Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:28, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Изучить бюджетную классификацию, сбалансированность бюджета;
- Выявить налоговые и неналоговые доходы бюджета;
- Изучить доходы региональных и местных бюджетов;
- Проанализировать динамики налоговых и неналоговых поступлений;
- Предложить основные направления бюджетной реформы в сфере доходов на современном этапе.
Прямые
налоги предполагают непосредственное
изъятие части доходов
В
зависимости от органа, который взимает
налог и его использует, различают:
федеральные налоги; региональные налоги-
налоги национально-государственных
и административно-
Охарактеризуем конкретней федеральные налоги. Первоначально насчитывалось 17 федеральных налогов. Но затем произошли изменения в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог на прибыль как другие предприятия и организации. С 1 января 1994 г. был введён специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который с 1 января 1996 г. был отменён.
В настоящее время после изменений осталось 7 федеральных налогов и сборов, 3 региональных и 2 вида местных налогов. Основные федеральные налоги:
Полностью
в федеральный бюджет поступают
платежи за пользование природными
ресурсами. Акцизы, налог на прибыль
предприятий и организаций, налог
на доходы физических лиц - это регулирующие
доходы, которые процентных отчислений
направляются также в бюджеты
субъектов Федерации и в
Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги. В 2007-2010гг. на них приходилось от 62% до 66% общей суммы доходов федерального бюджета.
Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС). С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.
В Российской Федерации НДС взимается с 1 января 1992г. Он заменил действовавшие два налога - налог с оборота и налог с продаж. Под добавленной стоимостью понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России” от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия а бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.
Акцизы
также взимаются через цены товаров
и услуг. Объектом обложения акцизами
выступают как объём, так и
стоимость реализованных
Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную продукцию, нефть и газ.
Что
касается прямых налогов, то в России
важное значение принадлежит налогу
на прибыль предприятий и
Неналоговые
доходы бюджетов разных уровней имеют
существенные отличия от налоговых
поступлений. Порядок их установления,
исчисления и взимания регламентируется
комплексом нормативных документов.
Например, порядок перечисления средств,
получаемых в порядке приватизации
государственного или муниципального
имущества, определяется законодательством
Российской Федерации о приватизации,
а взимание отдельных санкций - Гражданским
и Уголовным кодексами
В
структуре неналоговых доходов
федерального бюджета Российской Федерации
наибольшую долю составляют доходы от
внешнеэкономической
Резервом
роста неналоговых доходов
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 Бюджетного Кодекса за счет:
доход бюджет реги1.2 Доходы региональных бюджетов
Региональные
бюджеты - центральное звено
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
В
последнее десятилетие
Через
региональные бюджеты государство
активно проводит экономическую
политику. На основе предоставления региональным
органам власти средств для увеличения
их бюджетов осуществляется финансирование
промышленности, сельского хозяйства,
строительства и содержания дорог,
охраны окружающей среды. При этом круг
финансируемых мероприятий
С
помощью региональных бюджетов государство
осуществляет выравнивание уровней
экономического и социального развития
территорий, которые в результате
исторических, географических, военных
и других условий отстали в
своем экономическом и
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и совместных доходов.
Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:
-
налог на имущество
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.
К
собственным доходам относятся
также доходы от использования имущества,
находящегося в собственности субъектов
РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении органов
Основные
направления использования
Главное место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство); на втором месте - расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика) - более 25%; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8%.
Следует отметить, что региональные бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику - 43% расходов.
Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства - более 32% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства - 30%, здравоохранения - 33%, культуры и искусства - 34%.
Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые проходит примерно 40% бюджетных расходов на эти цели.