Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 23:09, курсовая работа
Под инновацией предлагается понимать конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте.
Введение 3
1. Государственная поддержка инновационной деятельности 4
2. Государственное регулирование инновационной деятельности 7
3. Финансирование инноваций посредством институтов развития 12
4. Федеральные целевые программы финансирования инновационной деятельности в 2007-2010 гг. 21
5. Результаты бюджетного финансирования и законодательного обеспечения инновационной деятельности на примере г. Обнинска. 26
Заключение 33
Поддержка НИОКР происходит в основном в рамках ФЦП. При этом в основном поддерживаются НИИ, но не компании. Финансирование НИОКР частным сектором невелико. В рамках ФЦП, конечно, есть такие направления, как «исследования и разработки», но деньги не выбираются, существующий механизм не востребован.
Система поддержки инноваций в ВУЗах и НИИ, прежде всего, существующих инноваций
До
федерального закона 217-ФЗ никаких стимулов
коммерциализовать изобретения
просто не было, но даже со вступлением
в силу этого нормативного акта,
риски вновь создаваемых
Венчурные фонды с участием РВК создаются, но они финансируют бизнес в основном на стадии развития производства.
Однако, с идеями институты развития работают в очень ограниченных объемах.
Потребность в импорте технологий огромная. При этом она возникает на любых этапах развития инновационного бизнеса, отсутствие целенаправленной поддержки может привести к серьезному замедлению в реализации отдельных проектов.
В мире значительная часть инноваций производится как раз в среднем бизнесе и потому потребность в поддержке этого процесса ощутима.
В нашей стране существуют меры государственной поддержки малым компаниям, например, налоговые льготы. Что касается средних компаний, то они находятся вне видимости и для государственных программ и для институтов развития.
Слабая координация деятельности институтов развития выражается в отсутствии «инновационного» лифта: механизма передачи проектов от одного института развития в другой.
В
2010 году заработает механизм поддержки
со стороны Фонда содействия развития
малых форм предпринимательства, который
запускает новую программу. Министерство
экономического развития готово в рамках
федеральной программы
В
это направление входит и строительство
бизнес-инкубаторов. Также реализуется
запуск специальной программы по
5-ти приоритетным направлениям в рамках
фонда содействия развития малых форм
бизнеса за счет дополнительной капитализации
фонда (по экспертным оценкам, около 500
млн. рублей)
Общий объем ассигнований на финансирование ФЦП в 2008 году составил 729,8 млрд. рублей, что на 186,9 млрд. рублей, или на 34,4 %, больше, чем в 2007 году, в 2009 году – 788,6 млрд. рублей, что на 58,8 млрд. рублей, или на 8,1 %, больше, чем в 2008 году, в 2010 году – 557,9 млрд. рублей, что на 230,7 млрд. рублей, или на 29,2 %, меньше, чем в 2009 году.
Федеральные
целевые программы и
В 2007 году продолжалась работа по корректировке действующих программ с уточнением целей, задач, источников и объемов финансирования, обеспечивающая их превращение из инструмента дополнительного финансирования текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти в фактор консолидации ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики Российской Федерации.
В
проекте федерального бюджета на
2008 год предусмотрено
В Перечень включены 8 новых программ, не утвержденных в установленном порядке, в том числе в 2008 году - на общую сумму 47 506,4 млн. рублей, или 6,5 % расходов федерального бюджета, предусмотренных на финансирование программ, в 2009 году – на сумму 56 489,8 млн. рублей, или 7,2 %, в 2010 году – на сумму 64 234,7 млн. рублей, или 11,5 %.
В Перечень включена программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)», включающая в себя подпрограмму «Создание системы кадастра недвижимости» со сроками реализации 2006 - 2011 годы, превышающими срок реализации программы.
В связи с предполагаемым досрочным в 2009 году завершением программы «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)» законопроектом предусмотрено увеличение ассигнований на 2008 и 2009 годы на 78,8 млрд. рублей и 76,8 млрд. рублей с соответствующим уменьшением ассигнований в 2010 году без внесения соответствующих изменений в содержание программы.
Наиболее значительные объемы финансирования федеральных целевых программ в 2008 году (в сумме 629,1 млрд. рублей, или 86,3 % общей суммы расходов на программы) направлены на решение задач: «Развитие инфраструктуры» (48,9 %), «Наука, инновации и передовые технологии» (24,3 %) и «Региональный паритет» (13 %).
По
программе «Модернизация
В 2010 году доля расходов на федеральные целевые программы в общих расходах проекта федерального бюджета составит 7,3 % против 10,9 % в 2009 году. По сравнению с 2007 годом доля расходов на федеральные целевые программы в общих расходах проекта федерального бюджета на 2010 год снижается на 2,6 процентного пункта.
Объем
средств федерального бюджета, запланированных
на 2010 год паспортами программ, превышает
на 15,4 % общий объем средств
Наиболее значительные объемы финансирования федеральных целевых программ в 2010 году (в сумме 453,5 млрд. рублей, или 81,3 % общей суммы расходов на программы) направлены на решение задач: «Наука, инновации и передовые технологии» (43,8 %), «Развитие инфраструктуры» (20,7 %), «Обеспечение жизнедеятельности и сохранение окружающей среды» (16,8 %).
В 2010 году из общей суммы расходов, направляемых на ФЦП, расходы на «Развитие инфраструктуры» предусматриваются в объеме 115,4 млрд. рублей, что на 186,2 млрд. рублей, или на 62 %, меньше, чем в 2007 году. Расходы на «Науку, инновации и передовые технологии» возрастают на 131,2 млрд. рублей, или в 2,2 раза. Удельный вес расходов в 2010 году по направлению «Новое поколение» сократится с 3,5 % до 3,3 % по сравнению с 2007 годом, а по направлениям: «Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды» и «Региональный паритет» соответственно увеличится с 11,9 % до 16,8 % и с 8,2 % до 15,4 %.
Структура
бюджетных ассигнований, предусмотренных
в федеральном бюджете на 2007 год
и в проекте федерального бюджета
на 2008 год и на период до 2010 года на
реализацию федеральных целевых
программ по направлениям, отражена на
следующей диаграмме.
Рис. 2. Структура федерального бюджета на ФЦП в 2007-2010 гг.
Из общей суммы расходов, запланированных по направлению наука, инновации и передовые технологии, на программу «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007- 2010 годы и на перспективу до 2015 года» и Федеральную космическую программу России на 2006 - 2015 годы предусмотрено в 2008 году соответственно 28,8 % и 16,1 %, в 2009 году – 39,2 % и 12,6 %, в 2010 году – 39,4 % и 11,5 % (в 2007 году – 19 % и 25,7 % соответственно).
Объем расходов на государственные капитальные вложения в общей сумме расходов на федеральные целевые программы в 2010 году составит 336,4 млрд. рублей, или 60,3 %, что выше уровня 2007 года на 1,7 процентного пункта. Объем расходов на НИОКР составит 80,4 млрд. рублей, или 14,4 %, что выше уровня 2007 года на 3,3 процентного пункта. Объем расходов на прочие нужды составит 141,1 млрд. рублей, их доля в общих расходах на ФЦП уменьшится с 30,3 % в 2007 году до 25,3 % в 2010 году.
Структура
бюджетных ассигнований, предусмотренных
на реализацию федеральных целевых программ
по видам финансирования в федеральном
законе на 2007 год и в законопроекте на
период 2008 - 2010 годы, отражена на следующей
диаграмме.
Рис. 3. Структура федерального бюджета на ФЦП по видам в 2007-2010 гг.
Бюджетная политика, управление общественными финансами занимают важное место в развитии первого наукограда России — города Обнинска. В свои 53 года город по-прежнему ориентирован на фундаментальные исследования, на создание хороших условий для жизни, учебы и работы людей, на сохранение прекрасной экологической среды.
Обнинск занимает в областной экономике особое место. Сегодня в нем реализуются крупные инвестиционные проекты. Наиболее значимый из них — строительство Муниципальной промышленной зоны, где успешно осуществляют свою деятельность один из крупнейших в Европе завод металлических конструкций финской компании «RUUKKI», информационно-процессинговый центр чешского «Хоум Кредит энд Финанс Банк», фармацевтический завод «Хемофарм», входящий в немецкую группу компаний «Штада», российский завод по производству компьютерного оборудования «Крафтвэй Корпорейшн ПЛС».
К 2009 г. новыми предприятиями освоено инвестиций на общую сумму более 3 млрд руб., создано 2 тыс. рабочих мест. В текущем году освоено еще одно новое производство финской компании «LTM» по выпуску облицовочных фасадных плит (объем инвестиций — 21 млн. евро), продолжается реализация проекта корейской компании «ЛОТТЕ» — фабрики по производству кондитерских изделий.
В первом наукограде России инвесторов привлекает наличие собственной учебной базы по подготовке высококвалифицированных специалистов. Сегодня около 60 % горожан имеют высшее образование, каждый пятый житель города работает в научной сфере, а каждый десятый — студент высшего учебного заведения. При этом средний возраст жителей составляет 40 лет. В Обнинске расположены 10 федеральных научно-исследовательских институтов, три из которых имеют статус государственных научных центров. Это Физико-энергетический институт имени А. И. Лейпунского, Обнинское научно-производственное предприятие «Технология», Физико-химический институт имени Карпова. В городе работает уникальный Медицинский радиологический научный центр РАМН, выпускает специалистов Обнинский государственный технический университет атомной энергетики.
В
девяти высших учебных заведениях учатся
и повышают квалификацию свыше 14 тыс.
студентов и слушателей, занято более
760 человек профессорско-
Основные итоги 2008 г.
Информация о работе Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций