Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:06, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретические основы бюджета как экономической категории и главного финансового плана страны, рассмотреть структуру государственного бюджета Республики Беларусь, провести анализ основных статей и показать возможные пути совершенствования бюджета страны.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
1. Дать определение бюджета;
2. Рассмотреть уровни государственного бюджета, основные статьи доходов и расходов государственного бюджета;
3. Провести анализ основных доходных и расходных статей государственного бюджета Республики Беларусь на 2009-2011 год;
4. Определить основные пути совершенствования государственного бюджета.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………….5
2 СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ……...11
2.1 Формирование доходов государственного бюджета….......................11
2.2 Расходная часть государственного бюджета…………………………...16
3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ ……………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...........................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………
В составе текущих расходов следует выделить следующие основные направления: финансовое обеспечение текущего функционирования бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.
Основными формами текущих расходов являются: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; трансферты населению; краткосрочные бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств); субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Республики Беларусь; затраты на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных гарантий.
Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности [2, ст. 40].
Капитальные расходы бюджета также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Основной целью капитальных расходов бюджетов является развитие имущественной основы государства и местного самоуправления. Имущественную основу Республики Беларусь составляют объекты недвижимости, средства производства и иные вещи, принадлежащие ей на праве собственности и предназначенные для обеспечения реализации функций Республики Беларусь и решения стоящих перед ней задач, а также имущественные права, в том числе выраженные в ценных бумагах, принадлежащие ей и осуществляемые в тех же целях.
Предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах:
1. Расходы на функционирование бюджетных организаций;
2. Бюджетные трансферты населению;
3. Субсидии организациям и физическим лицам;
4. Бюджетные трансферты за границу;
5. Межбюджетные трансферты;
6. Расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;
7. Бюджетные ссуды, бюджетные займы;
8. Бюджетные кредиты;
9. Расходы на обслуживание долговых обязательств;
10. Другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.
При анализе структуры расходов государственного бюджета сравним показатели за 2009, 2010 и январь-август 2011 годов.
Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2009 года составили 46,3 трлн. рублей или 99,5 процента уточненного годового плана.
Из них, на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 20,3 трлн. рублей или 98,3 процента, национальной экономики - 13,5 трлн. рублей или 97,4 процента, расходы на общегосударственную деятельность составили 8,7 трлн. рублей или 106,1 процента.
В 2009 году наблюдался профицит республиканского бюджета, который за январь-декабрь составил 492,5 млрд. рублей.
По сравнению с расходами республиканского бюджета за 2009 год в 2010 году расходы составили 34,3 трлн. рублей, или 98,7 процента, что свидетельствует о их снижении на 9,3 трлн. рублей или на 0,8 процента.
В 2010 году на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) было направлено 6,7 трлн. рублей (99,6 процента), на национальную экономику – 8,7 трлн. рублей (97,3 процента). Расходы на расходы на общегосударственную деятельность составили 14,3 трлн. рублей (99,0 процента).
В 2010 году дефицит республиканского бюджета за январь-декабрь 2010 года составил – 4,0 трлн. рублей [ приложение А ].
Структура
расходов республиканского бюджета
представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Расходы республиканского бюджета по разделам, подразделам и видам
Наименование | Расходы бюджета на 2011год (млн. рублей) | Расходы бюджета на 2010год (млн. рублей) |
Расхода-всего,
в том числе на: |
39 611 384 | 38 222 389 |
Общегосударственные
расходы, из них на: |
17 299 528 | 14 779 932 |
государственные органы общего назначения | 10 70 698 | 785 334 |
международная деятельность | 555 860 | 447 819 |
обслуживание государственного долга | 2 411 972 | 2 038 072 |
межбюджетные трансферты | 12 006 036 | 7 302 888 |
Национальную
экономику
из них на: |
7 229 635 | 12932 670 |
сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность | 3 293 802 | 3 463 464 |
дорожное хозяйство | 1 246 682 | 1 108 641 |
промышленность, строительство, архитектура | 980 194 | 1 842 716 |
топливо и энергетику | 568 713 | 5 642 737 |
транспорт | 380 830 | 224 895 |
лесное хозяйство | 324 274 | 228 653 |
Социальную
политику
Из них на: |
4 362 998 | 3 024 604 |
пенсионное обеспечение | 2 156 489 | 1 396 294 |
помощь в обеспечении жилья | 1 975 846 | 1 333 450 |
Судебную
власть, правоохранительную деятельность
и обеспечение безопасности
Из них на: |
3 817 039 | 2 475 199 |
органы внутренних дел | 1 710 925 | 1 095 295 |
органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям | 483 083 | 286 154 |
Образование | 2 142 633 | 1 423 233 |
Национальную оборону | 2 098 249 | 1 469 503 |
Расходы
государственных бюджетных фондов
Из них на: |
1 591 202 | 4 753 398 |
инновационные фонды | 1 296 788 | 2 095 682 |
Здравоохранение | 1 571 558 | 1 260 955 |
Окончание таблицы 2.2
Наименование | Расходы бюджета на 2011год (млн. рублей) | Расходы бюджета на 2010год (млн. рублей) |
Физическую
культуру, спорт, культуру и СМИ
Из них на: |
740 493 | 537 069 |
Физическую культуру и спорт | 248 343 | 186 388 |
культуру | 265 986 | 180 074 |
СМИ | 214 728 | 167 185 |
Охрану окружающей среды | 307 551 | 233 418 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство | 41 596 | 85 802 |
Источник-собственная |
В январе 2011 года вступил в силу Закон «О республиканском бюджете на 2011 год». В соответствии с ним расходы бюджета запланированы в объёме 39,6 трлн. рублей. Это на 1,4 трлн. рублей больше по сравнению с 2010 годом.
В большинстве сфер запланированные объёмы финансирования увеличены. В частности, это касается общегосударственных расходов, в структуре которых в 1,6 раза вырастут межбюджетные трансферты. В 1,4 раза возрастут расходы на социальную политику. Увеличение расходов коснется также правоохранительной деятельности, здравоохранения, образования, национальной обороны.
В то же время существенно сократятся расходы на национальную экономику – на 5,7 трлн. рублей по сравнению с запланированными цифрами на 2010 год. Главным образом это произошло за счет уменьшения (сразу в 10 раз) расходов на топливо и энергетику.
Кроме
того, в три раза сократились запланированные
расходы государственных
Стоит отметить, что растет и доля расходов бюджета в валовом внутреннем продукте. Например, если в 2006 году она составляла 34,7 % от ВВП, то в 2011 году достигнет 39,6%.
Расходы
бюджета сектора органов
Расходы республиканского бюджета составили 25,8 трлн. рублей, или 64,0 процента годового плана.
Расходы
на общегосударственную
Профицит
республиканского бюджета составил
1,3 трлн. рублей, или 0,9 процента к ВВП [приложение
Б].
3.
ОСНОВНЫЕ ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ
Для эффективного функционирования государства и выполнения его функций необходимо найти основные пути оптимизации доходов и расходов бюджета, а также определить источники покрытия бюджетного дефицита.
Экономические
интересы общества реализуются прежде
всего в сфере налоговых
В странах с развитыми рыночными отношениями налоговые поступления формируют примерно 80-90% доходов государственной казны. Бюджет Беларуси, в отличие от развитых стран, ориентирован преимущественно на косвенное налогообложение, и, как следствие, за счет указанной группы платежей формируется более половины доходов казны.
В области бюджетной политики большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что налоговые источники на сегодняшний день не могут быть увеличены, так как дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции.