Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:06, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретические основы бюджета как экономической категории и главного финансового плана страны, рассмотреть структуру государственного бюджета Республики Беларусь, провести анализ основных статей и показать возможные пути совершенствования бюджета страны.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
1. Дать определение бюджета;
2. Рассмотреть уровни государственного бюджета, основные статьи доходов и расходов государственного бюджета;
3. Провести анализ основных доходных и расходных статей государственного бюджета Республики Беларусь на 2009-2011 год;
4. Определить основные пути совершенствования государственного бюджета.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………….5
2 СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ……...11
2.1 Формирование доходов государственного бюджета….......................11
2.2 Расходная часть государственного бюджета…………………………...16
3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ ……………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...........................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………
При описании сущности и внешнего проявления бюджета необходимо подчеркнуть, что «сущность государственного бюджета как объективных специфических финансовых отношений и его назначение остаются неизменными в различных общественно-экономических формациях, но его качественное содержание и роль как фонда денежных средств и финансового плана зависят от ряда объективных факторов: типа государства, уровня развития производительных сил, характера производственных отношений, экономического потенциала страны, территориальных, природных и других особенностей. Кроме того, содержание бюджета во многом определяется такими субъективными факторами, как проводимая правительством экономическая и финансовая политика, приоритеты социально-экономического развития и финансирования и др.».
Значение бюджета проявляется через его функции. Среди функций, выполняемых бюджетом, можно выделить две основных:
Распределительная функция заключается в том, что посредством бюджета перераспределяются значительная часть национального дохода и ВВП. Сфера действия распределительной функции включает перераспределение различных уровней: между структурными подразделениями общественного производства, межотраслевое, межтерриториальное, между уровнями бюджетов.
Контрольная функция бюджета проявляется в процессе формирования и использования фонда денежных средств государства. Через показатели доходов можно определить, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы от субъектов хозяйствования и граждан в распоряжение государства, в какой степени они соответствуют потребностям, как складываются пропорции в распределении средств и насколько эффективно они расходуются.
По мнению Н.Е. Заяц экономические отношения – это «главный сущностный признак бюджета, который раскрывает его природу, значимость в воспроизводственных процессах. Именно они и определяют на конкретном этапе исторического развития форму государственного бюджета, его материальное воплощение в централизованном фонде денежных средств государства. Поэтому при определении понятия государственного бюджета любой страны следует отразить три важнейшие его стороны: форму, сущность и материальное содержание» [19, с. 27].
Итак, государственный бюджет - это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.
Это
весьма динамичная категория, которая
зависит от множества объективных и субъективных
факторов, и поэтому его объем, структура,
содержание доходов и расходов различаются
в каждом конкретном историческом периоде
в разных странах. Свои особенности имеет
и бюджет в трансформационной и рыночной
экономике.
2. СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей - налоговые и неналоговые. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Сущностными
признаками доходов бюджета являются
безвозмездность и
В бюджетном кодексе РБ налоговые доходы включают в себя:
1. Республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;
2. Пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин);
3. Проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом [2, ст. 24].
Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Республики Беларусь пенями признаются денежные суммы, которые плательщик должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством. Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающейся к уплате сумме налога, сбора (пошлины) независимо от применения других способов обеспечения исполнения налогового обязательства, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения налогового обязательства, начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, сбора (пошлины). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины). Процентная ставка пеней принимается равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день исполнения налогового обязательства. Пени уплачиваются (взыскиваются) после уплаты (взыскания) причитающихся сумм налога, сбора (пошлины). После исполнения налогового обязательства плательщик (иное обязанное лицо) может быть освобожден от уплаты пеней в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
Формирование доходов государственного бюджета Республики Беларусь производится в соответствии с целями и задачами Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, а также бюджетно-налоговой политики, которая направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, формирование единого бюджетно-налогового законодательства Союзного государства Беларуси и России.
Проанализируем структуру доходов за 2009-2011 годы.
Доходы республиканского бюджета за январь - декабрь 2009 года сложились в сумме 46,8 трлн. рублей или 102,5 процента уточненного годового плана.
Так за январь-декабрь 2009 года доля налоговых доходов в доходах республиканского бюджета предусматривалось на уровне 26,5 трлн. рублей или 101,6 процента, неналоговых доходов 4,5 трлн. рублей или 113,2 процента, взносов на государственное социальное страхование 15,8 трлн. рублей или 101,3 процента.
По состоянию на 1 января 2010 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 58,7 млрд. рублей и по сравнению с началом года сохранилась на прежнем уровне.
Закон РБ «О республиканском бюджете на 2010 год» подготовлен с учетом требований Бюджетного кодекса РБ.
По сравнению с доходами республиканского бюджета за январь-декабрь 2009 года доходы республиканского бюджета в 2010 снизились на 16,5 трлн. рублей или на 1,3 процента.
Налога на прибыль поступило 3,3 трлн. рублей, или 100,2 процента уточненного годового плана. За январь-декабрь 2010 года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 11,8 трлн. рублей, или 103,4 процента уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 5,8 трлн. рублей, или 98,5 процентов уточненного годового плана.
По состоянию на 1 января 2011 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 32,0 млрд. рублей, что на 26,7 млрд. рублей меньше, чем по состоянию на 1 января 2010 года [приложение А].
Формирование доходов республиканского и местных бюджетов на 2010 г. осуществлено по нормативам, установленным Бюджетным кодексом и Законом о бюджете, с учетом положений Особенной части НК.
Бюджет 2010г. учитывает потенциальные риски, которые могут усложнить его исполнение, прежде всего в доходной части. Осторожность заключается в том, что при формировании бюджетных обязательств на 2010 год были использованы такие подходы, которые позволят расширять эти обязательства по мере увеличения доходов бюджета, то есть при более высоких темпах экономического роста. Это позволит иметь сбалансированный, устойчивый к внешним рискам бюджет, способный быстро адаптироваться к изменениям экономической ситуации в стране.
Согласно закону «О республиканском бюджете на 2011 год» утвердить республиканский бюджет на 2011 год по расходам в сумме 39 611 384 915 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 33 611 384 915 тыс. рублей.
Доходы
бюджета сектора органов
Доходы
республиканского бюджета составили
27,2 трлн. рублей, или 80,8 процента годового
плана.
За январь-август 2011 года в бюджет сектора органов государственного управления поступило НДС на сумму 13,8 трлн. рублей, или 72,2 процента годового плана. Налога на прибыль поступило 4,6 трлн. рублей, или 68,6 процента годового плана. Акцизы поступили в сумме 3,3 трлн. рублей, или 61,9 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 8,0 трлн. рублей, или 110,4 процента годового плана. Поступления в Фонд социальной защиты населения составили 17,2 трлн. рублей, или 66,4 процента годового плана.
По состоянию на 1 сентября 2011 года задолженность по налогам и сборам составила 44,2 млрд. рублей и увеличилась за август т. г. на 11,9 млрд. рублей.
Так анализируя структуру доходов 2009-2011 годов можно сделать вывод о том, что доходы республиканского бюджета за январь - август 2011 года снизились на 19,6 трлн. рублей или на 21,7 процента по сравнению с 2009 г.
Доходы республиканского бюджета на нынешний год прогнозируются в размере 3,6 трлн. рублей или 16,8 % ВВП, что на 1,6 трлн. рублей меньше, чем планировалось получить в прошлом году.
Итак,
главное назначение мобилизованных
доходов – создание устойчивой финансовой
базы, позволяющей органам власти всех
уровней управления осуществлять свои
функции, удовлетворять общегосударственные
потребности. Назначение доходов также
– покрыть расходы бюджета.
2.2
Расходная часть
Реализация основных положений бюджетной политики находит отражение не только в доходной, но и расходной части бюджета. Формирование расходов бюджета основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь прав граждан.
В бюджетном кодексе РБ расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов [2, ст. 39].