Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ финансового планирования на предприятии.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты понятий «планирование», «финансовое планирование», определить их виды и значение, описать процесс финансового планирования.
2) Изучить, проанализировать и описать особенности бизнес-плана полиграфического предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 5
1.1 Финансовое планирование: сущность, значение, виды 5
1.2 Разработка документов стратегического финансового планирования 14
1.3 Генеральный бюджет компании 17
2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В КРИЗИС 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

Работа содержит 1 файл

КР финпланирование.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

Организация текущего планирования зависит от размера компании. На малых предприятиях может не существовать разделения управленческих функций и руководители имеют возможность самостоятельно заниматься финансовым планированием либо пользоваться услугами квалифицированных специалистов в области планирования. В крупных компаниях работа по составлению финансовых планов должна производиться децентрализованно, снизу вверх.

Финансовое планирование — составная часть планирования финансово-хозяйственной деятельности организации, оно направлено на реализацию стратегии и оперативных задач организации [2, с. 19].

Финансовое планирование в целом включает в себя:

- текущее финансовое планирование - бюджетирование;

- стратегическое финансовое планирование — бизнес-планирование, инвестиционное проектирование [18].

Основными элементами текущего финансового планирования являются:

- составление бюджета движения денежных средств;

- составление бюджета доходов и расходов;

- составление прогнозного баланса;

- формирование агрегированных отдельных бюджетов компаний - участников группы;

- формирование консолидированного бюджета интегрированной структуры [18].

Финансовое планирование предполагает формулирование путей и способов достижения финансовых целей компании. Финансовый план — это документ, отражающий способ достижения этих целей и увязывающий ее доходы и расходы.

Целью финансового планирования является максимизация собственности владельцев компании, т.е. увеличение богатства за счет роста рыночной стоимости активов. Сложно выбрать главный критерий для компаний, не имеющих рыночной цены, таких как закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, товарищества различного вида. Главными критериями их деятельности считаются характеристики, придающие ценность любым финансово-хозяйственным активам: величина потока денежных средств, вероятность получения дохода и риск. Другими словами, главная цель финансовых решений — повышение стоимости активов, т.е. цены, которую можно было бы получить при продаже их на рынке, с учетом риска и дохода собственников компании.

Отличительные признаки стратегического, тактического и оперативного планирования представлены в табл. 1.2. Разграничение сфер долгосрочного, средне- и краткосрочного планирования подразумевает не только разные горизонты планирования, но и разный состав целевых параметров [16, с.15].

Таблица 1.2

Виды финансового планирования

 

Отличительные признаки

Оперативное планирование

Текущее (тактическое) планирование

Прогнозирование (стратегическое)

Время, горизонт  планирования

Краткосрочное       

Среднесрочное

Долгосрочное         

Степень детализации 

Максимальная детализация         

Фрагментация 

Укрупненная          

Постановка задач       

Ориентация на выполнение          

Конкретизация

Постановка долгосрочных целей миссия, видение) и основные пути      
достижения           

Объем и полнота информации  

Исчерпывающая       

Достаточная  

Обобщенная           

Субъект планирования (уровень управления) 

Низшее звено управления          

Среднее звеноуправления  

Высший менеджмент    

Система показателей контрольные финансовые   параметры   

Частные показатели (сроки платежей, период складирования, уровень затрат, длительность финансового цикла и др.)              

Финансовые коэффициенты (индексная пирамида Du-Pont)        

Стратегические параметры (рыночная стоимость предприятия, структура капитала, WACC, EVA)           

 

Основные задачи финансового планирования:

- обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами;

- достижение экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском при определении необходимого количества финансовых ресурсов в рамках оптимальной структуры капитала;

- установление рациональных финансовых отношений с хозяйствующими субъектами, банками, бюджетом, страховыми компаниями и др.; гарантия выполнения обязательств перед перечисленными субъектами;

- выявление путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью организации;

- контроль за формированием и расходованием платежных средств;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов [2,с. 19].

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятии.

1. Принцип единства предполагает системный характер планирования. Понятие «система» означает:

- взаимосвязь между подразделениями;

- наличие единого направления развития подразделений, нацеленного на основные задачи предприятия. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства фирмы;

- существование совокупности элементов (подразделений).

2. Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что:

- нельзя эффективно планировать деятельность одних подразделений вне связи с другими (например, цехов основного производства без увязки с работой транспортного, ремонтного, энергетического и складского хозяйства);

- любые изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других. Следовательно, взаимосвязь и одновременность — ключевые черты координации планирования на предприятии.

3. Принцип участия означает, что каждый специалист (менеджер) компании становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности и выполняемой им функции.

4. Принцип непрерывности заключается в том, что:

- процесс планирования осуществляют систематически в рамках установленного цикла;

- разработанные планы непрерывно сменяют друг друга (план закупок — план производства — план по маркетингу — план движения денежных средств).

В то же время неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений внутренней обстановки требуют корректировки и уточнения планов корпорации.

5. Принцип гибкости тесно связан с предыдущим и заключается в придании планам и процессу планирования в целом особенности изменять свою направленность в связи с наступлением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые «резервы безопасности» (производственных мощностей, ресурсов и т.д.).

6. Принцип точности предполагает, что внутрифирменные планы должны быть детализированы и конкретизированы в той степени, в какой позволяют внутренние и внешние условия деятельности компании.

В развитие этих общих положений целесообразно конкретизировать принципы финансового планирования.

1. Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») — получение и использование средств должны происходить в установленные сроки, т.е. капитальные вложения с длительными срокам окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств (долгосрочных банковских кредитов и облигационных займов). Соблюдение данного принципа позволяет сохранить собственные средства для текущей деятельности и не отвлекать их из оборота на продолжительный срок.

2. Принцип платежеспособности — планирование денежных средств должно обеспечить платежеспособность компании в любое время года. В данном случае у нее должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечить погашение краткосрочных обязательств. Финансовое планирование должно обеспечивать платежеспособность предприятия на всех этапах деятельности.

3. Принцип оптимальности капитальных вложений — для капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (например, финансовый лизинг). Привлекать кредиты банков выгодно лишь в том случае, если обеспечивается действие эффекта финансового рычага.

4. Принцип сбалансированности рисков — наиболее рискованные долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных источников.

5. Принцип соответствия условиям и потребностям рынка — предприятию необходимо учитывать конъюнктуру рынка, реальный спрос на производимую продукцию (услуги) и возможную реакцию на изменения на рынке.

6. Принцип предельной рентабельности — целесообразно выбирать те объекты и направления инвестирования, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность [3, с. 26].

7) Эффективность — предполагается отбор тех вариантов капиталовложений, которые генерируют оптимальную (предельную) рентабельность при допустимом уровне риска [12, с. 14].

Основное предназначение управления финансами предприятия и финансового планирования состоит в том, чтобы:

- обеспечить рациональную сбалансированность активов (средств) и пассивов (источников финансирования) предприятия. Иначе говоря, обеспечить устойчивое и экономически оправданное соответствие источников финансирования активам;

- сбалансировать поступления и выплаты платежного оборота, т.е. обеспечить достаточность платежных средств для исполнения всех обязательств предприятия как по срокам, так и по величине [30].

В финансовом планировании используется ряд методов планирования финансовых показателей:

- расчетно-аналитический;

- метод оптимизации плановых решений;

- балансовый;

- нормативный;

- метод экономико-математического моделирования [3, с. 25].

Результатами финансового планирования являются:

- возможная корректировка прогноза в сторону реалистичности;

- составление документации текущего планирования (балансовый план, бюджеты и сметы);

- составление документов оперативного планирования (таких как платежный календарь, кассовый план и т.д.) [18].

1.2                                     Разработка документов стратегического финансового планирования

В любой группе компаний при формировании системы финансового планирования всегда должен предусматриваться порядок подготовки планов на перспективу развития компании или группы в целом. Данной цели как раз и отвечает система бизнес-планирования и как частный ее случай — система инвестиционного проектирования и план развития бизнеса [18].

Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности [13, с.23].

Бизнес-план — это структурированное описание основных аспектов деятельности и развития компании, разрабатываемое на основе ее стратегии. Он является общепринятой в мировой практике методикой разработки и формой представления конкретных перспектив деятельности и средств их достижения, содержащей развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности компании и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса ее собственного экономического интереса и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов [26].

В целях определения пользователей информации бизнес-планы можно подразделить на два типа:

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии