Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных заданий:
изучить особенности формирования государственного бюджета;
рассмотреть доходы и расходы государственного бюджета;
охарактеризовать суть государственного дефицита и профицита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………...……………………………………………………………4
1 Государственный бюджет и его роль в финансовой системе………………5
1.1 Государственный бюджет, его функции и значение в формировании централизованных денежных фондов государства…………………………..5
1.2 Структура доходов и расходов госбюджета в рыночной экономике. Основные бюджетные пропорции……………………………………..………8
1.3 Проблемы сбалансированности госбюджета: бюджетный дефицит и профицит. Основные концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита……….……………………………….…11
2 Государственный бюджет Республики Беларусь и его особенности………14
2.1 Республиканские и местные бюджеты: функции, принципы и механизм формирования доходов и расходов. Консолидированный бюджет Республики Беларусь………………………………………………………………………....14
2.2 Динамика и структура доходной и расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы…………………………17
2.3 Динамики дефицита (профицита) консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы. Причины дефицита и способы его финансирования……………………………………………………………..….23
3 Особенности и основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь……………………………….……………...25
3.1 Эффективность бюджетной политики Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе………………………………………..….25
3.2 Основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………..………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………….……30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………….…31
ПРИЛОЖЕНИЕ А Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы……………32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура распределения доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы……………………………..…………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ В Консолидированный бюджет РБ….………………………37

Работа содержит 1 файл

kursovaya_osnovnaya.docx

— 89.89 Кб (Скачать)

 

1.2 Структура доходов и расходов госбюджета в рыночной экономике. Основные бюджетные пропорции

 

В государственном бюджете страны (с любым государственным устройством) находит свое отражение структура доходов и расходов государства.                                                                                    Государственные доходы - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Государственные доходы подразделяются на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы включают поступления от уплаты налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве. Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся доходы от эксплуатации государственной собственности и доходы от ее продажи (приватизации), а также поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг. Кроме того, к неналоговым доходам относятся различного рода штрафы, поступления от реализации конфискованного, переданного в дар государству или иного имущества. Источники доходов бюджета отличаются многообразием и группируются по ряду классификационных критериев.        По методу аккумуляции доходов:

  • обязательные платежи (налоги, сборы);
  • необязательные платежи (займы, пожертвования, лотерейные доходы и др.) 

По типу плательщика:

  • юридические лица;
  • физические лица.           По источнику доходов:
  • прибыль, доход хозяйствующих субъектов;
  • имущество субъектов хозяйствования, граждан и государства;
  • личные доходы граждан;
  • штрафы, удержания.                             По характеру поступления платежей:
  • текущие (безвозмездные потоки средств, поступающие в виде налогов и сборов, социальных отчислений и поступлений от внешнеэкономической деятельности);
  • капитальные доходы (налоги на капитальные активы, доходы от реализации нефинансовых активов, капитальные трансферты и т.п.).                                 По территориальной принадлежности:
  • доходы республиканского значения;
  • доходы местных бюджетов.

Государственные доходы могут быть обыкновенными, получаемыми ежегодно из однотипных источников, и чрезвычайными, обусловленными необходимостью удовлетворения чрезвычайных потребностей, например для проведения экономических реформ, на случай войн, стихийных бедствий и др.                                                                                                           Государственные расходы являются второй составной частью бюджета. Они представляют собой систему денежных отношений по поводу распределения и использования финансовых ресурсов государства. Государственные расходы призваны обеспечить  финансовыми ресурсами деятельность государства, связанную с выполнением его функций и удовлетворением общегосударственных потребностей.

Данные расходы осуществляются уполномоченными государственными органами. По содержанию государственные расходы делятся на реальные расходы, связанные с деятельностью государства, и расходы по взиманию налогов и иных платежей. Реальные государственные расходы направляются по их общественному назначению:

  • на социальные нужды (образование, здравоохранение, науку, культуру и др.);
  • национальную оборону (военные расходы);
  • государственное управление и правоохранительную систему;
  • народнохозяйственные нужды (экономические расход) и др.

Расходы на социальные нужды –  самый крупный вид расходов (как  правило, до 40-50 % всех государственных  расходов). К ним относятся расходы  на здравоохранение, просвещение, социальное страхование. Эти расходы имеют  не только социальное, но и экономическое  значение, так как представляют важнейшую  часть затрат на воспроизводство  рабочей силы и служат для повышения уровня благосостояния граждан.                                             Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходам. Они идут на содержание личного состава, вооружение, материально-техническое оснащение, строительство военных объектов, военные исследования и разработки, пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей, подготовку кадров и др.                                                                  Расходы на государственное управление и правоохранительную систему включают затраты на содержание законодательных органов, правительства, местных органов власти и управления, милицию, органов судопроизводства и прокуратуры.          Расходы на народнохозяйственные нужды способствуют структурной перестройке общественного производства, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей экономики. Важное место принадлежит государственным инвестициям. Они идут на финансирование отраслей инфраструктуры, финансирование новых прогрессивных отраслей, финансирование убыточных отраслей и депрессивных регионов, финансирование фундаментальных научных исследований, требующих крупного сосредоточения финансов.

Помимо вышеприведенной классификации государственные расходы по форме их выделения принято подразделять на четыре группы.

 К первой группе относят потребление в государственном секторе, выступающее в виде государственных закупок.  Они включают заработную плату работников бюджетной сферы, а также расходы, связанные с приобретением товаров и услуг, закупаемых для текущего потребления в этой сфере. Эти расходы называются истощающими, поскольку они связаны с поглощением и использованием выделяемых финансовых ресурсов.

Ко второй группе финансовых расходов относят государственные инвестиции, включающие затраты, производимые государством на капитальное строительство и  развитие действующих объектов государственной  собственности и инфраструктуры в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т.е. с  финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

  Третью группу расходов составляют трансферты (социальные выплаты) частному сектору (домохозяйствам). К трансфертам относятся все выплаты, производимые государством, но не являющиеся компенсацией за оказываемые ему текущие услуги: государственные пенсии, выплаты лицам с низкими доходами и пособия по безработице.

Четвертую группу государственных  расходов составляют выплаты по государственному долгу.                                                                            

Основные бюджетные пропорции  в переходной рыночной экономике имеют большое значение, поскольку именно они оказываются в центре регулирующего воздействия государства.

Они отражаются следующими главными пропорциями:

1. Доля  доходов федерального бюджета в консолидированном бюджете;

2. Доля  расходов федерального бюджета  в расходах расширенного (консолидированного) бюджета;

3. Соотношение  федерального бюджета и консолидированных  бюджетов;

4. Доля  доходных и расходных потенциалов совокупности местных бюджетов в консолидированном бюджете страны;

5. Пропорции  между доходами и расходами бюджетной системы в целом;

6. Соотношение  текущих расходов (текущий бюджет) и инвестиционных расходов (бюджет развития);

7. Внутренние  пропорции доходной и расходной  частей бюджетов, отражающие государственную  политику в налоговой, социальной, инвестиционной, оборонной и др. сферах.

 

 

 

 

1.3 Проблемы сбалансированности госбюджета: бюджетный дефицит и профицит. Основные концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита

 

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.  

Характерной чертой государственного бюджета большинства стран в  настоящее время является его  несбалансированность, т.е. наличие  дефицита или реже – профицита  бюджета. Превышение доходов над расходами бюджета по итогам финансового года называется бюджетным профицитом. В этом случае излишек  доходов, если он временный и получается из-за изменения экономической ситуации, государство может направить на удовлетворение чрезвычайных потребностей, на погашение государственного долга, образование резервного фонда для незначительных непредвиденных случаев или на инвестиции. Если же профицит носит постоянный характер, то правительство должно понизить налоги, так как превышение доходной части над расходной также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику.                                   

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую за данный финансовый год  государственные расходы превышают доходы. Возникновение бюджетного дефицита обусловлено многими причинами, в том числе: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики, реализацией масштабных социальных программ; милитаризацией страны, войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами; ростом теневого сектора экономики и др.            В зависимости от причины возникновения различают структурный и циклический дефициты. Если при формировании бюджета в его структуре сознательно закладывается превышение расходов над доходами, связанное с реализацией определенных целей экономической политики государства, то такой дефицит называется структурным. На практике реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого является спад производства, вызванный циклическими колебаниями экономики. Он приводит, с одной стороны, к сокращению налоговых поступлений, т.е. к уменьшению государственных доходов, а с другой – к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает государственные расходы. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Если же реальный дефицит бюджета меньше структурного, то разница между ними называется циклическим излишком. Уровень дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВВП (ВНП). Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 3 % от ВВП. Несмотря на то что растущий бюджетный дефицит относится к негативным явлениям экономики, он стал уже обычным практически для всех стран. Более того, мировая практика свидетельствует, что сам по себе бюджетный дефицит не опасен для экономики страны.

В целях облегчения последствий  бюджетного дефицита для экономики  страны может быть предпринят ряд  мер по управлению бюджетным дефицитом.                                                                                                      Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными.

Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый  выпуск государственных ценных бумаг  обуславливать более высокой  процентной ставкой, а также вводить  ценные бумаги с плавающей процентной ставкой.                                                                                    Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.                                                                                      Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.    

Существует  три основные концепции регулирования бюджетного дефицита:

  1. бюджет должен балансироваться ежегодно, т.е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами.
  2. бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла. Проблема практического применения данной концепции заключается в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Если спад длительный, а подъем короткий, то появление большого дефицита в период спада не покроется  небольшим положительным сальдо бюджета, возникшим в период подъема, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.
  3. согласно концепции «функциональных финансов вопрос о сбалансированности бюджета – на ежегодной или на циклической основе – отходит на второй  план. Главной целью государственных финансов становится обеспечение макроэкономического равновесия (неинфляционной полной занятости), т.е. стабилизация экономики, даже если это ведет к бюджетному дефициту. По мнению сторонников данной концепции, во-первых, макроэкономическое равновесие вызовет экономический рост, увеличение национального дохода, и следовательно, налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, государство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и устранить дефицит; в-третьих, бюджетный дефицитнее оказывает однозначного негативного влияния на экономику.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь