Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Под инновацией предлагается понимать конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте.

Содержание

Введение 3
1. Государственная поддержка инновационной деятельности 4
2. Государственное регулирование инновационной деятельности 7
3. Финансирование инноваций посредством институтов развития 12
4. Федеральные целевые программы финансирования инновационной деятельности в 2007-2010 гг. 21
5. Результаты бюджетного финансирования и законодательного обеспечения инновационной деятельности на примере г. Обнинска. 26
Заключение 33

Работа содержит 1 файл

курсовая фин 5 kurs.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

     Инновационный прогноз - это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий  и т.п.)

     Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ.

     В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения  базисных инноваций, социально-экономических  последствий практического использования  новых наукоемких продуктов и  технологий.

     Стратегические  приоритеты государственной инновационной  политики отражаются в концепции  социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе  социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.

     Субъекты  РФ разрабатывают инновационные  прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.

 

3. Финансирование инноваций посредством институтов развития

 

     Важнейшими  элементами  развития отечественной  инновационной системы являются государственные корпорации – институты развития.

     Основными институтами развития являются следующие:

     1.Государственная  корпорация «Внешэкономбанк» 

     2.Государственная  корпорация «Роснанотех» 

     3.Особые  экономические зоны (ОЭЗ) 

     4.Венчурные  институты - ОАО «Российская венчурная

компания», региональные венчурные фонды,

ОАО «Российский  инвестиционный фонд информационно-

коммуникационных  технологий» 

     5.Инвестиционный  фонд Российской Федерации 

     6.Научные  фонды - Фонд содействия развитию  малых форм 

предприятия в научно-технической сфере, Российский фонд

фундаментальных исследований, Российский фонд

технологического  развития, Российский гуманитарный фонд

     7.Государственная  корпорация «Фонд содействия 

реформированию  жилищно-коммунального хозяйства» 

     Рассмотрим цели и проекты данных институтов. 

1. Государственная  корпорация «Внешэкономбанк» 

     Собственные средства – 362 млрд. руб.

     Привлеченные  средства – 232,82 млрд. руб.

     Цель  функционирования Института: обеспечение  повышения 

конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее

диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности

     Портфель  инвестиционных проектов:   

91 инвестиционный  проект (в т.ч. по поддержке  экспорта)

(общая  стоимость проектов – 771,7 млрд. рублей, ВЭБ – 502,8 млрд.руб.)

     По приоритетам Комиссии при Президенте:

16 проектов  на сумму 221,4 млрд. рублей 

  • энергоэффективность, в т.ч. энергетическая инфраструктура: 12 проектов
  • космос и телекоммуникации: 3 проекта
  • медицинская техника и фармацевтика: 1 проект
 

2. Государственная  корпорация «Роснанотех» 

     Цель  функционирования Института:

развитие  высокотехнологичного бизнеса и  инфраструктуры в сфере 

нанотехнологий.

     Портфель  инвестиционных проектов:

38 проектов  на общую сумму 96 млрд. руб., в  том числе из средств 

ГК «Роснанотех» 51,8 млрд. руб.

     По  приоритетам Комиссии при Президенте:

18 проектов  на общую сумму 71,8 млрд. рублей 

  • энергоэффективность: 7 (семь) проектов
  • медицина: 7 (семь) проектов
  • ядерные технологии: 2 (два) проекта
  • стратегические информационные технологии: 3 (три) проекта
  • космические технологии: 5 (пять) проектов
 

3.Особые  экономические зоны (ОЭЗ) 

Рис. 2. Особые экономические  зоны 

Цель  функционирования Института:

     Создание  и развитие высокотехнологичных  отраслей экономики и 

производство  новых видов наукоемкой инновационной продукции

4 зоны: г. Дубна, г. Зеленоград, г. Томск,  г. Санкт-Петербург

     Реализуется 162 проекта на сумму 121,482 млрд. руб.

из которых 105 «приоритетных» на сумму 39,7 млрд. руб.

     Проекты по приоритетам Комиссии при Президенте:

  • ядерные технологии – (9 проектов)
  • космические технологии – (26 проектов)
  • стратегические информационные технологии – (36 проектов)
  • медицинские технологии – (24 проекта)
  • энергоэффективность и энергосбережение (10 проектов)
 

     4.Венчурные  институты - ОАО  «Российская венчурная

компания», региональные венчурные  фонды,

ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-

коммуникационных  технологий» 

     Цель  функционирования Института:

стимулирование  венчурных и «посевных» инвестиций, развитие

инфраструктуры  ведения инновационного технологического бизнеса  

     Сформировано 7 венчурных фондов с общей капитализацией 18,983

млрд. руб.

     По  приоритетам Комиссии при Президенте:

12 проектов  на сумму 1,6 млрд. рублей 

  • Фонд «Биопроцесс Кэпитал Венчурс»
  • Фонд «ВТБ – Фонд Венчурный»
  • Фонд «С-Групп Венчурс»
 

   5.Инвестиционный  фонд Российской  Федерации 

   Цели  функционирования Института:

  • предоставление государственной поддержки при реализации
  • концессионных проектов
  • предоставление поддержки комплексным инфраструктурным
  • проектам, имеющим общегосударственное значение
  • поддержка высоэффективных региональных проектов

     Инвестиционные  проекты:

  • общегосударственные – 21 (обязательства в 2009 г. – 55,9
  • млрд.руб.)
  • региональные – 23 (обязательства в 2009 г. - 10,1 млрд.руб.)

     Проекты по приоритетам Комиссии при Президенте

  • 2 (два) проекта на 188,7 млрд. рублей
 

     6.Научные  фонды - Фонд содействия  развитию малых  форм 

предприятия в научно-технической  сфере, Российский фонд

фундаментальных исследований, Российский фонд  технологического развития, Российский гуманитарный фонд. 

   Цель  функционирования Института:

  • создание новых инновационных предприятий
  • привлечение молодых ученых и специалистов в инновационное
  • предпринимательство
  • введение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный
  • оборот
  • привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного
  • предпринимательства

   Бюджет  Фонда в 2009-2010 годах - 4,8 млрд. рублей

Финансирование  порядка 800 компаний в год .

     Результаты:

  • более 2000 новых инновационных предприятий
  • более 15 тыс. рабочих мест
  • 3 тыс. молодых ученых, внедряющих технологические инновации получили государственную поддержку
 

     7.Государственная  корпорация «Фонд  содействия 

реформированию  жилищно-коммунального  хозяйства» 

     Цели:

Снижение  энергопотребления и затрат на энергоресурсы и улучшение качества жизни

Задачи:

  • Снижение расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг в среднем на 15-25 %  в сопоставимых условиях. 
  • Снижение расходов муниципального бюджета на оплату энергоресурсов на 15 -25%.
  • Снижение общего уровня потребления энергоресурсов предприятиями квартала  на 25-30 %.

     Формы поддержки:

  • Установление долгосрочных тарифов
  • Энерго - сервисные и концессионные соглашения
  • Поддержка при привлечении заемного финансирования
  • Эффект для модернизации.

     Создание  спроса на энергоэффективное оборудование и услуги со стороны населения и  предприятий жилищно-коммунального комплекса

     Всего направлено в 2009 г. 165,91 млрд. руб. субъектам  Российской Федерации, 77,06 млрд. руб. –  временно свободные средства фонда. На основании представленных заявок объем финансирования по одному региону может составить 500 – 1500 млн. руб. 

     Практически каждый из институтов развития, так  или иначе, участвует в реализации проектов по 5 приоритетным направлениям. В большей степени это относится  к «инновационным» институтам развития – Роснано, Фонду содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, РВК, особым экономическим зонам технико-внедренческого типа. Они оказывают поддержку проектам через финансирование бизнес-проектов (РВК и Роснанотех), либо через оказание инфраструктурной поддержки (ОЭЗ), либо через софинансирование НИОКР (Фонд содействия развития малых форм предпринимательства), НИОКР, обеспечивающих создание рабочих прототипов как российских, так и зарубежных научных разработок по всем приоритетам.

     Институты развития имеют собственные проблемы. В настоящее время эксперты выделяют:

  1. Слабость системы поддержки НИОКР частного сектора
  2. Необходимость поддержки инновационных предприятий при ВУЗах и НИИ
  3. «Посевное» финансирование
  4. Доступ к иностранным технологиям, необходимым для достраивания технологических цепочек в России
  5. Финансирование сегмента средних компаний
  6. «Инновационный» лифт
  7. Координация Институтов развития как в рамках приоритетных проектов, так и общей среды
 

     В цепочке инновационной экономики  в России почти полностью отсутствует  звено, ответственное за преобразование идей в продаваемые товары и услуги.

     В силу этого происходит следующее: фундаментальные  исследования нередко превращаются в непродуктивное использование государственных средств, а Роснанотех и РВК «буксуют», не в силах найти необходимое количество проектов в стране. В итоге, для того, чтобы использовать выделенные им средства, они вынуждены (в частности, Роснанотех) искать проекты за рубежом и хотя бы в виде сборочных производств перемещать их в Россию. Это неплохо, но этого недостаточно для построения собственной структуры инновационной экономики.

Информация о работе Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций