Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:28, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Изучить бюджетную классификацию, сбалансированность бюджета;
- Выявить налоговые и неналоговые доходы бюджета;
- Изучить доходы региональных и местных бюджетов;
- Проанализировать динамики налоговых и неналоговых поступлений;
- Предложить основные направления бюджетной реформы в сфере доходов на современном этапе.
Введение
Ведущую,
определяющую роль в формировании и
развитии экономической структуры
любого современного общества играет
государственное регулирование, осуществляемое
в рамках избранной властью
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Функционирование
государственного бюджета происходит
посредством особых экономических
форм - доходов и расходов, выражающих
последовательные этапы перераспределения
стоимости общественного
Тема данной курсовой работы: «Формирование доходов бюджетов различных уровней», эта тема актуальна в наше время, потому что доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны.
Объектом исследования в данной курсовой работе является формирование доходов бюджетов различных уровней, предметом исследования – непосредственно доходы федерального, местного и регионального бюджетов.
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
-
Изучить бюджетную
-
Выявить налоговые и
- Изучить доходы региональных и местных бюджетов;
- Проанализировать динамики налоговых и неналоговых поступлений;
-
Предложить основные
Глава 1
Особенности формирования доходов бюджета
Доходами
бюджета принято считать
Правовую базу формирования доходов бюджетов
составляют:
1) бюджетное законодательство РФ, которое
состоит из БК РФ и принятых в соответствии
с ним законов о федеральном бюджете на
соответствующий год, законов субъектов
РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий
год и иных федеральных законов, законов
субъектов РФ и нормативных правовых актов
представительных органов местного самоуправления,
регулирующих бюджетные отношения;
2) законодательство о налогах и сборах,
которое в соответствии со ст. 1 НК РФ распадается
на следующие подуровни:
- законодательство РФ о налогах и сборах,
состоящее из НК РФ и принятых в соответствии
с ним федеральных законов о налогах и
сборах;
- законодательство субъектов РФ о налогах
и сборах, которое состоит из законов и
иных нормативных правовых актов о налогах
и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии
с НК РФ;
- нормативные правовые акты органов местного
самоуправления о местных налогах и сборах,
принимаемые представительными органами
местного самоуправления в соответствии
с НК РФ.
В доходах бюджета одного уровня могут
быть частично централизованы доходы,
подлежащие зачислению в бюджеты других
уровней с целью финансирования централизованных
мероприятий. Нормативы централизации
доходов утверждаются ФЗ о федеральном
бюджете на очередной финансовый год,
законом субъекта РФ о региональном бюджете
на очередной финансовый год.
В доходах бюджетов могут быть
частично централизованы и различные
безвозмездные перечисления: от нерезидентов;
от бюджетов других уровней; от государственных
внебюджетных фондов; от государственных
организаций; от наднациональных организаций;
средства, передаваемые в целевые бюджетные
фонды; прочие безвозмездные перечисления.
В составе доходов бюджетов обособленно
учитываются доходы целевых бюджетных
фондов.
К целевым бюджетным фондам относятся
фонды денежных средств, образуемые в
соответствии с законодательством РФ
в составе бюджета за счет доходов целевого
назначения или в порядке целевых отчислений
от конкретных видов доходов или иных
поступлений и используемые по отдельной
смете. Речь идет о доходах:
1) территориальных дорожных фондов (налог
на пользователей автомобильных дорог,
налог с владельцев транспортных средств,
прочие поступления);
2) территориальных экологических фондов;
3) территориальных фондов воспроизводства
минерально-сырьевой базы;
4) Федерального агентство по атомной энергии;
5) целевых бюджетных фондов субъектов
РФ, утверждаемых законодательными (представительными)
органами субъектов РФ.
Средства целевого бюджетного фонда не
могут быть использованы на цели, не соответствующие
назначению целевого бюджетного фонда.
Доходы целевых бюджетных фондов в составе
доходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ учитываются отдельно.
Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
1)
налоговые и неналоговые
2) безвозмездные поступления:
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементами доходов являются:
1) федеральный бюджет;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации;
3) бюджеты муниципальных районов;
4) бюджеты городских округов;
5)
бюджеты внутригородских
6) бюджеты городских и сельских поселений;
7)
бюджет Пенсионного фонда
8)
бюджет Фонда социального
9)
бюджет Федерального фонда
10)
бюджеты территориальных
В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы.
При
дефиците бюджета - превышении расходов
над доходами - должны быть указаны
источники финансирования дефицита
(перечень источников финансирования
различен для разных уровней бюджетной
системы РФ). Законодательством РФ
установлены предельные размеры
дефицита бюджета. Например, размер дефицита
федерального бюджета не может превышать
суммарный объем бюджетных
Глава 2
Виды доходов бюджета
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.
Государство без налогов существовать не может, поскольку они - главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.
Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.
Кроме
общественного содержания, налоги имеют
материальную основу, т. е. представляют
собой реальную сумму денежных средств
общества, мобилизуемую государством.
При перераспределении
Доходы
бюджетов разных уровней формируются
за счет налоговых и неналоговых
доходов, а также доходов целевых
внебюджетных фондов. Объем поступлений
неналоговых доходов и их виды
устанавливаются в
К налоговым доходам относятся федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).
Все налоги делятся на прямые и косвенные.