Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:28, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Изучить бюджетную классификацию, сбалансированность бюджета;
- Выявить налоговые и неналоговые доходы бюджета;
- Изучить доходы региональных и местных бюджетов;
- Проанализировать динамики налоговых и неналоговых поступлений;
- Предложить основные направления бюджетной реформы в сфере доходов на современном этапе.
Рассмотрим структуру налоговых доходов в 2011 и 2012 гг.
Таблица 2 – структура налоговых доходов в 2011-2012 гг (тыс.руб.)
Наименование | 2011 | 2012 |
Налог
на прибыль, доходы
|
15603427,4 | 16520046,4 |
Налоги на товары(работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1984578,4 | 1912134,5 |
Налоги на совокупный доход | 969351,9 | 1088178,1 |
Налоги на имущество | 2830950,0 | 3445084,3 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1176565,0 | 1395885,2 |
Государственная пошлина | 12258,0 | 4876,8 |
А теперь поподробнее рассмотрим структуру налоговых доходов в 2011 году(см. рис. 2)
Как видно из диаграммы наибольший удельный вес в общей сумме налоговых доходов областного бюджета занимают налоги на прибыль, доходы. К ним относят:
Наименьший удельный вес
Неналоговые доходы бюджетов имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы. В структуре неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности. Неналоговые доходы составили 9,8% ВРП. Поступления от внешнеэкономической деятельности, включающие таможенные платежи, достигли 8,8% ВРП, что на 1,6 п.п. ВРП выше прошлогоднего показателя.
Хотя
доля неналоговых поступлений
В
составе неналоговых доходов
федерального бюджета на протяжении
последних пяти лет основной удельный
вес занимают доходы от государственной
собственности и
Второе место занимают административные сборы и платежи (в 2009 году этот показатель равен 6,6 %). Наименьший процент среди всех неналоговых доходов занимают в 2009 году занимают «Доходы от оказания платных услуг».
Наиболее значительные темпы роста доходов в 2009г. по отношению к 2008г. предусматриваются именно за счет роста неналоговых доходов — 136,7 %, в т.ч. прочих неналоговых доходов — 200,6 %, доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности — 133,9 % и доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности - 130,4 %.
2.2
Основные направления
Отношения в бюджетной сфере являются ключевым элементом финансовой системы современной России. Без полноценного решения проблемы сбора налогов и пополнения государственного бюджета переход на траекторию быстрого экономического роста практически неосуществим. За несколько последних лет выкристаллизовались следующие основные диспропорции между доходами экономики и налоговыми поступлениями:
Во-первых, уровень налогового бремени реального сектора экономики (исключая экспортоориентированные сектора) не позволяет финансировать даже простое воспроизводство.
Во-вторых, значительная часть экономики (теневой сектор, сфера обращения и финансовый сектор) фактически выведены из-под налогообложения.
В-третьих, общая величина недоимок и неуплаченных санкций превысила все мыслимые пределы. Устранение вышеназванных диспропорций требует мер по снижению налогового бремени для производителей, упорядочению налоговых поступлений и расходов государства.
Основным
принципом достижения сбалансированного
и ориентированного на экономический
рост бюджета является опережающий
рост доходов бюджета при
Несмотря на то, что правительство РФ приступило к налоговой реформе, в указанном направлении остаются крайне настоятельными следующие меры.
1.
Экстренная реструктуризация
2.
Срочное упрощение налоговых
платежей для мелких и средних
предприятий, установление для
мелких предприятий только
3.
Проведение реформы
4.
Сохранение неизменного уровня
номинального налогового
5.
Обеспечение устойчивости
6.
Повышение инвестиционной
7. Выравнивание уровня развития различных регионов РФ;
8. Экономический рост, развитие налогового потенциала, улучшение расчетов налогоплательщиков с бюджетом;
9.
Необходимо повысить
10.
Полный перевод бюджетных
Заключение
Формирование доходов, как федерального бюджета, так и бюджетов регионального и местного уровня является основной задачей правительства, так как в зависимости от уровня доходов, поступивших в бюджет, зависит развитие страны, уровень благосостояния населения, и многое другое.
В
Российской Федерации на практике используются
разнообразные способы
-
закрепление конкретных видов
доходов за тем или иным
бюджетом в качестве
-
разделение налоговых ставок
между уровнями бюджетной
Специфика
системы регулирующих налогов в
России привела к негативным последствиям.
Во-первых, региональные власти распоряжаются
своей долей в федеральных
налогах недостаточно ответственно.
Во-вторых, почти полное отсутствие
налоговых полномочий у региональных
властей, не позволяет выполнить
одно из необходимых условий
Основной
объем налоговых доходов
Сложившаяся
тенденция централизации
Во-первых,
только в том случае, если есть достаточные
свидетельства, что централизация
осуществляется не в урон интересам
и ресурсам долговременного социально-
Во-вторых,
если централизация непосредственно
обеспечивает лучшее удовлетворение потребностей
населения. Соблюдение конституционных
прав и гарантий населения – функция
федерального центра, которая оправдывает
любую степень централизации
налоговых поступлений. Соблюдение
конституционных гарантий населению
должно обеспечиваться бюджетами всех
уровней. Поэтому на федеральный
центр ложится задач не только
оказывать финансовую помощь регионам,
но в первую очередь создать им
через налогово-бюджетное