Доходы бюджета всех уровней РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Изучить бюджетную классификацию, сбалансированность бюджета;
- Выявить налоговые и неналоговые доходы бюджета;
- Изучить доходы региональных и местных бюджетов;
- Проанализировать динамики налоговых и неналоговых поступлений;
- Предложить основные направления бюджетной реформы в сфере доходов на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 61.37 Кб (Скачать)

       Рассмотрим  структуру налоговых доходов  в 2011 и 2012 гг.

       Таблица 2 – структура налоговых доходов  в 2011-2012 гг (тыс.руб.)

Наименование  2011 2012
Налог на прибыль, доходы

 

15603427,4 16520046,4
Налоги  на товары(работы, услуги), реализуемые  на территории РФ 1984578,4 1912134,5
Налоги  на совокупный доход 969351,9 1088178,1
Налоги  на имущество 2830950,0 3445084,3
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1176565,0 1395885,2
Государственная пошлина 12258,0 4876,8
 

       А теперь поподробнее рассмотрим структуру  налоговых доходов в 2011 году(см. рис. 2)

       

       Как видно из диаграммы  наибольший удельный вес в общей сумме налоговых  доходов  областного бюджета занимают налоги на прибыль, доходы. К ним  относят:

    1. Налог на прибыль организаций – 8456724 тыс.рублей.
    2. Налог на доходы физических лиц – 7146703,4 тыс.рублей.

        Наименьший удельный вес занимают  налоги на совокупный доход,  они занимают 8,4% от общей суммы  налоговых доходов. К ним относятся:

    • Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
    • Единый сельскохозяйственный налог;

   Неналоговые доходы бюджетов имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы. В структуре неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности. Неналоговые доходы составили 9,8% ВРП. Поступления от внешнеэкономической деятельности, включающие таможенные платежи, достигли 8,8% ВРП, что на 1,6 п.п. ВРП выше прошлогоднего показателя.

       Хотя  доля неналоговых поступлений уступает налоговым, эти доходы стали увеличиваться. С 2003г. по 2008г. наблюдается рост неналоговых  доходов в процентном соотношении, особенно ярко этот рост заметен с 2005 года, когда неналоговые доходы увеличились  по сравнению с 2004 годом на 0,7 %.

       В составе неналоговых доходов  федерального бюджета на протяжении последних пяти лет основной удельный вес занимают доходы от государственной  собственности и предпринимательской  деятельности, что составляет по годам: 

       
  1. 2007г. –  27 %,
  2. 2008г. – 20 %,
  3. 2009г. – 23 %,
  4. 2010г. – 27 %,
  5. 2011г. – 53 %

   Второе место занимают административные сборы и платежи (в 2009 году этот показатель равен 6,6 %). Наименьший процент среди всех неналоговых доходов занимают в 2009 году занимают «Доходы от оказания платных услуг».

       Наиболее  значительные темпы роста доходов  в 2009г. по отношению к 2008г. предусматриваются  именно за счет роста неналоговых  доходов — 136,7 %, в т.ч. прочих неналоговых  доходов — 200,6 %, доходов от предпринимательской  и иной приносящей доходы деятельности — 133,9 % и доходов от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности - 130,4 %.

       2.2 Основные направления бюджетной  реформы в сфере доходов на  современном этапе

   Отношения в бюджетной сфере являются ключевым элементом финансовой системы современной России. Без полноценного решения проблемы сбора налогов и пополнения государственного бюджета переход на траекторию быстрого экономического роста практически неосуществим. За несколько последних лет выкристаллизовались следующие основные диспропорции между доходами экономики и налоговыми поступлениями:

       Во-первых, уровень налогового бремени реального  сектора экономики (исключая экспортоориентированные  сектора) не позволяет финансировать  даже простое воспроизводство.

       Во-вторых, значительная часть экономики (теневой  сектор, сфера обращения и финансовый сектор) фактически выведены из-под  налогообложения.

       В-третьих, общая величина недоимок и неуплаченных санкций превысила все мыслимые пределы. Устранение вышеназванных  диспропорций требует мер по снижению налогового бремени для производителей, упорядочению налоговых поступлений  и расходов государства.

       Основным  принципом достижения сбалансированного  и ориентированного на экономический  рост бюджета является опережающий  рост доходов бюджета при эффективном  контроле над расходными статьями. Источником роста доходов бюджета должны являться, в первую очередь, доходы, генерируемые экономическими агентами в результате экономического роста. Поэтому принципиальную важность имеют налоговые стимулы для поддержания экономической конъюнктуры, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Важной статьей пополнения доходной части бюджета являются также доходы от реализации государством своей собственности, что предполагает эффективное управление государственной собственностью, рентные доходы от использования природных богатств России, повышенные ставки налогообложения предметов роскоши, недвижимости, алкоголя.

       Несмотря  на то, что правительство РФ приступило к налоговой реформе, в указанном  направлении остаются крайне настоятельными следующие меры.

       1. Экстренная реструктуризация задолженности  с установкой на получение  максимума “живых” денег в  бюджет при неукоснительном исполнении  дальнейших бюджетных платежей (причем  в современных условиях обеспечение  своевременных текущих платежей  важнее взыскания задолженности  – не только пеней и штрафов,  но и основной суммы долга).

       2. Срочное упрощение налоговых  платежей для мелких и средних  предприятий, установление для  мелких предприятий только двух  платежей – социального налога  и платы за лицензию (патент), а  для средних предприятий –  трех – дополнительно еще и  НДС.

       3. Проведение реформы налогообложения  для предприятий реального сектора  экономики, которая должна привести  к снижению нормы обложения  и увеличению налоговой массы  (особенно в виде денежных платежей). В частности, необходимы значительное  снижение налоговой нагрузки  для исправно платящих налоги  предприятий, а также возможность  для всех остальных перейти  в категорию пониженного налогообложения  после погашения недоимок.

       4. Сохранение неизменного уровня  номинального налогового бремени  в среднесрочной перспективе  при условии поддержания сбалансированности  бюджетной системы.

       5. Обеспечение устойчивости бюджетной  системы РФ;

       6. Повышение инвестиционной привлекательности;

       7. Выравнивание уровня развития  различных регионов РФ;

       8. Экономический рост, развитие налогового  потенциала, улучшение расчетов  налогоплательщиков с бюджетом;

       9. Необходимо повысить ответственность  администраторов доходов за администрированием  закрепленных доходов, особое  внимание уделив администрированию  доходов от оказания платных  услуг. 

     10. Полный перевод бюджетных денег  в Казначейство под управление  структур Центрального банка,  как по доходам, так и по  расходам. При этом в отношении  расходов Казначейство должно  выполнять все свои функции,  в том числе по выплате наличных  денег. Даже если это потребует  определенных затрат, они будут  меньше тех потерь, которые бюджет  и бюджетополучатели несут сегодня.  Вместе с тем, учитывая, что  в настоящее время маневрирование  свободными остатками средств  на бюджетных счетах является  важным инструментом воздействия  региональных администраций на  экономику территорий, необходимо  предусмотреть механизм использования  под контролем администраций  временно свободных бюджетных  средств для кратковременного кредитования экономики регионов. 
 
 

 

        

       Заключение

          Формирование доходов, как федерального бюджета, так и бюджетов регионального и местного уровня является основной задачей правительства, так как в зависимости от уровня доходов, поступивших в бюджет, зависит развитие страны, уровень благосостояния населения, и многое другое.

       В Российской Федерации на практике используются разнообразные способы формирования доходов бюджетов всех уровней, среди  которых выделяются:

       - закрепление конкретных видов  доходов за тем или иным  бюджетом в качестве собственных  доходов;

       - разделение налоговых ставок  между уровнями бюджетной системы  - квотирование поступлений по  отдельным видам федеральных  налогов: регулирующие доходы, неналоговые доходы;

  • использование метода налоговых надбавок к существующим федеральным налогам.

       Специфика системы регулирующих налогов в  России привела к негативным последствиям. Во-первых, региональные власти распоряжаются  своей долей в федеральных  налогах недостаточно ответственно. Во-вторых, почти полное отсутствие налоговых полномочий у региональных властей, не позволяет выполнить  одно из необходимых условий эффективности  бюджетной системы – обеспечить взаимосвязь между уровнем налогообложения  и количеством качеством получаемых населением бюджетных услуг, а также  приводит к использованию нелегальных  мер воздействия на налогоплательщиков. В-третьих, достаточно большой размер средств региональных и местных  бюджетов, образованный за счет отчислений от федеральных бюджетов.

       Основной  объем налоговых доходов региональных и местных бюджетов дают налоги (налог  на прибыль, налог на доходы физических лиц, акцизы, налоги на имущество), полномочия по определению налоговых ставок, баз, льгот и нормативов распределения по которым имеет вышестоящий уровень власти (федеральные разделяемые налоги).

       Сложившаяся тенденция централизации налоговых  доходов не соответствует реальным потребностям подъема российской экономики  и ее регионального звена. Она  противоречит принципам бюджетного федерализма и прежде всего, балансу  интересов Федерации и ее субъектов  в сфере финансово-бюджетных взаимодействий. Централизация налоговых поступлений  как реализация принципов бюджетного федерализма, приемлема:

       Во-первых, только в том случае, если есть достаточные  свидетельства, что централизация  осуществляется не в урон интересам  и ресурсам долговременного социально-экономического развития субъектов Федерации, т.е. обеспечивается на базе баланса приоритетов  выравнивания и экономического стимулирования. Централизация осуществляется только в той мере, в какой она представляется как необходимое и действительно  единственно возможное средство достижение целей выравнивания.

       Во-вторых, если централизация непосредственно  обеспечивает лучшее удовлетворение потребностей населения. Соблюдение конституционных  прав и гарантий населения – функция  федерального центра, которая оправдывает  любую степень централизации  налоговых поступлений. Соблюдение конституционных гарантий населению  должно обеспечиваться бюджетами всех уровней. Поэтому на федеральный  центр ложится задач не только оказывать финансовую помощь регионам, но в первую очередь создать им через налогово-бюджетное законодательство исходные условия для максимальной реализации имеющихся экономических  возможностей, опираясь, прежде всего  на собственные силы, в соблюдении этих гарантий и балансировании своих  территориальных бюджетов. Для этого, необходимо повысить уровень собственных  доходов территорий через соответствующее  разграничение определенных видов  налогов по вертикали бюджетной  системы. Это должно происходить  параллельно с поэтапным сокращением регулирующих налогов и доли финансовой помощи из федерального бюджета соответственно росту собственных доходов территорий, а также наряду с некоторым расширением прав региональных и местных органов власти в области налогообложения.

Информация о работе Доходы бюджета всех уровней РФ