Доходы и расходы Государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, государственный долг.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных заданий:
• изучить особенности формирования государственного бюджета;
• дать понятие доходов и расходов государства, изучить их структуру и классификацию;
• охарактеризовать суть государственного дефицита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...……………………3 стр.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. …………………………………………………………………………....……5 стр.
1.1. Государственный бюджет: понятие, сущность, функции, структура………………………………...…………………….5 стр.
1.1.1. Принципы построения бюджетной системы…………..8 стр.
1.2. Доходы государственного бюджета………..…………..…..12 стр.
1.3. Расходы государственного бюджета……………………….20 стр.
1.4. Дефицит и профицит государственного бюджета……...…31 стр.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА…………..…....….35 стр.
2.1. Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета РФ 2005-2010 гг…………………………………………………………..……..35 стр.
2.2. Основные планы федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов…………………………..………………...…….36 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..40 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...………..42 стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………..…………43 стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

  • государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;
  • обеспечение социальной защиты населения;
  • обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  • обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации;
  • финансовая помощь другим бюджетам;
  • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
    1. Дефицит и профицит государственного бюджета.

 

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности:

  1. сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;
  2. сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета);
  3. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  4. увеличить расходы бюджета, в том числе за счёт передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если эти  меры по каким-то причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить  налоговые доходы бюджета путём  внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.

Если профицит бюджета обнаружится  в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, — явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

В последние годы государственный  бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

Наиболее сложная ситуация и  наиболее часто встречающаяся в  экономической практике – дефицит бюджета, т.е. превышении расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП (валовой внутренний продукт). Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов – это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов – это критический дефицит.

Рост бюджетных дефицитов явление  распространенное и даже закономерное. Причин тому множество: спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК (военно-промышленный комплекс), значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы (потери, прииски, хищения и т.п.). Но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится  к так называемым «негативным  экономическим категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые  являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.

Следует заметить, что бездефицитность  бюджета ещё не означает «здоровья» экономики. Надо чётко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.

Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита:

  1. Сокращение расходов государственного бюджета. Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряжённость и ведёт к уменьшению совокупного спроса, что, в свою очередь, снижает стимулы производства.
  2. Увеличение налогового бремени. Данный путь приведёт к уменьшению инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможности роста ВНП (валовой национальный продукт), поскольку снижает ёмкость рынка.
  3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит за счёт:
  • обращения государства за кредитов к национальным банкам;
  • превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств;
  • выпуска государственных ценных бумаг – облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами. 

4. Выплата государственного  долга за счёт увеличения предложения  денег на основе их 

Эмиссии. Это самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, ибо ведёт к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. По существу это способ отказа от части долга, поскольку его выплата происходит обесцененными деньгами.

Современные концепции экономической  теории рассматривают бюджетный  дефицит как бомбу замедленного действия, которая рано или поздно взорвётся, ибо со временем будут  исчерпаны возможности сокращения государственных расходов, увеличения налоговых поступлений, уменьшения государственного долга. Тогда государственный долг будет покрыт за счёт печатного станка при эмиссии денег, разрушая экономику гиперинфляцией.

В экономической  теории различают структурный и  циклический бюджетный дефицит.

Структурный дефицит – это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень налогообложения и текущих затрат правительства)  и постоянно заданном уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет 6%). Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.

Изменение структурного и циклического дефицитов находятся  в зависимости от состояния экономики. Так, в природе восстановления экономики после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА

2.1. Анализ  динамики доходов и расходов  федерального бюджета РФ 2005-2010 гг.

Динамика доли расходов и доходов (см. Приложение 1,2,3) в федеральном бюджете на соответствующие годы [3,4,5,6]

Таблица 2.

год

Доля расходов в ВВП, %

Доля доходов  в ВВП, %

2005

16,9

23,7

2006

16,3

22,7

2007

20,9

23,8

2008

17,7

20,7

2009

18,6

19,5

2010

17,8

18,5


 

Динамика доходов, расходов и ВВП за соответствующие годы [3,4,5,6]

Таблица 3.

год

Доходы федерального бюджета,

трлн. руб.

Расходы федерального бюджета,

 трлн. руб.

ВВП, трлн. руб.

2005

5,127

3,539

21

2006

6, 278

4,431

27,22

2007

7, 781

6,531

31,22

2008

8,057

6,902

38,952

2009

8,706

8,283

44,565

2010

9,408

9,935

50,781


Из таблицы  доходов, расходов и ВВП за соответствующие  годы очевидна тенденция роста как  доходов, так и расходов федерального бюджета РФ.

2.2. Перспективные планы федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

На 2010 год были утверждены основные характеристики федерального бюджета (см. Приложение 4.) определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 10,0 процентов (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года):

1) прогнозируемый  общий объем доходов федерального  бюджета в сумме 6 950, 01 млн. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3 194, 68 млн. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 9 886, 92 млн. рублей;

3) объем нефтегазового  трансферта в сумме 1 943, 42 млн. рублей;

4) нормативную  величину Резервного фонда в  сумме 4 318, 7 млн. рублей;

5) верхний предел  государственного внутреннего долга  Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 3 301, 8 млн. рублей;

6) верхний предел  государственного внешнего долга  Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 63,3 млрд. долларов  США, или 45,2 млрд. евро;

7) дефицит федерального  бюджета в сумме 2 936, 9 млн. рублей.

 

Также были утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на 2012 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 48 072,0 млрд. рублей и 53 712,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 8,0 процента (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года) и 7,0 процента (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года):

1) прогнозируемый  общий объем доходов федерального бюджета на 2011 год в сумме 7 455, 72 млн. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3 311, 84 млн. рублей, и на 2012 год в сумме 8 069, 65 млн. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3 503, 06 млн. рублей;

2) общий объем  расходов федерального бюджета  на 2011 год в сумме 9 389, 84 млн. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 234, 75 млн. рублей, и на 2012 год в сумме 9 681 млн. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 484, 05 млн. рублей;

3) объем нефтегазового  трансферта на 2011 год в сумме  1 778, 66 млн. рублей и на 2012 год в сумме 1 987, 34 млн. рублей;

4) нормативную  величину Резервного фонда на 2011 год в сумме 4 807, 2 млн. рублей и на 2012 год в сумме 5 371, 2 млн. рублей;

Информация о работе Доходы и расходы Государственного бюджета