Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть теоретические основы бюджета как экономической категории и главного финансового плана страны, рассмотреть структуру государственного бюджета Республики Беларусь, провести анализ основных статей и показать возможные пути совершенствования бюджета страны.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
1. Дать определение бюджета;
2. Рассмотреть уровни государственного бюджета, основные статьи доходов и расходов государственного бюджета;
3. Провести анализ основных доходных и расходных статей государственного бюджета Республики Беларусь на 2009-2011 год;
4. Определить основные пути совершенствования государственного бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………….5
2 СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ……...11
2.1 Формирование доходов государственного бюджета….......................11
2.2 Расходная часть государственного бюджета…………………………...16
3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ ……………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...........................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

начало.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     В составе текущих расходов следует  выделить следующие основные направления: финансовое обеспечение текущего функционирования бюджетных организаций, оказание поддержки  другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики  на текущее функционирование, а также другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.

     Основными формами текущих расходов являются: ассигнования на содержание бюджетных  учреждений; трансферты населению; краткосрочные бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств); субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Республики Беларусь; затраты на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных гарантий.

     Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности [2, ст. 40].

     Капитальные расходы бюджета также включают в себя расходы на создание государственных  запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных  прав на объекты интеллектуальной собственности.

     Основной  целью капитальных расходов бюджетов является развитие имущественной основы государства и местного самоуправления. Имущественную основу Республики Беларусь составляют объекты недвижимости, средства производства и иные вещи, принадлежащие ей на праве собственности и предназначенные для обеспечения реализации функций Республики Беларусь и решения стоящих перед ней задач, а также имущественные права, в том числе выраженные в ценных бумагах, принадлежащие ей и осуществляемые в тех же целях.

     Предоставление  средств из бюджета осуществляется в следующих формах:

     1. Расходы на функционирование бюджетных организаций;

     2. Бюджетные трансферты населению;

     3. Субсидии организациям и физическим лицам;

     4. Бюджетные трансферты за границу;

     5. Межбюджетные трансферты;

     6. Расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;

     7. Бюджетные ссуды, бюджетные займы;

     8. Бюджетные кредиты;

     9. Расходы на обслуживание долговых обязательств;

     10. Другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.

     При анализе структуры расходов государственного бюджета сравним показатели за 2009, 2010 и январь-август 2011 годов.

     Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2009 года составили 46,3 трлн. рублей или 99,5 процента уточненного годового плана.

     Из  них, на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 20,3 трлн. рублей или 98,3 процента, национальной экономики - 13,5 трлн. рублей или 97,4 процента, расходы на общегосударственную деятельность составили 8,7 трлн. рублей или 106,1 процента.

     В 2009 году наблюдался профицит республиканского бюджета, который за январь-декабрь составил 492,5 млрд. рублей.

     По  сравнению с расходами республиканского бюджета за 2009 год в 2010 году расходы составили 34,3 трлн. рублей, или 98,7 процента, что свидетельствует о их снижении на 9,3 трлн. рублей или на 0,8 процента.

     В 2010 году на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) было направлено 6,7 трлн. рублей (99,6 процента), на национальную экономику – 8,7 трлн. рублей (97,3 процента). Расходы на расходы на общегосударственную деятельность составили 14,3 трлн. рублей (99,0 процента).

     В 2010 году дефицит республиканского бюджета за январь-декабрь 2010 года составил – 4,0 трлн. рублей [ приложение А ].

     Структура расходов республиканского бюджета  представлена в таблице 2.2. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.2 – Расходы республиканского бюджета по разделам, подразделам и видам

Наименование Расходы бюджета  на 2011год  (млн. рублей) Расходы бюджета  на 2010год  (млн. рублей)
Расхода-всего,

в том  числе на:

39 611 384 38 222 389
Общегосударственные

расходы,

из них  на:

17 299 528 14 779 932
государственные органы общего назначения 10 70 698 785 334
международная деятельность 555 860 447 819
обслуживание  государственного долга 2 411 972 2 038 072
межбюджетные  трансферты 12 006 036 7 302 888
Национальную экономику

из них  на:

7 229 635 12932 670
сельское  хозяйство и рыбохозяйственную  деятельность 3 293 802 3 463 464
дорожное  хозяйство 1 246 682 1 108 641
промышленность, строительство, архитектура 980 194 1 842 716
топливо и энергетику 568 713 5 642 737
транспорт 380 830 224 895
лесное хозяйство 324 274 228 653
Социальную политику

Из них  на:

4 362 998 3 024 604
пенсионное обеспечение 2 156 489 1 396 294
помощь  в обеспечении жилья 1 975 846 1 333 450
Судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности

Из них  на:

3 817 039 2 475 199
органы  внутренних дел 1 710 925 1 095 295
органы  и подразделения по чрезвычайным ситуациям 483 083 286 154
Образование 2 142 633 1 423 233
Национальную оборону 2 098 249 1 469 503
Расходы государственных бюджетных фондов

Из них  на:

1 591 202 4 753 398
инновационные фонды 1 296 788 2 095 682
Здравоохранение 1 571 558 1 260 955
 
 
 

Окончание таблицы 2.2

Наименование Расходы бюджета  на 2011год  (млн. рублей) Расходы бюджета  на 2010год  (млн. рублей)
Физическую  культуру, спорт, культуру и СМИ

Из них  на:

740 493 537 069
Физическую  культуру и спорт 248 343 186 388
культуру 265 986 180 074
СМИ 214 728  167 185
Охрану окружающей среды 307 551 233 418
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 41 596 85 802
   Источник-собственная разработка. Таблица  составлена на основе изучения  экономической литературы.
 

     В январе 2011 года вступил в силу Закон  «О республиканском бюджете на 2011 год». В соответствии с ним расходы бюджета запланированы в объёме 39,6 трлн. рублей. Это на 1,4 трлн. рублей больше по сравнению с 2010 годом.

     В большинстве сфер запланированные  объёмы финансирования увеличены. В  частности, это касается общегосударственных  расходов, в структуре которых  в 1,6 раза вырастут межбюджетные трансферты. В 1,4 раза возрастут расходы на социальную политику. Увеличение расходов коснется также правоохранительной деятельности, здравоохранения, образования, национальной обороны.

     В то же время существенно сократятся расходы на национальную экономику  – на 5,7 трлн. рублей по сравнению с запланированными цифрами на 2010 год. Главным образом это произошло за счет уменьшения (сразу в 10 раз) расходов на топливо и энергетику.

     Кроме того, в три раза сократились запланированные  расходы государственных целевых  фондов. Это произошло за счет отмены республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. На этот фонд приходился значительный объем средств. Также сократились расходы инновационных фондов.

     Стоит отметить, что растет и доля расходов бюджета в валовом внутреннем продукте. Например, если в 2006 году она составляла 34,7 % от ВВП, то в 2011 году достигнет 39,6%.

     Расходы бюджета сектора органов государственного управления за январь-август 2011 года составили 56,9 трлн. рублей, или 64,2 процента годового плана.

     Расходы республиканского бюджета составили 25,8 трлн. рублей, или 64,0 процента годового плана.

     Расходы на общегосударственную деятельность составили 7,0 трлн. рублей или 64,3 процента, на финансирование национальной экономики – 8,5 трлн. рублей или 66,0 процентов, на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) направлено 34,3 трлн. рублей или 63,7 процента.

     Профицит  республиканского бюджета составил 1,3 трлн. рублей, или 0,9 процента к ВВП [приложение Б]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА РБ 

     Для эффективного функционирования государства и выполнения его функций необходимо найти основные пути оптимизации доходов и расходов бюджета, а также определить источники покрытия бюджетного дефицита.

     Экономические интересы общества реализуются прежде всего в сфере налоговых отношений, поскольку именно налоговые платежи обеспечивают подавляющую массу поступлений в казну и соответственно определяют финансовый потенциал государства.

     В странах с развитыми рыночными отношениями налоговые поступления формируют примерно 80-90% доходов государственной казны. Бюджет Беларуси, в отличие от развитых стран, ориентирован преимущественно на косвенное налогообложение, и, как следствие, за счет указанной группы платежей формируется более половины доходов казны.

     В области бюджетной политики большое  значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что налоговые источники на сегодняшний день не могут быть увеличены, так как дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции.

Информация о работе Государственный бюджет