Доходы и расходы Государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, государственный долг.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных заданий:
• изучить особенности формирования государственного бюджета;
• дать понятие доходов и расходов государства, изучить их структуру и классификацию;
• охарактеризовать суть государственного дефицита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...……………………3 стр.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. …………………………………………………………………………....……5 стр.
1.1. Государственный бюджет: понятие, сущность, функции, структура………………………………...…………………….5 стр.
1.1.1. Принципы построения бюджетной системы…………..8 стр.
1.2. Доходы государственного бюджета………..…………..…..12 стр.
1.3. Расходы государственного бюджета……………………….20 стр.
1.4. Дефицит и профицит государственного бюджета……...…31 стр.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА…………..…....….35 стр.
2.1. Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета РФ 2005-2010 гг…………………………………………………………..……..35 стр.
2.2. Основные планы федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов…………………………..………………...…….36 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..40 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...………..42 стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………..…………43 стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ (средства массовой информации) процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

    1. Доходы государственного бюджета

Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

В финансово-кредитном  энциклопедическом словаре доходы бюджета определяются по экономическому содержанию и по материально-вещественному воплощению. По экономическому содержанию доходы бюджета определяются как: «денежные отношения возникающие, у государства (в лице уполномоченных на это органов) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов государственных и административно- территориальных образований».

По материально-вещественному  воплощению доходы бюджета – это  «денежные средства, поступающие  в безвозвратном и безвозмездном порядке в соответствии с действующим в стране законодательством в распоряжение федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления» [2]

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым  доходам федерального бюджета относятся (в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами):

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 %;
  • налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 %;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, - по нормативу 20 %;
  • налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 %;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 %;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 %;
  • акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 %;
  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 %;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100%;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 %;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 %;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 %;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 %;
  • налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за ее пределами - по нормативу 100 %;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 %;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 %;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 %;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 %;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 %;
  • водного налога - по нормативу 100 %;
  • единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, - по нормативу 100 %;
  • государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты)- по нормативу 100 %.

К неналоговым  доходам федерального бюджета относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства, вносимые в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд и не подлежащие возврату лицу, внесшему такие средства, в соответствии с законодательством на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление, за исключением средств, получаемых от передачи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, под залог;
  • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений.

Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Штрафы подлежат зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в том числе за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности (за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений), доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, - после уплаты налогов и сборов;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - по нормативу 100 %;
  • прочих лицензионных сборов - по нормативу 100 %;
  • таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 %;
  • платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 %;
  • платы за пользование водными объектами - по нормативу 100 %;
  • платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 %;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 %;
  • консульских сборов - по нормативу 100 %;
  • патентных пошлин - по нормативу 100 %;
  • платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним - по нормативу 100%.
  • прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;

 

К безвозмездным  и безвозвратным перечислениям  относятся перечисления в виде:

  • финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
  • субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
  • субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
  • иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

На основании  статьи 54 Бюджетного кодекса РФ [1], в  доходах федерального бюджета обособленно  учитываются доходы федеральных  целевых бюджетных фондов. Они  учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Главным источником формирования доходов бюджета является национальный доход, а в некоторых случаях и национальное богатство. При перераспределении национального дохода в бюджет поступает часть прибыли хозяйствующих субъектов, заработной платы работников сферы материального и нематериального производства, доходов работников, работающих по найму, ренты собственников земли.

Доходы бюджета  классифицируются не только по методам  взимания и формам их мобилизации  – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

1. В зависимости  от механизма поступления доходов  в бюджет, они подразделяются  на собственные и регулирующие.

2. По социально  – экономическому признаку выделяют  доходы, поступающие от юридических  лиц и от физических лиц;

3. В зависимости  от конкретных объектов обложения  – взимаемые с имущества или  дохода;

4. По признаку  источников уплаты – налоги, уплачиваемые  из выручки, из прибыли, и  налоги, относимые на себестоимость  продукции (работ, услуг);

5. По конкретным  видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Исполнение  федерального бюджета по доходам  является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

    1. Расходы государственного бюджета

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

В бюджетном  кодексе трактовка иная: бюджетные расходы – денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Информация о работе Доходы и расходы Государственного бюджета