Доходы бюджета всех уровней РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Изучить бюджетную классификацию, сбалансированность бюджета;
- Выявить налоговые и неналоговые доходы бюджета;
- Изучить доходы региональных и местных бюджетов;
- Проанализировать динамики налоговых и неналоговых поступлений;
- Предложить основные направления бюджетной реформы в сфере доходов на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 61.37 Кб (Скачать)

       1.3 Доходы местных бюджетов

       Местный бюджет – бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и  финансово-бюджетными правами.

       Бюджетные и имущественные права, предоставленные  этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять  свои бюджеты, распоряжаться переданными  в их ведение предприятиями и  получать от них доходы.

       Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в их назначении. Они выполняют  следующие функции:

  • формирование денежных фондов, являющихся финансовым, обеспечением деятельности местных органов власти;
  • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

       Важное  значение имеют местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении  государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через  систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление  государством социальной политики требует  больших материальных и финансовых ресурсов.

       Местные органы власти заинтересованы в собственных  источниках доходов. Они позволяют  шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет. Однако, поступления местных налогов  и сборов в местные бюджеты  незначительны. Их доля за последние 5 лет не превышала 12-15% общей суммы  доходных источников местных бюджетов.

       Одним из показателей децентрализации  доходов служит доля доходов местных  бюджетов в доходах консолидированного бюджета страны. Однако, общая сумма  доходов, поступающих в бюджетную  систему, не учитывает реальной степени  самостоятельности местных бюджетов в вопросах регулирования обеспеченности собственными доходами, на которые  местные органы власти могут влиять, изменяя ставку либо базу налогов. Используя  классификацию налоговых полномочий, принятую в Организации экономического сотрудничества и развития, автор  предлагает рассматривать собственные  доходы бюджета обособленно от трансфертов  и закрепленных отчислений в местные  бюджеты от федеральных, региональных налогов и налогов со специальными режимами в силу ограниченных полномочий власти на местах по законодательному регулированию данных налогов.

       За  местными бюджетами Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплены доходы от местных налогов и минимально гарантированные, единые для всех муниципальных образований определенного типа, нормативы отчислений от федеральных налогов, специальных налоговых режимов. Бюджетным кодексом Российской Федерации вменяется в обязанность органам государственной власти субъектов Российской Федерации передать местным бюджетам по единым и (или) дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений не менее 10% налоговых доходов от налога на доходы физических лиц, подлежащих зачислению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Помимо этого требования, Бюджетный кодекс Российской Федерации не налагает ограничений на размеры дополнительно передаваемых отчислений налогов в местные бюджеты. Законом субъекта Российской Федерации могут быть дополнительно установлены единые для всех муниципальных образований определенного типа нормативы отчислений от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, однако дальнейшая возможность расширения доли единых закрепленных нормативов в объеме доходов местных бюджетов ограничена неравномерностью распределения налоговой базы между муниципалитетами.

       Для повышения заинтересованности муниципальных  образований в увеличении собираемости налоговых доходов, целесообразно  предоставить право субъекту Российской Федерации частично или полностью  заменять дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности дифференцированными  нормативами не только от налога на доходы физических лиц, но и других налоговых доходов, зачисляемых  в бюджет субъекта Российской Федерации (в настоящее время такое право  установлено только на переходный период). Также необходимо предоставить право  муниципальным районам частично или полностью заменять дотации  дополнительными нормативами от налоговых доходов, зачисляемых  в бюджет муниципального района.

       Основным  доходным источником для бюджетов поселений  является земельный налог, который  с 2005г. полностью зачисляется в  местные бюджеты.

       В целях мобилизации неналоговых  доходов в бюджеты муниципальных  образований органам местного самоуправления следует постоянно проводить  проверки, в том числе и выездные, по вопросам предоставления и использования  земельных участков, правильности начисления и уплаты арендной платы за землю  и муниципальное имущество, зачисления средств от аренды и продажи земельных  участков и муниципального имущества.

       Существенную  роль в доходах бюджетов МО играют в последнее время доходы от предпринимательской  деятельности и иной, приносящей доход  деятельности. В основном это доходы от платных услуг, предоставляемых  населению бюджетными учреждениями образования, здравоохранения, культуры и др. Доходы от предпринимательской  деятельности являются важным источником финансирования бюджетных учреждений. При этом следует иметь в виду, что социально гарантированный  минимум услуг должен предоставляться  населению бесплатно и финансироваться  за счет средств местных бюджетов.

       В целях упорядочения взимания платных  услуг с населения органы местного самоуправления обязаны разработать  и утвердить перечень услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями за плату, единую методику предоставления платных услуг  в муниципальном образовании, а  также рекомендации по размерам платы  за предоставление различных видов  услуг муниципальным бюджетным  учреждениям.

       Постоянно увеличивающиеся расходы местных  бюджетов при недостаточном росте  объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет средств, поступивших из источников вышестоящих  бюджетов. 
 
 
 

       Глава 3

       Анализ  доходов регионального  бюджета

       (на  примере Амурской  области) 

2.1 Анализ  динамики доходов бюджета с  2011 по 2013 гг

Таблица 1-    Доходы областного бюджета  с 2011 по 2013 гг                    

Наименование 2011 2012 2013
Доходы, тыс.р. 37256636,0 31149945,6 30607297,2
В том числе,

Налоговые и неналоговые, т.р.

23007661,0 24645349,7 26457783,6
Безвозмездные поступления,

Т.руб.

14248975,0 6504595,9 4149513,6
 

         Проанализируем таблицу 1. За исследуемый  период наибольшая сумма  доходов  Амурской области составила 37256636,0 тысяч рублей в 2011 году. Далее  наблюдается снижение доходов  на 16,4 %  в 2012 году, и на 17,8 %  в  2013 году по сравнентю с 2011 годом. 

  Снижение доходов в 2012 году обусловлено в основном по причине снижения прогнозируемых налоговых и неналоговых доходов, а в 2013 году – снижение безвозмездных поступлений.

     Государственные доходы в январе-августе 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года увеличились. Основной рост пришелся на таможенные поступления. Налоговые  доходы выросли незначительно.

       Снижение  доходов бюджета Амурской области, главным образом, объясняется увеличением  неналоговых поступлений, включающих таможенные пошлины.

       Налоговые доходы в 2010 году составили 14,1% ВРП, что  ниже прошлогоднего значения на 0,1 п.п. ВВП. Неналоговые доходы составили 9,8% ВРП. Поступления от внешнеэкономической  деятельности, включающие таможенные платежи, достигли 8,8% ВВП, что на 1,6 п.п. ВРП выше прошлогоднего показателя.

       Решающее  значение в доходах бюджета имеют  налоги. Налоговые доходы – это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной власти.

       Налоги  представляют собой часть национального  дохода, мобилизуемого во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в  заранее установленных законом  размерах и в определенные сроки. Исторически их возникновение относится  к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Государство без налогов существовать не может, поскольку они – главный  метод мобилизации доходов в  условиях господства частной собственности  и рыночных отношений.

       В соответствии с налоговым кодексом налоги подразделяются на прямые, которые  платит непосредственно налогоплательщик, и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров и услуг, поскольку они  входят в цену этих товаров и услуг. К прямым налогам относятся: налог  на прибыль (доход) организаций, налог  на имущество, подоходный налог с  физических лиц и др. Косвенные  налоги отличаются простотой взимания и включают: налог на добавленную  стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

       Проанализируем  структуру доходов областного бюджета, и какую часть занимают налоговые  и неналоговые доходы и безвозмездные  поступления.

       Данные  для анализа мы видим на рисунке 1 – Структура доходов бюджета  Амурской области.

       

                                                                                                             Рисунок 1. 

       Сделаем вывод. За три года объем налоговых  и неналоговых доходов увеличивался, в 2012 году по сравнению с 2011 годом  объем данного вида доходов увеличился на 8,3 % . В 2013 году по сравнения с 2012 годом  объем налоговых и неналоговых  поступлений увеличился на 7,4 %.

       Объем безвозмездных поступлений снижался в течение изучаемого периода, наибольшая сумма поступлений была в 2011 году и составляла 14248975 тыс.руб. Но в  последующие  годы данный показатель снижается до 4149513,6( на 75%).  Но это пока только прогноз.

       Как видно из диаграммы ежегодно наибольшую долю в структуре доходов Амурской области составляют налоговые и  неналоговые поступления.

       Рассмотрим  структуру налоговых доходов.

       Важнейшее значение принадлежит  налогу на прибыль.В 2011 году  составил 15603427, 4 тыс. рублей и  по сравнению с 2010 годом сумма  данного налога выросла на 4,1% (36,2 млрд. рублей). С фискальной точки  зрения это исключительно эффективный  налог. Принципиальное отличие  налога на прибыль от налога  с оборота и других форм  универсального акциза состоит  в том, что на каждой стадии  производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется прибыль. 

       Что касается прямых налогов, то в России важное значение принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Плательщиками налога на прибыль  являются российские организации и  иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и(или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками.

       Налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2011 году поступило в регилнальный бюджет 1076821 тысяч рублей, в том числе на добычу нефти – 986,5 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 89,9 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 7,2 млрд. рублей. По сравнению с 2010 годом поступления налога на добычу полезных ископаемых выросли в 1,3 раза.

Информация о работе Доходы бюджета всех уровней РФ