Доходы бюджета всех уровней РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Изучить бюджетную классификацию, сбалансированность бюджета;
- Выявить налоговые и неналоговые доходы бюджета;
- Изучить доходы региональных и местных бюджетов;
- Проанализировать динамики налоговых и неналоговых поступлений;
- Предложить основные направления бюджетной реформы в сфере доходов на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 61.37 Кб (Скачать)

       Прямые  налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль  предприятий и организаций, поимущественный  налог и ряд других. Косвенные  налоги – это налоги, взимаемые  в ценах товаров и услуг. Косвенные  налоги включают налог на добавленную  стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

       В зависимости от органа, который взимает  налог и его использует, различают: федеральные налоги; региональные налоги- налоги национально-государственных  и административно-территориальных  образований (республик в составе  РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные налоги.

       Охарактеризуем  конкретней федеральные налоги. Первоначально  насчитывалось 17 федеральных налогов. Но затем произошли изменения  в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог на прибыль как другие предприятия и организации. С 1 января 1994 г. был введён специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который с 1 января 1996 г. был отменён.

       В настоящее время после изменений осталось 7 федеральных налогов и сборов, 3 региональных и 2 вида местных налогов. Основные федеральные налоги:

    1. Акцизы
    2. Налог на добавленную стоимость
    3. Водный налог
    4. Налог на доходы физических лиц
    5. Налог на добычу полезных ископаемых
    6. Налог на прибыль
    7. Государственная пошлина

       Полностью в федеральный бюджет поступают  платежи за пользование природными ресурсами. Акцизы, налог на прибыль  предприятий и организаций, налог  на доходы физических лиц - это регулирующие доходы, которые процентных отчислений направляются также в бюджеты  субъектов Федерации и в местные  бюджеты.

       Основное  место в федеральном бюджете  занимают косвенные налоги. В 2007-2010гг. на них приходилось от 62% до 66% общей суммы доходов федерального бюджета.

       Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную  стоимость (НДС). С фискальной точки  зрения это исключительно эффективный  налог. Принципиальное отличие НДС  от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в  том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

       В Российской Федерации НДС взимается  с 1 января 1992г. Он заменил действовавшие  два налога - налог с оборота  и налог с продаж. Под добавленной  стоимостью понимается оплата труда  работников предприятий вместе с  начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России”  от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия а бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

       Акцизы  также взимаются через цены товаров  и услуг. Объектом обложения акцизами выступают как объём, так и  стоимость реализованных подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.

       Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную продукцию, нефть и  газ.

       Что касается прямых налогов, то в России важное значение принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Плательщиками налога на прибыль  являются российские организации и  иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками.

       Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют  существенные отличия от налоговых  поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством  Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций - Гражданским  и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут  носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них  не определены конкретные ставки, сроки  уплаты, льготы и другие чисто налоговые  элементы.

       В структуре неналоговых доходов  федерального бюджета Российской Федерации  наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.

       Резервом  роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в  частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости.

       К неналоговым доходам бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

       Неналоговые доходы федерального бюджета формируются  в соответствии со статьями 41, 42 и 46 Бюджетного Кодекса за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  • доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
  • сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанных в статьях 57 и 62 настоящего Кодекса), - по нормативу 100 процентов;
  • прочих лицензионных сборов - по нормативу 100 процентов;
  • таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;
  • платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 процентов;
  • платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;
  • платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;
  • консульских сборов - по нормативу 100 процентов;
  • патентных пошлин - по нормативу 100 процентов;
  • платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов.

       доход бюджет реги1.2 Доходы региональных бюджетов

Региональные  бюджеты - центральное звено территориальных  бюджетов. Они предназначены для  финансового обеспечения задач, возложенных на государственные  органы управления субъекта Российской Федерации.

       В современных условиях все в большей  степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная  функция в экономическом и  социальном развитии территорий.

       В последнее десятилетие наблюдается  регионализация экономических и  социальных процессов. Все в большей  мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных  уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

       Через региональные бюджеты государство  активно проводит экономическую  политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

       С помощью региональных бюджетов государство  осуществляет выравнивание уровней  экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных  и других условий отстали в  своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

       В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются  за счет собственных и совместных доходов.

       Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

       - налог на имущество предприятий;

       - транспортный налог;

       - налог на игорный бизнес.

       К собственным доходам относятся  также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов  РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной  власти субъектов РФ.

       Основные  направления использования средств  региональных бюджетов:

  • обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
  • проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение реализации региональных целевых программ;
  • формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
  • содержание и развитие предприятий учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
  • оказание финансовой помощи местным бюджетам;
  • компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

       Главное место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство  и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство); на втором месте - расходы  на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика) - более 25%; расходы  на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8%.

       Следует отметить, что региональные бюджеты  являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику - 43% расходов.

       Велика  роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства - более 32% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального  хозяйства - 30%, здравоохранения - 33%, культуры и искусства - 34%.

       Развитие  производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической  продукции, химизация сельского  хозяйства, увеличение числа городов  и городского населения усиливают  нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это  отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в  свою очередь увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния  окружающей среды. Поэтому одной  из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые  проходит примерно 40% бюджетных расходов на эти цели.

Информация о работе Доходы бюджета всех уровней РФ