Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Под инновацией предлагается понимать конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте.

Содержание

Введение 3
1. Государственная поддержка инновационной деятельности 4
2. Государственное регулирование инновационной деятельности 7
3. Финансирование инноваций посредством институтов развития 12
4. Федеральные целевые программы финансирования инновационной деятельности в 2007-2010 гг. 21
5. Результаты бюджетного финансирования и законодательного обеспечения инновационной деятельности на примере г. Обнинска. 26
Заключение 33

Работа содержит 1 файл

курсовая фин 5 kurs.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова

Финансовый  факультет 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине:

«Бюджетная  система»

на  тему:

«Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций» 
 

Выполнил  студент группы 2511:

Симаков Александр Викторович

Научный руководитель:

Петрикова Елена Михайловна 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2009 г.

Содержание

 

Введение

 

     Под инновацией предлагается понимать конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте.

     Под инновационной деятельностью понимается создание новой или усовершенствованной  продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений.

     В соответствии с законопроектом к  инновационной деятельности относится деятельность, начиная от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции (нового или усовершенствованного технологического процесса), до реализации готовой продукции (технологического процесса). Сюда же включаются работы, связанные с проведением маркетинговых исследований, созданием и развитием инновационной инфраструктуры, подготовкой и переподготовкой кадров для инновационной деятельности, осуществление технологического переоснащения, подготовки производства, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий, производство товарной продукции. Таким образом, устанавливается неразрывность процессов научно-технических разработок, производства и реализации. Этим решается одна из сложнейших для нашего государства задач - направленность науки и производства на реальное широкомасштабное использование достижений НТП во всех отраслях экономики и на удовлетворение потребности человека современной отечественной продукцией.

 

1. Государственная  поддержка инновационной  деятельности

 

     Проектом  федерального закона “Об инновационной  деятельности и государственной  инновационной политике” определено, что основными целями государственной  инновационной политики Российской Федерации является создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции, эффективное использование научно-технических результатов, решения задач социально-экономического развития.

     Реализация  основных целей и задач государственной  инновационной политики осуществляется путем прямого и косвенного стимулирования деятельности субъектов инновационной  деятельности. При этом государство  гарантирует поддержку в первую очередь приоритетных инновационных программ и проектов, создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, охрану интеллектуальной собственности, защиту от недобросовестной конкуренции и монополизма, свободу доступа к информации о приоритетах государственной инновационной политики, привлечение на конкурсной основе к выполнению инновационных программ и проектов общественных организаций, развитие малого предпринимательства в научно-технической и инновационной сфере.

     Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:

    • финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с инновационной деятельностью;
    • финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность мероприятий, а также деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
    • финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;
    • инвестирование средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
    • размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;
    • предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;
    • поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности и субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
    • тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности высокотехнологичной продукции российских производителей по отношению к аналогичной продукции иностранных производителей, производство которой поддерживается соответствующими государствами;
    • предоставление льгот субъектам инновационной деятельности и субъектам инфраструктуры инновационной деятельности по налогам, пошлинам, сборам и иным платежам в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, государственные бюджетные и внебюджетные фонды Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • предоставление права использования принадлежащего государству имущества, в том числе объектов интеллектуальной собственности.

     Проектом  закона предусмотрены условия предоставления государственной поддержки инновационной  деятельности.

     В развитии инновационной деятельности особое место занимает наличие разветвленной  инфраструктуры - организаций, предоставляющих  услуги субъектам инновационной деятельности, такие как финансирование, производственно-технологические, правовые, организационно-управленческие, консультационные услуги и ряд других. В этой связи законопроектом предусмотрены критерии отнесения субъектов инфраструктуры к субъектам, деятельность которых может стимулировать государство. Для оценки деятельности субъектов инфраструктуры инновационной деятельности предусмотрено проведение аккредитации.

     Развитие  инновационной деятельности, стимулирование инновационной активности невозможно без финансирования. Для этих целей предусмотрено использование различных источников: от средств частных инвесторов до государственного бюджетного финансирования. Международная практика показывает, что средства, направляемые государством на реализацию инновационных программ гражданского назначения, как правило, не превышают 60-ти процентов.

     Важно законодательно предусмотреть, чтобы  государственные расходы на финансирование инновационной деятельности составляли не менее одного процента от расходной части федерального бюджета и осуществлялись по статье “Инновационная деятельность”. Это - минимальный уровень выделяемых средств, он учитывает возможность активизации в стране инновационной деятельности и реальное экономическое состояние страны.

 

2. Государственное регулирование инновационной деятельности

 

     Государство осуществляет все виды регулирования  инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.

     Высшая  форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

     Существуют  экономические, организационные и  финансовые факторы, содействующие  развитию инноваций.

     Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и  распространению инноваций:

    • Развитие рыночных отношений,
    • Проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
    • Создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
    • Обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
    • Расширение спроса на инновации,
    • Предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
    • Содействие модернизации техники,
    • Развитие лизинга наукоемкой продукции,
    • Активизация предпринимательства,
    • Пресечение недобросовестной конкуренции,
    • Поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,
    • Развитие экспортного потенциала страны,
    • Развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,
    • Внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.
 

     Организационные факторы государственного регулирования  инновационной деятельности:

      • Государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
      • Содействие развитию инновационной инфраструктуры,
      • Кадровая поддержка инновационной деятельности,
      • Содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществяющих инновационную деятельность;
      • Моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
      • Информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
      • Содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
      • Защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.
 

     Финансовые  факторы государственного регулирования  инновационной деятельности:

     Проведение  бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,

     Направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,

     Выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного  развития, но не привлекательных для  частных инвесторов,

     Создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере, предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности, снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

     На  уровне государства и субъектов  Федерации источниками финансирования являются:

  • собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,
  • привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,
  • заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

   Важным  финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.

В самом  общем виде существующая система  бюджетного финансирования инновационной  сферы представлена ниже: 

Рис. 1. Система бюджетного финансирования инновационной сферы 

     Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Информация о работе Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций