Государственный кредит в системе бюджетных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ государственного кредита в системе бюджетных отношений и пути улучшения государственного кредита в системе бюджетных отношений.
Исходя из цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть государственный кредит, как экономическую категорию;
2) Изучить функции государственного кредита;
3) Выявить особенности государственного кредита;
4) Проанализировать влияние государственного кредита на производство и занятость;
5) Установить задачи управления государственным кредитом;
6) Проанализировать периодическую печать по теме: «Государственный кредит в системе бюджетных отношений»;
7) Предложить пути решения и улучшения.

Содержание

Введение
1.Теоретическая основа формирования государственного кредита в системе бюджетных отношений.
1.1. Государственный кредит как экономическая категория……………. 4
1.2 Функции государственного кредита………………………………….. 8
1.3. Особенности государственного кредита…………………………...... 12 1.4. Влияние государственного кредита на производство и занятость.... 13
1.5. Задачи управления государственным кредитом……………………. 14
2. Анализ периодической печати по теме: «Государственный кредит в системе бюджетных отношений».
2.1. Государственный кредит – самостоятельная категория………….. 15
2.2. Регулирующая функция финансов и государственный кредит (финансово-правовые аспекты)………………….……………………….. ……………..18
2.3. Кредитные отношения в бюджетной сфере……………………….. 22
2.4. Рынок государственных ценных бумаг и денежный рынок в 2005 году: достижения и перспективы……………………………………………….. 27
3. Рекомендательная глава………………………………………………… 30
Выводы и предложения…………………………………………………… 36
Список используемой литературы………………………………………… 38

Работа содержит 1 файл

Моя Курсовая работа!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 249.00 Кб (Скачать)
 

   Эти данные свидетельствуют о полном перечне планируемых форм и видов кредитных отношений в бюджетной сфере представленных в таблице субъектов РФ.

   Кредитные  отношения в бюджетной сфере  выходят за рамки собственно  бюджетных отношений и дополняют источники финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. По действующей бюджетной классификации, кредиты и займы, полученные, не включаются в доходную часть бюджета, т.к. являются временными источниками.

   Бюджетные  ссуды могут возникнуть в областном бюджете и в результате задолженности по перечислению трансфертов бюджетам муниципальных образований.

   Анализ  коэффициентов кредитоспособности, рассчитанных за 2002 год и предоставленных  на сайте Минфина России, и  соответствия их нормативным значениям свидетельствует об улучшении положения дел у исследуемых субъектов Федерации (табл.2).

                                                                                                                    Таблица 2.

                                                    Коэффициент кредитоспособности и соответствие                    

                                                                                      их нормативным показателям.

Показатели  кредитоспособности. Нормативное значение. Ивановская  обл. Владимирская обл. Костромская обл.
Отношение объема долга субъекта Федерации  к объему доходов бюджета из федерального бюджета.        

            1

 
        0,20
 
       0,21
 
        0,78
Отношение расходов на обслуживание долга субъекта федерации к расходам бюджета субъекта Федерации.         

         0,15

 
      0,00
 
       0,00
 
       0,009
Отношение дефицита бюджета субъекта федерации  к объему доходов бюджета субъекта федерации без учета финансовой помощи.      
 

       0,15

 
 
 
      0,019
 
 
       

         -

 
 
    

        0,016

Отношение текущих расходов бюджета субъекта Федерации к доходам.        

         1

 
       0,97
 
     0,87
 
        0,93
Доля  трансфертов из ФФПР в собственных  доходах субъекта федерации с учетом финансовой помощи из ФФПР(%)   

        40

 
 
       69
 
 
     41,6
 
 
       48,1
Доля  бюджетных кредитов юридическим  лицам в расходах бюджета субъекта Федерации.   

      0,03

 
 
     -0,001
 
 
     -0,013
 
 
     0,002
Отношение величины государственных гарантий субъектов Федерации к расходам.     

      0,05

 
     0,006
 
     0,006
 
     0,085
 
 

 Эти данные  свидетельствуют, что из всех  показателей только один не  отвечает нормативным требованиям,  а именно – доля трансфертов  из ФФПР в собственных доходах всех трех субъектов Федерации с учетом финансовой помощи из ФФПР выше, чем 40%. В Ивановской области этот показатель наибольший – 69%.

  Кредиты,  как утверждают авторы этой  статьи, полученные субъектам Федерации  и муниципалитетом от финансово-кредитных организаций, носят чаще всего краткосрочный характер сроком до одного года.  Процентные ставки располагаются в диапазоне от 18 до 22% годовых.

   Кредитные  отношения в бюджетной сфере  не ограничиваются только заимствованием, за счет бюджетных средств представляются кредиты хозяйствующим субъектам.

   Авторы  пишут, что к основным целям  бюджетного кредитования относятся:

1) решение  проблем финансирования бюджетного  дефицита нижестоящего уровня;

2) проведение  региональной финансово-кредитной  политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональной экономики;

3) поддержка  муниципальных образований в  решении неотложных социально-экономических  задач, приоритетных для экономики  секторов и видов деятельности.

   Поскольку  кредиты выдаются предприятиям, решающим социально-экономические  задачи, то и проценты за кредит  устанавливаются не рыночные  – 1/3-1/2 ставки рефинансирования  Банка России.

   Заемщики  обязаны представлять в департамент  финансов администрации области до 25-го числа каждого месяца информацию:

1) об использовании  области бюджетного кредита;

2) о возврате бюджетного кредита с учетом сроков и условий возврата согласно договору;

2) об уплате  процентов за использование полученными  из областного бюджета заемными средствами.

   Плюсы  данной статьи Ю.А.Соколова и  О.А.Гришанова:

1. Все определения,  суждения, выводы и т.д. очень  хорошо расписаны.

2. В статье  находятся две таблицы, в которых  все разъясняется и наглядно  показано.

3. Очень много  цифр и этим авторы показывают точность слов и словосочетаний. 

   Минусы  данной статьи:

1. Слишком  литературный язык преобладает  в данной статье.

2. Вообще нет  графиков, схем и рисунков, которые  доказывают утверждения, написанные  в статье.

3. Авторы забыли  вставить в эту статью определение словосочетанию «кредитные отношения».

   Вывод:  Проведенный анализ разнообразия  кредитных отношений в бюджетной сфере наводел меня на мысль о необходимости решить вопрос, какие кредитные отношения в перспективе могут иметь место, а какие следует исключить или хотя бы делегировать (бюджетные кредиты юридическим лицам, к примеру) кредитным организациям. Правомерно ли вообще кредитное финансирование в бюджетной сфере. Деньги, с легкостью полученные сегодня, в будущем становятся тяжелым бременем. 
 

                   

                   2.4. Рынок государственных ценных бумаг и денежный рынок в 2005 году: достижения и перспективы.

   В журнале «Финансы и кредит» в номере 2 от 2006 года была опубликована статья, название которой была «Рынок государственных ценных бумаг и денежный рынок в 2005 году: достижения и перспективы». Она была написана заместителем директора Департамента государственных ценных бумаг и инструментов денежного рынка ЗАО ММВБ  Игорем Маричевым и главным экономистом Департамента государственных ценных бумаг и инструментов денежного рынка ЗАО ММВБ, а также кандидатом экономических наук Александром Ермаковым. В данной статье есть подтема, которая мне показалась интереснее, название которой «Перспективы развития».

   В этой  части статьи авторы пишут о том, что среди наиболее перспективных проектов на рынке ГЦБ и денежном рынке, реализация которых намечена на ближайший год, можно выделить:

- организацию  рынка РЕПО с Центральным контрагентом;

- развитие депозитных  и кредитных операций Банка России с использованием Системы торгов ЗАО ММВБ (депозиты «до востребования» и ломбардные кредиты);

- организацию  обслуживания рынка межбанковского  кредитования с использованием  Системы торгов ЗАО ММВБ.

   Также  авторы данной статьи утверждают, что развитие депозитных и кредитных операций Банка России с использованием Системы торгов ЗАО ММВБ будет осуществляться за счет расширения инструментария: кредитным организациям будет предоставлена возможность проводить операции с депозитами Банка России до востребования и принимать участие в операциях ломбардного кредитования Банка России. После введения депозитов до востребования кредитные организации получат допуск через систему торгов ЗАО ММВБ к полному спектру депозитных операций Банка России. В то же время появление на ММВБ ломбардных операций Банка России позволит участникам значительно расширить их возможности по рефинансированию со стороны Банка России, которое можно будет получить посредством единой Системы торгов. В части ломбардных кредитов Банка России планируется как проведение кредитных аукционов, так и предоставление ломбардных кредитов по фиксированной процентной ставке с использованием Системы торгов ЗАО ММВБ.

   Обслуживание  операций межбанковского кредитования (МБК) является логичным дополнением к существующим сегментам денежного рынка ЗАО ММВБ. В рамках данного проекта ЗАО ММВБ будет выступать в качестве «электронного брокера», предоставляющего участникам рынка электронную систему торгов для заключения сделок МБК и получения сопутствующих сервисов. Перечень стандартных инструментов рынка МБК будет устанавливаться ЗАО ММВБ совместно с основными участниками этого рынка. Обслуживание операций МБК будет реализовано на базе программно-технического комплекса ЗАО ММВБ с использованием унифицированных технологий, что предоставит участникам единый технологический доступ по всем рынкам группы ММВБ. 
 

Рис.6. Наиболее перспективные проекты на рынке ГЦБ и денежном рынке.

   Минусы в статье И.Маричева и А.Ермакова:

1) Авторы очень  мало раскрывают про перспективы  развития проектов на денежных  рынках;

2) Вообще нет  показательных рисунков, графиков, схем, диаграмм и т.д., которые  доказывали суждения авторов;

3) Вообще нет  точных цифр, которые могли бы  наглядно показывать выше перечисленные суждения.

Плюсы в данной статье:

1) В статье  выделяются наиболее перспективные  проекты на денежных рынках;

2) Авторы упоминают,  что с развитием депозитных  и кредитных операций будет  осуществляться за счет расширения  инструментария. 

Вывод: Благодаря  данной статье, написанной И.Маричевым  и А.Ермаковым, можно выделить наиболее перспективные проекты на рынке  ГЦБ и денежном рынке, реализация которых намечена на ближайший год.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     3. Рекомендательная глава.

   На мой взгляд, государственный кредит и его регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Проводимая в последние годы, политика бюджетного профицита помогла снизить остроту долговой проблемы. Однако государственный долг в настоящее время остается одной из наиболее острых проблем, сдерживающих социально-экономический рост страны. 
     Я считаю, что государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.

Рассмотрев  государственный кредит, я вывела, что государственный кредит  представляет собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, а также играет двоякую роль:  
  1) во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств, в целях финансирования основных функций государства.

2) во-вторых, в  отношениях по государственному  кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств, для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.

    Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов.

    Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление банкового кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

    Я думаю, что необходимость отказа от финансирования государственного долга за счет кредитов Центрального банка мотивировалось тем, что использование его кредитных ресурсов сужает возможности регулирования ссудного рынка, и поэтому практически во всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам.

   С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе  госбюджет перераспределяет  часть национального дохода  страны.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета  является эффективным  и разумным  средством по сравнению с монетарными приемами.

Как экономическая  категория государственный кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений – финансов и  кредита. В качестве звена финансовых отношений кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, то есть бюджета и внебюджетных фондов. Положение кредитной основы на часть государственных отношений порождает новое явление – это государственный кредит, границы которого очерчиваются сегментом, обладающим новыми качественными характеристиками.

Информация о работе Государственный кредит в системе бюджетных отношений