Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ финансового планирования на предприятии.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты понятий «планирование», «финансовое планирование», определить их виды и значение, описать процесс финансового планирования.
2) Изучить, проанализировать и описать особенности бизнес-плана полиграфического предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 5
1.1 Финансовое планирование: сущность, значение, виды 5
1.2 Разработка документов стратегического финансового планирования 14
1.3 Генеральный бюджет компании 17
2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В КРИЗИС 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Если для реализации цели проекта требуется провести изменение структуры и функций управленческого аппарата или отдельных подразделений, то необходимо представить обновленную структуру управления предприятием с пояснениями относительно планируемых изменений.
Далее указываются:
1) наличие работников необходимой квалификации;
2) форма привлечения работников; рекомендуется указать квалификационные требования к специалистам (какого профиля, с каким образованием, каким опытом);
3) затраты на трудовые ресурсы (предполагаемая заработная плата специалистов, в том числе руководящего персонала, и методы стимулирования оплаты труда) [9].
10. Финансовый план. Этот раздел готовится после того, как подготовлены план маркетинга и производственный план. Финансовый план может состоять из следующих подразделов.
1. Таблица прогнозируемых объемов реализации в денежном выражении по годам. Таблицу рекомендуется составлять не менее чем на 3 - 4 года. Причем первый год данные приводятся помесячно, второй год — поквартально, третий и последующие годы — общегодовой суммой [16, с.293].
2. Прогнозный баланс денежных расходов и поступлений позволяет оценить объемы инвестирования в разбивке по времени, т.е. до начала реализации и уже по ходу дела. Главная задача такого баланса — установить синхронность поступления и расходования денежных средств, т.е. показать ликвидность предприятия при реализации данного проекта (под ликвидностью в данном случае понимается способность предприятия своевременно погашать долговые обязательства перед кредиторами за счет поступающих средств от реализации продукции). Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости проекта с учетом временного фактора. Баланс денежных расходов и поступлений составляется на первый год помесячно, на второй год — поквартально и наследующие годы — в целом за 12 мес.
3. Прогнозный отчет о прибылях и убытках показывает, как формируется и изменяется прибыль в ходе реализации проекта.
4. Сводный прогнозный баланс активов и пассивов предприятия дает возможность оценить, какие суммы намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприятие собирается финансировать создание или приобретение этих активов.
5. Стратегия финансирования. На этом этапе на основании проведенных в рамках выполнения предыдущих пунктов расчетов излагается план получения средств, необходимых для достижения цели проекта, при этом указываются:
1) объемы финансирования, необходимые для реализации проекта;
2) источники финансовых ресурсов и форма их получения:
а) собственные средства;
б) привлеченные средства (кредиты банков; привлеченные средства партнеров; привлеченные средства акционеров и другие источники);
3) срок ожидаемого возврата вложенных средств.
11. Инвестиционный план. В этом разделе приводится конкретный план организационно-технических мероприятий, содержащий наименование этапов, их длительность, ответственных исполнителей, объемы финансирования каждого этапа с учетом длительности, инфляции, условий оплаты и т.п., с выделением долей финансирования за счет собственных и привлеченных средств. Составляется график взаимосвязи этапов работ во времени в зависимости от готовности инвестора участвовать в реализации предложенного проекта [20].
12. Прогноз финансовой и инвестиционной эффективности и риски. На этом этапе рекомендуется провести анализ эффективности и устойчивости проекта по данным прогноза балансов, отчетов о прибылях и убытках, движения денежных средств и рассчитать показатели [16, с. 305]:
1) ликвидности (индексы текущей и общей ликвидности и чистый оборотный капитал и др.);
2) деловой активности (оборачиваемость товарно-материальных запасов, оборачиваемость средств по счетам дебиторов и др.);
3) рентабельности (активов, собственного капитала, долгосрочных инвестиций, продаж, валовой прибыли, операционной прибыли и др.);
4) финансовой устойчивости;
5) эффективности инвестиций с учетом ставки дисконтирования (период окупаемости проекта, индекс прибыльности, чистый приведенный доход от проекта, внутренняя норма рентабельности и др.).
В данном разделе следует также провести анализ чувствительности проекта, т.е. показать степень влияния на финансовый результат (чистый приведенный доход от проекта) различных факторов (изменение объема продаж, цен реализации, налогов, переменных издержек, условно-постоянных издержек, суммы инвестиционных затрат, стоимости привлеченных финансовых средств, ставки дисконтирования и др.) [16, с. 307].
При разработке бизнес-плана необходимо также оценить рисковые ситуации, которые могут возникнуть в период осуществления планируемых мероприятий. В зависимости от выбранного проекта возможен различный уровень оценки, прогнозирования и управления рисками. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального довольно сложного математического аппарата теории вероятности. Для небольших проектов (в малом и среднем бизнесе) достаточен анализ риска с помощью экспертных методов. Необходимо оценить, какие риски наиболее вероятны (например, пожар, изменения в налоговом законодательстве, колебание валютных курсов и т.п.) и какие финансовые затраты могут возникнуть у предприятия вследствие преодоления последствий возникновения рисковых ситуаций. Представляются меры профилактики рисков и программы страхования от рисков, разрабатываются компенсационные мероприятия, т.е. альтернативные пути обеспечения нормальной деятельности предприятия при возникновении рисковой ситуации. По результатам проведенного прогнозирования рисков дается заключение о целесообразности предлагаемого проекта [20].
И, наконец, приведем перечень наиболее типичных ошибок, возникающих при составлении бизнес-планов, характерный для любой отрасли, в том числе и для полиграфии:
1) неправильное понимание определяющих аспектов бизнес-плана, что выражается в излишне подробной разработке разделов «Финансовый план» и «Прогноз финансовой и инвестиционной эффективности» и недостаточном анализе рынка продукции (работ, услуг) и обосновании конкурентоспособности;
2) низкое качество проводимых маркетинговых исследований;
3) завышение цен (непреднамеренное или сознательное) на выполнение проектируемых работ, что ведет к составлению излишне оптимистичного прогноза будущего финансово-экономического положения предприятия;
4) занижение издержек, связанных с реализацией инвестиционного проекта;
5) недооценка внутренних инфляционных процессов и внешнеэкономических тенденций роста цен на основные энергоносители и т.п., в результате чего производится неверная оценка применяемых при расчетах основных показателей коэффициентов дисконтирования [20].
Таким образом, правильно составленный бизнес-план дает возможность оценить общее состояние дел на текущий момент и спрогнозировать экономический уровень, которого может достичь полиграфическое предприятие в результате реализации инвестиционного проекта.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Планирование деятельности предприятий является важной предпосылкой свободного предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. С переходом к новым условиям хозяйствования предприятия обрели возможность самостоятельно планировать свою деятельность, оценивать ее результаты, распределять ресурсы.
С кризисными явлениями в той или иной степени столкнулись все российские компании. В настоящее время прогнозирование дальнейшего развития ситуации затруднено, а планировать свои шаги необходимо уже сейчас. Инструменты для управления финансами позволят грамотно распределить и рационально использовать имеющиеся в распоряжении денежные средства, а следовательно, максимально снизить потребность в заемных средствах и сократить расходы по кредитам.
Рыночная экономика требует качественно новых подходов к вопросам финансового планирования на предприятии.
Под планированием, как правило, понимается процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, определения путей их наиболее эффективного достижения.
Финансовое планирование обеспечивает сбалансированность между объемом финансовых ресурсов и их распределением.
Финансовое планирование - составная часть планирования финансово-хозяйственной деятельности организации, оно направлено на реализацию стратегии и оперативных задач организации.
Финансовый план - важнейший элемент бизнес-планов, составляемых как для обоснования конкретных инвестиционных проектов и программ, так и для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью. Вместе с тем стратегическое финансовое планирование позволяет оптимизировать финансовые результаты деятельности предприятия, повысить его ликвидность и финансовую устойчивость, эффективно управлять денежными потоками, капиталом и инвестициями.
Стратегическое планирование, бизнес-планирование и бюджетирование должны являться последовательными и взаимосвязанными этапами управленческой деятельности в каждой компании, которая стремится к достижению своих показателей.
Бизнес-план — это структурированное описание основных аспектов деятельности и развития компании, разрабатываемое на основе ее стратегии. Он является общепринятой в мировой практике методикой разработки и формой представления конкретных перспектив деятельности и средств их достижения, содержащей развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности компании и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса ее собственного экономического интереса и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов.
Для организации наиболее эффективного финансового планирования в отечественной практике все чаще используется система бюджетирования.
Бюджетирование помогает компании избежать негативных последствий в результате изменения экономической ситуации, извлечь максимальные выгоды или минимизировать убытки, т.е. бюджет предполагает действия, позволяющие организации адаптироваться к ожидаемым событиям.
Проблемы модернизации, технического переоснащения и расширения производства являются для полиграфии очень актуальными, а их решение невозможно без привлечения сторонних капиталов. Для этого нужен бизнес-план. Он применяется в качестве рабочего документа, который позволяет оценить экономическое содержание любого конкретного перспективного направления деятельности полиграфического предприятия в создавшихся или прогнозируемых условиях, поэтому нами была подробно рассмотрена структура бизнес-плана в полиграфии.
1. Абрамова И. Ресурсы на будущее. Постановка бюджетирования в компаниях: основные аспекты и проблемы /И. Абрамова // Бухгалтер и компьютер. 2008. N 7. С.14-15.
2. Адамов Н. Основные цели и методика бюджетирования / Н. Адамов А., Тилов // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2007, N 10. С.19.
3. Адамов Н. Козенкова Т. Основные цели, задачи, методы финансового планирования // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2007, N 12.С.24-26.
4. Адамов Н. Принципы и методы финансового планирования /Н. Адамов, А. Тилов // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2007, N 9. С.24-26.
5. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник./И.М. Александров – М.: «Дашков и К», 2009. – 226 с.
6. Бескоровайная С.А. Система показателей оценки технического потенциала полиграфического предприятия / С.А. Бескоровайная // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2008. N 4. С. 27 - 36.
7. Богатко А.М. Система управления развитием предприятия /А.М. Богатко – М.: Финансы и статистика, 2006. – 276 с.
8. Ветрова Л.Н. Бюджетирование– фундамент стратегии развития организации /Л.Н. Ветрова //Все для бухгалтера. 2008. N 5. С.24.
9. Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: учебное пособие /В.П. Климович – М.: Инфра – М, 2007. – 256 с.
10. Ковалев В.В. Финансы: учебник для вузов, /В.В. Ковалев – М.: Проспект, 2007. – 512 с.
11. Поляков О.В. Практическое руководство по составлению бизнес-плана и оценка эффективности инвестиционного проекта полиграфического предприятия / О.В.Поляков – М.: МПТР, 2008. – 130 с.
12. Приходько Е. Реализация финансового планирования в компании / Е. Приходько // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2009, N 16. С.14.
13. Райзберг Б.А.Современный экономический словарь /Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева — М.:ИНФРА-М, 2006. — 480 с.
14. Ревенков А.Н. Финансовое планирование как элемент хозяйственного управления /А.Н. Ревенков //Финансы. 2005. N 3 С. 12-13.
15. Секерин В.Д. Основы маркетинга: Учебное пособие / В.Д. Секерин — М.: «КноРус», 2009. – 349 с.
16. Станиславчик Е. Параметры и нормативы финансового планирования /Е. Станиславчик // Финансовая газета. 2008. N 10. С.15-18.
17. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник /Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2009. – 480 с.
18. Адамов Н. Козенкова Т. Особенности финансового планирования в группе компаний. Финансовая газета, 2008, N 12[электронный ресурс] //КонсультантПлюс. Пресса и книги
19. Ашкинадзе А., Княжеченко Е. Планирование оперативного бюджета коммерческого банка [электронный ресурс] /А. Ашкинадзе, Е. Княжеченко // URL: www.iso.ru.
20. Бескоровайная С.А. Основные аспекты составления бизнес-плана полиграфического предприятия / С.А. Бескоровайная // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2008. № 6 [электронный ресурс] //КонсультантПлюс. Пресса и книги