Государственные внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:31, реферат

Описание работы

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющие целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Реформирование системы государственных финансов в 90–е годы XX столетия в России связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения; медицинского и социального страхования; развитии сети автомобильных дорог и содержания дорожного хозяйства; решении экологических проблем и т.п.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 310.68 Кб (Скачать)

     Отчисления  в Фонд хозяйствующие субъекты включают в себестоимость продукции (работ, услуг).

     Общественные  организации инвалидов и пенсионеров, а также находящиеся в полной их собственности предприятия, организации, созданные для осуществления  их уставных целей с численностью работающих инвалидов (пенсионеров) более 50%, освобождены от страховых взносов. Перечень юридических лиц, подлежащих освобождению от уплаты взносов, определяется Правительством РФ.

     Срок  оплаты страховых взносов в Фонд для работодателей – один раз  в месяц не позднее 15-го числа  месяца, следующего за месяцем, за который  начислены страховые взносы. В  таком же порядке работодатели начисляют  и удерживают страховые взносы с  работников, включая работающих пенсионеров. Предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, уплачивают страховые взносы в Фонд в сроки, установленные  для подоходного налога, т.е. по 1/3 годовой суммы к 15 июля, 15 августа, 15 ноября. Крестьянские (фермерские) хозяйства  вносят платежи один раз в год  не позднее 1 апреля следующего года. При  недостаточности средств у плательщика  взносы в ПФР оплачиваются в третью очередь.

     К работодателям и другим плательщикам страховых взносов, которые не внесли установленные для них средства в Фонд или внесли в меньших  размерах, применяются финансовые санкции. Размер этих санкций определяется федеральным  законом и зависит от степени  правонарушений, вида плательщиков и  их повторяемости.

     Пенсионный  фонд используется на выплату: государственных  трудовых пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсаций пенсионерам, пособий  для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения, несколько  приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные  пенсии.

     Руководство Фондом осуществляет Правление и  его постоянно действующий орган  – исполнительная дирекция, которой  подчиняются отделения в республиках  в составе РФ, отделения в национально  – государственных и административно  – территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются  уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору  взносов на социальное страхование, финансированию расходов органов социального  обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контролю за расходованием средств.

     Кроме Пенсионного фонда назначением  и перераспределением размера пенсий занимаются Министерство труда и  социальной защиты, Министерство связи, доставляющее пенсию получателю, Сберегательные банки, обеспечивающие пенсионеров  наличными деньгами и безналичными перечислениями.

     Бюджет  Пенсионного фонда, определяющий повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансово  – кредитного учреждения, подготавливается в рамках бюджетного законодательства в соответствии с Постановлением Правительства  РФ. В Законе о  бюджете Фонда утверждается общая  сумма дохода, в том числе по источникам, и общая сумма расходов по направлениям. Объём поступлений  доходов в бюджет Фонда в 1997 г. составил 183,1 млрд.руб., а расходы  – 177,2 млрд. руб.

     Источниками формирования средств Пенсионного  фонда являются:

    1. страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога;
    2. ассигнования из федерального бюджета (в том числе на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей старше полутора лет);
    3. средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
    4. средства, взыскиваемые с работодателей, в результате предъявления регрессивных требований;
    5. доходы от капитализации временно свободных средств;
    6. беспроцентные ссуды, займы и кредиты;
    7. добровольные взносы юридических и физических лиц;
    8. другие поступления.

     За  счёт страховых взносов работодателей, работающих граждан, а с 2001 г. – отчислений от социального налога формируется  около 90% доходов Пенсионного фонда.

     Второй  по объёму поступлений статьёй доходов  Пенсионного фонда являются поступления  из федерального бюджета. За счёт этого  источника формируется до 10% и  более бюджета ПФ.

     Из  других статей дохода ПФ в последние  годы наиболее значимыми являются средства, поступающие за счёт применения финансовых санкций к работодателям и  капитализация временно свободных  средств (до 5%).

     Средства  Пенсионного фонда направляются на :

    1. выплату государственных пенсий;
    2. выплату пособий по уходу за ребёнком в возрасте старше полутора лет;
    3. оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
    4. финансовой и материально – техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов.

     Более 90% расходов по выплате государственных  пенсий производится органами социальной защиты населения через уполномоченные банки. В ряде субъектов РФ создана  единая пенсионная служба, где назначение и выплата пенсий проводятся отделениями  Пенсионного фонда. Страховые взносы в виде отчисления от социального  налога собираются на счетах региональных отделений ПФ в субъектах РФ, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. Перераспределение средств  между региональными отделениями  ПФ для обеспечения сбалансированности доходов и расходов осуществляет правление ПФ и его исполнительная дирекция. Отчёты об исполнении бюджета  представляются правлением Пенсионного  фонда на рассмотрение и утверждение  в Федеральное Собрание РФ и Президенту РФ. 

     I.II.Фонд социального страхования 

     Фонд  социального страхования создан в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. №822 «О Фонде социального страхования  Российской Федерации» и действует  в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 г. №101 «О Фонде социального  страхования Российской Федерации». Ныне действует в соответствии с  Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное  некоммерческое финансово – кредитное  учреждение. Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Создан в целях обеспечения государственных  гарантий в системе социального  страхования и улучшения материальных условий определённых групп населения.

     Фонд  предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает  в качестве специализированного  финансово – кредитного учреждения при Правительстве РФ.

     Денежные  средства и иное имущество, находящееся  в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закреплённое за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной  собственностью. Денежные средства Фонда  не входят в состав бюджетов соответствующих  уровней, других фондов и изъятию  не подлежат.

     Бюджет  Фонда и отчёт о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных  отраслевых отделений Фонда и  отчёты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем  Фонда.

     В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:

    1. региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
    2. центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
    3. филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

     Фонд, его региональные и центральные  отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют текущие валютные и  иные счета в банках. Главными задачами Фонда являются:

    • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
    • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.

     Кроме того, Фонд участвует в разработке и рационализации государственных  программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального  страхования.

     Положение о Фонде утверждено Правительством РФ от 12 февраля 1992 г., на основе которой  действует Инструкция о порядке  начисления и уплаты страховых взносов, расходования и учёта средств  Государственного социального страхования (от 2 октября 1996 г.).

     Фонд  социального страхования РФ состоит  из региональных отделений, 14 центральных  отраслевых отделений (деятельность которых  имеет межрегиональный характер) и филиалов отделений.

     Работодатели  обязаны зарегистрироваться в Фонде  социального страхования так  же, как и в Пенсионном фонде.

     Средства  Фонда формируются за счёт:

    1. страховых взносов работодателей в виде отчислений от социального налога;
    2. страховых взносов индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера ,занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, обязанных уплачивать взносы в соответствии с действующим законодательством;
    3. доходов от капитализации временно свободных средств;
    4. ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие радиационных аварий и их последствий;
    5. добровольных взносов граждан и юридических лиц;
    6. поступлений от реализации путёвок, оплачиваемых за счёт средств Фонда;
    7. средств, взыскиваемых со страхователей, в результате предъявления регрессивных требований;
    8. других поступлений.

     На  долю страховых взносов в последние  годы приходилось до 94% доходов Фонда; около 2% составляли доходы от поступлений  за путёвки и проценты по вкладам, примерно столько же составляли поступления  из федерального бюджета.

     С 1 января 1999 г. Федеральным законом  установлен норматив отчислений в Фонд в размере 5,4% по отношению к начисленной  оплате труда для юридических  лиц и к доходу для индивидуальных предпринимателей. Работающие в этот Фонд не платят. Расчёт нормативной  базы и сроки оплаты взносов такие  же, как и в Пенсионный фонд.

     Порядок перечисления средств страхователями в Фонд социального страхования  отличаются от других внебюджетных фондов. В среднем более 85% начисленных  страховых взносов остаётся плательщику  до конца отчётного периода на цели социального страхования. Если эти средства полностью в отчётном периоде не израсходованы, то остаток  перечисляется в бюджет Фонда  следующего года. Все страховые взносы в Фонд учитываются на едином текущем  счёте Фонда и его исполнительного  органа.

     Часть поступивших взносов в Фонд направляется на создание централизованного резервного фонда для предоставления помощи регионам.

     Для обеспечения деятельности Фонда  создаётся центральный аппарат, а в региональных и центральных  отраслевых отделениях – аппараты органов Фонда. При Фонде образуется Правление, а при региональных и  центральных отраслевых отделениях – координационные советы. Руководство  деятельностью Фонда осуществляется его председателем, который назначается  Правительством РФ. 

 

      I.III. Фонды обязательного медицинского страхования 

     Фонды обязательного медицинского страхования  Российской Федерации образованы в  соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. №1499-1 «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации», полностью введённым в действие с 18 января 1993 г. (Положения, касающиеся добровольного страхования и  деятельности страховых медицинских  организаций, вступили в силу с 1 октября 1991 г.). Закон определяет правовые, экономические  и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен  на усиление заинтересованности и ответственности  как самого застрахованного, так  и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

     Цель  медицинского страхования состоит  в предоставлении гарантий гражданам  при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счёт накопленных средств, а также  в финансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхование  осуществляется в Российской Федерации  в двух видах: обязательном и добровольном.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды