Государственный кредит в системе бюджетных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ государственного кредита в системе бюджетных отношений и пути улучшения государственного кредита в системе бюджетных отношений.
Исходя из цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть государственный кредит, как экономическую категорию;
2) Изучить функции государственного кредита;
3) Выявить особенности государственного кредита;
4) Проанализировать влияние государственного кредита на производство и занятость;
5) Установить задачи управления государственным кредитом;
6) Проанализировать периодическую печать по теме: «Государственный кредит в системе бюджетных отношений»;
7) Предложить пути решения и улучшения.

Содержание

Введение
1.Теоретическая основа формирования государственного кредита в системе бюджетных отношений.
1.1. Государственный кредит как экономическая категория……………. 4
1.2 Функции государственного кредита………………………………….. 8
1.3. Особенности государственного кредита…………………………...... 12 1.4. Влияние государственного кредита на производство и занятость.... 13
1.5. Задачи управления государственным кредитом……………………. 14
2. Анализ периодической печати по теме: «Государственный кредит в системе бюджетных отношений».
2.1. Государственный кредит – самостоятельная категория………….. 15
2.2. Регулирующая функция финансов и государственный кредит (финансово-правовые аспекты)………………….……………………….. ……………..18
2.3. Кредитные отношения в бюджетной сфере……………………….. 22
2.4. Рынок государственных ценных бумаг и денежный рынок в 2005 году: достижения и перспективы……………………………………………….. 27
3. Рекомендательная глава………………………………………………… 30
Выводы и предложения…………………………………………………… 36
Список используемой литературы………………………………………… 38

Работа содержит 1 файл

Моя Курсовая работа!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

   Из  многолетней практики банковского  кредитования следует, что поручительство  и гарантии являются наиболее действенными способами минимизации рисков при кредитовании.  Это объясняется тем, что исполнение обязательств должником обеспечивается обязательством других лиц перед кредитором, которые гарантируют это своим имуществом. 

   Аналогичная схема действует и в практике государственного кредита на международном уровне.  Принимая государственную гарантию за третье лицо (государство или отдельное предприятие), государство фактически получает еще одного вспомогательного должника, на платежеспособность которого оно рассчитывает.

   При этом существенными условиями  обязательства гаранта будут  являться:

   -указание, за кого оно выдано,

   -пределы обязательства гаранта,  т.е. сумма, на которую выдана  гарантия

   -срок  действия.

   Отличительными чертами государственного кредита являются: безотзывность и непередаваемость прав по кредиту.   

   Как  показывает опыт стран с рыночной  экономикой, использование государственного  кредита для покрытия дефицита  бюджета  является эффективным   и разумным  средством по сравнению с монетарными приемами.  
 

                    1.2 Функции государственного  кредита.

   Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции:

    1)распределительную;

   2)регулирующую;

    3)контрольную.

   1.Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования, расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в  определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

   Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

   Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

   При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

   Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

    2. Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

   Государство  регулирует денежное обращение,  размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

   Операции  по купле-продаже государственных  ценных бумаг или выдача кредитов  под их залог, проводимые центральным  банком, являются важным инструментом  регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.

   Выступая  на финансовом рынке в качестве  заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

   До  определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

   Положительное  воздействие на производство  и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

   Поддержка  малого бизнеса предполагает, что  государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

   Большую  роль в стимулировании развития  производства и занятости играют  кредиты, предоставляемые за счет  бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

  3. Контрольная  функция государственного кредита  органически вплетается в контрольную, функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:                           

   1) тесно  связана с деятельностью государства  и состоянием централизованного  фонда денежных средств;

  2) охватывает  движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

  3) осуществляется  не только финансовыми структурами,  но и кредитными институтами.

    В основном контролируется целевое использование  средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов. 
 

               1.3. Особенности государственного кредита.                                                                                                                                         

  1. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление банковского кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

   2. На  уровне центрального правительства  государственные займы не имеют  конкретного целевого характера.  Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

   3.Как  и любой другой заемщик, государство  привлекает средства на заранее  определенный срок. Так, Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (№ 3877 – 1 от 13 ноября 1992г.) предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать тридцать лет. 
 

    1.4. Влияние государственного кредита на производство и занятость.

Государственный кредит оказывает положительное  влияние на производство и занятость:

  1. Кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных производителей за рубеж (конкурентная борьба монополий на внешних рынках);
  2. Компенсуя банкам потери при разорении добросовестных заемщиков из малого бизнеса (развитие малого и среднего бизнеса);
  3. Страхуя риск неплатежа экспортерам отечественных высокотехнологических товаров (тем самым поощряя экспорт);
  4. Выдавая кредиты на развитие стратегических производств (обеспечение обороны и научно-технического прогресса экономики);
  5. Выдавая кредиты на развитие социально значимых производств (стабилизация социальной обстановки и создание благоприятного для бизнеса морального климата);
  6. Закупая товары отечественного производства за счет займов за рубежом (создание и сохранение рабочих мест);
  7. Выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, «связанные» условием закупки товаров у отечественных производителей (резидентов), что способствует созданию и сохранению рабочих мест.

Все это порождает  условия для налоговых поступлений  и их источников. И здесь особо  эффективной может быть государственная  гарантия. 

              1.5. Задачи управления государственным кредитом.

Задачи управления государственным кредитом включают:

  1. Поддержание баланса между кредиторами и государством, государством и получателями финансовых ресурсов, различными слоями населения, которых затрагивает конкретная акция государственного кредита;
  2. Организацию размещения ценных бумаг и выплата дивидендов;
  3. Мониторинг рынка и недопущение существенного превышения предложения над спросом на рынке государственных ценных бумаг;
  4. Регулирование колебания курсов государственных ценных бумаг;
  5. Минимизацию стоимости технического обслуживания долга;
  6. Мотивирование и управление персоналом, обслуживающим государственный кредит;
  7. Экономическое и административное управление активности дилеров по размещению этих бумаг и др.

  В зависимости  от целей, инструментов, методов осуществления государственный кредит может оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на общеэкономическое и социальное развитие государства.

  Вывод:  государственный кредит - самостоятельная  экономическая категория, сочетающая  в себе черты кредита и финансов. Для государственного кредита характерно плотное взаимодействие с другими категориями, в частности с ссудным капиталом, государственным капиталом в ссудной форме, экспортом-импортом капитала. 

              
 

          2. Анализ периодической печати по теме: «Государственный кредит в системе бюджетных отношений».

           

                    2.1. Государственный кредит – самостоятельная категория.

   В журнале  «Финансы и кредит» в номере 9, опубликованный в 2004 году, написана очень интересная статья кандидатом экономических наук, доцентом Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации – Ю.Я.Вавиловым. В ней говориться, что с течением времени налогов неналоговых расходов оказалось недостаточно, и государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и т.п. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного кредита.

Информация о работе Государственный кредит в системе бюджетных отношений