Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных заданий:
изучить особенности формирования государственного бюджета;
рассмотреть доходы и расходы государственного бюджета;
охарактеризовать суть государственного дефицита и профицита.
ВВЕДЕНИЕ………...……………………………………………………………4
1 Государственный бюджет и его роль в финансовой системе………………5
1.1 Государственный бюджет, его функции и значение в формировании централизованных денежных фондов государства…………………………..5
1.2 Структура доходов и расходов госбюджета в рыночной экономике. Основные бюджетные пропорции……………………………………..………8
1.3 Проблемы сбалансированности госбюджета: бюджетный дефицит и профицит. Основные концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита……….……………………………….…11
2 Государственный бюджет Республики Беларусь и его особенности………14
2.1 Республиканские и местные бюджеты: функции, принципы и механизм формирования доходов и расходов. Консолидированный бюджет Республики Беларусь………………………………………………………………………....14
2.2 Динамика и структура доходной и расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы…………………………17
2.3 Динамики дефицита (профицита) консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы. Причины дефицита и способы его финансирования……………………………………………………………..….23
3 Особенности и основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь……………………………….……………...25
3.1 Эффективность бюджетной политики Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе………………………………………..….25
3.2 Основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………..………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………….……30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………….…31
ПРИЛОЖЕНИЕ А Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы……………32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура распределения доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы……………………………..…………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ В Консолидированный бюджет РБ….………………………37
В 2008 году в консолидированный бюджет поступило 65 663 млрд. рублей доходов с учетом доходов ФСЗН или 85,2% годового плана. В реальном выражении это на 21,9% больше, чем за 2007 год.
Рост поступлений в бюджет в определяющей мере обусловлен повышением эффективности функционирования экономики, увеличением реальных денежных доходов населения, внутреннего спроса, т.е. ростом основных налогооблагаемых баз. Изменение величины доходов, полученных в экономике, и поступлений доходов в бюджет отражает коэффициент динамичности бюджетных доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Расчеты показывают, что за 2008 год динамичность доходов составила 1,043, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу.
Основными доходными источниками
консолидированного бюджета были НДС,
доходы от внешнеэкономической
Расходы консолидированного бюджета в 2008 году профинансированы в сумме 63 811 млрд. рублей. В 2008 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 18,8% по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – в 1,5 раза, на жилищные и коммунальные услуги – на 32,1%. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности сократились на 0,3%. Рост расходов на поддержку отраслей национальной экономики вызван необходимостью частичной компенсации роста стоимости импортируемых энергоносителей с целью сохранения конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках.
Исполнение бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.
Снижение экономической
Основными доходными источниками
консолидированного бюджета были НДС,
доходы от внешнеэкономической
В условиях воздействия на экономику страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в области политики расходов бюджета в 2009 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства.
Расходы консолидированного бюджета
в 2009 году профинансированы в сумме
63 766 млрд. рублей, в том числе расходы
Фонда социальной защиты населения
– 14 679,3 млрд. рублей. По сравнению с
2008 годом расходы
При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились в реальном выражении.
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.
В 2010 году доходы консолидированного бюджета составили 48 754 млрд. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9%. Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.
Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 52 980 млрд. рублей. Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики» и «Охраны окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 13,7%, «Общегосударственные расходы» - на 17,4% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 12,1%), «Образование» - на 14,4%, «Здравоохранение» - на 12%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,6%.
Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта. В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.
2.3 Динамики дефицита (профицита) консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы. Причины дефицита и способы его финансирования
Дефицит консолидированного бюджета составил за 2005 год 432 млрд. рублей, или 1,6% к ВВП. В целом дефицит консолидированного бюджета в 2005 году сложился на уровне 0,6% ВВП, (таблица 2).
В 2006 году макроэкономическая ситуация
характеризовалась высокой
Таблица 2 - Консолидированный бюджет Республики Беларусь (в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Дефицит (-), профицит (+) консолидиро-ванного бюджета
в том числе:
республиканского бюджета
местных бюджетов |
-432
-145
-225 |
+1 135
+1 178
-35 |
+422
+326
+163 |
+1 852
+921
+311 |
-958
+493
-1 458 |
-4 226
-4 012
-391 |
Примечание – Источник: [13, с.514, таблица 22.1.1.]
Наряду с продуманной
Профицит консолидированного бюджета за 2006 год составил 1 135 млрд. рублей, или 1,5% к ВВП (за 2005 год профицит - 0,4% к ВВП).
За 2007 год профицит консолидированного бюджета составил 422 млрд. рублей, или 0,4% к ВВП (за 2006 год профицит - 1,4% к ВВП). В 2007 году расходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили доходы на 610,9 млрд. рублей, или 0,6% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 326 млрд. рублей, или 0,3% ВВП.
В 2008 году консолидированный бюджет исполнен с профицитом в размере 1 852 млрд. рублей, или 5,3% к ВВП (за 2007 год профицит составлял 3,9% к ВВП). В 2008 году доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили расходы на 2 112,9 млрд. рублей, или 2,3% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 3 438,5 млрд. рублей, или 3,7% ВВП.
В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП (в 2008 году профицит составлял 1 852 млрд. рублей, или 1,4% к ВВП). В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4 226 млрд. рублей, или 2,6% к ВВП.
Различают два вида финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое. Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. Долговое финансирование осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.
3 Особенности и основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь
3.1 Эффективность бюджетной политики Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе
Одним из условий полноценного развития страны является верный выбор финансовой политики. Основу финансовой политики и финансового механизма составляет стратегическая концепция, правильность которой проверяется практикой. Непопулярную финансовую политику, дающую отрицательные результаты при ее реализации, заменяют новой. Особенности белорусской модели экономики требуют постоянной корректировки финансовой политики.
Основные положения документов, определяющих финансовую политику, следующие:
−обеспечение устойчивого экономического роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения;
−создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации;
−снижение налоговой нагрузки;
−повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов бюджета по отношению к ВВП;
−поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете;
−концентрация бюджетных средств с целью реализации важнейших государственных программ и мероприятий;
−оптимизация и совершенствование управления государственным долгом.
Фискальное регулирование в республике проводится практически ежегодно. Это связано с неустойчивой экономической конъюнктурой, нуждающейся в постоянной корректировке.
Значительные
отчисления в республиканский и
местные фонды весьма негативно
влияют на финансово-хозяйственную
деятельность белорусских предприятий.
Они снижают
Фундаментом
успешной бюджетно-налоговой политики
должно быть не просто формальное избавление
от бюджетного дефицита, но и устранение
порождающих его проблем. Этого
можно достичь, сформировав благоприятную
инвестиционную и конкурентную среду,
устранив препятствия, тормозящие экономическую
активность хозяйствующих субъектов.В
рамках финансовой политики особое внимание
следует уделять активизации
инвестиционных процессов. Этого можно
достичь только при условии существенного
улучшения инвестиционного
Инвестиционный климат нашей страны неустойчив, он постоянно меняется то в лучшую, то в худшую сторону. Сегодня позиции Республики Беларусь в зарубежных рейтингах незавидны. Кризис инвестиционной сферы проявляется в недостаточных объемах капиталовложений во все отрасли экономики и отсутствии интереса к развертыванию деятельности на территории Беларуси со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Это является главной причиной дефицита внутренних и внешних инвестиций, бегства частного капитала за границу (в более привлекательные регионы) и, как следствие, - невыполнения государственных инвестиционных программ.
В 2011-2015 гг. источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал при возрастающем внутреннем спросе на них.