Государственный кредит в системе бюджетных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ государственного кредита в системе бюджетных отношений и пути улучшения государственного кредита в системе бюджетных отношений.
Исходя из цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть государственный кредит, как экономическую категорию;
2) Изучить функции государственного кредита;
3) Выявить особенности государственного кредита;
4) Проанализировать влияние государственного кредита на производство и занятость;
5) Установить задачи управления государственным кредитом;
6) Проанализировать периодическую печать по теме: «Государственный кредит в системе бюджетных отношений»;
7) Предложить пути решения и улучшения.

Содержание

Введение
1.Теоретическая основа формирования государственного кредита в системе бюджетных отношений.
1.1. Государственный кредит как экономическая категория……………. 4
1.2 Функции государственного кредита………………………………….. 8
1.3. Особенности государственного кредита…………………………...... 12 1.4. Влияние государственного кредита на производство и занятость.... 13
1.5. Задачи управления государственным кредитом……………………. 14
2. Анализ периодической печати по теме: «Государственный кредит в системе бюджетных отношений».
2.1. Государственный кредит – самостоятельная категория………….. 15
2.2. Регулирующая функция финансов и государственный кредит (финансово-правовые аспекты)………………….……………………….. ……………..18
2.3. Кредитные отношения в бюджетной сфере……………………….. 22
2.4. Рынок государственных ценных бумаг и денежный рынок в 2005 году: достижения и перспективы……………………………………………….. 27
3. Рекомендательная глава………………………………………………… 30
Выводы и предложения…………………………………………………… 36
Список используемой литературы………………………………………… 38

Работа содержит 1 файл

Моя Курсовая работа!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

   Вавилов,  делая вывод, утверждает, что государственный  кредит выражает отношения вторичного распределения части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) и национального богатства страны, а также части стоимости национального продукта рынков капиталов и международных финансовых организаций.

   Также  он утверждает, что возможность  существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых гражданами и организациями.

   С ростом  эффективности общественного производства  будут увеличиваться возможности  привлечения хозяйствующих субъектов в сферу государственного кредита.

   Возможность  функционирования внешней части  государственных кредитных отношений  предопределяется постоянным наличием  свободных ресурсов на международных  финансовых рынках и специально  созданных межгосударственных фондов, которые находятся в распоряжении международных финансовых организаций.

   Именно  так понимается содержание государственного  кредита.

   Вавилов  уверяет, что государственный  кредит находится на стыке  двух самостоятельных экономических  категорий – финансов и кредита. Это он доказывает рисунком 1.

 

Рис.1. Взаимосвязь  кредитных и финансовых начал  в категории «государственный кредит» (1-государственные финансы, 2-кредит, 3-государственный кредит).

    К этому рисунку он делает вывод, что положение кредитной основы на часть государственных отношений порождает новые явления – государственный кредит, границы которого очерчиваются сегментом, обладающим новыми качественными характеристиками.

   На  рисунке 2 схематически изображается, что коммерческий банк представляет кредиты за счет привлеченных от населения и организаций ресурсов.

  

  

Рис.2. Развернутая  и общая формула движения стоимости  в кредитной операции.

Заемщики используют кредитные ресурсы как капитал, который участвует в производстве новой стоимости, являющейся источником погашения полученного кредита и уплаты процентов по нему.

   Далее  Ю.Я.Вавилов представляет схематически  движение стоимости при проведении  правительством заимствований и  при государственном кредитовании (рис.3). 

       

       
 
 
 

а) государственные  заимствования; 

       

       

       
 

б) Погашение  и обслуживание государственного долга/в  объеме произведенного заимствования;

 

в) Предоставление государственных кредитов. 

Рис.3. Движение стоимости при проведении правительством заимствований и государственным кредитованием. 

   Положительные качества в данной статье таковы:

  1. Много рисунков, которые помогают лучше понять и усвоить материал, написанный выше.
  2. Автор этой статьи Ю.Я.Вавилов понятно объясняет, что такое государственный кредит.
  3. Вся данная статья написана вседоступным языком, который понятен для каждого читающего.

   Отрицательные  качества в данной статье:

  1. Ю.Я.Вавилов мог бы  в статье указать определение слову «кредит».
  2. Много исторических аспектов, которые описываются размыто.
  3. Вообще нет точных цифр, которые бы доказывали ту или иную

    информацию. 
     

       2.2. Регулирующая функция финансов и государственный кредит (финансово-правовые аспекты).

   В Журнале  «Государство и право» в номере 10 от 2006 года находится очень интересная статья под названием «Регулирующая функция финансов и государственный кредит (финансово-правовые аспекты)». Она написана аспирантом кафедры финансового права и бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии А.В.Карташовым.

   В этой  статье Карташов пишет, что  регулирующая функция финансов  имеет огромное значение, поскольку  именно ее реализация позволяет  говорить о трансформации экономических  отношений в финансовые. В процессе  становления и развития механизма государственности совершенствуются и инструменты реализации регулирующей функции финансов властным субъектом. Это необходимо для оптимизации баланса частных и публичных интересов в государстве.

   Регулирующая  функция финансов подразделяется на две противоположные подфункции (рис.4):

  1. Стимулирующая подфункция - призвана оказывать стимулирующее воздействие на отдельные объективные экономические процессы. К инструментам реализации этой подфункции относятся, например, налоговые льготы, кредитов на развитие малорентабельных, но социально значимых и необходимых областей хозяйства.
  2. Дестимулирующая подфункция – призвана оказывать, соответственно, дестимулирующее воздействие на отдельные объективные экономические процессы, т.е. сдерживать их в интересах общества. К инструментам реализации этой подфункции относятся, например, акцизный механизм, т.е. избыточное налогообложение отдельных сверхрентабельных областей, лишение кредитов или предоставление государством дорогостоящих кредитов в случаях, когда государство не заинтересовано в развитии отдельных областей экономики.

   Таким  образом автор статьи доказал,  что государственных кредит является одним из инструментов реализации регулирующей функции финансов, поскольку с его помощью властный субъект может стимулировать или дестимулировать отдельные стихийные экономические процессы, происходящие в государстве.

   Исходя  из того, что государственный кредит является инструментом реализации регулирующей функции финансов, существует факт в том, что проблема государственного кредита на протяжении многих лет вызывала споры и разногласия. В частности, это относилось к праву государства на заимствования (государственный долг). Очевидно, что основной целью кредитного долга являются погашение государственных расходов. При этом расходы государства могут носить как интенсивный, так и экстенсивный характер.

   90-е  годы прошлого столетия, как известно, характеризовались таким состоянием дел в области государственного кредита, когда государственный долг (внутренний и внешний) постоянно возрастал при одновременно полном отсутствии возврата средств, предоставленных нашим государством другими странами с целью их кредитования.

   Также  в этом период в стране отсутствовал  действенный механизм финансового  контроля за целевым использованием  средств, привлеченных в результате  государственного кредита.

   К настоящему  времени общая ситуация с государственным  долгом начинает постепенно менять в лучшую сторону.

   Однако  до сих пор остаются нерешенными  и законодательно неурегулированными  многочисленные вопросы, связанные  как с государственным долгом, так и с государственным кредитованием.

 

 

 
 

   Рис. 4. Разделение регулирующей функции на подфункции. 
 

   Рис.5. График продвижения государственного кредита с 90-х и до настоящего времени. 

   Минусы  в данной статье А.В.Карташова:

  1. В статье вообще нет показательных рисунков,

графиков, таблиц, диаграмм и т.д.

  1. Нераскрыто понятие «государственный кредит», хотя данное

словосочетание  употребляется в статье.

  1. Слишком мало пояснений в статье.

   Плюсы  в данной статье:

    1) А.В.Карташов  рассказывает, что регулирующая  функция разделяется

на стимулирующую  и дестимулирующую подфункцию. Наверняка читатели об этом не знали, я – нет!!!

  1. Много выводов и доказательств своих мыслей в данной статье.
  2. Сравнивая с 90-ыми годами, автор как бы погружает нас в историю, и рассказывает, как  было раньше.

   Вывод:  При осуществлении некоторых мероприятий, (которые перечислены в статье А.В.Карташова), способствующих развитию национальной экономики и национальных финансов, может явиться предпосылкой того, что государственный кредит в Российской Федерации станет играть роль, прежде всего инструмента реализации стимулирующей (а не дестимулирующей, как это было в 90-е годы прошлого столетия) подфункции регулирующей функции финансов. 
 

                        2.3. Кредитные отношения в бюджетной сфере.

       В журнале «Деньги и кредит» в номере 3 от 2004 года была опубликована статья, название которой «Кредитные отношения в бюджетной сфере». Данная статья была написана директором экономических наук Ю.А.Соколовым и кандидатом экономических наук О.А.Гришановой.

   Они  в этой статье пишут, что в экономической литературе мало внимания уделяется вопросам кредитных отношений в бюджетной сфере. Бюджетные ссуды, бюджетные кредиты займы, гарантии, появление новых понятий, характеризующих специфические кредитные отношения, вполне закономерно требуют изучения, систематизации, определение основных элементов, разработки механизмов кредитования.

   Программа  внутренних заимствований бюджетов  отдельных субъектов Российской  Федерации и предоставления бюджетных  ссуд и кредитов бюджетам других  уровней и юридическим лицам за последние три года представлена в таблице 1.

                                                                                                                       Таблица 1.

                                           Программы внутренних заимствований субъектов РФ и  

                                                                предоставление ссуд и кредитов (тыс. руб.)

 
Показатели
       2001 год       2002 год     2003 год
Ивановская

обл.

Владимирская  обл. Костромская обл. Ивановская

обл.

Владимирская  обл. Костромская обл. Ивановская

обл.

Владимирская  обл. Костромская обл.
Дефицит

В % от доходов  привлечение кредитов в ходе исполнения бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета.

 Коммерческ. кредиты.

 Бюджетные  ссуды от др. уровней.

Верхний предел областного внутр.долга.

В том числе:

   Гарантии

Лимиты бюджетн.кредитов к выдачи юридич.лицам.

     До 1 года

   Свыше  1 года

Лимиты бюджетн.ссуд на срок до 6 мес., предоставляемым МО.

Лимит налоговых  кредитов инвестиционного налогового кредита

 

106 700

2,95 
 

    - 
 
 
 
 
 
 

156 000 
 

109 645 
 
 

725 843 

423 000 
 

 

      - 
 
 
 
 
 

55 289,6 
 

31 547 

    

   -

55 287

4,4 
 

272 340 
 
 
 
 
 
 

53 477 
 

66 566 
 
 

230 650 

93 503 
 
 

12 490 
 
 
 
 
 

   - 

 

   - 
 
 

2 100

308 329

16,4 
 

217 988 
 
 
 
 
 
 

10 000 
 

177 451 
 
 

752 000 

85 000 
 
 
 

30 000

30 000 
 
 
 

60 000 

 

97 46 
 
 

     -

   -

   - 
 

   - 
 
 
 
 
 
 

50 000 
 

   - 
 
 

1 054 383 

    - 
 

 

    - 
 
 
 
 
 

155 300 

 

40 500 

   

      -

200631

3,46 
 

     - 
 
 
 
 

  

   - 
 

    - 
 
 

733 818 

697 375 
 
 
 

26 500

103 200 
 
 
 

- 
 

2000 
 
 

15 600

160 556

4,95 
 

186 392 
 
 
 
 
 
 

58 334 
 

85 000 
 
 

640 000 

83 000 
 
 
 

25 000

25 000 
 
 
 

     - 

  

14 285 

      

     -

155 683,7

2,85 
 

   - 
 
 
 
 
 
 

170 000 
 

     - 
 
 

1 604 989 

   - 
 
 

   

    -

  - 
 
 
 
 
 
 

88 780 

    

      -

    -

    - 
 

    - 
 
 
 
 

    

   - 
 

    - 
 
 

716 500 

679 012 
 
 
 

149 106

7 200 
 
 
 

325 000 
 

18 000 

  

8 400

69 023

1,61 
 

   - 
 
 
 
 
 
 

 6 659 
 

72 482 
 
 

1 305 000 

725 000 
 
 
 

25 000

25 000 
 
 
 

    - 
 

13 200 

      

     -

Информация о работе Государственный кредит в системе бюджетных отношений