Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:06, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретические основы бюджета как экономической категории и главного финансового плана страны, рассмотреть структуру государственного бюджета Республики Беларусь, провести анализ основных статей и показать возможные пути совершенствования бюджета страны.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
1. Дать определение бюджета;
2. Рассмотреть уровни государственного бюджета, основные статьи доходов и расходов государственного бюджета;
3. Провести анализ основных доходных и расходных статей государственного бюджета Республики Беларусь на 2009-2011 год;
4. Определить основные пути совершенствования государственного бюджета.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………….5
2 СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ……...11
2.1 Формирование доходов государственного бюджета….......................11
2.2 Расходная часть государственного бюджета…………………………...16
3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ ……………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...........................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………
Основным
звеном финансовой системы любой
страны является государственный бюджет,
что обусловлено его
Государство для выполнения своих функций нуждается в крупных финансовых ресурсах, которые аккумулируются в бюджете. С его помощью осуществляется перераспределение национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей, содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства и другие нужды.
Особенностью государственного бюджета Республики Беларусь является его ярко выраженная социальная направленность.
Все вышесказанное определяет актуальность темы данной работы.
Объектом исследования является государственный бюджет Республики Беларусь.
Цель работы – рассмотреть теоретические основы бюджета как экономической категории и главного финансового плана страны, рассмотреть структуру государственного бюджета Республики Беларусь, провести анализ основных статей и показать возможные пути совершенствования бюджета страны.
Из цели работы вытекают
1. Дать определение бюджета;
2. Рассмотреть уровни государственного бюджета, основные статьи доходов и расходов государственного бюджета;
3. Провести анализ основных доходных и расходных статей государственного бюджета Республики Беларусь на 2009-2011 год;
4. Определить основные пути совершенствования государственного бюджета.
При написании работы использованы нормативные документы Республики Беларусь, научные публикации, литература по курсу «Теория финансов», «Государственный бюджет».
При выполнении работы использованы методы экономического и статистического анализа.
Курсовая
работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованных источников
и приложения. Курсовая работа включает
33 с., 4 таблицы, 21 источник, 2 приложения.
Учение
о государственном бюджете
Так при рассмотрении сущности государственного бюджета необходимо разделить его внешние и внутренние признаки.
По
своей внешней форме
Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса.
По мнению Н.Е. Заяц «в процессе составления основного финансового плана государства государственный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды» [19, с.25].
Через государственный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, около ¾ всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.
Экономическое значение бюджета заключается, прежде всего в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.
Основной финансовый план или централизованный фонд финансовых ресурсов государства - это внешние признаки бюджета: форма и ее материальное воплощение. Глубинную сущность государственного бюджета, его экономическую природу составляют экономические отношения. Всегда в качестве одного из субъектов этих отношений выступает государство, нуждающееся в денежных средствах для выполнения своих функций. Формируя доходную часть бюджета, государство вступает в финансовые взаимоотношения с плательщиками налогов и сборов и других видов неналоговых поступлений. Вторым субъектом бюджетного процесса становятся население и предприятия, часть доходов которых идут на общегосударственные нужды. Отношения между государством, населением и предприятиями возникают и при использовании бюджетных ресурсов.
Специфика этих отношений заключается в следующем:
1. Денежная форма отношений (опосредует движение финансовых ресурсов);
2. Сфера их действия (ограничена рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств);
3. Участникам отношений;
4. Безвозмездности движения стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением.
В
современной экономической
В
учебном пособии «
В «Основах теории финансов»
под редакцией Л.А. Дробозиной
бюджет рассматривается как «
В. С. Павлов определяет
Я думаю, наиболее точным определением бюджета является приведенное Т.В. Сорокиной в книге «Бюджетный процесс Республики Беларусь»: «Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета»[14, с. 56].
При всем различии в определениях, большинство авторов объединяет то, что они выделяют два основных аспекта в понятии «бюджет»:
Экономическая сущность бюджета состоит в том, что бюджет – это объективно функционирующие специфические денежные отношения (бюджетные). Бюджетные отношения появляются в составе финансовых отношений при обособлении стоимости чистого дохода, они опосредуют образование той части дохода, которая в процессе последующего распределения будет направлена в централизованный фонд государства. Их появление обусловлено отделением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей.
Выделяют следующие особенности бюджетных отношений:
1. Обусловлены функционированием государства;
2. Связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;
3. Носят перераспределительный характер;
4. Опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;
5. Регламентированы бюджетным и налоговым законодательством.
Таким образом, по своей сущности бюджет представляет собой совокупность специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на различных этапах общественного развития.
По своей организационной (внешней) форме бюджет — это финансовый план государства, занимающий центральное место в общей системе финансовых планов.
Он является основным финансовым планом государства, в пользу чего свидетельствуют следующие аргументы:
1. Бюджет формируется как финансовая база государства;
2. Через бюджет перераспределяется значительная доля валового продукта и национального дохода государства, определяются макроэкономические пропорции бюджетного перераспределения стоимости;
3. Порядок формирования доходов бюджета влияет на условия образования и объемы децентрализованных фондов субъектов хозяйствования, доходы населения;
4. Объемы государственных расходов определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами каждого конкретного этапа развития общества;
5. В конечном счете, бюджет объединяет все финансовые планы экономических агентов через систему показателей (платежи в бюджет и ассигнования из бюджета), отражающих взаимоотношения с бюджетом в специальных разделах финансовых планов предприятий, организаций и сметах бюджетных учреждений.
Как специфический финансовый план бюджет принимает форму закона, обязательного для исполнения всеми субъектами хозяйствования и населением. Показатели закона о бюджете в количественном выражении отражают движение финансовых ресурсов, перераспределяемых посредством бюджета.
Бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде. Объем бюджетного фонда характеризует степень централизации финансовых ресурсов в руках государства и зависит от уровня экономического развития страны и тех социально-экономических задач, которые решает то или иное государство на конкретном этапе развития.