Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных заданий:
изучить особенности формирования государственного бюджета;
рассмотреть доходы и расходы государственного бюджета;
охарактеризовать суть государственного дефицита и профицита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………...……………………………………………………………4
1 Государственный бюджет и его роль в финансовой системе………………5
1.1 Государственный бюджет, его функции и значение в формировании централизованных денежных фондов государства…………………………..5
1.2 Структура доходов и расходов госбюджета в рыночной экономике. Основные бюджетные пропорции……………………………………..………8
1.3 Проблемы сбалансированности госбюджета: бюджетный дефицит и профицит. Основные концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита……….……………………………….…11
2 Государственный бюджет Республики Беларусь и его особенности………14
2.1 Республиканские и местные бюджеты: функции, принципы и механизм формирования доходов и расходов. Консолидированный бюджет Республики Беларусь………………………………………………………………………....14
2.2 Динамика и структура доходной и расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы…………………………17
2.3 Динамики дефицита (профицита) консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы. Причины дефицита и способы его финансирования……………………………………………………………..….23
3 Особенности и основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь……………………………….……………...25
3.1 Эффективность бюджетной политики Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе………………………………………..….25
3.2 Основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………..………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………….……30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………….…31
ПРИЛОЖЕНИЕ А Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы……………32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура распределения доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы……………………………..…………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ В Консолидированный бюджет РБ….………………………37

Работа содержит 1 файл

kursovaya_osnovnaya.docx

— 89.89 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Государственный бюджет Республики Беларусь и его особенности

 

2.1 Республиканский и местные бюджеты: функции, принципы и механизм формирования доходов и расходов. Консолидированный бюджет Республики Беларусь

 

Для выполнения функций государственного бюджета  создается разветвленная сеть самостоятельных  структур, которая содействует своевременной  аккумуляции финансовых ресурсов и  их рациональному распределению  между отдельными звеньями и сферами хозяйства. В соответствии с Законом о государственном бюджете формируется организационно-правовая структура, которая характеризует бюджетное устройство любого государства. Оно отражает государственное устройство данной страны и определяет содержание бюджетной системы, а также принципы ее построения.

Бюджетная система  Республики Беларусь определяется административно-территориальным  делением государства и строится на основе принципов единства всех звеньев, полноты, реальности, гласности  и самостоятельности всех входящих в нее бюджетов.

Единство бюджетной системы  обеспечивается общими законодательной базой, формами бюджетной документации, бюджетной классификацией, информационной базой данных;

Полнота бюджетов обеспечивается включением в них в полном объеме всех налогов, установленных законодательством РБ, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.

Реальность бюджетов подтверждается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

Гласность бюджетов достигается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия Закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

Самостоятельность бюджетов всех уровней, отражающих доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы, обусловлена порядком их утверждения: республиканский бюджет утверждается Законом о бюджете Республики Беларусь, местные – решениями местных органов власти.

Правовое и  организационное построение бюджетной  системы республики в соответствии с перечисленными выше принципами ее организации определяет успешную реализацию всех поставленных перед бюджетом задач в области динамичного развития экономики и социально-культурной сферы Беларуси.

Для выполнения конкретных функций, реализация которых  возложена на отдельные органы власти, осуществляется распределение доходов  и расходов между бюджетами всех уровней в соответствии с принципами построения и организации бюджетной  системы. Этот процесс регулируется Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной (бюджетный) финансовый год.

При распределении доходов  учитывается выполнение следующих основных задач:

  • сбалансирование всех бюджетов, т.е. покрытие предполагаемых расходов конкретными источниками их финансирования;
  • обеспечение своевременного поступления доходов в течение планируемого периода с учетом периодичности расходования бюджетных средств;
  • стимулирование материальной заинтересованности в мобилизации местных и общегосударственных доходов.

При распределении расходов между отдельными звеньями бюджетной системы решаются следующие задачи:

  • финансирование общереспубликанских программ по реализации важнейших государственных функций, связанных с развитием экономики, повышением жизненного и культурного уровня населения, обеспечением безопасности страны и другими мероприятиями общегосударственного значения;
  • выполнение функций местных органов власти, способствующих развитию местного хозяйства и территориальной инфраструктуры, удовлетворению социально-культурных потребностей населения;
  • укрепление самостоятельности всех видов бюджетов посредством предоставления дотаций и регулирующих доходов.

Перераспределение расходов между  бюджетами осуществляется в целях  рационального сочетания общегосударственных  интересов регионов, а также отдельных  членов общества. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. В Республике Беларусь, являющийся унитарным государством, бюджетная система включает два уровня: республиканский и местные бюджеты.  

Республиканский бюджет, который признан главным звеном бюджетной системы государства, сосредотачивает немногим больше половины консолидированного бюджета. Его расходы обеспечивают финансирование следующих направлений:

  • общереспубликанских программ, связанных с динамичным и инновационным развитием экономики;
  • внешнеэкономической деятельности, обслуживания государственного долга;
  • социальной политики;
  • органов государственной власти и управления, юридических служб;
  • общегосударственных резервов;
  • обороны страны;
  • других программ и мероприятий общегосударственного значения.

К местным бюджетам республики относятся бюджеты областей, в том числе областные, городов областного подчинения и бюджеты районов (первичные). Последние классифицируются на бюджеты районные, сельские и поселковые. Местные бюджеты играют значительную роль в расширении хозяйства и повышении жизненного и культурного уровня населения, проживающего на данной территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Динамика и структура доходной и расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы

 

В 2005 году в консолидированный бюджет поступило 30 825 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 23 413,6 млрд. рублей.

Анализ выполнения доходной части  бюджета в 2005 году свидетельствует  о том, что высокий уровень  ее исполнения обеспечен, в основном, за счет двух факторов. С одной стороны  — это опережающие темпы роста  макроэкономических показателей по большинству учитываемых при  планировании бюджета позиций, которые  вызваны улучшением общей экономической  ситуации в республике, активным увеличением  объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций  и повышением их платежеспособности. С другой стороны — это внесение радикальных изменений в налоговое  законодательство по уплате налога на добавленную стоимость, в частности, в торговле с Россией.

В разрезе основных налогов структура  консолидированного бюджета в 2005 году по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре консолидированного бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%, прямые налоги на доходы и прибыль –  с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился  – 10,3%, акцизы сократились – с 8,2% до 7,5%.

Расходы консолидированного бюджета  с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 31 257 млрд. рублей, без учета  ФСЗН – на 24 463,6 млрд. рублей. В реальном выражении это на 30% больше, чем  за 2004 год при реальном росте доходов за этот же период на 26% [приложение В].

 

Государственная политика страны в  плане распределения финансовых ресурсов в 2005 году была направлена на поддержание устойчивого экономического роста при реализации социальных потребностей общества. Для бюджета  была характерна, в первую очередь, социальная направленность его расходов – значительные бюджетные средства направлялись на развитие здравоохранения, образования, культуры и другие расходы  социального характера.

Приоритетным направлением являлись расходы на оплату труда в бюджетной  сфере. В 2005 году они возросли по сравнению  с 2004 годом на 23,7% и заняли 21,6% в  расходах консолидированного бюджета.

Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2005 году сложились  на 50% из расходов республиканского бюджета  и 50% - расходов местных бюджетов.

В 2006 году макроэкономическая ситуация характеризовалась высокой деловой  и инвестиционной активностью в  большинстве отраслей экономики, замедлением  инфляционных процессов, ростом уровня занятости и реальных денежных доходов  населения, а также увеличением  объемов внешней торговли. Высокие темпы экономического роста, превысившие прогнозные параметры, улучшение финансового состояния организаций и предприятий способствовали более высокому, чем планировалось, росту доходов консолидированного бюджета. Наряду с продуманной политикой государственных расходов это позволило сформировать бюджет с профицитом и тем самым ослабить инфляционное давление на экономику.

В 2006 году в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 38 391 млрд. рублей доходов с учетом ФСЗН или 102,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,7%.

Одним из факторов повышения уровня централизации  бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2006 год энергетичность доходов составила 1,06, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу.

В 2006 году выросли поступления, рассчитываемые от фонда заработной платы, – подоходный налог, налоги на фонд заработной платы, взносы на государственное социальное страхование. Налоги на товары и услуги увеличились в основном за счет роста  акцизов (в реальном выражении акцизы выросли в 1,9 раза). Неналоговые доходы выросли в 2,3 раза по сравнению с 2005 годом за счет увеличения доходов  от использования имущества, находящегося в государственной собственности. 

Расходы консолидированного бюджета  с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 37 256 млрд. рублей, что составляет 95,8% годового плана. В реальном выражении это на 14% больше, чем за 2005 год. Расходы бюджета в 2006 году были ориентированы на выполнение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и, прежде всего, на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Бюджетные ассигнования на выплату заработной платы составили 6 528 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2005 годом на 15,3% (в реальном выражении). Их удельный вес в расходах консолидированного бюджета вырос с 17,3% в 2005 году до 17,5% в 2006 году. Это позволило увеличить среднемесячную заработную плату работников бюджетной сферы до 536,3 тыс. рублей, или на 15,3% в реальном выражении по сравнению с 2005 годом.

В 2006 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета  на 14% по сравнению с 2005 годом в  разрезе функциональной классификации  отдельные разделы бюджета имели  различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 21,8%; национальную экономику – 18,7%, социальную политику – 14,1%; при сокращении расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 6,4%.

Это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. В 2006 году по сравнению с 2005 годом выросла  доля расходов бюджета на поддержку  национальной экономики при сокращении удельного веса расходов на жилищные и коммунальные услуги, на здравоохранение.

За 2007 год в консолидированный  бюджет поступило 48 049,9 млрд. рублей доходов  с учетом доходов ФСЗН или 103,0% годового плана (за 2006 год – 102,3% годового плана). Из них на долю НДС, налогов на доходы и прибыль, акцизов и подоходного  налога приходилось 39,9%. При этом 18,0% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость.

Анализ поступлений доходов  свидетельствует о том, что удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП увеличился с 48,4% в 2006 году до 50% в 2007 году, что в значительной степени обусловлено введением  экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты  и расширением налогооблагаемых баз. В 2007 году налоговые доходы выросли  на 1,2 п.п. по сравнению с 2006 годом (учитывая отмену налогов на фонд заработной платы и рост доходов от ВЭД), а  доля неналоговых доходов и взносов  на государственное социальное страхование  в ВВП сократилась.

Расходы консолидированного бюджета  с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 47 627 млрд. рублей. В 2007 году при  реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 17,9% по сравнению с 2006 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы  бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно  возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – на 35,8%, общегосударственные расходы –  на 20,9%, расходы на жилищные и коммунальные услуги – на 18,6%. Более 90% расходов бюджета  по разделу "Национальная экономика" приходилось на расходы по четырем  подразделам: "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 37,1% всех расходов на национальную экономику, "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная  деятельность" – 34,7%, "Дорожное хозяйство" – 16,1% и "Транспорт" – 6,9%. Расходы  по разделу "Социальная политика" составили 27,3% всех расходов консолидированного бюджета, "Образование" – 11,6%, "Здравоохранение" - 9,1%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,4%.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь