Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных заданий:
изучить особенности формирования государственного бюджета;
рассмотреть доходы и расходы государственного бюджета;
охарактеризовать суть государственного дефицита и профицита.
ВВЕДЕНИЕ………...……………………………………………………………4
1 Государственный бюджет и его роль в финансовой системе………………5
1.1 Государственный бюджет, его функции и значение в формировании централизованных денежных фондов государства…………………………..5
1.2 Структура доходов и расходов госбюджета в рыночной экономике. Основные бюджетные пропорции……………………………………..………8
1.3 Проблемы сбалансированности госбюджета: бюджетный дефицит и профицит. Основные концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита……….……………………………….…11
2 Государственный бюджет Республики Беларусь и его особенности………14
2.1 Республиканские и местные бюджеты: функции, принципы и механизм формирования доходов и расходов. Консолидированный бюджет Республики Беларусь………………………………………………………………………....14
2.2 Динамика и структура доходной и расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы…………………………17
2.3 Динамики дефицита (профицита) консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы. Причины дефицита и способы его финансирования……………………………………………………………..….23
3 Особенности и основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь……………………………….……………...25
3.1 Эффективность бюджетной политики Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе………………………………………..….25
3.2 Основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………..………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………….……30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………….…31
ПРИЛОЖЕНИЕ А Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы……………32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура распределения доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы……………………………..…………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ В Консолидированный бюджет РБ….………………………37
1.2 Структура доходов и расходов госбюджета в рыночной экономике. Основные бюджетные пропорции
В государственном бюджете страны (с
любым государственным устройством) находит
свое отражение структура доходов и расходов
государства.
По типу плательщика:
Государственные доходы могут быть
обыкновенными, получаемыми ежегодно
из однотипных источников, и чрезвычайными,
обусловленными необходимостью удовлетворения
чрезвычайных потребностей, например
для проведения экономических реформ,
на случай войн, стихийных бедствий и др.
Данные расходы осуществляются
уполномоченными
Расходы на социальные нужды –
самый крупный вид расходов (как
правило, до 40-50 % всех государственных
расходов). К ним относятся расходы
на здравоохранение, просвещение, социальное
страхование. Эти расходы имеют
не только социальное, но и экономическое
значение, так как представляют важнейшую
часть затрат на воспроизводство
рабочей силы и служат для повышения
уровня благосостояния граждан.
Помимо вышеприведенной классификации государственные расходы по форме их выделения принято подразделять на четыре группы.
К первой группе относят потребление в государственном секторе, выступающее в виде государственных закупок. Они включают заработную плату работников бюджетной сферы, а также расходы, связанные с приобретением товаров и услуг, закупаемых для текущего потребления в этой сфере. Эти расходы называются истощающими, поскольку они связаны с поглощением и использованием выделяемых финансовых ресурсов.
Ко второй группе финансовых расходов
относят государственные
Третью группу расходов составляют трансферты (социальные выплаты) частному сектору (домохозяйствам). К трансфертам относятся все выплаты, производимые государством, но не являющиеся компенсацией за оказываемые ему текущие услуги: государственные пенсии, выплаты лицам с низкими доходами и пособия по безработице.
Четвертую группу государственных
расходов составляют выплаты по государственному
долгу.
Основные бюджетные пропорции в переходной рыночной экономике имеют большое значение, поскольку именно они оказываются в центре регулирующего воздействия государства.
Они отражаются следующими главными пропорциями:
1. Доля доходов федерального бюджета в консолидированном бюджете;
2. Доля расходов федерального бюджета в расходах расширенного (консолидированного) бюджета;
3. Соотношение
федерального бюджета и
4. Доля
доходных и расходных
5. Пропорции между доходами и расходами бюджетной системы в целом;
6. Соотношение текущих расходов (текущий бюджет) и инвестиционных расходов (бюджет развития);
7. Внутренние
пропорции доходной и
1.3 Проблемы сбалансированности госбюджета: бюджетный дефицит и профицит. Основные концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита
В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.
Характерной чертой государственного
бюджета большинства стран в
настоящее время является его
несбалансированность, т.е. наличие
дефицита или реже – профицита
бюджета. Превышение доходов над расходами
бюджета по итогам финансового года называется
бюджетным профицитом. В этом случае излишек
доходов, если он временный и получается
из-за изменения экономической ситуации,
государство может направить на удовлетворение
чрезвычайных потребностей, на погашение
государственного долга, образование
резервного фонда для незначительных
непредвиденных случаев или на инвестиции.
Если же профицит носит постоянный характер,
то правительство должно понизить налоги,
так как превышение доходной части над
расходной также влечёт за собой отрицательные
последствия. Результатом профицитного
бюджета станет снижение эффективности использования
бюджетных средств и, как следствие, повышение
нагрузки на экономику.
Бюджетный дефицит – это сумма, на которую за данный финансовый год государственные расходы превышают доходы. Возникновение бюджетного дефицита обусловлено многими причинами, в том числе: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики, реализацией масштабных социальных программ; милитаризацией страны, войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами; ростом теневого сектора экономики и др. В зависимости от причины возникновения различают структурный и циклический дефициты. Если при формировании бюджета в его структуре сознательно закладывается превышение расходов над доходами, связанное с реализацией определенных целей экономической политики государства, то такой дефицит называется структурным. На практике реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого является спад производства, вызванный циклическими колебаниями экономики. Он приводит, с одной стороны, к сокращению налоговых поступлений, т.е. к уменьшению государственных доходов, а с другой – к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает государственные расходы. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Если же реальный дефицит бюджета меньше структурного, то разница между ними называется циклическим излишком. Уровень дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВВП (ВНП). Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 3 % от ВВП. Несмотря на то что растущий бюджетный дефицит относится к негативным явлениям экономики, он стал уже обычным практически для всех стран. Более того, мировая практика свидетельствует, что сам по себе бюджетный дефицит не опасен для экономики страны.
В целях облегчения последствий
бюджетного дефицита для экономики
страны может быть предпринят ряд
мер по управлению бюджетным дефицитом.
Помимо этого, в условиях инфляции
государство вынуждено каждый новый
выпуск государственных ценных бумаг
обуславливать более высокой
процентной ставкой, а также вводить
ценные бумаги с плавающей процентной
ставкой.
Существует три основные концепции регулирования бюджетного дефицита: