Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Под инновацией предлагается понимать конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте.

Содержание

Введение 3
1. Государственная поддержка инновационной деятельности 4
2. Государственное регулирование инновационной деятельности 7
3. Финансирование инноваций посредством институтов развития 12
4. Федеральные целевые программы финансирования инновационной деятельности в 2007-2010 гг. 21
5. Результаты бюджетного финансирования и законодательного обеспечения инновационной деятельности на примере г. Обнинска. 26
Заключение 33

Работа содержит 1 файл

курсовая фин 5 kurs.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

     Поддержка НИОКР происходит в основном в  рамках ФЦП. При этом в основном поддерживаются НИИ, но не компании. Финансирование НИОКР частным сектором невелико. В рамках ФЦП, конечно, есть такие направления, как «исследования и разработки», но деньги не выбираются, существующий механизм не востребован.

     Система поддержки инноваций в ВУЗах  и НИИ, прежде всего, существующих инноваций

     До  федерального закона 217-ФЗ никаких стимулов коммерциализовать изобретения  просто не было, но даже со вступлением  в силу этого нормативного акта, риски вновь создаваемых компаний остаются повышенными. В настоящее  время таким компаниям планируется предоставлять поддержку со стороны институтов развития.

     Венчурные фонды с участием РВК создаются, но они финансируют бизнес в основном на стадии развития производства.

     Однако, с идеями институты развития работают в очень ограниченных объемах.

     Потребность в импорте технологий огромная. При  этом она возникает на любых этапах развития инновационного бизнеса, отсутствие целенаправленной поддержки может  привести к серьезному замедлению в  реализации отдельных проектов.

     В мире значительная часть инноваций  производится как раз в среднем  бизнесе и потому потребность  в поддержке этого процесса ощутима.

     В нашей стране существуют меры государственной  поддержки малым компаниям, например, налоговые льготы.  Что касается средних компаний, то они находятся вне видимости и для государственных программ и для институтов развития.

     Слабая  координация деятельности институтов развития выражается в отсутствии «инновационного» лифта: механизма передачи проектов от одного института развития в другой.

     В 2010 году заработает механизм поддержки  со стороны  Фонда содействия развития малых форм предпринимательства, который  запускает новую программу. Министерство экономического развития готово в рамках федеральной программы поддержки  малого и среднего бизнеса, выделить в целом на инновационное направление до 3 млрд. рублей, в том числе для компаний, действующих по 217-ФЗ.

     В это направление входит и строительство  бизнес-инкубаторов. Также реализуется  запуск специальной программы по 5-ти приоритетным направлениям в рамках фонда содействия развития малых форм бизнеса за счет дополнительной капитализации фонда (по экспертным оценкам, около 500 млн. рублей) 

 

4. Федеральные целевые программы финансирования инновационной деятельности в 2007-2010 гг.

 

     Общий объем ассигнований на финансирование ФЦП в 2008 году составил 729,8 млрд. рублей, что на 186,9 млрд. рублей, или на 34,4 %, больше, чем в 2007 году, в 2009 году – 788,6 млрд. рублей, что на 58,8 млрд. рублей, или на 8,1 %, больше, чем в 2008 году, в 2010 году – 557,9 млрд. рублей, что на 230,7 млрд. рублей, или на 29,2 %, меньше, чем в 2009 году.

     Федеральные целевые программы и Федеральная  адресная инвестиционная программа  являются одним из важнейших инструментов реализации целей и приоритетных направлений социально-экономического развития страны, проведения активной государственной структурной политики в рамках системы бюджетного планирования.

     В 2007 году продолжалась работа по корректировке  действующих программ с уточнением целей, задач, источников и объемов финансирования, обеспечивающая их превращение из инструмента дополнительного финансирования текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти в фактор консолидации ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики Российской Федерации.

     В проекте федерального бюджета на 2008 год предусмотрено финансирование 51 федеральной целевой программы, на 2009 год - 50 программ, на 2010 год – 48 программ (в 2007 году – 48 программ). Общий  объем ассигнований на финансирование ФЦП в 2008 году составит 729,8 млрд. рублей, что на 186,9 млрд. рублей, или на 34,4 %, больше, чем в 2007 году, в 2009 году – 788,6 млрд. рублей, что на 58,8 млрд. рублей, или на 8,1 %, больше, чем в 2008 году, в 2010 году – 557,9 млрд. рублей, что на 230,7 млрд. рублей, или на 29,3 %, меньше, чем в 2009 году. В среднем на одну программу предусматривается в 2008 году 14,3 млрд. рублей, в 2009 году – 15,8 млрд. рублей, в 2010 году – 11,6 млрд. рублей (в 2007 году – 11,3 млрд. рублей).

     В Перечень включены 8 новых программ, не утвержденных в установленном порядке, в том числе в 2008 году - на общую сумму 47 506,4 млн. рублей, или 6,5 % расходов федерального бюджета, предусмотренных на финансирование программ, в 2009 году – на сумму 56 489,8 млн. рублей, или 7,2 %, в 2010 году – на сумму 64 234,7 млн. рублей, или 11,5 %.

     В Перечень включена программа «Создание  автоматизированной системы ведения  государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)», включающая в себя подпрограмму «Создание системы кадастра недвижимости» со сроками реализации 2006 - 2011 годы, превышающими срок реализации программы.

     В связи с предполагаемым досрочным  в 2009 году завершением программы  «Модернизация транспортной системы  России (2002 - 2010 годы)» законопроектом предусмотрено увеличение ассигнований на 2008 и 2009 годы на 78,8 млрд. рублей и 76,8 млрд. рублей с соответствующим уменьшением ассигнований в 2010 году без внесения соответствующих изменений в содержание программы.

     Наиболее  значительные объемы финансирования федеральных целевых программ в 2008 году (в сумме 629,1 млрд. рублей, или 86,3 % общей суммы расходов на программы) направлены на решение задач: «Развитие инфраструктуры» (48,9 %), «Наука, инновации и передовые технологии» (24,3 %) и «Региональный паритет» (13 %).

     По  программе «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)» в 2008 году предусмотрено финансирование в объеме 247,4 млрд. рублей, что на 36 % выше уровня 2007 года и составляет 33,9 % общей суммы расходов на программы.

     В 2010 году доля расходов на федеральные  целевые программы в общих  расходах проекта федерального бюджета  составит 7,3 % против 10,9 % в 2009 году. По сравнению  с 2007 годом доля расходов на федеральные  целевые программы в общих  расходах проекта федерального бюджета на 2010 год снижается на 2,6 процентного пункта.

     Объем средств федерального бюджета, запланированных  на 2010 год паспортами программ, превышает  на 15,4 % общий объем средств федерального бюджета, предусмотренный законопроектом на финансирование ФЦП, так как паспортом программы «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)» объем финансирования на 2010 год был определен в сумме 199 209,0 млн. рублей, а в связи с планируемым с 2010 года началом реализации новой программы законопроектом объем ассигнований на 2010 год не предусмотрен и будет определен после ее утверждения.

     Наиболее  значительные объемы финансирования федеральных  целевых программ в 2010 году (в сумме 453,5 млрд. рублей, или 81,3 % общей суммы  расходов на программы) направлены на решение задач: «Наука, инновации и передовые технологии» (43,8 %), «Развитие инфраструктуры» (20,7 %), «Обеспечение жизнедеятельности и сохранение окружающей среды» (16,8 %).

     В 2010 году из общей суммы расходов, направляемых на ФЦП, расходы на «Развитие инфраструктуры» предусматриваются в объеме 115,4 млрд. рублей, что на 186,2 млрд. рублей, или на 62 %, меньше, чем в 2007 году. Расходы на «Науку, инновации и передовые технологии» возрастают на 131,2 млрд. рублей, или в 2,2 раза. Удельный вес расходов в 2010 году по направлению «Новое поколение» сократится с 3,5 % до 3,3 % по сравнению с 2007 годом, а по направлениям: «Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды» и «Региональный паритет» соответственно увеличится с 11,9 % до 16,8 % и с 8,2 % до 15,4 %.

     Структура бюджетных ассигнований, предусмотренных  в федеральном бюджете на 2007 год  и в проекте федерального бюджета  на 2008 год и на период до 2010 года на реализацию федеральных целевых  программ по направлениям, отражена на следующей диаграмме. 

 

Рис. 2. Структура федерального бюджета на ФЦП  в 2007-2010 гг.

  

     Из  общей суммы расходов, запланированных  по направлению наука, инновации  и передовые технологии, на программу  «Развитие атомного энергопромышленного  комплекса России на 2007- 2010 годы и на перспективу до 2015 года» и Федеральную космическую программу России на 2006 - 2015 годы предусмотрено в 2008 году соответственно 28,8 % и 16,1 %, в 2009 году – 39,2 % и 12,6 %, в 2010 году – 39,4 % и 11,5 % (в 2007 году – 19 % и 25,7 % соответственно).

     Объем расходов на государственные капитальные  вложения в общей сумме расходов на федеральные целевые программы  в 2010 году составит 336,4 млрд. рублей, или 60,3 %, что выше уровня 2007 года на 1,7 процентного  пункта. Объем расходов на НИОКР  составит 80,4 млрд. рублей, или 14,4 %, что выше уровня 2007 года на 3,3 процентного пункта. Объем расходов на прочие нужды составит 141,1 млрд. рублей, их доля в общих расходах на ФЦП уменьшится с 30,3 % в 2007 году до 25,3 % в 2010 году.

     Структура бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию федеральных целевых программ по видам финансирования в федеральном законе на 2007 год и в законопроекте на период 2008 - 2010 годы, отражена на следующей диаграмме. 

Рис. 3. Структура федерального бюджета на ФЦП по видам в 2007-2010 гг.

 

5. Результаты бюджетного финансирования и законодательного обеспечения инновационной деятельности на примере г. Обнинска.

 

     Бюджетная политика, управление общественными  финансами занимают важное место  в развитии первого наукограда России — города Обнинска. В свои 53 года город по-прежнему ориентирован на фундаментальные исследования, на создание хороших условий для жизни, учебы и работы людей, на сохранение прекрасной экологической среды.

     Обнинск занимает в областной экономике особое место. Сегодня в нем реализуются крупные инвестиционные проекты. Наиболее значимый из них — строительство Муниципальной промышленной зоны, где успешно осуществляют свою деятельность один из крупнейших в Европе завод металлических конструкций финской компании «RUUKKI», информационно-процессинговый центр чешского «Хоум Кредит энд Финанс Банк», фармацевтический завод «Хемофарм», входящий в немецкую группу компаний «Штада», российский завод по производству компьютерного оборудования «Крафтвэй Корпорейшн ПЛС».

     К 2009 г. новыми предприятиями освоено  инвестиций на общую сумму более 3 млрд руб., создано 2 тыс. рабочих мест. В текущем году освоено еще  одно новое производство финской  компании «LTM» по выпуску облицовочных фасадных плит (объем инвестиций — 21 млн. евро), продолжается реализация проекта корейской компании «ЛОТТЕ» — фабрики по производству кондитерских изделий.

     В первом наукограде России инвесторов привлекает наличие собственной  учебной базы по подготовке высококвалифицированных  специалистов. Сегодня около 60 % горожан имеют высшее образование, каждый пятый житель города работает в научной сфере, а каждый десятый — студент высшего учебного заведения. При этом средний возраст жителей составляет 40 лет. В Обнинске расположены 10 федеральных научно-исследовательских институтов, три из которых имеют статус государственных научных центров. Это Физико-энергетический институт имени А. И. Лейпунского, Обнинское научно-производственное предприятие «Технология», Физико-химический институт имени Карпова. В городе работает уникальный Медицинский радиологический научный центр РАМН, выпускает специалистов Обнинский государственный технический университет атомной энергетики.

     В девяти высших учебных заведениях учатся и повышают квалификацию свыше 14 тыс. студентов и слушателей, занято более 760 человек профессорско-преподавательского состава, в том числе 90 докторов и 250 кандидатов наук. Вузы города готовят специалистов в области ядерных технологий, ядерной энергетики, информационных технологий, материаловедения, радиационной медицины, экологии, юриспруденции, экономики, менеджмента, в том числе инновационного, и др. В сентябре 2008 г. открылись двери Медицинского института в составе Обнинского государственного технического университета атомной энергетики.

     Основные итоги 2008 г.

  • К главным позитивным итогам социально-экономического развития муниципалитета в прошедшем году можно отнести:
  • устойчивую тенденцию роста реальных доходов населения, в том числе реальной заработной платы;
  • низкий уровень безработицы;
  • значительное развитие потребительского рынка товаров и услуг;
  • рост объемов инвестиций в основной капитал, направленных на развитие социального комплекса, коммунальной инфраструктуры, жилищное строительство;
  • реализацию приоритетных инвестиционных проектов, предусматривающих развитие инновационной экономики, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, развитие транспортной инфраструктуры;
  • развитие инновационных форм и методов обучения;
  • налаженную систему оказания адресной социальной помощи;
  • положительную динамику важнейших показателей экономического развития;
  • рост промышленного производства и, как следствие, рост налогооблагаемой базы и увеличение налоговых поступлений в бюджет города;
  • проведение последовательной бюджетной политики;
  • положительную тенденцию роста числа малых предприятий и увеличения объемов и качества произведенных ими товаров и услуг.

Информация о работе Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций