Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:37, курсовая работа
Целью работы является изучение процесса исполнения федерального бюджета по доходам и его анализ.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность исполнения бюджета ;
Введение …………………………………………………………………....4
1 исполнениЕ федерального бюджета как стадия бюджетного процесса……………………………………………………6
1.1. Понятие и сущность исполнения бюджета…………………………...…6
1.2 Казначейское исполнение бюджета и его особенности……………….11
1.3 Механизм исполнения федерального бюджета по доходам ………….19
2 Анализ доходой части ФЕДЕРАЛЬНОГО бюджета Российской Федерации за 2010-2011года………………………….23
2.1 Динамика формирования доходов федерального бюджета…………...23
2.2 Анализ показателей исполнения федерального бюджета
по доходам……………………………………………………………………27
2.3 Пути совершенствования исполнения доходной части федерального бюджета..…………………………………………………………………………30
Заключение …………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………..36
в) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
г) доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд и др.
Налоговые доходы и иные
поступления считаются уплаченн
Денежные средства считаются зачисленными в доход бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией, в которой открыт счет по учету доходов бюджета, операции по зачислению денежных средств на счет казначейства.
Участниками процесса формирования доходной части федерального бюджета являются:
• налогоплательщики, обеспечивающие перечисление налогов и платежей;
• коммерческие банки и учреждения Центрального банка РФ, осуществляющие безналичные расчеты между плательщиками и получателями средств;
• органы казначейства, обеспечивающие получение и учет поступивших налогов и платежей;
Схема поэтапного исполнения бюджета по доходам органами казначейства приведена на рисунке[17].
Рис. 1.2 - Схема поэтапного исполнения бюджета по доходам органами казначейства
I этап. Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета.
Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме перечислять налоги и платежи в доход бюджета, предоставив в банк до наступления срока платежа соответствующие платежные документы. При этом налогоплательщики имеют право обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате или зачете в уплату других налогов ошибочно или излишне уплаченных сумм.
Учреждения Центрального банка Российской Федерации и коммерческие банки независимо от состояния расчетного счета плательщика и корреспондентского счета самого банка должны принять платежные документы к исполнению.
Корреспондентский счет – счет, на котором отражаются расчеты, произведенные одним кредитным учреждением по поручению и за счет другого кредитного учреждения на основе заключенного корреспондентского договора.
Банки обязаны соблюдать сроки списания средств с лицевых счетов плательщиков. Списание средств с корреспондентских счетов банков-плательщиков и зачисление их на корреспондентские счета банков-получателей осуществляются учреждениями Банка России. Сроки прохождения платежа от плательщика до получателя находятся под контролем органов казначейства.
Зачисление доходов на лицевые счета казначейства осуществляется ежедневно, что подтверждается выпиской банка по каждому лицевому счету с копиями платежных документов к ней. В функции казначейства при этом входит учет всех поступивших сумм по видам налогов и платежей. По каждому платежному документу учитываются вид и сумма налога.
II этап. Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов между бюджетами различных уровней.
Все налоговые и неналоговые доходы бюджета систематизированы и имеют код в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Согласно коду, присвоенному налогу, сбору или неналоговому платежу, осуществляется учет и формируется ежедневный отчет о суммах поступивших доходов в федеральный бюджет.
При исполнении бюджета по доходам казначейство готовит и передает в Управление ФНС сводный реестр поступлений доходов по налогам. Реестр заполняется по форме, и к нему прилагаются копии платежных документов, полученных из банка. При этом выписка банка остается у органа казначейства и подшивается к документам дня по правилам бухгалтерского учета.
III этап. Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов. Инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС) учитывают правильность и своевременность уплаты по видам налогов каждым налогоплательщиком. В случае переплаты по одному или нескольким видам налогов ИФНС по заявлению налогоплательщика уполномочены принять решение о возврате этих сумм. Операции по возврату налогов юридическим лицам осуществляются в порядке безналичных расчетов. Все операции по возврату осуществляются банком в пределах остатка средств на счете казначейства и отражаются в выписке по лицевому счету.
IV этап. Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Органы казначейства ведут учет и составляют отчетность о доходах федерального бюджета. Порядок и сроки составления отчетности определяет вышестоящий орган казначейства. Учет доходов ведется в разрезе всех кодов бюджетной классификации Российской Федерации. Управлению Федерального казначейства дано право за счет доходов, собранных в регионе, осуществлять финансирование расходов. Порядок финансирования определен совместно Министерством финансов Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Центральным банком Российской Федерации[17].
2 Анализ исполнения доходой части бюджета Российской Федерации за 2010-2011года
2.1 Оценка динамики формирования доходов бюджетной системы РФ
Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствие с бюджетным кодексом доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными бюджетным Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации[6, с. 114].
Основной источник формирования доходов бюджета во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства и политической ориентации — налоговый.
В отличие от налогов сбор предполагает обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий органами власти и местного самоуправления.
К налоговым доходам, согласно Налоговому кодексу РФ, относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными налогами
считаются налоги, установленные
Налоговым кодексом и законами субъектов
Российской Федерации о налогах
и обязательные к уплате на территориях
соответствующих субъектов
Местными налогами признаются налоги, установленные Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Рассмотрим состав, структуру и динамику доходной части федерального бюджета за 2010-2011 года в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Анализ доходов федерального бюджета в 2009-2011 гг.
Виды дохода |
Сумма млн.руб. 2009 |
2010 |
2011 |
Темпы роста 2009-2010 |
Темп роста |
Структ., % |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ |
761128,7 |
195419,2 |
255026,2 |
0,2567 |
1,30501 |
0,030707 |
В т.ч: |
||||||
Налог на прибыль организаций |
761129,1 |
195419,2 |
255026,2 |
0,2567 |
1,30501 |
0,030707 |
Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты бюджетной системы РФ по соответствующим ставкам |
667467,5 |
110288,6 |
156681,3 |
0,1652 |
1,42065 |
0,018866 |
Продолжение таблицы 2.1
Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет |
667460,2 |
110288,47 |
156685,1 |
0,1652 |
1,42068 |
0,018866 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ |
1 123623,2 |
1 258 18,2 |
1 442647,8 |
1,1198 |
1,14648 |
0,173709 |
В т.ч.: |
||||||
Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ |
998387,9 |
1176607,5 |
1 328 749,6 |
1,1785 |
1,12930 |
0,159995 |
Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ |
125235,2 |
81711 ,7 |
113898,2 |
0,6524 |
1,39391 |
0,013714 |
Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории РФ |
-164 892,4 |
-62105,3 |
-59335,2 |
0,3766 |
0,95539 |
-7,14459 |
Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории РФ |
63808,5 |
78261,8 |
106343,2 |
1,2265 |
1,35883 |
0,012804 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ |
1 169 070,8 |
893186 ,9 |
1 199 567,5 |
0,7640 |
1,34302 |
0,144440 |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
39 56239,3 |
2146217,8 |
10 60030,7 |
0,5424 |
0,49390 |
0,001276 |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
9 274577,7 |
7330176,4 |
8 304928,1 |
7,9035 |
1,13297 |
100 |
Из данных таблицы видно, что доходы с каждым годом увеличивались и по состоянию на 2011 год составили 255 026 142 361,15 тыс. рублей. Также тенденции к росту имели и другие показатели, налоги на товары реализуемые на территории РФ, достигли 1 442 647 813 947,79 тыс.руб, в том числе налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ 1 328 749 351 386,59 тыс.руб, а акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, в сравнении с 2009 годом, снизились на 0,9 %, акцизы на табачную продукцию, производимую на территории РФ, составили 106 343 773 716,18 тыс.руб.
Налоги на товары ввозимые на территорию РФ, в 2010 году, снизились на 0,76%, в 2011году,таже возросли. Показатели налоговых и неналоговых доходов, снизились в 2010 году по сравнению с 2009 годом , на 7,9%, и имели тенденцию к повышению в 2011 на 1,13%.
В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 6,3% в год (таблица 2.2):
Таблица 2.2 - Динамика доходов федерального бюджета
Показатель |
2008 |
2009 |
Прогноз | ||
2010 |
2011 |
2012 | |||
Доходы, всего (млрд. рублей) |
9 275,9 |
6 713,8 |
6 950,0 |
7 455,7 |
8 069,6 |
в том числе: |
|||||
Нефтегазовые доходы (млрд. рублей) |
4 389,4 |
2 797,6 |
3 194,7 |
3 311,8 |
3 503,1 |
Ненефтегазовые доходы (млрд. рублей) |
4 886,5 |
3 916,2 |
3 755,3 |
4 143,9 |
4 566,5 |
Темпы прироста доходов к предыдущему году,% |
19,2 |
-27,6 |
3,5 |
7,3 |
8,2 |
в том числе: |
|||||
Нефтегазовые доходы |
51,5 |
-36,3 |
14,2 |
3,7 |
5,8 |
Ненефтегазовые доходы |
0,1 |
-19,9 |
-4,1 |
10,3 |
10,2 |
Доля в общем объеме доходов, % |
|||||
Нефтегазовые доходы |
47,3 |
41,7 |
46,0 |
44,4 |
43,4 |
Ненефтегазовые доходы |
52,7 |
58,3 |
54,0 |
55,6 |
56,6 |
Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,5 % к ВВП в 2009 году до 18,0 % к ВВП в 2012 году и дефицита федерального бюджета с 8,3 % ВВП в 2009 году до 3,0 % в 2012 году[4].
Информация о работе Исполнение федерального бюджета как стадия бюджетного процесса