Принцип общего
(совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета
должны покрываться общей суммой доходов
бюджета и поступлений из источников финансирования
его дефицита. Доходы и поступления не
могут увязываться с определенными расходами
бюджета за исключением целевых бюджетных
фондов, а также в случае централизации
средств из бюджетов другого уровня.
Принцип гласности означает: обязательное опубликование
в открытой печати утвержденных бюджетов,
отчетов об их исполнении, полноту информации
о ходе исполнения бюджетов, доступность
иных сведений; обязательную открытость
для общества и СМИ (средства массовой
информации) процедур рассмотрения и принятия
решений по проектам бюджетов, в том числе
по вопросам, вызывающим разногласия внутри
представительного органа или между исполнительным
и представительным органами государственной
власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежность
показателей прогноза социально-экономического
развития соответствующей территории;
и реалистичность расчета доходов и расходов
бюджета.
Принцип адресности
и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства
выделяются в распоряжение конкретных
бюджетополучателей с обозначением направления
их на финансирование конкретных целей.
- Доходы государственного бюджета
Доходы
бюджета – это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и безвозвратном порядке
в соответствии с законодательством Российской
Федерации в распоряжение органов государственной
власти Российской Федерации.
В финансово-кредитном
энциклопедическом словаре доходы
бюджета определяются по экономическому содержанию
и по материально-вещественному воплощению.
По экономическому содержанию доходы
бюджета определяются как: «денежные отношения
возникающие, у государства (в лице уполномоченных
на это органов) с юридическими и физическими
лицами в процессе формирования бюджетного
фонда страны, а также бюджетных фондов
государственных и административно- территориальных
образований».
По материально-вещественному
воплощению доходы бюджета – это
«денежные средства, поступающие
в безвозвратном и безвозмездном порядке в соответствии
с действующим в стране законодательством
в распоряжение федеральных и региональных
органов государственной власти и органов
местного самоуправления» [2]
Доходы бюджетов
образуются за счет налоговых и неналоговых
видов доходов, а также за счет безвозмездных
и безвозвратных перечислений.
К налоговым
доходам федерального бюджета относятся (в федеральный бюджет зачисляются
налоговые доходы от следующих федеральных
налогов и сборов, налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами):
- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 %;
- налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 %;
- налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, - по нормативу 20 %;
- налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 %;
- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%;
- акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 %;
- акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 %;
- акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 %;
- акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 %;
- акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100%;
- акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 %;
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 %;
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 %;
- налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 %;
- налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за ее пределами - по нормативу 100 %;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 %;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 %;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 %;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 %;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 %;
- водного налога - по нормативу 100 %;
- единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, - по нормативу 100 %;
- государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты)- по нормативу 100 %.
К неналоговым
доходам федерального бюджета относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- средства, вносимые в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд и не подлежащие возврату лицу, внесшему такие средства, в соответствии с законодательством на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление, за исключением средств, получаемых от передачи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, под залог;
- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений.
Средства,
получаемые от продажи
государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие
бюджеты в полном объеме.
Штрафы подлежат зачислению в бюджеты
городских округов и муниципальных районов,
городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга по месту нахождения
органа или должностного лица, принявшего
решение о наложении штрафа.
Неналоговые
доходы федерального бюджета формируются в том числе за
счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности (за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений), доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, - после уплаты налогов и сборов;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - по нормативу 100 %;
- прочих лицензионных сборов - по нормативу 100 %;
- таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 %;
- платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 %;
- платы за пользование водными объектами - по нормативу 100 %;
- платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 %;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 %;
- консульских сборов - по нормативу 100 %;
- патентных пошлин - по нормативу 100 %;
- платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним - по нормативу 100%.
- прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
К безвозмездным
и безвозвратным перечислениям
относятся перечисления в виде:
- финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
- субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
- субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
- иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
- безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.
На основании
статьи 54 Бюджетного кодекса РФ [1], в
доходах федерального бюджета обособленно
учитываются доходы федеральных
целевых бюджетных фондов. Они
учитываются по ставкам, установленным
налоговым законодательством РФ, и распределяются
между федеральными целевыми бюджетными
фондами и территориальными целевыми
бюджетными фондами по нормативам, определенным
федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год.
Главным источником
формирования доходов бюджета является национальный доход, а в некоторых случаях и национальное
богатство. При перераспределении национального
дохода в бюджет поступает часть прибыли
хозяйствующих субъектов, заработной
платы работников сферы материального
и нематериального производства, доходов
работников, работающих по найму, ренты
собственников земли.
Доходы бюджета
классифицируются не только по методам
взимания и формам их мобилизации
– на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в
частности:
1. В зависимости
от механизма поступления доходов
в бюджет, они подразделяются
на собственные и регулирующие.
2. По социально
– экономическому признаку выделяют
доходы, поступающие от юридических
лиц и от физических лиц;
3. В зависимости
от конкретных объектов обложения
– взимаемые с имущества или
дохода;
4. По признаку
источников уплаты – налоги, уплачиваемые
из выручки, из прибыли, и
налоги, относимые на себестоимость
продукции (работ, услуг);
5. По конкретным
видам прямых и косвенных налогов
(налог на прибыль предприятий и организаций,
подоходный налог с физических лиц, акцизы,
НДС, таможенные пошлины и т.д.).
Исполнение
федерального бюджета по доходам
является важной частью процесса исполнения
федерального бюджета, поскольку финансирование
расходов осуществляется по мере поступления
доходов в бюджет. Следовательно, если
доходы не поступают в полном объеме, то
и расходы не могут быть профинансированы
в соответствии с утвержденными бюджетными
назначениями.
- Расходы государственного бюджета
Расходы
государственного бюджета – это экономические отношения,
возникающие в связи с распределением
фонда денежных средств государства и
его использование по отраслевому, целевому
и территориальному назначению.
В бюджетном
кодексе трактовка иная: бюджетные расходы
– денежные средства, предусмотренные
в бюджете соответствующего уровня для
финансирования задач и функций органов
государственной власти и местного самоуправления.