Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:06, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретические основы бюджета как экономической категории и главного финансового плана страны, рассмотреть структуру государственного бюджета Республики Беларусь, провести анализ основных статей и показать возможные пути совершенствования бюджета страны.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
1. Дать определение бюджета;
2. Рассмотреть уровни государственного бюджета, основные статьи доходов и расходов государственного бюджета;
3. Провести анализ основных доходных и расходных статей государственного бюджета Республики Беларусь на 2009-2011 год;
4. Определить основные пути совершенствования государственного бюджета.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………….5
2 СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ……...11
2.1 Формирование доходов государственного бюджета….......................11
2.2 Расходная часть государственного бюджета…………………………...16
3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ ……………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...........................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………
Для того чтобы увеличить поступления в бюджет, требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин. Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых – обеспечение достаточных поступлений в бюджет, а другая – налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер:
1. Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений;
2. Улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости;
3. Упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов, сокращения их количества;
4. Обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы;
5.
Реструктуризация доходов
бюджета. Имеется в
виду оптимальное
сочетание прямых и косвенных
налогов, налогов и неналоговых
платежей,
доходов бюджета и целевых фондов;
6. Укрепление и развитие законодательных основ налогообложения, включая разграничение полномочий различных ветвей власти в регулировании обложения налогами;
7. Переход к многовариантному составлению проекта бюджета;
8. Доходы государственного бюджета должны проектироваться на основе тщательного анализа национального общественного производства страны, уточнения и изучения всех имеющихся финансовых потоков;
9. Необходимо исключить такие статьи дохода, которые ведут к росту бюджетных расходов. Прежде всего, должно быть исключено строительство финансовых пирамид из внутренних и внешних займов. Обслуживание образующихся и постоянно нарастающих долгов превращается в проблему, угрожающую национальной безопасности страны;
10. Тщательный анализ национального дохода страны, уточнение и изучение всех имеющихся финансовых потоков, сложившегося распределения национального дохода обеспечит реальность и своевременность составления государственного бюджета республики;
11. Доходы бюджета должны возрастать не за счет новых налогов либо повышения их ставок, а путем расширения налоговой базы, роста числа субъектов хозяйствования, повышения эффективности их работы и роста эффективности страны в целом.
Расходы бюджета зависят от его доходов. Между расходной и доходной частями существует органическая связь: государство может профинансировать свои расходы в пределах получаемых доходов.
Определение приоритетов и направлений расходования бюджетных ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения эффективности государственных расходов.
Для оптимизации расходной части государственного бюджета необходимо:
1. Усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета, приоритетность в расходах должна быть обеспечена по средствам преимущественного финансирования при условиях эффективного использования государственных финансовых ресурсов;
2. Упразднить целевых бюджетных фондов в составе бюджета. Это предотвратит распыление средств, усилит их концентрацию на важнейших направлениях, обеспечит прозрачность бюджетных расходов, усиление контроля за их использованием;
3. Провести реструктуризацию расходов бюджета на отрасли экономики на базе инвентаризации собственных доходов отраслей, усилить роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций;
4. Для создания условий формирования собственных доходов ускорить поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями ЖКХ, транспортного хозяйства и др.;
5. Разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозрасчет и самофинансирование;
6. Снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности;
7. Повысить уровень бюджета на основе повышения их обоснованности, исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития;
8. Закрепить в законодательном порядке доли бюджетных ресурсов, направляемых в социально-культурную сферу в общем объеме расходов государственного бюджета;
9. Реструктуризировать источники финансирования расходов на отрасли непроизводственной сферы за счет сокращения традиционного набора бюджетных расходов на основе привлечения внебюджетных источников;
10 Прогнозирование пропорций, обеспечивающих оптимальное сочетание источников финансирования непроизводственной сферы;
11. Расширять перечень платных услуг с целью создания условий для формирования собственных доходов учреждений;
12. Научно обосновать норматив бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы;
13. Следует усилить контроль со стороны главных распорядителей средств бюджета за обязательствами находящихся в их ведении организаций и учреждений. Объемы несанкционированных обязательств, по которым казна вынуждена нести субсидиарную ответственность, сохраняются на недопустимо высоком уровне. Каждый такой случай должен быть предметом служебного разбирательства, а соответствующие должностные лица - нести административную и иную ответственность.
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда.
Для понимания сущности дефицита важно уяснить, что речь не идет об арифметическом превышении расходов над доходами. Дефицит бюджета – это сложная финансовая категория, выражающая совокупность денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения вновь созданной стоимости через бюджетную систему страны.
При определении источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать к эмиссии, а использовать ее только в экстренных случаях. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использования разнообразных форм государственного кредита. Рациональное сочетание безынфляционных источников позволит получить наибольший эффект.
Сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:
1. Повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов — основного источника увеличения доходов бюджета;
2. Дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведения рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности (имеется в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование);
3. Расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства;
4. Совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере;
5. Оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом, и в первую очередь — направляемых в реальный сектор экономики;
6. Обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;
7. Составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;
8. Развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;
9. Принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет;
10. Развитие территориально-регионального хозрасчета;
11. Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей.
Разработка
и последовательная реализация мер,
направленных, на увеличение доходов
и сокращение расходов, регулирование
бюджетного дефицита, целенаправленное
управление его размером в совокупности
с другими экономическими антикризисными
мерами будут способствовать стабилизации
финансового положения республики. Выбор
эффективных путей сокращения дефицита
бюджета является важнейшей из задач,
стоящих перед институтами, осуществляющими
комплексную работу по установлению пределов
роста отрицательного сальдо и его снижения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говоря о том что, государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств, определяем его единственную цель: это направление запланированных доходов на финансирование мероприятий предусмотренных в расходной части бюджета.
Центральное место бюджета в финансовой системе объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики, полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.
В настоящее время государственный бюджет Республики Беларусь имеет своей целью оптимизацию как доходной, так и расходной частей. В части расходной части планируется дальнейшая направленность на высокие социальные расходы.
Анализ показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности - снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.
Необходимо помнить, что бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.
Разработка
и последовательная реализация мер,
направленных, на увеличение доходов
и сокращение расходов, регулирование
бюджетного дефицита, целенаправленное
управление его размером в совокупности
с другими экономическими антикризисными
мерами будут способствовать стабилизации
финансового положения республики. Выбор
эффективных путей сокращения дефицита
бюджета является важнейшей из задач,
стоящих перед институтами, осуществляющими
комплексную работу по установлению пределов
роста отрицательного сальдо и его снижения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Бурачевский,
С. Пути сокращения и
2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей Нац. собр. Респ. Беларусь 17 июня 2008 г. : одобрен Советом Респ. Нац. собр. Респ. Беларусь 28 июня 2008 г. // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.