Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных заданий:
изучить особенности формирования государственного бюджета;
рассмотреть доходы и расходы государственного бюджета;
охарактеризовать суть государственного дефицита и профицита.
ВВЕДЕНИЕ………...……………………………………………………………4
1 Государственный бюджет и его роль в финансовой системе………………5
1.1 Государственный бюджет, его функции и значение в формировании централизованных денежных фондов государства…………………………..5
1.2 Структура доходов и расходов госбюджета в рыночной экономике. Основные бюджетные пропорции……………………………………..………8
1.3 Проблемы сбалансированности госбюджета: бюджетный дефицит и профицит. Основные концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита……….……………………………….…11
2 Государственный бюджет Республики Беларусь и его особенности………14
2.1 Республиканские и местные бюджеты: функции, принципы и механизм формирования доходов и расходов. Консолидированный бюджет Республики Беларусь………………………………………………………………………....14
2.2 Динамика и структура доходной и расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы…………………………17
2.3 Динамики дефицита (профицита) консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы. Причины дефицита и способы его финансирования……………………………………………………………..….23
3 Особенности и основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь……………………………….……………...25
3.1 Эффективность бюджетной политики Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе………………………………………..….25
3.2 Основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………..………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………….……30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………….…31
ПРИЛОЖЕНИЕ А Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы……………32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура распределения доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы……………………………..…………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ В Консолидированный бюджет РБ….………………………37
2 Государственный бюджет Республики Беларусь и его особенности
2.1 Республиканский и местные бюджеты: функции, принципы и механизм формирования доходов и расходов. Консолидированный бюджет Республики Беларусь
Для выполнения
функций государственного бюджета
создается разветвленная сеть самостоятельных
структур, которая содействует
Бюджетная система
Республики Беларусь определяется административно-
Единство бюджетной системы обеспечивается общими законодательной базой, формами бюджетной документации, бюджетной классификацией, информационной базой данных;
Полнота бюджетов обеспечивается включением в них в полном объеме всех налогов, установленных законодательством РБ, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.
Реальность бюджетов подтверждается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.
Гласность бюджетов достигается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия Закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.
Самостоятельность бюджетов всех уровней, отражающих доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы, обусловлена порядком их утверждения: республиканский бюджет утверждается Законом о бюджете Республики Беларусь, местные – решениями местных органов власти.
Правовое и организационное построение бюджетной системы республики в соответствии с перечисленными выше принципами ее организации определяет успешную реализацию всех поставленных перед бюджетом задач в области динамичного развития экономики и социально-культурной сферы Беларуси.
Для выполнения конкретных функций, реализация которых возложена на отдельные органы власти, осуществляется распределение доходов и расходов между бюджетами всех уровней в соответствии с принципами построения и организации бюджетной системы. Этот процесс регулируется Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной (бюджетный) финансовый год.
При распределении доходов учитывается выполнение следующих основных задач:
При распределении расходов между отдельными звеньями бюджетной системы решаются следующие задачи:
Перераспределение расходов между
бюджетами осуществляется в целях
рационального сочетания
Республиканский бюджет, который признан главным звеном бюджетной системы государства, сосредотачивает немногим больше половины консолидированного бюджета. Его расходы обеспечивают финансирование следующих направлений:
К местным бюджетам республики относятся бюджеты областей, в том числе областные, городов областного подчинения и бюджеты районов (первичные). Последние классифицируются на бюджеты районные, сельские и поселковые. Местные бюджеты играют значительную роль в расширении хозяйства и повышении жизненного и культурного уровня населения, проживающего на данной территории.
2.2 Динамика и структура доходной и расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы
В 2005 году в консолидированный бюджет поступило 30 825 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 23 413,6 млрд. рублей.
Анализ выполнения доходной части
бюджета в 2005 году свидетельствует
о том, что высокий уровень
ее исполнения обеспечен, в основном,
за счет двух факторов. С одной стороны
— это опережающие темпы роста
макроэкономических показателей по
большинству учитываемых при
планировании бюджета позиций, которые
вызваны улучшением общей экономической
ситуации в республике, активным увеличением
объемов производства в реальном
секторе экономики, ростом финансовых
показателей работы организаций
и повышением их платежеспособности.
С другой стороны — это внесение
радикальных изменений в
В разрезе основных налогов структура
консолидированного бюджета в 2005 году
по сравнению с 2004 годом удельный
вес НДС в структуре
Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 31 257 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на 24 463,6 млрд. рублей. В реальном выражении это на 30% больше, чем за 2004 год при реальном росте доходов за этот же период на 26% [приложение В].
Государственная политика страны в
плане распределения финансовых
ресурсов в 2005 году была направлена на
поддержание устойчивого
Приоритетным направлением являлись расходы на оплату труда в бюджетной сфере. В 2005 году они возросли по сравнению с 2004 годом на 23,7% и заняли 21,6% в расходах консолидированного бюджета.
Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2005 году сложились на 50% из расходов республиканского бюджета и 50% - расходов местных бюджетов.
В 2006 году макроэкономическая ситуация
характеризовалась высокой
В 2006 году в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 38 391 млрд. рублей доходов с учетом ФСЗН или 102,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,7%.
Одним
из факторов повышения уровня централизации
бюджетных средств в ВВП
В 2006 году выросли поступления, рассчитываемые
от фонда заработной платы, – подоходный
налог, налоги на фонд заработной платы,
взносы на государственное социальное
страхование. Налоги на товары и услуги
увеличились в основном за счет роста
акцизов (в реальном выражении акцизы
выросли в 1,9 раза). Неналоговые доходы
выросли в 2,3 раза по сравнению с
2005 годом за счет увеличения доходов
от использования имущества, находящегося
в государственной
Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 37 256 млрд. рублей, что составляет 95,8% годового плана. В реальном выражении это на 14% больше, чем за 2005 год. Расходы бюджета в 2006 году были ориентированы на выполнение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и, прежде всего, на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Бюджетные ассигнования на выплату заработной платы составили 6 528 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2005 годом на 15,3% (в реальном выражении). Их удельный вес в расходах консолидированного бюджета вырос с 17,3% в 2005 году до 17,5% в 2006 году. Это позволило увеличить среднемесячную заработную плату работников бюджетной сферы до 536,3 тыс. рублей, или на 15,3% в реальном выражении по сравнению с 2005 годом.
В 2006 году при реальном росте всех
расходов консолидированного бюджета
на 14% по сравнению с 2005 годом в
разрезе функциональной классификации
отдельные разделы бюджета
Это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. В 2006 году по сравнению с 2005 годом выросла доля расходов бюджета на поддержку национальной экономики при сокращении удельного веса расходов на жилищные и коммунальные услуги, на здравоохранение.
За 2007 год в консолидированный бюджет поступило 48 049,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов ФСЗН или 103,0% годового плана (за 2006 год – 102,3% годового плана). Из них на долю НДС, налогов на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходилось 39,9%. При этом 18,0% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость.
Анализ поступлений доходов свидетельствует о том, что удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП увеличился с 48,4% в 2006 году до 50% в 2007 году, что в значительной степени обусловлено введением экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и расширением налогооблагаемых баз. В 2007 году налоговые доходы выросли на 1,2 п.п. по сравнению с 2006 годом (учитывая отмену налогов на фонд заработной платы и рост доходов от ВЭД), а доля неналоговых доходов и взносов на государственное социальное страхование в ВВП сократилась.
Расходы консолидированного бюджета
с учетом расходов ФСЗН профинансированы
в сумме 47 627 млрд. рублей. В 2007 году при
реальном росте всех расходов консолидированного
бюджета на 17,9% по сравнению с 2006
годом в разрезе функциональной
классификации отдельные