Исполнение федерального бюджета как стадия бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение процесса исполнения федерального бюджета по доходам и его анализ.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность исполнения бюджета ;

Содержание

Введение …………………………………………………………………....4
1 исполнениЕ федерального бюджета как стадия бюджетного процесса……………………………………………………6
1.1. Понятие и сущность исполнения бюджета…………………………...…6
1.2 Казначейское исполнение бюджета и его особенности……………….11
1.3 Механизм исполнения федерального бюджета по доходам ………….19
2 Анализ доходой части ФЕДЕРАЛЬНОГО бюджета Российской Федерации за 2010-2011года………………………….23
2.1 Динамика формирования доходов федерального бюджета…………...23
2.2 Анализ показателей исполнения федерального бюджета
по доходам……………………………………………………………………27
2.3 Пути совершенствования исполнения доходной части федерального бюджета..…………………………………………………………………………30
Заключение …………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………..36

Работа содержит 1 файл

Содержани1.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

-   минимизировать возможные злоупотребления со стороны руководителей учреждений;

-   контролировать закупку ТРУ в соответствии со сметой;

-   проверить заключаемые договоры с т.з. их соответствия гражданскому и бюджетному законодательству;

-   отследить сроки оплаты по заключенным договорам во избежание роста кредиторской задолженности.

В перспективе планируется  все договора, заключаемые бюджетными учреждениями регистрировать и ставить  на учет в органах федерального казначейства.

 

 

1.2 Казначейское исполнение бюджета и его особенности

 

В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных учреждений они осуществляют платежи за счет средств бюджета.

Казначейский метод  имеет ряд преимуществ, поэтому  в мире он очень широко распространен. Среди развитых стран, в которых  он нашел свое применение, в первую очередь можно назвать США  и Германию. Однако, в мировой  практике существует и неказначейское (банковское) исполнение бюджета, при котором управление бюджетными средствами возлагается не исполнительную власть, а банковскую систему. Такой метод вплоть до недавнего времени применялся и в России. Качество управления финансами при неказначейской системе зависит от того, насколько эффективно работает банковская система страны, а также насколько полно и четко сформулированы условия договора на обслуживание бюджетных счетов. При определенных условиях этот метод может работать, однако в период российских экономических реформ он оказался неэффективен. Основные усилия Центрального банка были направлены на денежно-кредитное регулирование, поддержку курса рубля, а вопросы исполнения бюджета отошли на второй план. Поэтому последующее реформирование бюджетной сферы было связано с поэтапным переходом от банковского к казначейскому исполнению бюджета[8, с. 25].

Казначейство – специальный государственный финансовый орган, представляющий единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Минфина РФ.

Федеральное казначейство является федеральным  органом исполнительной власти (федеральной  службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные  функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Систему казначейства образует вся совокупность органов  казначейства. Организационная структура  органов казначейства бывает централизованной, многоуровневой и иерархической. Структура построения соответствует существующему административно-территориальному делению России. Организационно-функциональная структура содержит 3 уровня иерархии:

Рис. 1.1 - Организационно-функциональная структура органов федерального Казначейства РФ

 

Первый уровень - Главное  управление федерального казначейства (ГУФК). Начальник ГУФК назначается  и освобождается от должности  Правительством РФ по представлению  министра финансов РФ.

Второй уровень - территориальные управления федерального казначейства (УФК) по республикам, краям, областям, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу. Руководители территориальных УФК назначаются и освобождаются от должности министром финансов по представлению начальника ГУФК.

Третий уровень - территориальные  отделения федерального казначейства на местах (ОФК) - по городам, районам  и т.п. Руководители ОФК назначаются  и освобождаются от должности  начальниками вышестоящих органов  по субъектам РФ.

При казначейской системе исполнения бюджета происходит концентрация двух потоков денежных средств - доходного и расходного на одном счете. Такой порядок позволяет:

1) значительно ускорить  процесс финансирования за счет  сокращения пробега средств от  распорядителя до конечного получателя, а значит, ускорить оборачиваемость бюджетных средств;

2) повысить эффективность  использования бюджетных средств  за счет более жесткого контроля  за целевым использованием средств;

3) снизить стоимость  обслуживания внутреннего долга  путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля.

При казначейской системе  можно более оперативно контролировать объем поступлений и объемы бюджетных  назначений, суммы счетов, предъявляемых  к оплате, а также сумму фактически перечисленных средств со счета.

Таким образом, главные  преимущества казначейской системы  заключаются в следующем:

1) информация по исполнению  бюджета становится актуальной, так как любые потоки информации  регистрируются казначейством;

2) резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведения расходов;

3) обеспечивается сохранность средств;

4) обеспечивается контроль на  всех стадиях исполнения бюджета  (от выделения ассигнований до  кассового расхода). Контроль осуществляется на стадии, предшествующей платежу, что делает его более эффективным;

5) повышается эффективность управления  процессом исполнения бюджетом  и управления ресурсами.

Федеральное казначейство возглавляет  руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.  Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий.

Все органы казначейства – юридические лица. Они относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативно-правовыми документами.

Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

- непревышением лимитов бюджетных  обязательств, распределенных главными  распорядителями (распорядителями)  средств федерального бюджета  между нижестоящими распорядителями  и получателями средств федерального  бюджета, над утвержденными им  лимитами бюджетных обязательств;

- непревышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами  источников финансирования дефицита  федерального бюджета между администраторами  источников финансирования дефицита  федерального бюджета, над утвержденными  им бюджетными ассигнованиями;

- непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств  федерального бюджета, над доведенными  до них лимитами бюджетных  обязательств и (или) бюджетными  ассигнованиями;

- непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями;

- соответствием содержания проводимой  операции коду бюджетной классификации  Российской Федерации, указанному  в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

К числу задач, решаемых органами казначейства в России, относятся:

  • организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства;
  • регулирование финансовых отношений между бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
  • краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;
  • сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; составление отчетности о финансовых операциях по бюджету и о внебюджетных фондах, представление ее законодательным и исполнительным органам власти;
  • управление и обслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банками внутреннего и внешнего долга РФ;

разработка методологических материалов и инструкций, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; подготовка проекта бюджетной классификации, учет государственной казны РФ. 
При комплексном исполнении бюджета в первую очередь должны решаться следующие функциональные задачи:

1)    осуществление кассового планирования бюджетных средств, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств и направлений их использования;

2)    оперативный бухгалтерский учет исполнения бюджетов различных уровней;

3)    формирование росписи доходов и расходов бюджетов;

4)    контроль за своевременностью совершения операций с бюджетными средствами, а также целевое направление использования бюджетных и внебюджетных средств;

5)    учет изменений и формирование уточненной росписи и уточненных планов по бюджетам;

6)    составление регистров бухгалтерского учета исполнения бюджета;

7)    комплексное решение проблемы информационного взаимодействия органов казначейства и распорядителей бюджетных ассигнований и т.д.

Для выполнения указанных функций задействована сложная многоуровневая система с развитыми связями не только между иерархическими уровнями органов казначейства, но и с банковской платежной системой, системой федеральной налоговой службы, системой формирования и исполнения бюджетов всех уровней, получателями бюджетных средств и налогоплательщиками. Сложность этой системы усугубляется тем, что она развернута на значительных территориях и охватывает большое количество участников, принадлежащих разным ведомствам[8, с. 37].

 В соответствии с возложенными задачами, казначейство выполняет множество разнообразных функций.

Особенность функций, возложенных  на Главное Управление определяется тем, что оно руководит работой  всех органов казначейства и организует через них бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также осуществляет выполнение других функций.

В соответствии с этим Главное Управление федерального казначейства:

- подготавливает проекты законодательных  и иных нормативных актов; 

- разрабатывает и утверждает  методические и инструктивные  материалы;

- устанавливает порядок  ведения учета и составления  отчетности по вопросам, относящимся  к компетенции казначейства.

Как центральный орган  казначейства, Главное Управление получает, обобщает и анализирует отчеты территориальных  органов казначейства о проделанной работе и представляет высшим органам государственной власти и управления отчетность о результатах исполнения федерального бюджета и состоянии бюджетной системы России.

Территориальные органы казначейства на соответствующих территориях  осуществляют бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и финансовое исполнение федеральных внебюджетных фондов.

При исполнении федерального бюджета по доходам, органы казначейства регионального и локального уровня также выполняют большую группу функций:

- ведут учет средств, поступающих в доход федерального бюджета по видам налогов и других платежей согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

- осуществляют распределение  в установленных размерах налогов  и других платежей между федеральным  бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами;

- обеспечивают по представлению  государственных налоговых инспекций,  на основании заключений формы  21, возврат излишне взысканных  и уплаченных налогов и других  платежей;

- обрабатывают, обобщают и анализируют всю информацию о поступающих доходах в федеральный бюджет;

- на основе полученных  данных о состоянии финансовых  ресурсов и исполнении бюджета  составляют краткосрочные прогнозы  объемов поступлений в доход  федерального бюджета;

Наряду с исполнением федерального бюджета по доходам и расходам территориальные органы казначейства выполняют контрольные функции. Это в первую очередь определяет важность казначейства как органа финансового контроля.

В целях повышения  оперативности зачисления доходов  на счета бюджета и средств бюджета на счета получателей, на органы казначейства возложены функции по контролю за своевременностью совершения банками операций с бюджетными средствами. Они осуществляют проверки своевременности исполнения банками платежных поручений на перечисление налогов и других платежей в федеральный бюджет и зачисления бюджетных средств на счета получателей. Также могут проводить другие проверки по письменным указаниям вышестоящего органа казначейства.

 

1.3 Механизм исполнения  федерального бюджета по доходам

 

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы по этим налогам и сборам.

К неналоговым доходам относятся:

а) доходы от продажи или  иного использования государственного или муниципального имущества;

б) доходы от платных услуг, оказываемых государственными и  муниципальными учреждениями;

Информация о работе Исполнение федерального бюджета как стадия бюджетного процесса