Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных заданий:
изучить особенности формирования государственного бюджета;
рассмотреть доходы и расходы государственного бюджета;
охарактеризовать суть государственного дефицита и профицита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………...……………………………………………………………4
1 Государственный бюджет и его роль в финансовой системе………………5
1.1 Государственный бюджет, его функции и значение в формировании централизованных денежных фондов государства…………………………..5
1.2 Структура доходов и расходов госбюджета в рыночной экономике. Основные бюджетные пропорции……………………………………..………8
1.3 Проблемы сбалансированности госбюджета: бюджетный дефицит и профицит. Основные концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита……….……………………………….…11
2 Государственный бюджет Республики Беларусь и его особенности………14
2.1 Республиканские и местные бюджеты: функции, принципы и механизм формирования доходов и расходов. Консолидированный бюджет Республики Беларусь………………………………………………………………………....14
2.2 Динамика и структура доходной и расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы…………………………17
2.3 Динамики дефицита (профицита) консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы. Причины дефицита и способы его финансирования……………………………………………………………..….23
3 Особенности и основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь……………………………….……………...25
3.1 Эффективность бюджетной политики Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе………………………………………..….25
3.2 Основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………..………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………….……30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………….…31
ПРИЛОЖЕНИЕ А Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы……………32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура распределения доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы……………………………..…………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ В Консолидированный бюджет РБ….………………………37

Работа содержит 1 файл

kursovaya_osnovnaya.docx

— 89.89 Кб (Скачать)

Серьезные сложности для всей экономики Республики Беларусь возникли в 2011 году. В 2011 произошел финансовый кризис вызванный многолетним отрицательным сальдо торгового баланса и издержками элементов административно-командной системы в экономике, и обострившийся из-за ажиотажного спроса на иностранную валюту и повышения заработной платы перед президентскими выборами 2010 года.

Кризис проявился в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении покупательной способности населения вследствие более чем 50%-ной девальвации белорусского рубля.

Роль финансовой политики в экономическом  и социальном развитии Республики Беларусь, особенно в данный период, трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят  темпы стабилизации экономической  ситуации, а также дальнейшее развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей.Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение  необходимой величины ресурсов и  выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей  и задач. Целью финансовой политики Республики Беларусь должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.

Например, в настоящее время  реальный рост доходов населения  пока не приводит к качественным изменениям в целенаправленности его расходов. Среди них, к сожалению, почти  отсутствуют долгосрочные потребности: покупка или постройка жилья. И государство пока сделало недостаточно необходимых усилий по развитию жилищного  строительства, в том числе на базе кредитования под строительство  жилья. Возможные усилия государства  в этом деле, направленные на такую  корректировку интересов людей  и, следовательно, целей финансовой политики способствовали бы значительному  притоку средств населения в  качестве инвестиций в развитие реального  сектора экономики – в сферу  строительства и в сферу промышленности строительных материалов. И далее повлекло бы за собой развитие других отраслей экономики. В конечном счете, все это привело бы к увеличению доходов предприятий, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, следовательно, к росту потенциала самой финансовой политики.

В настоящее время плановое регулирование  всех составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует. Наша республика обладает не малыми производительными  силами, включая людской потенциал, находящий далеко не полное полезное применение; производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично. Неполное использование возможностей объясняется отсутствием необходимых  денежных средств, для переобучения людей, технического перевооружении предприятий, освоения выпуска новой продукции, создания новых мощностей по более  комплексному освоению и более полному  использованию сырья.

Еще одним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование  всех средств.

Все эти вышеперечисленные ресурсы  и являются реальной базой проведения финансовой политики Республики Беларусь.

После того, как определены цели и  задачи финансовой политики, а также  имеющиеся для их достижения ресурсы  необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях.

Выбор путей реализации финансовой политики должен, с одной стороны, логически связывать все ее направления, а, с другой, все мероприятия данной политики должны быть согласованы по времени их осуществления и проводиться строго в намеченные сроки.

Проблема выбора путей реализации финансовой политики во все времена  была и будет ключевой в функционировании любого государства, в том числе  на уровне его субъектов. При этом набор решений должен предполагать скоординированные действия по всем направлениям финансовой политики: антимонопольной, банковской (кредитной), бюджетной, валютной, налоговой, страховой, таможенной и  фондовой.

Существование рациональной финансовой политики субъектов Республики Беларусь является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом.

Таким образом, в данный момент необходимо прилагать дополнительные усилия для  выхода экономики Беларуси из сложившейся  ситуации. Выработать рациональную экономическую  политику, создать адекватные инструменты  для работы и разрешать накопившиеся проблемы.

 

 

3.2 Основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь

Основными целями бюджетно-налоговой  политики являются обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем.

Для их достижения необходимо продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Важно обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь.

На этапе 2011–2020 гг. общее количество налогов должно быть сведено к 7–8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет. Реформирование направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику на 2–4 процентных пункта, а также на достижение следующих целей:

повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений; совершенствования моделей построения налогов и сборов; улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет создания в стране самостоятельной отрасли законодательства – налогового права, имеющей свой собственный предмет, принципы, методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;

упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов; сокращения их количества; максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты;

обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.

В ходе проведения налоговых реформ должно повыситься фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой  экологической среды, а также  имущественных налогов, которые  станут основой формирования местных  бюджетов. В общем объеме налоговых  поступлений при значительной доле НДС и акцизов должно возрасти значение прямых налогов на доходы и прибыль юридических и физических лиц.

Одновременно с уменьшением  налоговой нагрузки на экономику  предусматривается осуществлять сокращение объемов перераспределяемых государством финансовых ресурсов с 47,4% к ВВП в 2002 г. до 44% к ВВП в 2010 г. и 42–43% к 2020 г. Доходы консолидированного бюджета (без учета Фонда социальной защиты населения) составят соответственно 33,8, 30–31 и 29–30% к ВВП.

Усилится социальная направленность бюджета, гарантирующая защиту населения  в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного  обеспечения, оказания адресной поддержки  малообеспеченным слоям населения.

Предполагается полностью ликвидировать  бюджетные субсидии, предоставляемые  отдельным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, организациям жилищно-коммунального  хозяйства с переводом части  расходов в адресные субсидии малообеспеченным группам населения. Бюджетные средства предусматривается использовать исключительно  в соответствии с получаемыми  обществом результатами по приоритетным направлениям структурных преобразований в экономике.

Отказ государства от финансирования направлений, где его участие  необязательно и неэффективно, позволит увеличить расходы на социальную политику и бюджетную сферу.

В области совершенствования межбюджетных отношений в прогнозируемом периоде будет обеспечена реальная децентрализация бюджетной системы с одновременной передачей на республиканский уровень всех финансовых обязательств общенационального характера и соответствующих им налоговых ресурсов. Должно быть проведено четкое разграничение расходов между уровнями бюджетной системы, повышена степень автономности налоговых полномочий, выработаны прозрачные процедуры распределения финансовой поддержки регионам.

Важным направлением расходов бюджета  являются капитальные вложения, направляемые на строительство объектов, связанных  с проведением на территориях  радиоактивного загрязнения защитных мер по их реабилитации. Предполагается расширение участия частного капитала в финансировании природоохранных  мероприятий и ресурсосбережении.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Написав курсовую работу на тему: “Бюджетная система Республики Беларусь”, можно  сделать следующие выводы:             Бюджетная политика одним из главных инструментов экономической политики страны. Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого правительство перераспределяет более третьей части государственного дохода и более половины собственных денежных средств. Бюджет возникает и действует там, где существует правительство и развитые товарно-денежные дела. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и общественного развития, устойчивость денежного положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, улучшение структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства работают в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики страны через республиканский и местные бюджеты.     Для эффективного проведения бюджетной политики по формированию главных доходных источников необходимо улучшить налоговую политику, сократить налоговые перегрузки, увеличить внедрение резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по способности - понизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное действие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.   

Следует также сказать, что бюджетный  дефицит играется ключевую роль в  механизме развития инфляционных действий, разрушающих экономику страны, а  также его ведомую роль в системе  характеристик экономической сохранности  страны.     

Главной же целью совершенствования  бюджетной политики страны обязано  быть усиление её стимулирующей функции  для перехода экономики страны в  постиндустриальную стадию развития. Основные направления преобразований на долгосрочную перспективу намечены и закреплены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. На сегодняшний день уже разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. http://minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data [электронный ресурс]
  2. Афанасьев, М. Основы бюджетной системы: Учебное пособие для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. - 241 с.
  3. Афанасьев, М.П.    Бюджет и бюджетная система: учебник. - Москва : Юрайт, 2009. – 776  с.
  4. Киселев, С. А.  Бюджетная политика Республики Беларусь в условиях инновационной экономики // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2008. - N 2. - С. 22-26.
  5. Макроэкономика : учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / [А.В. Бондарь и др.]. - 2-е изд. - Минск : БГЭУ, 2009. - 415 с.
  6. Национальная экономика Беларуси: учебник для студентов экон. спец. вузов / [В.Н. Шимов и др.] ; под ред. В.Н. Шимова. - 3-е изд. - Минск : БГЭУ, 2009. - 751 с.
  7. Сорокина, Т. В.   Бюджет Беларуси: история развития и современное состояние // Белорусский экономический журнал. - 2009. - N 2. - С. 60-72
  8. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие для вузов по спец. "Финансы и кредит". - 2-е изд., перераб. - Мн.: БГЭУ, 2004. - 289 с.
  9. Статистические сборники Республики Беларусь за 2009 и 2010 г.
  10. Экономическая теория / [Куликова Л.М.], - Москва, 2004
  11. Шмарловская, Г.А. Бюджетно-налоговое регулирование: теория и практика: Учеб.пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 80с.
  12. Экономика / [В.Л. Клюни, Н.С. Тихонович], - Минск БГУ, 2007, - 423 с.
  13. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2011, - Минск 2011

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Таблица А.1 - Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы

(в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей)

 

2005

2009

2010

Консо-

лиди-

рован-

ный

бюджет

В том числе

Консо-

лиди-

рован-

ный

бюджет

В том числе

Консо-

лиди-

рован-

ный

бюджет

В том числе

Респуб-

ликанс-

кий

бюджет

Мест-

ные

бюд-

жеты

Респуб-

ликанс-

кий

бюджет

Мест-

ные

бюд-

жеты

Респуб-

ликанс-

кий

бюджет

Мест-

ные

бюд-

жеты

Доходы

 

в том числе:

налоговые доходы

из них:

налоги на доходы и прибыль

 

подоходный налог

 

налог на прибыль

 

налоги на собственность

 

налоги на товары (работы, услуги)

из них:

НДС

 

акцизы

 

экологический налог

 

налоговые доходы от внешнеэко-номической деятельности

 

взносы на государственное  социальное страхование

 

неналоговые доходы

 

30 825

 

 

 

17 063

 

 

 

4 828

 

 

1 882

 

 

2 366

 

 

1 149

 

 

 

8 666

 

5 895

 

1 368

 

 

112

 

 

 

 

 

1 682

 

 

 

 

7 405

 

 

1 234

 

21 293

 

 

 

9 096

 

 

 

1 741

 

 

-

 

 

1 536

 

 

-

 

 

 

5 271

 

4 111

 

1 116

 

 

4

 

 

 

 

 

1 682

 

 

 

 

7 405

 

 

855

12 049

 

 

 

7 967

 

 

 

3 087

 

 

1 882

 

 

830

 

 

1 149

 

 

 

3 395

 

1 784

 

252

 

 

108

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

379

 

62 808

 

 

 

41 305

 

 

 

9 631

 

 

4 305

 

 

4 608

 

 

1 627

 

 

 

19 907

 

12 083

 

3 637

 

 

624

 

 

 

 

 

7 970

 

 

 

 

15 799

 

 

5 704

46 819

 

 

 

26 471

 

 

 

2 882

 

 

-

 

 

2 713

 

 

-

 

 

 

13 848

 

8 198

 

3 475

 

 

458

 

 

 

 

 

7 970

 

 

 

 

15 799

 

 

4 549

21 988

 

 

 

14 834

 

 

 

6 749

 

 

4 305

 

 

1 895

 

 

1 627

 

 

 

6 059

 

3 885

 

162

 

 

166

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

1 155

48 754

 

 

 

44 875

 

 

 

11 822

 

 

5 381

 

 

5 580

 

 

1 850

 

 

 

22 981

 

16 226

 

4 350

 

 

439

 

 

 

 

 

5 776

 

 

 

 

 

 

3 770

30 270

 

 

 

27 823

 

 

 

3 535

 

 

-

 

 

3 329

 

 

-

 

 

 

16 550

 

11 785

 

4 349

 

 

96

 

 

 

 

 

5 776

 

 

 

 

 

 

2 434

27 976

 

 

 

17 052

 

 

 

8 287

 

 

5 381

 

 

2 251

 

 

1 850

 

 

 

6 431

 

4 441

 

1

 

 

343

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

1 336

Расходы

 

в том числе на:

общегосударст -

венную деятель -

ность

из них на:

государствен-

ные органы общего назна-

чения

 

международную деятельность

 

национальную экономику

из них на:

промышлен-

ность, строи-

тельство и архитектуру

 

сельское хозяй-

ство, рыбо-

хозяйственную деятельность

 

дорожное хозяйство, транспорт, связь

 

топливо и энер-

гетику

 

охрану окру-

жающей среды

 

жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

 

социальную сферу

31 257

 

 

 

 

 

 

 

 

749

 

 

163

 

 

 

 

 

 

93

 

 

 

 

1 180

 

 

 

416

 

 

 

 

220

 

 

 

 

 

1 349

 

 

9 115

21 438

 

 

 

 

 

 

 

 

391

 

 

163

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

316

 

 

 

21

 

 

 

 

220

 

 

 

 

 

3

 

 

2 854

12 274

 

 

 

 

 

 

 

 

358

 

 

-

 

 

 

 

 

 

76

 

 

 

 

864

 

 

 

395

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

1 346

 

 

6 261

 

 

 

 

63 766

 

 

 

 

8 054

 

 

 

 

1 337

 

 

351

 

 

16 360

 

 

 

 

1 218

 

 

 

 

5 426

 

 

 

3 104

 

 

 

6 107

 

397

 

 

 

 

 

3 043

 

 

32 155

46 326

 

 

 

 

8 732

 

 

 

 

682

 

 

351

 

 

13 528

 

 

 

 

1 196

 

 

 

 

3 583

 

 

 

2 258

 

 

 

6 045

 

403

 

 

 

 

 

24

 

 

20 262

23 446

 

 

 

 

5 020

 

 

 

 

655

 

 

-

 

 

2 884

 

 

 

 

22

 

 

 

 

1 843

 

 

 

899

 

 

 

62

 

136

 

 

 

 

 

3 019

 

 

12 008

52 980

 

 

 

 

10 188

 

 

 

 

1 675

 

 

382

 

 

12 412

 

 

 

 

1 120

 

 

 

 

5 314

 

 

 

3 150

 

 

 

2 292

 

496

 

 

 

 

 

3 896

 

 

21 504

34 282

 

 

 

 

14 287

 

 

 

 

834

 

 

382

 

 

8 750

 

 

 

 

1 095

 

 

 

 

3 484

 

 

 

1 508

 

 

 

2 193

 

243

 

 

 

 

 

32

 

 

6 671

28 367

 

 

 

 

5 557

 

 

 

 

841

 

 

-

 

 

3 662

 

 

 

 

25

 

 

 

 

1 830

 

 

 

1 642

 

 

 

99

 

267

 

 

 

 

 

3 864

 

 

14 833

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь