Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:28, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Изучить бюджетную классификацию, сбалансированность бюджета;
- Выявить налоговые и неналоговые доходы бюджета;
- Изучить доходы региональных и местных бюджетов;
- Проанализировать динамики налоговых и неналоговых поступлений;
- Предложить основные направления бюджетной реформы в сфере доходов на современном этапе.
1.3 Доходы местных бюджетов
Местный бюджет – бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
Важное
значение имеют местные бюджеты
в осуществлении
Местные
органы власти заинтересованы в собственных
источниках доходов. Они позволяют
шире проявлять хозяйственную
Одним
из показателей децентрализации
доходов служит доля доходов местных
бюджетов в доходах консолидированного
бюджета страны. Однако, общая сумма
доходов, поступающих в бюджетную
систему, не учитывает реальной степени
самостоятельности местных
За местными бюджетами Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплены доходы от местных налогов и минимально гарантированные, единые для всех муниципальных образований определенного типа, нормативы отчислений от федеральных налогов, специальных налоговых режимов. Бюджетным кодексом Российской Федерации вменяется в обязанность органам государственной власти субъектов Российской Федерации передать местным бюджетам по единым и (или) дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений не менее 10% налоговых доходов от налога на доходы физических лиц, подлежащих зачислению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Помимо этого требования, Бюджетный кодекс Российской Федерации не налагает ограничений на размеры дополнительно передаваемых отчислений налогов в местные бюджеты. Законом субъекта Российской Федерации могут быть дополнительно установлены единые для всех муниципальных образований определенного типа нормативы отчислений от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, однако дальнейшая возможность расширения доли единых закрепленных нормативов в объеме доходов местных бюджетов ограничена неравномерностью распределения налоговой базы между муниципалитетами.
Для
повышения заинтересованности муниципальных
образований в увеличении собираемости
налоговых доходов, целесообразно
предоставить право субъекту Российской
Федерации частично или полностью
заменять дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности дифференцированными
нормативами не только от налога на
доходы физических лиц, но и других
налоговых доходов, зачисляемых
в бюджет субъекта Российской Федерации
(в настоящее время такое
Основным доходным источником для бюджетов поселений является земельный налог, который с 2005г. полностью зачисляется в местные бюджеты.
В
целях мобилизации неналоговых
доходов в бюджеты
Существенную
роль в доходах бюджетов МО играют
в последнее время доходы от предпринимательской
деятельности и иной, приносящей доход
деятельности. В основном это доходы
от платных услуг, предоставляемых
населению бюджетными учреждениями
образования, здравоохранения, культуры
и др. Доходы от предпринимательской
деятельности являются важным источником
финансирования бюджетных учреждений.
При этом следует иметь в виду,
что социально гарантированный
минимум услуг должен предоставляться
населению бесплатно и
В целях упорядочения взимания платных услуг с населения органы местного самоуправления обязаны разработать и утвердить перечень услуг, оказываемых бюджетными учреждениями за плату, единую методику предоставления платных услуг в муниципальном образовании, а также рекомендации по размерам платы за предоставление различных видов услуг муниципальным бюджетным учреждениям.
Постоянно
увеличивающиеся расходы
Глава 3
Анализ доходов регионального бюджета
(на примере Амурской области)
2.1 Анализ динамики доходов бюджета с 2011 по 2013 гг
Таблица 1- Доходы областного бюджета с 2011 по 2013 гг
Наименование | 2011 | 2012 | 2013 |
Доходы, тыс.р. | 37256636,0 | 31149945,6 | 30607297,2 |
В
том числе,
Налоговые и неналоговые, т.р. |
23007661,0 | 24645349,7 | 26457783,6 |
Безвозмездные
поступления,
Т.руб. |
14248975,0 | 6504595,9 | 4149513,6 |
Проанализируем таблицу 1. За исследуемый
период наибольшая сумма
Снижение доходов в 2012 году обусловлено в основном по причине снижения прогнозируемых налоговых и неналоговых доходов, а в 2013 году – снижение безвозмездных поступлений.
Государственные
доходы в январе-августе 2009 года по
сравнению с аналогичным
Снижение доходов бюджета Амурской области, главным образом, объясняется увеличением неналоговых поступлений, включающих таможенные пошлины.
Налоговые доходы в 2010 году составили 14,1% ВРП, что ниже прошлогоднего значения на 0,1 п.п. ВВП. Неналоговые доходы составили 9,8% ВРП. Поступления от внешнеэкономической деятельности, включающие таможенные платежи, достигли 8,8% ВВП, что на 1,6 п.п. ВРП выше прошлогоднего показателя.
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоговые доходы – это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной власти.
Налоги
представляют собой часть национального
дохода, мобилизуемого во все звенья
бюджетной системы. Это обязательные
платежи юридических и
В
соответствии с налоговым кодексом
налоги подразделяются на прямые, которые
платит непосредственно
Проанализируем структуру доходов областного бюджета, и какую часть занимают налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Данные для анализа мы видим на рисунке 1 – Структура доходов бюджета Амурской области.
Сделаем
вывод. За три года объем налоговых
и неналоговых доходов
Объем
безвозмездных поступлений
Как видно из диаграммы ежегодно наибольшую долю в структуре доходов Амурской области составляют налоговые и неналоговые поступления.
Рассмотрим структуру налоговых доходов.
Важнейшее значение
Что
касается прямых налогов, то в России
важное значение принадлежит налогу
на прибыль предприятий и
Налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2011 году поступило в регилнальный бюджет 1076821 тысяч рублей, в том числе на добычу нефти – 986,5 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 89,9 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 7,2 млрд. рублей. По сравнению с 2010 годом поступления налога на добычу полезных ископаемых выросли в 1,3 раза.