировка объема бюджетных средств, обязательных для расходования в месячный или квартальный срок;
- распределение квартальных объемов бюджетных средств по месяцам.
5. Осуществление регистрации договоров, проведение конкурсов с целью закупок ТРУ для нужд бюджетных учреждений.
Казначейское исполнение бюджет позволяет значительно повышать качество планирования расходов за счет остатков средств на лицевых счетах распорядителей и получателей бюджетных средств в разрезе Бюджетной классификации и по срокам нахождения на счетах неиспользуемых средств. Санкционируя договоры, орган казначейства совместно с финансовым органом оптимизирует планирование расходов по времени, сокращает суммы финансирования по тем статьям, по которым регулярно остаются остатки на счетах[5, с. 86].
БК РФ декларирует заключение договоров и проведение конкурсов с целью закупок ТРУ для нужд бюджетных учреждений при закупках на сумму свыше 2000 МРОТ. Проведение конкурсов позволяет:
- минимизировать стоимость закупок;
Информация о работе Исполнение федерального бюджета как стадия бюджетного процесса